Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа (биология, 9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 9 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_._bio_9_novaya.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Болотниково
«Утверждаю»
Директор школы: М.М.Грунина
Приказ №____
от «___»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»
9 класс
Рассмотрено на заседании
МО учителей химии и биологии
Лунинского района
(протокол №___ от «___»_____20____г.)
Одбрено педагогическим советом
МОУ ООШ с.Болотниково
(протокол №___ от «___»_____20____г.)
Составитель: Яшина Е.А.
учитель химии и биологии
МОУ ООШ с.Болотниково
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе программы основного общего образования МОУ ООШ с.Болотниково по биологии.
Структура документа.
Рабочая программа по биологии 9 класса включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса. В программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Цели и задачи обучения биологии в 9 классе:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. В программе дается распределение материала по разделам и темам (в часах). В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
В целях развития экологической культуры учащихся и углубления знаний о проблемах своей малой родины с использованием краеведческого материала часы регионального компонента отведены на изучение темы «Экология Пензенского края».
Место учебного предмета в Учебном плане МОУ ООШ с.Болотниково.
В соответствии с Учебным планом МОУ ООШ с.Болотниково на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов. Рабочая программа разработана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Требования к результатам освоения учащимися 9 класса программы:
Учащиеся должны знать:
– роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
– основные уровни организации живого;
– основные свойства жизни;
– основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– об основных структурных элементах клетки и их функциях;
– о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
– о материальных основах наследственности;
– принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
– об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
– о способах деления клеток;
– об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
– основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
– о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;
– основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
– понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;
– понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– о причинах низкой устойчивости агроценозов;
– о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
– о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
– законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
– основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;
– об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
– об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
– основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
– основные положения учения о виде и видообразовании;
– основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;
– основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;
– основные события, выделившие человека из животного мира;
– о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.
Учащиеся должны уметь:
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;
– находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
– пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
– пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– приводить примеры приспособлений у растений и животных;
– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
– находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.
Основное содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
РАЗДЕЛ I
РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Тема 1.1. Общие закономерности развития живой природы (11 ч)
Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.
Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах растений.
Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV и первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Тема 1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.
Биологические свойства человеческого общества.
Демонстрация. Схемы развития царств живой природы.
Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
Межпредметные связи. Физическая география. История континентов. Экономическая география. Население мира. География населения мира.
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тема II.1. Химическая организация живого (2 ч)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Буферные системы клетки и организма.]
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот;
Тема II.2. Обмен веществ и превращение энергии (2 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Тема П.З. Общие принципы клеточной организации (6 ч)
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток.
Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке.
Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Неклеточные формы жизни — вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.
Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных и грибов.
Лабораторная работа N° 3. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
РАЗДЕЛ III
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Тема III. 1. Формы размножения организмов (2 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.
Тема III.2. Основы биологии развития (3 ч)
Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: до-
репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.
Основные понятия. Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.
Умения. Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. Давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение. Законы Ньютона. Сила упругости, сила трения. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ IV
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Тема IV.1. История представлений о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности (9 ч)
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).
Тема IV.2. Закономерности изменчивости. Селекция. (6 ч)
Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений и животных.
Лабораторная работа № 4. Решение генетических задач и составление родословных.
Лабораторная работа № 5. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ V
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Тема V.1. Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера (3 ч)
Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные. Иерархическая система организации организмов.
Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный, биоценотический и биосферный уровни). Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.
Основные понятия. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.
Тема V.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания (5 ч)
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Тема V.3. Биосфера и человек. (3 ч)
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы , обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Тема V.3. Экология Пензенской области (8ч)
Природные условия и экологические проблемы Пензенского края. Экология организма. Адаптивные формы и ритмы организмов родного края. Экология популяций. Состав, структура, типы взаимодействий популяций в экосистемах родного края. Экологические сообщества Пензенского края их состояние и развитие. Среда жизни Пензенской области, как фактор среды. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье населения родного края. Современные проблемы рационального использования и охраны природы в Пензенском крае. Охраняемые территории Пензенской области их роль в сохранении биоразнообразия и устойчивости экосистем.
Резервное время: 2 часа
Тематическое планирование курса биологии в 9 классе
(по учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Основные закономерности» 9класс).
№ урока | Название темы | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Диагностические работы | |||
1 | Введение. Биология - наука о жизни | 1 | ||
Раздел I. «Развитие живой природы». | 18 | 2 | 2 | |
Тема I. 1. Общие закономерности развития живой природы. | 11 | 2 | 1 | |
2 | 1.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | ||
3 | 2.Становление систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | ||
4 | 3.Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч, Дарвина. | 1 | ||
5 | 4.Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 1 | ||
6 | 5.Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора. | 1 | ||
7 | 6.Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. | 1 | ||
8 | 7.Лабораторная работа № 1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | 1 | 1 | |
9 | 8.Физиологические адаптации. | 1 | ||
10 | 9.Вид, его критерии и структуры. Эволюционная роль мутаций. | 1 | ||
11 | 10.Лабораторная работа № 2. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора». | 1 | 1 | |
12 | 11.Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | ||
Тема 1.2 Возникновение жизни на Земле. | 7 | 1 | ||
13 | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | ||
14 | Начальные этапы развития жизни. | 1 | ||
15 16 17 18 19 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру Жизнь в мезозойскую эру Жизнь в кайнозойскую эру Происхождение человека. Обобщающий урок. Тестирование. | 1 1 1 1 1 | 1 | |
Раздел II. «Структурная организация живых организмов», | 10 | 1 | ||
Тема II.1 Химическая организация клетки. | 2 | |||
20 21 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки, | 1 1 | ||
Тема II.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 2 | |||
22 23 | Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен. | 1 1 | ||
Тема II.3 Строение и функции клеток. | 6 | 1 | ||
24 25 26 27 28 29 | Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. | 1 1 1 1 1 1 | 1 | |
Раздел Ш. «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | 5 | |||
Тема III.1 Размножение организмов. | 2 | |||
30 31 | Бесполое размножение Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 1 | ||
Тема III.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 3 | |||
32 33 34 | Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 1 1 | ||
Раздел IV, «Наследственность и изменчивость организмов», | 15 | 2 | ||
Тема IV.1 Закономерности наследования признаков. | 9 | 1 | ||
35 36
37 38 39 40 41 42 43 | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделеева. Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословных». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | |
44 45 46 | Тема IV.2 Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой». | 3 1 1 1 | 1 1 | |
47 48 49 | Тема IV.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. | 3 1 1 1 | ||
Раздел V. «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». | 21 | 1 | ||
Тема V.1. Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера | 3 | |||
50 51 52 | Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. | 1 1 1 | ||
Тема V.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания | 5 | |||
53 54 55 56 57 | Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами | 1 1 1 1 1 | ||
Тема V.3. Биосфера и человек. | 3 | 1 | ||
58 59 60 | Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 1 1 | ||
61 62 63 64 65 66 67 68 69-70 | Тема V.4. Экология Пензенской области Природные условия и экологические проблемы Пензенского края. Экология организма. Адаптивные формы и ритмы организмов родного края. Экология популяций. Состав, структура, типы взаимодействий популяций в экосистемах родного края. Экологические сообщества Пензенского края их состояние и развитие. Экология человека. Среда жизни Пензенской области, как фактор среды. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье населения родного края. Современные проблемы рационального использования и охраны природы в Пензенском крае. Охраняемые территории Пензенской области их роль в сохранении биоразнообразия и устойчивости экосистем. Резервное время. | 8 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
методические пособия для учителя:
1) Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008;
дополнительная литература для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;
5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. –
М.: Просвещение, 1997;
7) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
1)Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Основные закономерности» 9класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010
2)С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Ра-бочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2010. -128с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Комплект таблиц «Химия клетки»
Белки и ферменты
Нуклеиновые кислоты
АТФ- аденозинтрифосфорная кислота
Таблица «Генетический код »
Таблица «Действие факторов среды на живые организмы
Таблица «Гипотезы о возникновении Солнечно системы»
Таблица «Науки о природе»
Таблица «Главные направления эволюции»
Таблица «Строение и функции липидов»
Таблица «Метаболизм»
Таблица «Вирусы»
Таблица «Многообразие живых организмов»
Таблица «Координация и регуляция»
Таблица « Обмен веществ и энергии»
Таблица «Среда обитания»
Таблица «Синтез белка»
Таблица «Типы питания»
Таблица «Биотические взаимодействия»
Таблица «Строение ДНК»
Таблица «Грибы»
Таблица «Строение и уровни организации белка»
Таблица «Фотосинтез»
Таблица «Строение и функции белка»
Таблица «Типы размножения организмов»
Таблица «Цепи питания»
Таблица «Сукцессия- саморазвитие природного сообщества»
Комплект таблиц «Эволюция движения позвоночных животных»
Комплект таблиц по биологии 6-9 кл.
Структурная организация живых организмов
Вирусы.
Прокариотическая клетка
Митоз
Хромосомы
Приспособленность клюва и лап птиц к различным условиям обитания
Гомеостаз
Иммунная система человека.
Иммунный ответ
Филогенетическое древо животного мира
Филогенетическое древо растительного мира
Эволюционное древо приматов и человека
Биосфера
Комплект карточек «Генетика человека»
Генетический метод антропогенетики
Генетика групп крови
Строение клетки
Наследование резус-фактора
Перекрест хромосом
Переливание крови
Набор микропрепаратов по общей биологии
Микроскопы
Видеокассеты
Телевизор
DVD-плеер
Набор кодоплёнок
графпроектор
«Утверждено» на педсовете «__»_______2013г.
Директор школы: М.М.Грунина
Календарно-тематическое планирование учебного материала по биологии
9 класса.
№ урока | Название темы | Всего часов | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (факт) | Примечания |
1 | Введение. Биология - наука о жизни | 1 | |||
Раздел I. «Развитие живой природы». | 18 | ||||
Тема I. 1. Общие закономерности развития живой природы. | 11 | ||||
2 | 1.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | |||
3 | 2.Становление систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | |||
4 | 3.Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч, Дарвина. | 1 | |||
5 | 4.Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 1 | |||
6 | 5.Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора. | 1 | |||
7 | 6.Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. | 1 | |||
8 | 7.Лабораторная работа № 1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | 1 | |||
9 | 8.Физиологические адаптации. | 1 | |||
10 | 9.Вид, его критерии и структуры. Эволюционная роль мутаций. | 1 | |||
11 | 10.Лабораторная работа № 2. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора». | 1 | |||
12 | 11.Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | |||
Тема 1.2 Возникновение жизни на Земле. | 7 | ||||
13 | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | |||
14 | Начальные этапы развития жизни. | 1 | |||
15 16 17 18 19 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру Жизнь в мезозойскую эру Жизнь в кайнозойскую эру Происхождение человека. Обобщающий урок. Тестирование. | 1 1 1 1 1 | |||
Раздел II. «Структурная организация живых организмов», | 10 | ||||
Тема II.1 Химическая организация клетки. | 2 | ||||
20 21 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки, | 1 1 | |||
Тема II.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 2 | ||||
22 23 | Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен. | 1 1 | |||
Тема II.3 Строение и функции клеток. | 6 | ||||
24 25 26 27 28 29 | Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. | 1 1 1 1 1 1 | |||
Раздел Ш. «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | 5 | ||||
Тема III.1 Размножение организмов. | 2 | ||||
30 31 | Бесполое размножение Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 1 | |||
Тема III.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 3 | ||||
32 33 34 | Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 1 1 | |||
Раздел IV, «Наследственность и изменчивость организмов», | 15 | ||||
Тема IV.1 Закономерности наследования признаков. | 9 | ||||
35 36
37 38 39 40 41 42 43 | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделеева. Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословных». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||
44 45 46 | Тема IV.2 Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой». | 3 1 1 1 | |||
47 48 49 | Тема IV.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. | 3 1 1 1 | |||
Раздел V. «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». | 21 | ||||
Тема V.1. Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера | 3 | ||||
50 51 52 | Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. | 1 1 1 | |||
Тема V.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания | 5 | ||||
53 54 55 56 57 | Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами | 1 1 1 1 1 | |||
Тема V.3. Биосфера и человек. | 3 | ||||
58 59 60 | Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 1 1 | |||
61 62 63 64 65 66 67 68 69-70 | Тема V.4. Экология Пензенской области Природные условия и экологические проблемы Пензенского края. Экология организма. Адаптивные формы и ритмы организмов родного края. Экология популяций. Состав, структура, типы взаимодействий популяций в экосистемах родного края. Экологические сообщества Пензенского края их состояние и развитие. Экология человека. Среда жизни Пензенской области, как фактор среды. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье населения родного края. Современные проблемы рационального использования и охраны природы в Пензенском крае. Охраняемые территории Пензенской области их роль в сохранении биоразнообразия и устойчивости экосистем. Обобщающий урок. Экскурсия. | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....