Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа (биология, 8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Н.И. Сонина расчитана на 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_._bio_8_novaya.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Болотниково
«Утверждаю»
Директор школы: М.М.Грунина
Приказ №____
от «___»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК»
8 класс
Рассмотрено на заседании
МО учителей химии и биологии
Лунинского района
(протокол №___ от «___»_____20____г.)
Одбрено педагогическим советом
МОУ ООШ с.Болотниково
(протокол №___ от «___»_____20____г.)
Составитель: Яшина Е.А.
учитель химии и биологии
МОУ ООШ с.Болотниково
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования МОУ ООШ с.Болотниково по биологии.
Структура документа.
Рабочая программа по биологии 8 класса включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. В программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Цели и задачи обучения биологии в 8 классе:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существ.
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.
В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Место учебного предмета в Учебном плане МОУ ООШ с.Болотниково.
Согласно учебному плану МОУ ООШ с.Болотниково на изучении биологии в 8 классе отводится 70 часов. Рабочая программа для 8-го класса разработана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Требования к результатам освоения учащимися 8 класса программы:
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием человека; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организма человека) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека и влияние собственных поступков на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Основное содержание учебного предмета
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)
Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.
Тема 2. Происхождение человека (3 ч.)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы эволюции человека разумного. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство. Расизм.
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 ч.)
Понятия анатомии, физиологии и гигиены человека. Вклад различных ученых в развитие наук о человека.
Тема 4. Общий обзор организма человека (4 ч.).
Клеточное строение организма. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Органы и системы органов. Организм – единое целое.
Лабораторная работа:
1. Изучение микроскопического строения тканей.
Практическая работа:
1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция (12 ч.)
Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.
Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.
Лабораторная работа:
1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Самонаблюдение:
1. Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 ч.)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.
Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.
Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.
Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
Лабораторная работа:
1. Изучение внешнего строения костей.
Самонаблюдения:
1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
2. Измерение массы и роста своего организма.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч.)
Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Лабораторная работа:
1. Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)
Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение лимфы в организме. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.
Самонаблюдения:
1. Измерение кровяного давления.
2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание (5 ч.)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.
Практическая работа:
1. Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (5 ч.)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Лабораторная работа:
1. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Практическая работа:
1. Определение норм рационального питания.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.
Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание.
Тема 12. Выделение (2 ч.)
Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 13. Покровы тела (3 ч.)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляция. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.
Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)
Система органов размножения; строение и гигиена.
Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч.)
Поведение человека. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.
Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Безусловные и условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (5 ч.)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Практические работы:
1. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Резервное время ( 2 ч) использовано на повторение пройденного материала и тестовый контроль знаний.
Тематическое планирование курса биологии в 8 классе
(по учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Человек», 8 класс).
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов. | Из них | |
Лабор. работы | Диагносработы | |||
1. 2. 3-4. 5. 6. 7. 8-9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16-17 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68 69 70. | Тема 1 . Человек как биологический вид . Место человека в системе органического мира. Особенности человека. Тема 2 . Происхождение человека. Происхождение человека, этапы его становления. Расы человека, их происхождение и единство. Тема 3 . Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека. Тема 4. Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани. Л. р. № 1. «Ткани организма». Органы. Системы органов. Организм. Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. нервно-гуморальная регуляция, её нарушения. Нервная система. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Спиной мозг. Л.р. №2. Определение безусловных рефлексов Строение и функции головного мозга. Полушария головного мозга. Л.р. 3. Анализаторы. Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Чувствительность, взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Контрольная работа по темам 6 и 7. Тема 6. Опора и движение. Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека. Строение и свойства костей. Типы соединения костей. Первая помощь при повреждениях скелета. Мышцы, их строение и функции. Работа мышц. Значение физических упражнений для формирования ОДС. Л.р. №4. Взаимосвязь строения и функций ОДС. Тема 7. Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма и её значение. Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л.р. №5. Иммунитет. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. Тема 8. Транспорт веществ. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Л.р. 6 Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Тема 9. Дыхание. Дыхание. Строение органов дыхания. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Регуляции дыхания. Л.р. №7. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Тема 10. Пищеварение. Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.р. № 8. Всасывание. Рациональное питание. Л.р. № 9. Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины. Обмен веществ и энергии. Витамины. Тема 12. Выделение. Выделение. Строение и работа почек. Заболевание почек, их предупреждение. Тема 13. Покровы тела. Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Тема 14. Размножение и развитие. Половая система человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Возрастные процессы. Планирование семьи. Тема 15. Высшая нервная деятельность. Поведение человека. Рефлекс, его виды и значение. Торможение, его виды и значение. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Типы нервной деятельности. Человек и его здоровье Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Повторение изученного материала Тестовый контроль за курс 8 класса. | 2 1 1 3 2 1 1 1 4 1 2 1 2 1 1 5 1 1 1 2 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 т 1 т 1 т 1 т |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия для учителя:
1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008;
Дополнительная литература для учителя:
1) Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
2) Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про¬свещение, 1997. - 240с: ил.
3) Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
4) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.; имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год)
- Н.И.Сонин «Человек. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек.» 8 класс.
– М.: Дрофа.
3) Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий»
- М.: Дрофа, 2005.-96с
Интернет – ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
CD-диски:
- Биология. 6-9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Комплект таблиц «Строение тела человека»
Скелет.
Мышцы (вид спереди)
Мышцы (вид сзади)
Кровеносная и лимфатическая системы.
Дыхательная система.
Выделительная система.
Нервная система
Женская половая система
Раздаточный материал- карточки (80 шт.)
Набор моделей палеонтологических находок «Происхождение человека»
Череп павиана в натуральную величину
Кисть шимпанзе в натуральную величину
Стопа шимпанзе в натуральную величину
Крестец и таз орангутанга в натуральную величину
Нижняя челюсть гейдельбергского человека в натуральную величину
Бюст питекантропа
Бюст австралопитека
Бюст неандердальца
Бюст кроманьонца
Бюст представителя азиатско-американской расы
Бюст представителя евразийской расы
Бюст представителя экваториальной расы
Бюст шимпанзе
Рельефная модель с изображением кроманьонца и шимпанзе в вертикальном положении.
Набор моделей «Органы человека и животных»
Молекула белка
Сердце позвоночных
Почка
Мозг позвоночных
Глазное яблоко
Комплект скелетов человека и позвоночных животных
Кости черепа человека, смонтированные на одной подставке
Позвонки
Косточки слуховые
Скелет конечностей лошади
Скелет конечностей овцы
Микропрепараты
1 Набор микропрепаратов по анатомии и физиологии
Микроскопы
«Утверждено» на педсовете «__»_______2012г.
Директор школы: М.М.Грунина
Календарно-тематическое планирование учебного материала по биологии 8 класса.
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов. | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (факт) | Примечание |
1. 2. 3-4. 5. 6. 7. 8-9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16-17 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68 69 70. | Тема 1 . Человек как биологический вид . Место человека в системе органического мира. Особенности человека. Тема 2 . Происхождение человека. Происхождение человека, этапы его становления. Расы человека, их происхождение и единство. Тема 3 . Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека. Тема 4. Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани. Л. р. № 1. «Ткани организма». Органы. Системы органов. Организм. Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. нервно-гуморальная регуляция, её нарушения. Нервная система. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Спиной мозг. Л.р. №2. Определение безусловных рефлексов Строение и функции головного мозга. Полушария головного мозга. Л.р. 3. Изучение головного мозга человека Анализаторы. Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Чувствительность, взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Контрольная работа по темам 6 и 7. Тема 6. Опора и движение. Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека. Строение и свойства костей. Типы соединения костей. Первая помощь при повреждениях скелета. Мышцы, их строение и функции. Работа мышц. Значение физических упражнений для формирования ОДС. Л.р. №4. Изучение внешнего строения костей. Взаимосвязь строения и функций ОДС. Тема 7. Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма и её значение. Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л.р. №5. Иммунитет. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. Тема 8. Транспорт веществ. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Л.р. 6 Изучение микроскопического строения крови. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Тема 9. Дыхание. Дыхание. Строение органов дыхания. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Регуляции дыхания. Л.р. №7. Определение частоты дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Тема 10. Пищеварение. Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.р. № 8. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал. Всасывание. Рациональное питание. Л.р. № 9. Определение норм рационального питания. Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины. Обмен веществ и энергии. Витамины. Тема 12. Выделение. Выделение. Строение и работа почек. Заболевание почек, их предупреждение. Тема 13. Покровы тела. Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Тема 14. Размножение и развитие. Половая система человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Возрастные процессы. Планирование семьи. Тема 15. Высшая нервная деятельность. Поведение человека. Рефлекс, его виды и значение. Торможение, его виды и значение. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Типы нервной деятельности. Человек и его здоровье Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Повторение изученного материала Тестовый контроль за курс 8 класса. | 2 1 1 3 2 1 1 1 4 1 2 1 2 1 1 5 1 1 1 2 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....