Урок биологии в 8 классе по теме "Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов"
план-конспект урока (биология, 8 класс) на тему
Конспект открытого урока по биологии в 8 Г классе.
Учитель Пушина Анна Владимировна
Тема урока: Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и функциях ее форменных элементов.
Задачи
образовательные:
· Сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемой функцией, о совершенствовании строения эритроцитов в процессе эволюции.
· Познакомить учащихся с механизмом переноса кровью кислорода и углекислого газа.
развивающие:
· Продолжать терминологическую работу с учащимися.
· Развивать самостоятельность учащихся, их самоорганизацию при выполнении заданий.
· Совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом и микропрепаратами.
· Развивать логику, внимание, память учащихся, способности к синтезу и анализу.
воспитательные:
· формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач,
· стимулировать развитие познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
форменные элементы крови эритроциты. | 903.89 КБ |
презентация форменные элементы крови эритроциты часть 1 | 1.72 МБ |
презентация форменные элементы крови эритроциты 2 часть | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по биологии в 8 Г классе.
Учитель Пушина Анна Владимировна
Тема урока: Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и функциях ее форменных элементов.
Задачи
образовательные:
- Сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемой функцией, о совершенствовании строения эритроцитов в процессе эволюции.
- Познакомить учащихся с механизмом переноса кровью кислорода и углекислого газа.
развивающие:
- Продолжать терминологическую работу с учащимися.
- Развивать самостоятельность учащихся, их самоорганизацию при выполнении заданий.
- Совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом и микропрепаратами.
- Развивать логику, внимание, память учащихся, способности к синтезу и анализу.
воспитательные:
- формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач,
- стимулировать развитие познавательного интереса.
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие.
«Вызов» (просмотр видеофрагмента «Удивительная жидкость организма – кровь»)
(СЛАЙД1) (фрагмент из фильма наука 2.0 «Тайны крови»)
-Ребята, сегодня мы продолжаем изучать внутреннюю среду организма человека и более подробно приступим к изучению форменных элементов крови. А именно эритроцитов.
Определение цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем действовать. Цель наших действий:
(СЛАЙД 2)
- Приближаясь к цели мы будем следовать следующему плану:
(СЛАЙД 3)
Объявление плана проведения урока.
-Девизом нашего урока будет великая Китайская мудрость «Скажи, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь»
(СЛАЙД 4)
- В добрый путь!
П. Повторение изученной темы
-Давайте вспомним, что из себя представляет кровь? Просмотр видеофрагмента Кровь – это…
(СЛАЙД №5) видео (фрагмент из фильма наука 2.0 «Тайны крови»)
-Проверим насколько хорошо вы запомнили состав крови ?
ИНТЕРАКТИВ «Анализ крови» - оценка ученика
ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005bf-1000-4ddd-ca70-0d0046bc5026/b08_067.swf
ИНТЕРАКТИВ «Тест кровь» - оценка ученика
ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005c1-1000-4ddd-88e9-1e0046bc5026/index_mht.htm
-Прекрасно! Основное нам помогли вспомнить ……………………………………., а теперь оценим знания каждого из вас, откройте тетради для проверочных , проставьте число п.р. и приступим к ответам на вопросы.
(СЛАЙД№6)
ЦОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/335dc598-12d6-4f0f-9d4e-9439bf75d249/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/63cb0f3f-699c-46b4-a1b4-dd856be8b421/view/
-Проверим ответы и оценим себя!
(СЛАЙД № 7)
III. Постановка проблемного вопроса
-Кровь-носительница жизни!
(СЛАЙД №8)
ЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005b9-1000-4ddd-bac8-4a0046bc5025/b08_061.swf
Просмотр видеосюжета «Кровь - это ткань!»
(фрагмент из фильма наука 2.0 «Тайны крови»)
-Что мы называем ТКАНЬЮ – Это группа клеток сходных по строению, происхождению и выполняющих единую функцию и межклеточное вещество.
-Вспомним, какие функции в нашем организме выполняет кровь?
Просмотр анимации «Функции крови»
-Одна из важнейших функций крови – транспортная, в частности, транспорт газов. Каких?
Кислорода - откуда и куда? А углекислого газа?
(СЛАЙД № 9)
- Если бы газы были просто растворены в плазме, она смогла бы переносить кислород приблизительно 0,2 мл на 100 мл и углекислый газ - о,3 мл на 100 мл.
Но известно, что она переносит 20 мл кислорода и 60 мл углекислого газа на 100 мл (данные на экране)
(СЛАЙД № 10)
Задача; во сколько раз более эффективно кровь переносит кислород? А углекислый газ?
(СЛАЙД № 11)
Проблема урока
Чем же может достигаться такая эффективность?
Учащиеся делают предположение, что эта функция связана с какими-то элементами, специализированными для выполнения этой функции.
Учитель подтверждает версию школьников и говорит о том, что такие форменные элементы присутствуют в крови. Это эритроциты.
IV. Изучение новой темы
- «Строение и функции эритроцитов»
(СЛАЙД № 12)
-Интересные факты
1.Если все эритроциты человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору.
2. Если считать число эритроцитов со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, потребуется почти 450 тысяч лет!
( СЛАЙД № 13)
-Что знает современная наука об этих форменных элементах? Посмотрим:
(СЛАЙД № 14) просмотр видеосюжета (фрагмент из фильма наука 2.0 «Тайны крови»)
-Сейчас мы попробуем представить себя современными учеными и решить несколько биологических задач, которые позволят нам разгадать загадку «Совершенства эритроцита».
(СЛАЙД № 15)
Вам предстоит не только рассмотреть два микропрепарата и выявить их особенности, сравнить между собой и сделать рисунки, но и включиться в настоящее научное исследование и опираясь на проблемные вопросы обозначенные в инструктивных картах открыть Тайны совершенства эритроцита – форменного элемента крови, обеспечивающего дыхательную функцию всей крови.
- Лабораторная работа «Изучение строения эритроцитов человека и лягушки» (СЛАЙД № 19)
-Ребята, следуя инструкции, вы исследуете микропрепараты и оформляете работу в лабораторной тетради. Затем вы работаете по парам, у вас на столах лежат бланки исследовательской работы с инструкцией и готовым шаблоном для заполнения. Для выполнения исследовательской работы необходимо разрешить проблемные задания, вы их решаете, записываете свои доводы и рассуждения на бланке работы и готовитесь озвучить свои мысли по теме на обсуждении. Через 10 минут мы проводим мини-семинар по теме «Тайна совершенства эритроцита», делаем выводы и оформляем до конца отчеты.
-Работа учащихся.
(СЛАЙД № 20)
- Мини-семинар «Тайна Совершенства эритроцита».
Выступления учащихся по проблемным вопросам. Обсуждение формулирование выводов урока.
(СЛАЙД № 21)
V. Подведение итогов. Выводы по работе. Рефлексия
-Выводы
(СЛАЙД № 22)
1. Эритроциты - красные безъядерные клетки двояковогнутой формы, содержащие белок Hb (гемоглобин)
(СЛАЙД № 23)
2. Функция эритроцита - перенос кислорода из легких в ткани и углекислого газа из тканей в легкие.
(СЛАЙД № 24)
3. В ходе эволюции эритроциты уменьшили свои размеры, но увеличили количество; утратили ядро, но увеличили площадь поверхности.
VI. Домашнее задание.
(СЛАЙД № 25)
п.22 конспект, сообщение «Переливание крови», «Группы крови человека»
творческое задание - проектная работа « Голубая кровь, миф или реальность?»
-Ребята, я прошу вас отметить на полях в виде смайлика ваше настроение по итогам прошедшего урока!
-Наш урок закончен. Спасибо за внимание и работу. До новых встреч! Всего доброго!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Задания 1 группы
Задания 2 группы
Задания 3 группы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о составе и функциях основных элементов крови; проверить усвоение понятий и терминов по теме; развить умение решать познавательные биологические задачи и расширить познавательный кругозор.
План урока: Повторение Знакомство с новым материалом. Лабораторная практика. Коллективное исследование. Мини-семинар «Тайна Совершенства эритроцита». Домашнее задание создания домашнего проекта .
. «Скажи , и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.» Китайская мудрость.
Повторение Интерактив «Анализ крови» Интерактив «Тест кровь»
ПОВТОРЕНИЕ Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 (укажите какими цифрами обозначены тканевая жидкость и лимфа) Вопрос№4 (как называется постоянство внутренней среды организма?) Вопрос №5 (какую функцию крови иллюстрирует этот рисунок?)
Проверь себя… Ответы 6-8 Миоциты 7-8 ГОМЕОСТАЗ Защитная функция (иммунитет)
Кровь, носительница жизни . ФУНКЦИИ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА.
ФАКТ: Если бы газы были просто растворены в плазме, она смогла бы переносить кислород приблизительно 0,2 мл на 100 мл и углекислый газ - о,3 мл на 100 мл. Но известно, что она переносит 20 мл кислорода и 60 мл углекислого газа на 100 мл .
Задача: Во сколько раз более эффективно кровь переносит кислород? А углекислый газ? Ответ Кровь переносит кислород в 100 раз более эффективнее! А углекислый газ в 200 раз!
Проблема урока: Чем же может достигаться такая эффективность транспорта газов?
Эритроциты Красные безъядерные клетки двояковогнутой формы, содержащие белок Hb ( гемоглобин) Функции Перенос кислорода из легких в ткани и углекислого газа из тканей в легкие 4,5-5 млн. в 1 см 3
Подумать только... Если все эритроциты человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать число эритроцитов со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, потребуется почти 450 тысяч лет!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лабораторная работа № 14 «Изучение строения эритроцитов крови человека и лягушки » Цель : Выявить особенности строения эритроцитов в связи с выполняемой функцией. Оборудование : Микроскопы, микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки». Ход работы : 1.Подготовить к работе микроскоп . 2.Рассмотреть микропрепараты, сравнить объекты исследования. 3.Продумать ответы на проблемные вопросы, обсудить в группе и подготовить докладчика. 4. Представить результаты исследований и выводы группы классу. 5.Оформить результаты в таблицу отчета и сформулировать вывод по лабораторной работе.
Задания для 1 группы: 1 « Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1 дм 3 пластилина, если его разрубить на одинаковые куски по 1 мм 3 ?» Сделайте вывод. 2 «Где содержится больше частиц: в стакане с пшеном или в стакане с фасолью? Почему? В каком случае суммарная площадь поверхности частиц будет больше?» Сделайте вывод. 3 «У взрослого человека около 5 л крови. В каждом 1 мм 3 находится примерно 5 млн. эритроцитов, что составляет поверхность в 3500 м 2» . Дайте объяснение этому явлению. Сделайте вывод о том, как строение эритроцита связано с выполняемой функцией.
Задания для 2 группы: 1. В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода? 2. Прочитайте текст «Перенос эритроцитами кислорода». Что такое гемоглобин? Какова его функция? 3. Рассчитайте , какой объем кислорода получает организм человека в покое в течение часа, если известно, что гемоглобина в крови содержится 750 г, а 1 г гемоглобина может связать 1,34 см 3 кислорода. Один полный оборот кровь совершает в среднем за 0,5 минуты . * Сделайте вывод о том, какую роль играет гемоглобин в переносе газов эритроцитами и как реализация данной функции отражается на строении эритроцита.
Задания для 3 группы: 1. Вспомните чем отличается образ жизни теплокровных и холоднокровных животных? Чем определяется возможность поддержания постоянной температуры тела у организма? 2. Проанализируйте особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки, выявить общие и различные черты! 3. Подготовьте ответ на вопрос: Чья кровь – лягушки или человека переносит больше кислорода? Почему ? Как это влияет на уровень обменных процессов в организме? * Сделайте вывод о том, как изменилось в ходе эволюции строение эритроцита в связи с выполняемой функцией.
«Изучение строения эритроцитов крови человека и лягушки» Кровь лягушки Кровь человека ЭРИТРОЦИТ
Оформляем работу
Тайна Совершенства эритроцита
Выводы: Эритроциты - к расные безъядерные клетки двояковогнутой формы, содержащие белок Hb ( гемоглобин)
Выводы: 2. Функция эритроцита - перенос кислорода из легких в ткани и углекислого газа из тканей в легкие
Выводы: 3. В ходе эволюции - Эритроциты уменьшили свои размеры, но увеличили количество; утратили ядро, но увеличили площадь поверхности.
Домашнее задание: п.22 конспект, сообщение «Переливание крови», «Группы крови человека »; творческое задание - проектная работа « Голубая кровь, миф или реальность?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.Значение корней и их многообразие"
презентация к уроку биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня"....
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"
Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...
Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"
Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"...
Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС
Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...
Презентация к уроку биологии, 8 класс по теме "Строение легких"
Презентация к уроку биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях", 8 класс....
разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"
Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...