Рабочая программа по биологии в 5 классе.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по биологии в 5 классе по ФГОС на основе УМК И.Н.Пономарёвой. Рабочая программа педагога включает пояснительную записку, основное содержание по темам, учебно-тематическое и календарное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 66.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО __________/____________/ ФИО Протокол №___ от «__»___________ 2013___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «ООШ № 6 » __________/Белова М.А../ «__»____________ 2013____г | «Утверждаю» Руководитель МБОУ«ООШ №6» __________/Макарова А.А./ Приказ №_____ от «__» __________ 2013_____г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Резаевой Лидии Борисовны
__________высшая квалификационная категория
5класс по биологии
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по биологии для 5 класса составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), Основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа№6 г. Балаково Саратовской области» Примерной программы основного общего образования по биологии,
Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 128 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
В связи с тем, что ключевым требованием ФГОС ООО (2014 г). является духовно-нравственное воспитание школьников, резервное время (2ч) целесообразно использовать на изучение краеведческого материала. Введение элементов краеведения способствует формированию ответственности за сохранение культурного и природного наследия, развивает любовь и привязанность к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания.
Рабочая программа педагога полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г).
Курс биологии 5 класса нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о происхождении и роли человека в живой природе.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнения индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведению лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов. Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н.Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижение результатов обучения пятиклассников способствует применение системно – деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных, педагогических технологий ( технологию личностно – ориентированного обучения, технологию развивающего обучения, технологию развития критического мышления, КСО, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающей). Предполагается использование следующих методов обучения: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно – иллюстративный через различные формы организации учебной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной) на различных видах уроков:
- урок –практикум, урок моделирования, урок исследования, урок с использованием ИКТ, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
Цели программы:
- - обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;
- -развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- -овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
- -освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- - овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- -иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Задачи программы:
- - систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- - формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). 5-й класс – 1 час в неделю (35 часов)
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Основное место отводится изучению следующим темам:
Часть 1. Биология –наука о живом мире (10 ч.)
Часть 2. Многообразие живых организмов (10 ч.)
Часть 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)
Часть 4. Человек на планете Земля-(7ч)
Основные методы, которые планируется использовать:
- Словесные методы:
-Рассказ
-Объяснение
-Беседа
-Дискуссия
-Лекция
2.Работа с учебником и книгой
- Конспектирование
- Составление плана текста
- Цитирование
3.Наглядные методы:
метод иллюстраций
Метод демонстраций
4.Практические методы
Упражнения
Лабораторные работы -4
Предусмотрены уроки с использованием ИКТ , проектов-4 и т.д.
Уроки носят развивающий характер.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса, обучающихся по данной программе
Должен научиться:
- -характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- -применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- -использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- -ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Получить возможность научиться:
- -соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- -использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; -выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- -выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- -осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- -ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- -находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
- -выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Основное содержание по темам рабочей программы
5 класс (35 ч, из них 3 ч – резервное время)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (10ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире»
Тема 2. Многообразие живых организмов (10 ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах
Значение бактерий в природе и для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека
Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения»
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных»
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза)
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса
Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).
Обсуждение заданий на лето
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Количество часов | Контроль |
1. | Биология – наука о живом мире | 10 | к/р №1, тест, л/р |
2. | Многообразие живых организмов | 10 | к/р №2, тест, л/р |
3. | Жизнь организмов на планете Земля | 8 | к/р №3, тест, л/р |
4. | Человек на планете Земля | 7 | к/р №4, тест, л/р |
Итого: | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование по биологии .
№ Уро-ка | Наименование раздела, тема уроков | Виды деятельности | Планируемые результаты (УУД) | Вид контроля | Использо- вание ИКТ | Дата проведения | Д\з | |
План | корректировка | |||||||
Глава 1. Биология-наука о живом мире -10 часов | ||||||||
1 | Наука о живой природе. | Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | § 1 | |||
2 | Свойства живого | Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах. | Регулятивные-оценка достижения результата деятельности. Общеучебные-смысловое чтение текста учебника. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Презентация « Свойства живого» | § 2 | |||
3 | Методы изучения природы. | Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях результатов исследования. | Регулятивные-контроль и оценка деятельности Личностные- оценка усваиваемого содержания. Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного. Коммуникативные- умение выполнять письменные задания. | § 3 | ||||
4 | Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов» | Изучать живые объекты по предложенному плану. | Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов. | Оборудование для проведения экскурсии | ||||
5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Регулятивные-целеполагание. Личностные- оценка содержания материала. Общеучебные-поиск и выделение информации | ЭОР, лабораторное оборудование | § 4 | |||
6 | Строение клетки. Ткани. | Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям. | Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | § 5 | |||
7 | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради. | Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | § 5 | ||||
8 | Химический состав клетки. | Наблюдение демонстрации опытов. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. | Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала. Логические- построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | §6 | ||||
9 | Процессы жизнедеятельности клетки. | Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема). | Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | § 7 | |||
10 | Подведем итоги. | Индивидуальная работа Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся при защите проекта. | Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Защита проектов К\р №1 ( 20 мин) | ||||
Глава II Многообразие живых организмов – 10 часов | ||||||||
11 | Царства живой природы. | Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. | Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата Общеучебные-моделирование с помощью систематических единиц. Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение.. | § 8 | ||||
12 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности бактерий как прокариот. | Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации. | ЭОР | §9 | |||
13 | Значение бактерий в природе и для человека. | Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий. Делать выводы о значении бактерий. | Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Презентация « Роль бактерий» | §10 | |||
14 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп, делать выводы о значении растений в жизни человека | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | Отчёт по л\р | ЭОР | § 11 | ||
15 | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | Отчёт по л\р | ЭОР | §12 | ||
16 | Грибы. | Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | ЭОР | §13 | |||
17 | Многообразие и значение грибов | Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. | Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | §14 | |||
18 | Лишайники. | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов. | Презентация «Лишайники» | § 15 | |||
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. | Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме | Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас» | §16 | |||
20 | Подведем итоги | Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. | Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. | К\р №2 | ||||
Глава III Жизнь организмов на планете Земля – 8 часов | ||||||||
21 | Среды жизни планеты Земля. | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Презентация « Среды жизни» | §17 | |||
22 | Экологические факторы среды. | Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора. | Регулятивные- составление плана последовательности действий Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов. | §18 | ||||
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания | Общеучебные- поиск и выделение информации Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации | ЭОР | §19 | |||
24 | Природные сообщества. | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. | Регулятивные-целеполагание. Логические –анализ объектов с целью выделения признаков | ЭОР | §20 | |||
25 | Природные зоны России. | Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы | Логические-анализ объектов с целью выделения признаков. Общеучебные- поиск и выделение информации | ЭОР | §21 | |||
26 | Жизнь организмов на разных материках. | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | ЭОР | §22 | |||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. | Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ЭОР | §23 | |||
28 | Подведем итоги. | Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция (способность к преодолению усилий) | Защита проекта «Земля-наш общий дом» К\р №3 ( 25 мин) | ||||
Глава IV Человек на планете Земля – 7 часов | ||||||||
29 | Как появился человек на Земле. | предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития. | Общеучебные-моделирование процессов и явлений. Логические-сравнение и классификация объектов | §24 | ||||
30 | Как человек изменял природу. | Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. | Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ЭОР | §25 | |||
31 | Важность охраны живого мира планеты. | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Презентация «Красная книга Саратовской области» | §26 | |||
32 | Защита проектов «Человек и природа» | Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность | Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Защита проекта | § 27 | |||
33 | Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов» | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. | Логические –анализ объектов живой природы | |||||
34 | Итоговый урок | К/р №4 | ||||||
35 | Задания на лето. | Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности |
УМК
1.И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 класс. Москва.»Вентана-Граф», 2013г.
2. И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 класс Методическое пособие М.: Вентана-Граф, 2013г.
Дополнительная литература для учителя
• Биология в таблицах, схемах, рисунках Акимов С.С. Лист 2000
• Тесты, зачеты, блицопросы: Мухамеджанов И.Р. ВАКО 2006
• Биология. Ответы на вопросы. Каменский А.А. Экзамен 1998
• Предметные недели в школе. Биология, Экология, Здоровый образ
жизни Балабанова В.В. Учитель 2007
• Нетрадиционные уроки. Биология 5-11 классы Высоцкая М.В.
Учитель 2008
• Нестандартные уроки и мероприятия. Биология 6-7 классы
Касаткина Н.А. Учитель 2008
Дополнительная литература для учащихся:
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Е.М. Ивановой, 2000;
- Энциклопедия для детей. Биология/ под редакцией М.Д. Аксеновой - М.: Аванта +, 2001.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
- www.bio.1september.ru – газета «Биология»
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
При работе над исследовательскими проектами учащимся и учителю можно использовать следующие электронные ресурсы:
- http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
- http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....