Разработка урока биологии в 7 классе по теме "Насекомые"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Первый урок по теме "Тип членистоногие. Класс насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc61 КБ
Office presentation icon nasekomye_1.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:

 

Урок №16

26.10.

Тема урока: Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Цели урока:  Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала  о внешнем строении и образе жизни насекомых;  

Совершенствовать    навыки  учащихся   работе на  компьютере,  способствовать развитию речи детей ,   учить детей анализировать и делать выводы.  Дать возможность  учащимся  разобраться в вопросах приспособленности, распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов животного мира.

Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны каждого человека и человечества в целом.

Оборудование:  таблица «Тип членистоногие. Класс насекомые» коллекция насекомых, презентация урока, рисунки детей, выставка книг, посвященных  представителям  класса   насекомых, видеофрагмент, диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых  знаний  и способов деятельности.

Ход урока:

I Организация начала урока

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость.

  II. Проверка выполнения домашнего задания.

-Чем мы занимались с вами на прошлом уроке?

Проверим ваши знания.

  1. Работа у доски .  Просистематизировать данное животное – клещ таежный.  

Вид – клещ таежный

Род – клещ

Семейство – иксодовые или кровососущие

Отряд – клещи

Класс – паукообразные

Тип – членистоногие

Подтип – беспозвоночные

Царство – животные.

(один ученик систематизирует в тетради)

  1. Работа учеников по разноуровневым карточкам: 

Карточка №1.

Какова роль ракообразных в природе и жизни человека?

Карточка №2.

К каким отрядам относятся изображенные животные? (каракурт, таежный клещ, скорпион).

Карточка №3.

-Как используется паутина в жизни пауков?

- Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков скакунов, живущих в Гималаях на высоте до 6000 м., не меняется, хотя там не встречаются ни растения, ни другие виды животных, годных паукам в пищу?

 

  1. Тестовое задание.

  1. Паукообразные – обитатели суши, они дышат:

А – атмосферным кислородом

Б – растворенным в воде кислородом

В – только с помощью легких

Г – при помощи легких и трахей.

  1. Для всех паукообразных характерны :

А -  5 пар ног и две пары усиков

Б – 4 пары ног и ни одной пары усиков

В – тело разделено на головогрудь и брюшко

Г – Тело разделено на голову, грудь и брюшко.

3. Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:

А – в желудке

Б – вне организма

В – в кишечнике

Г – в пищеводе.

  1. Клещ является:

А – переносчиком возбудителя энцефалита

Б – возбудителем энцефалита

В – вредителем культурных растений

Г – возбудителем малярии.

  1. Таежные клещи по характеру питания являются:

А – хищниками

Б -  паразитами

В – растительноядными

 Г – сапрофитами.

  1. К паукообразным относятся:

А – дафнии

Б – клещи

В – пауки

Г – все членистоногие.

  1. Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам:

А – все членики тела срастаются между собой

Б – тело состоит из головогруди и брюшка

В – имеют 8 ног

Г – усики отсутствуют.

(Взаимопроверка, анализ)

  1. В чем особенность внешнего строения членистоногих?

( один ученик рассказывает, все остальные внимательно слушают и после его ответа рецензируют  его ответ)  

А теперь поработаем всем классом с сигнальными карточками.

Цифра 1 – признаки паукообразных

             2 – ракообразных.

Слайд 1.

  1. Обитатели  соленой и пресной воды, а также суши - 1
  2. Ткут ловчие сети –1
  3. Дышат только атмосферным воздухом – 1
  4. Максимальная масса представителей этого класса 20 кг. – 2
  5. Наружный покров этих животных пропитан хитином – 1,2
  6. Известно 62 тыс. видов - 1
  7. Имеют фасеточные глаза – 2
  8. Тело состоит из головогруди и брюшка – 2
  9. Пищеварение происходит вне организма – 1
  10. Для представителей этого класса характерно явление партеногенез –1.

   

III  Актуализация знаний учащихся:

Где можно встретить насекомых?  Что вам о них известно?

IV  Изучение нового  материала.

 

Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые»

Слайд 2.

Задачи урока :

  1. Изучить внешнее строение насекомых и их приспособленность к среде обитания
  2.  Сравнить изученные классы членистоногих
  3. Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомых»

(слайд 3)  Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока « Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой»

Уильям  Спенс.

 В конце урока мы возвратимся к нему еще раз и докажем правдивость этих слов.

(слайд 4)

На фоне музыки и демонстрации слайдов :

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.

У нас четыре конечности – у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса – вкусовые сосочки – помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как мы. Им “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и его направление. Но это еще не все отличия. -

У нас постоянная температура тела – около 37 °С. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой.

На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.

Насекомые всюду сопровождали человека – они живут в его доме, нападают на него, прокалывая ему кожу, поедают его пищу и одежду, спорят с ним за урожай  с полей или просто пляшущими пылинками кружатся над ним в летнем воздухе. Предположительно существует 2 – 3 миллиона видов насекомых, почти 70% от общего числа животных нашей планеты. Если сравнить число звезд в нашей Галактике и с количеством насекомых, то насекомых будет значительно больше.

– Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?

(слайд 5)

Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев).

Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка

Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим? 

В чем своеобразие этого класса? Посмотрите на коллекции.

 

Слайд 6 .Ротовые органы насекомых

Слайд 7. Органы обоняния

Слайд 8,9. Фасеточные глаза насекомых.

Грудь жука состоит из 3 члеников, каждый из которых несет по паре ног. На среднем и заднем членике находятся крылья.

Насекомые отличные бегуны, прыгуны, летуны, землекопы и другие специалисты. Об этом свидетельствует строение их конечностей.

Слайд 10 .Конечности насекомых.

 Определите   конечности у представленных вам насекомых. Работа с коллекцией насекомых.

Брюшко насекомых состоит из члеников. На каждом членике брюшка находятся маленькие отверстия – дыхальца, через которые жук поглощает атмосферный воздух.

Пауки – обитатели наземной среды, ракообразные -  в основном водной, а насекомые? Где вы встречали насекомых?

Слайд 11. Среды обитания (водная, наземная, воздушная, почвенная)

Чем могут  питаться насекомые?

Слайд 12,13,14

Ротовые аппараты.

Насекомые – существа удивительные. Органы слуха могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Орган вкуса у бабочек и мух на передних конечностях. Насекомые видят ультрафиолетовые лучи, слышат ультразвуки. Пчела за несколько километров разыскивает по запаху медоносное растение.

У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Стоит потянуть холодку, их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – они засыпают . А в теплый летний день их мышцы могут сокращаться  с удивительной быстротой. Со скоростью поезда летят бабочки – бражники, как пули мчатся жуки – златки.

Среди насекомых есть насекомые одиночки, а есть и общественные насекомые пчела, муравей, термит. Число особей  их различно, так в одном улье  живут одновременно80 тыс. особей, а в одном муравейнике –600 тыс, в одном термитнике – 3 млн.

Посмотрите на жизнь муравьев и ответьте на вопрос, почему их называют общественными?

Слайд 15 Муравьи

  «Насекомые – удивительные существа»

Развитие насекомых может быть с превращением и без него

86% всех насекомых развивается с превращением

Слайд 16.Развитие насекомых .

 Работа с учебником. Используя текст § 16  выделите признаки, которые я не упомянула в своем объяснении.

 

 Релаксационная пауза. Гимнастика для глаз.

- Закройте глаза, послушайте занимательную историю о пчеле.

Жила -  была медоносная .Чтобы сообщить о находке своим пчелам, она начинает танцевать: Откройте глаза.   Мы с вами глазами повторим танцы пчелы:

Круговой танец: пчела бегает кругами по сотам – круг налево – разворот, круг направо – разворот. Еще раз.    Так пчела рассказала, что нашла прекрасный цветущий луг.    Если пчела хочет рассказать более подробно о том, далеко ли находится луг, исполняет другой танец:    Она виляет брюшком -  этот танец напоминает восьмерку, проведите глазами ее путь.

VI  Закрепление знаний:

   -  Какие признаки во внешнем строении таракана  позволяют отнести его к насекомым?

При изучении материала мы не единожды убеждались в том, что насекомые – удивительные существа. Подтверждение этому   - ваша работа на уроке

VI I    Подведение итогов.  Рефлексия (слайд 17)

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового сегодня узнали?
  •  Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…  

Домашнее задание:

 § 16. Подготовить мини -  сообщение об особенностях:

 Доценко  В, Одноралов К – тараканов

  Азизов Т, Шепеленко О – кузнечиков

 Таранов К – саранчи

 Гузовский А – медведке

 Березовский М – уховертке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выберите признаки классов: 1- паукообразные; 2-ракообразные. Обитатели соленой и пресной воды, а также суши; Ткут ловчие сети; Дышат только атмосферным воздухом; Максимальная масса представителей этого класса 20 кг; Наружный покров этих животных пропитан хитином; Известно 62 000 видов; Имеет фасеточные глаза; Тело состоит из головогруди и брюшка; Пищеварение может происходить вне организма; Для представителей этого класса характерно явление партеногенез.

Слайд 2

« Класс насекомые . Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни ». ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Изучить внешнее строение насекомых и их приспособленность к среде обитания; 2. Сравнить изученные классы насекомых; 3. Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомых».

Слайд 3

« Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой» Уильям Спенс.

Слайд 4

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты.

Слайд 5

Строение тела насекомого

Слайд 6

Строение грызущего ротового аппарата таракана

Слайд 7

Органы обоняния:

Слайд 8

Количество фасеток: - муха-4000 - жуки-9000, - бабочки-17000, - стрекозы-28000 Фасеточные глаза насекомых.

Слайд 9

Особенности Цветное зрение, видят даже ультрафиолет. Близоруки ( 1-2 см) Видят движение, но не форму Не все видят красный цвет

Слайд 10

Конечности насекомых Конечности насекомых отличаются большим разнообразием, что объясняется различными условиями их жизни.

Слайд 12

Ротовой аппарат насекомого

Слайд 13

Ротовые аппараты насекомых Грызущий Грызущий ротовой аппарат (жуки, кузнечики). Питаются твёрдой пищей. Спереди находится пара мощных верхних челюстей. Они расположены по сторонам ротового отверстия и сдвигаются как щипчики. Нижние челюсти хватают пищу. За ними идёт нижняя губа, образованная второй парой сросшихся нижних челюстей. Перед ротовыми частями располагается верхняя губа, - это складка. кожи. Сосущий Сосущий ротовой аппарат (бабочки, тли, цикады). Насекомые питаются жидкой пищей. ротовые придатки удлинённые, образуют трубочку, через которую насекомые втягивают в рот жидкую пищу. У бабочки хоботок свёрнут в спираль

Слайд 14

Ротовые аппараты насекомых грызущее – лижущий У пчелы грызущее – лижущий ротовой аппарат, в котором наряду с челюстями, в центральной части расположен сосущий хоботок. Лижущий Лижущий ротовой аппарат(мухи). Для мух характерен лижущий ротовой аппарат. Они питаются жидкой пищей, растворив её предварительно слюной. Колюще – сосущий Предназначен для прокалывания и всасывания пищевого субстрата

Слайд 15

Муравьи

Слайд 16

ТИПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ Полное превращение (развитие с метаморфозом) Неполное превращение (развитие без метаморфоза) ИМАГО ЯЙЦО ЛИЧИНКА КУКОЛКА ИМАГО ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ ЯЙЦО ЛИЧИНКА (НИМФА) ИМАГО

Слайд 17

Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…

Слайд 18

§ 16. Подготовить мини - сообщение об особенностях жизнедеятельности: Первая пара – тараканов; Вторая пара – кузнечиков; Третья пара – саранчи; Четвертая пара – медведке; Пятая пара – уховертке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....