Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_._bio_6_novaya.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Болотниково
«Утверждаю»
Директор школы: М.М.Грунина
Приказ №____
от «___»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ»
6 класс
Рассмотрено на заседании
МО учителей химии и биологии
Лунинского района
(протокол №___ от «___»_____20____г.)
Одбрено педагогическим советом
МОУ ООШ с.Болотниково
(протокол №___ от «___»_____20____г.)
Составитель: Яшина Е.А.
учитель химии и биологии
МОУ ООШ с.Болотниково
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования МОУ ООШ с.Болотниково по биологии.
Структура документа.
Рабочая программа по биологии 6 класса включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 6 класса. В программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Цели и задачи обучения биологии в 6 классе:
• освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
Структура и содержание программы определены с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки, раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности.
Основная цель практического раздела — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Для этого предусмотрено проведение лабораторных и практических работ и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Место учебного предмета в Учебном плане МОУ ООШ с.Болотниково.
Учебным планом МОУ ООШ с.Болотниково на изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов (35 ч из федерального компонента и 35 ч из школьного компонента).. Рабочая программа разработана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Требования к результатам освоения учащимися 6 класса программы:
В результате изучения биологии в 6 классе учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов, экосистем, биосферы, растений, животных своего региона;
• особенности жизни как формы существования материи;
• фундаментальные понятия биологии: ткань, орган, система органов, побег, двудольные и однодольные растения, пищеварение, природное сообщество, экосистема, цепи питания, раздражимость, рефлекс, размножение, гамета, оплодотворение, зигота, опыление, самоопыление, споры, репродуктивные органы, среда обитания, экология, экологические факторы, фотосинтез;
• сущность биологических процессов: питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, индивидуальное развитие, размножение, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.
Уметь:
• Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах.
• Доказывать, что клетка – элементарная частица живого
• Выделять особенности ядра
• Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Называть:
признаки живых организмов, их значение;
царства живой природы;
органы цветкового растений: типы корневых систем, органы вегетативного размножения растений, органы, участвующие в обмене веществ у растений;
роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений;
роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян;
условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках;
органы, участвующие в обмене веществ у животных
особенности строения и функции многоклеточного организма;
особенности строения пищеварительных систем животных;
роль движения;
способы передвижения животных;
структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом;
типы тканей растений; функции тканей растений;
типы тканей; функции тканей животных;
три группы организмов в экосистеме;
виды экологических факторов;
значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных;
значение полового размножения; органы полового размножения растений; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки;
виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных;
органы выделения растений; органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах;
органы и системы органов животных; функции органов и систем;
органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, её функции; типы кровеносных систем;
органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; роль эндокринных желёз в регуляции жизнедеятельности позвоночных;
системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных;
системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных;
этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.
• Наблюдать за: ростом, развитием животных и поведением животных; ростом и развитием растений
• Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и других источниках информацию:
об органах и системах органов животных; о выделении у растений и животных; о признаках живых организмов; о неорганических веществах, их роли в жизнедеятельности клетки.
• Объяснять: взаимосвязь организмов и окружающей среды; значение воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле; преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.
• Описывать: многообразие соцветий; строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунка; строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойное оплодотворение); сущность бесполого размножения; сущность биологических процессов: питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, индивидуальное развитие, размножение, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость..
• Приводить примеры:
взаимосвязей живых организмов;
животных с различными типами скелетов, с разным типом постэмбрионального развития, с разными способами передвижения, с разными типами кровеносных систем, с разными типами нервной системы;
организмов, для которых характерно бесполое отношение;
природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов;
травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов;
факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов.
• Характеризовать особенности:
дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных; дыхания у растений; роль органов растений в процессе дыхания; обмена веществ у животных; обмена веществ у растений; переноса воды, минеральных веществ в растениях; переноса органических веществ в растениях; процесса выделения у растений и животных; транспорта веществ у животных; роль листа в процессе фотосинтеза.
• Различать:
типы тканей животных; типы тканей растений; неорганические и органические вещества клетки.
• Распознавать и описывать:
на таблицах органы движения животных.
на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы
на таблицах основные отделы и органы нервной системы.
на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.
органы цветкового растения.
основные части и органоиды клетки животных.
основные части и органоиды клетки растений.
стадии деления клетки
на таблицах части внутреннего скелета.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для выращивания домашних животных, ухода за ними;
• для выращивания культурных растений, ухода за ними;
• для выращивания комнатных растений, ухода за ними.
Основное содержание учебного предмета
I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (23 ч)
Основные свойства живых организмов (2 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Химический состав клеток (2 ч)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Строение растительной и животной клеток (3 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.
Лабораторная работа
Строение клеток живых организмов.
Деление клетки (2 ч)
Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.
Ткани растений и животных (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тимы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные работы
Ткани растительных организмов.
Ткани животных организмов.
Органы и системы органов (9 ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю
веществ.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветии.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Основные понятия. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные работы
Строение корневых систем.
Строение почек.
Строение цветка.
Расположение почек на стебле, простые и сложные листья.
Строение семян.
Растения и животные как целостные организмы (3 ч)
Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (38ч)
Питание и пищеварение (8 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Дыхание (3 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Передвижение веществ в организме (4 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторные работы
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Строение клеток крови лягушки и человека.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Выделение (4 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растении и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Опора и движение (4 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Лабораторная работа
Строение костей.
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Лабораторные работы
Движение инфузории-туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Регуляция процессов жизнедеятельности (6 ч)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Размножение (4 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Лабораторная работа
Черенкование комнатных растений.
Демонстрация способов размножения растений, разнообразия и строения соцветий.
Рост и развитие (5 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные работы
Прямое и непрямое развитие насекомых.
Прорастание семян.
Демонстрация способов распространения плодов и семян.
III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4 ч)
Основные понятия. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (5ч)
Тематическое планирование учебного материала
по биологии в 6 классе.
(по учебнику Н. И. Сонина. Биология. Живой организм.)
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов | 2 |
Тема 1.2. Химический состав клеток | 2 |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток | 3 |
Тема 1.4. Деление клетки | 2 |
Тема 1.5. Ткани растений и животных | 2 |
Тема 1.6. Органы и системы органов | 9 |
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы | 3 |
Всего | 23 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | |
Тема 2.1. Питание и пищеварение | 8 |
Тема 2.2. Дыхание | 3 |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 4 |
Рема 2.4. Выделение | 4 |
Тема 2.5. Опорные системы | 2 |
Тема 2.6. Движение | 2 |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности | 6 |
Тема 2.8. Размножение | 4 |
Тема 2.9. Рост и развитие | 5 |
Всего | 38 |
Раздел 3. Организм и среда | |
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды | 2 |
Тема 3.2. Природные сообщества | 2 |
Всего | 4 |
Раздел 4. Повторение изученного материала | |
Тема 4.1 Строение и состав клетки | 1 |
Тема 4.2. Ткани растений и животных | 1 |
Тема 4.3. Органы цветкового растения, их значение | 1 |
Тема 4.4. Системы органов животных, их функции. | 1 |
Тема 4.5. Организм и окружающая среда. | 1 |
Всего | 5 |
ИТОГО | 70 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методическое:
1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2008. - 138 с;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.:Дрофа, 2008;
дополнительная литература для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;
2) И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;
3)Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
для учащихся:
1)Н. И. Сонин. Биология. Живой организм. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
2)Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -40с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion
Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение.»
Увеличительные приборы
Клеточное строение растений
Пластиды
Запасные вещества и ткани растений
Строение растительной клетки
Покровная ткань растений.
Механическая ткань растений
Образовательная ткань растений.
Основная ткань растений.
Проводящая ткань растений(ксилема)
Проводящая ткань растений (флоэма)
Жизнедеятельность клетки
Набор моделей по строению растений
Растительная клетка
Зерновка пшеницы
Клеточное строение корня
Клеточное строение листа
Клеточное строение стебля
Деревья и кустарники
Морфология растений
Основные группы растений
Растительные сообщества
Сельскохозяйственные растения России
Дикорастущие растения
Культурные растения
\Лекарственные растения
Комплект карточек «Строение клеток растений и животных»
Ткани животных и человека
Растительные ткани
Разнообразие клеток живых организмов
Микроскопы
Набор микропрепаратов
Видеокассеты
Телевизор
DVD-плеер
Набор кодоплёнок
графпроектор
«Утверждено» на педсовете «__»_______2013г.
Директор школы: М.М.Грунина
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по биологии 6 класса.
№/№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения по плану | Дата проведения факт. | Примечания |
Глава 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. | 23 | ||||
1 | Многообразие живых организмов. | 1 | |||
2 | Основные свойства живых организмов. | 1 | |||
3-4 | Химический состав клетки. Л.р.№1 «Определение состава семян пшеницы». | 2 | |||
5-7 | Строение растительной и животной клеток. Л.р.№2 «Строение клеток живых организмов». | 3 | |||
8-9 | Деление клетки | 2 | |||
10 | Ткани растений. Л.р.№3 «Ткани растительных организмов». | 1 | |||
11 | Ткани животных. Л.р.№4 «Ткани животных организмов». | 1 | |||
12 | Органы цветкового растения. | 1 | |||
13 | Строение и значение корня. Л.р.№5 «Строение корневых систем». | 1 | |||
14 | Строение и значение побега. Почка. Л.р.№6 «Строение почек». | 1 | |||
15 | Лист. Строение и функции. Л.р.№7 «Расположение почек на стебле, простые и сложные листья». | 1 | |||
16 | Цветок, его значение и строение. Соцветия. Л.р.№8 «Строение цветка». | 1 | |||
17 | Плоды. Значение и многообразие. | 1 | |||
18 | Строение семян. Л.р.№9 «Строение семян». | 1 | |||
19-20 | Органы и системы органов животных | 2 | |||
21-22 | Целостность животного и растительнолго организмов. | 2 | |||
23 | Обобщение по теме «Строение и свойства живых организмов». | 1 | |||
Глава II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА | 38 | ||||
24 | Сущность понятия «питание». Типы питания. | 1 | |||
25 | Почвенное питание растений | 1 | |||
26 | Фотосинтез. | 1 | |||
27 | Питание животных. | 1 | |||
28-30 | Пищеварение и его значение. Строение пищеварительных систем животных. | 3 | |||
31 | Обобщение знаний по теме «Питание и пищеварение». | 1 | |||
32 | Дыхание растений | 1 | |||
33 | Дыхание животных | 1 | |||
34 | Обобщение знаний по теме «Дыхание» | 1 | |||
35 | Передвижение воды, минеральных и органических веществ растении. Л.р.№10 « Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 1 | |||
36-37 | Перенос веществ в организме животных Л.р. №11 «Строение клеток крови лягушки и человека». | 2 | |||
38 | Обобщение знаний по теме «Передвижение веществ в организме». | 1 | |||
39 | Значение процессов выделения у растений | 1 | |||
40 | Значение процессов выделения у животных | 1 | |||
41 | Обмен веществ и энергии у растений. | 1 | |||
42 | Обмен веществ и энергии у животных. | 1 | |||
43 | Опорные системы и их значение в жизни организмов. | 1 | |||
44 | Опорные системы растений и позвоночных животных. Л.р.№12 «Строение костей». | 1 | |||
45 | Движение одноклеточных и многоклеточных животных в водной среде. Л.р. №№13, 14 «Движение инфузории-туфельки», «Перемещение дождевого червя». | 1 | |||
46 | Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах. | 1 | |||
47 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. | 1 | |||
48 | Нервная система, особенности строения. Типы нервных систем. | 1 | |||
49 | Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных. | 1 | |||
50 | Эндокринная система. Железы внутренней секреции. | 1 | |||
51 | Ростовые вещества растений. | 1 | |||
52 | Обобщение знаний по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности». | 1 | |||
53 | Размножение, его виды. Бесполое размножение. Л.р.№15 «Черенкование комнатных растений». | 1 | |||
54 | Половое размножение животных. | 1 | |||
55 | Половое размножение растений. | 1 | |||
56 | Обобщение знаний по теме «Размножение» | ||||
57 | Рост и развитие растений. Л.р.№16 «Прорастание семян». | 1 | |||
58-59 | Рост и развитие животных. Л.р.№17 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | 2 | |||
60 | Обобщение знаний по теме «Рост и развитие». | 1 | |||
Глава III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА | 5 | ||||
61-62 | Среда обитания организмов. Экологические факторы. Цепи питания | 2 | |||
63-65 | Природные сообщества. Экскурсия «Природные сообщества родного края». | 3 | |||
Повторение изученного материала | 5 | ||||
66 | Строение и состав клетки | 1 | |||
67 | Ткани растений и животных | 1 | |||
68 | Органы цветкового растения, их значение | 1 | |||
69 | Системы органов животных, их функции. | 1 | |||
70 | Организм и окружающая среда. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....