Рабочая программа по биологии для 8 (очного) класса
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебно (календарно) - тематическое планирование
по биологии для 8 (очного) класса
№ | Название тем, разделов | К-во час. | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Введение» - 1 час | |||||
1 | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организации человека. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Раздел 1 «Происхождение человека» - 1 час | |||||
2 | Общий обзор организма человека в живой природе. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Раздел 2 «Строение и функции организма» - 27 часов | |||||
Тема 2.1 « Общий обзор организма» - 2 часа | |||||
3 | Уровни организации, структура тела, органы и системы органов. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
4 | Лабораторная работа № 1 по теме: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Лабораторная работа | |
Тема 2.2 «Клеточное строение организма. Ткани» - 1 час | |||||
5 | Клетчатое строение организма. Строение и функции клетки. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Тема 2.3 «Рефлекторная реакция органов и систем органов» - 1 час | |||||
6 | Нервная регуляция. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
Тема 2.4 «Опорно - двигательная система» - 4 часа | |||||
7 | Скелет. Строение, состав, соединение костей. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
8 | Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение внешнего вида отдельных костей» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Лабораторная работа | |
9 | Мышцы человека. Работа мышц. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
10 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1 | опрос | ||
Тема 2.5 «Внутренняя среда организма» - 1 час | |||||
11 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Иммунитет. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Тема 2.6 «Кровеносная и лимфатическая системы. Круги кровообращения» - 3 часа | |||||
12 | Органы кровеносной и лимфатической системы. Строение и работа сердца. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
13 | Лабораторная работа № 3 по теме: «Измерение кровеносного давления» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Лабораторная работа | |
14 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 2.7 «Дыхательная система» - 2 часа | |||||
15 | Органы дыхания. Строение лёгких. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражение органов дыхания. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
16 | Зачет № 1 по теме: « Строение и функции организма» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет № 1 | |
Тема 2.8 «Пищеварительная система» - 2 часа | |||||
17 | Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
18 | Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Профилактика заболе-ваний органов пищеварения. | 1 | опрос | ||
Тема 2.9 «Обмен веществ и энергии» - 1 час | |||||
19 | Обмен веществ и энергии -основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров, углеводов. Витамины. Практическая работа № 1 по теме: «Определение рационального питания» | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | |
Тема 2.10 «Покровные органы. Теплорегуляция» - 1 час | |||||
20 | Строение и функции кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Тема 2.11 «Выделение» - 1 час | |||||
21 | Строение и работа почек. Предупреждение заболевания почек. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Тема 2.12 «Нервная система человека» - 4 часа | |||||
22 | Значение и строение нервной системы. Спинной мозг. Отделы головного мозга, их значение. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
23 | Лабораторная работа № 4 по теме: «Изучение строения головного мозга (по муляжам)» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | лаборатор-ная работа | |
24 | Вегетативная нервная система, строение и функции. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
25 | Зачет № 2 по теме: «Нервная система человека» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет № 2 | |
Тема 2.13 «Анализаторы» - 1 час | |||||
26 | Значение органов чувств и анализатор. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Органы зрения и зрительный анализатор. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 2.14 «ВНД. Поведение. Психика» - 2 часа | |||||
27 | Рефлекторный характер, длительность нервной системы. Врождённые и приобретенные пороки поведения. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
28 | ВНД – высшая нервная деятельность. Биологические ритмы. Сон и его значения. Воля и эмоции, внимание. | 1 | опрос | ||
Тема 2.15 «Эндокринная система» - 1 час | |||||
29 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Раздел 3 «Индивидуальное развитие организма» - 5 часов | |||||
30 | Половая система человека. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
31 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 | опрос | ||
32 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | опрос | ||
33 | Строение и процесс жизнедеятельности организма человека. | 1 | опрос | ||
34 | Зачет № 3 по теме: «Индивидуальное развитие организма» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет № 3 |
Учебно - тематический план
по биологии для 8 (очного) класса
Названия разделов | Количество часов | ||
всего | теории | практики | |
Введение | 1 | 1 | |
Раздел 1 «Происхождение человека» | 1 | 1 | |
Раздел 2 «Строение и функции организма» | 27 | 20 | 7 |
Тема 2.1 « Общий обзор организма» | 2 | 1 | 1 (лаб.раб) |
Тема 2.2 «Клеточное строение организма. Ткани» | 1 | 1 | |
Тема 2.3 «Рефлекторная реакция органов и систем органов» | 1 | 1 | |
Тема 2.4 «Опорно - двигательная система» | 4 | 3 | 1 (лаб.раб) |
Тема 2.5 «Внутренняя среда организма» | 1 | 1 | |
Тема 2.6 «Кровеносная и лимфатическая системы. Круги кровообращения» | 3 | 2 | 1 (лаб.раб) |
Тема 2.7 «Дыхательная система» | 2 | 1 | 1 (зачёт) |
Тема 2.8 «Пищеварительная система» | 2 | 2 | |
Тема 2.9 «Обмен веществ и энергии» | 1 | 1 (практ.раб) | |
Тема 2.10 «Покровные органы. Теплорегуляция» | 1 | 1 | |
Тема 2.11 «Выделение» | 1 | 1 | |
Тема 2.12 «Нервная система человека» | 4 | 2 | 1 (лаб.раб) 1 (зачёт) |
Тема 2.13 «Анализаторы» | 1 | 1 | |
Тема 2.14 «ВНД. Поведение. Психика» | 2 | 2 | |
Тема 2.15 «Эндокринная система» | 1 | 1 | |
Раздел 3 «Индивидуальное развитие организма» | 5 | 4 | 1 (зачёт) |
ВСЕГО: | 34 | 26 | 8 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
зачётов – 3;
практических работ – 1;
лабораторных работ - 4.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Примерная программа основного общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312); программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006.
Учебник:
- Колесов Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 6-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 332, [4] с.: ил.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МКОУ ВСОШ № 4 в форме: зачёта, опроса, тестирования.
Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:
В соответствии с приказом департамента образования и науки Приморского края «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Приморского края на 2009 - 2010 учебный год» от 01.09.2009 г. № 1050 – а для очной формы обучения на изучение предмета отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растения ми, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения.
Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года), авторской программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...