Рабочая программа по биологии для 11 (очного) класса
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учебно (календарно) - тематическое планирование по биологии для 11 (очного) класса
№ | Название тем, разделов | К-во час. | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 3 «Организм» - 20 часов | |||||
Тема 3.3 « Закономерности наследственности и изменчивости» - 16 часов | |||||
1 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
2 | Моногибридное скрещивание. | 1 | опрос | ||
3 | Практическая работа № 1: по теме: «Составление простейших схем скрещивания». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | практич. работа | |
4 | Анализирующее скрещивание. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
5 | Дигибридное скрещивание. | 1 | опрос | ||
6 | Дигибридное скрещивание. Закон Менделя. | 1 | опрос | ||
7 | Практическая работа № 2 по теме: «Решение элементарных генетических задач». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | практич. работа | |
8 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
9 | Сцеплённое наследование генов. | 1 | опрос | ||
10 | Современные представления о гене и геноме. | 1 | опрос | ||
11 | Генетика пола. | 1 | опрос | ||
12 | Решение задач. | 1 | Урок практикум. | сам. раб | |
13 | Изменчивость, наследственная и ненаследственная. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
14 | Мутации. Типы мутаций. Комбинативная и мутационная изменчивость. | 1 | опрос | ||
15 | Генетика и здоровье человека. | 1 | опрос | ||
16 | Обобщение знаний по теме: «Закономерности наследственности и изменчивости». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | тест | |
Тема 3.4 «Основы селекции. Биотехнология» - 4 часа | |||||
17 | Селекция: основные методы и достижения. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
18 | Закономерности теории. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | опрос | ||
19 | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 1 | опрос | ||
20 | Зачёт № 1 по теме: «Организм». | 1 | Урок контроля и оценки знаний | зачёт | |
Раздел 4 «Вид» - 29 часов | |||||
Тема 4.1 «История эволюционных идей» - 5 часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21 | Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея. | 1 | Уроки изучения нового материала | опрос | |
22 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | 1 | опрос | ||
23 | Предпосылки развития теории Ч. Дарвина. | 1 | опрос | ||
24 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | 1 | опрос | ||
25 | Естественный отбор и искусственный отбор, роль для человека. | 1 | опрос | ||
Тема 4.2 «Современное эволюционное учение» - 16 часов | |||||
26 | Вид. Критерии вида и структура. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
27 | Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | лаборатор-ная работа | |
28 | Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
29 | Факторы эволюции. Дрейф генов. | 1 | опрос | ||
30 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | 1 | опрос | ||
31 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | 1 | опрос | ||
32 | Обобщающее повторение. | 1 | Уроки обобщения и систематизации знаний | тест | |
33 | Адаптации организмов к условиям обитания. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
34 | Лабораторная работа № 2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | лаборатор-ная работа | |
35 | Относительный характер приспособленности. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
36 | Видообразование. | 1 | опрос | ||
37 | Сохранение многообразия видов. | 1 | опрос | ||
38 | Причины вымирания видов. | 1 | опрос | ||
39 | Доказательства эволюции органического мира. | 1 | опрос | ||
40 | Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. | 1 | опрос | ||
41 | Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. | 1 | опрос | ||
Тема 4.3 «Происхождение жизни на Земле» - 3 часа | |||||
42 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
43 | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
44 | Развитие жизни на Земле. | 1 | опрос | ||
Тема 4.4 «Происхождение человека» - 5 часов | |||||
45 | Гипотезы происхождения человека. | 1 | Урок изучения нового материала | ||
46 | Положение человека в системе животного мира. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
47 | Эволюция человека. | 1 | Уроки изучения нового материала | опрос | |
48 | Эволюция человека. | 1 | опрос | ||
49 | Человеческие расы. | 1 | опрос | ||
Раздел 5 «Экосистемы» - 19 часов | |||||
Тема 5.1 «Происхождение человека» - 3 часа | |||||
50 | Организм и среда, экологические факторы. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
51 | Абиотические факторы среды. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
52 | Биотические факторы среды. | 1 | опрос | ||
Тема 5.2 «Структура экосистем» - 7 часов | |||||
53 | Структура экосистем. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
54 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | 1 | опрос | ||
55 | Практическая работа № 3 по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | практич. работа | |
56 | Причины устойчивости и смены экосистем. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
57 | Влияние человека на экосистемы | 1 | опрос | ||
58 | Практическая работа № 4 по теме: «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | практич. работа | |
59 | Зачет № 2 по теме: «Вид. Структура экосистем» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | зачёт | |
Тема 5.3 «Биосфера - глобальная экосистема» - 5 часов | |||||
60 | Биосфера - глобальная экосистема. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
61 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 1 | опрос | ||
62 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | опрос | ||
63 | Круговорот веществ и элементов. Ноосфера. | 1 | опрос | ||
64 | Последствия для нашей планеты при нарушении круговорота веществ. | 1 | опрос | ||
Тема 5.4 «Биосфера и человек» - 4 часа | |||||
65 | Биосфера и человек. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
66 | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | 1 | опрос | ||
67 | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | опрос | |
68 | Роль биологии в будущем. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | опрос |
Учебно - тематический план
по биологии для 11 (очного) класса
Названия разделов и тем. | Количество часов | ||
всего | теории | практики | |
Раздел 3 «Организм» | 20 | 15 | 5 |
Тема 3.3 « Закономерности наследственности и изменчивости» | 16 | 12 | 2 (прак. раб) 1 (сам.раб) 1 (тест) |
Тема 3.4 «Основы селекции. Биотехнология» | 4 | 3 | 1 (зачёт) |
Раздел 4 «Вид» - 29 часов | 29 | 27 | 2 |
Тема 4.1 «История эволюционных идей» | 5 | 5 | |
Тема 4.2 «Современное эволюционное учение» | 16 | 14 | 2 (лаб.раб) |
Тема 4.3 «Происхождение жизни на Земле» | 3 | 3 | |
Тема 4.4 «Происхождение человека» | 5 | 5 | |
Раздел 5 «Экосистемы» | 19 | 16 | 3 |
Тема 5.1 «Происхождение человека» | 3 | 3 | |
Тема 5.2 «Структура экосистем» | 7 | 4 | 2 (прак. раб) 1 (зачёт) |
Тема 5.3 «Биосфера - глобальная экосистема» | 5 | 5 | |
Тема 5.4 «Биосфера и человек» | 4 | 4 | |
Всего: | 68 | 58 | 10 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
зачётов – 2;
практических работ - 4;
лабораторных работ – 2;
самостоятельных работ – 1.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Учебник:
Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 367, [1] с.: ил.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МКОУ ВСОШ № 4 в форме: зачёта, опроса, тестирования, самостоятельной работы.
Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:
В соответствии с приказом департамента образования и науки Приморского края «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Приморского края на 2009 - 2010 учебный год» от 01.09.2009 г. № 1050 – а для очной формы обучения на изучение предмета отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения.
Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года), авторской программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...