Рабочая программа по биологии для 10 (очного) класса
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»
Артемовского городского округа
Рабочая программа
по биологии
для 10 (очного) класса
Составитель: учитель биологии
МКОУ ВСОШ № 4
Выдренок Любовь Васильевна
(ф.и.о.)
Артемовский городской округ
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 5;
лабораторных работ - 3.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312); программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Совоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа. 2006.
Учебник:
Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 367, [1] с.: ил.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МКОУ ВСОШ № 4 в форме: зачёта, опроса, тестирования.
Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:
В соответствии с приказом департамента образования и науки Приморского края «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Приморского края на 2009 - 2010 учебный год» от 01.09.2009 г. № 1050 – а для очной формы обучения на изучение предмета отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно - тематический план
по биологии для 10 (очного) класса
Названия разделов и тем. | Количество часов | ||
всего | теории | практики | |
Раздел I «Биология как наука. Методы научного познания» | 4 | 4 | |
Раздел II «Клетка» | 12 | 9 | 3 |
Тема 2.1 «Развитие знаний о клетке. Клеточная теория» | 1 | 1 | |
Тема 2.2 «Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека» | 3 | 2 | 1 (л/р) |
Тема 2.3 «Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки» | 4 | 2 | 2 (п/р) |
Тема 2.4 ««Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний» | 1 | 1 | |
Тема 2.5 «Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации» | 3 | 3 | |
Раздел III «Организм» - 18 часов | 18 | 13 | 5 |
Тема 3.1 «Организм – единое целое. Многообразие организмов» | 1 | 1 | |
Тема 3.2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 17 | 12 | 2 (л/р) 3 (п/р) |
Всего: | 34 | 26 | 8 |
Учебно (календарно) - тематическое планирование по биологии для 10 (очного) класса
№ | Название тем, разделов | К-во час. | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел I «Биология как наука. Методы научного познания» - 4 часа | |||||
1 | Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. | 1 | Уроки изучения нового материала | опрос | |
2 | Основные уровни организации живой природы. Биологическая система. | 1 | |||
3 | Современная естественная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирование естественной картины мира. | 1 | |||
4 | Метод познания живой природы. | 1 | |||
Раздел II «Клетка» - 12 часов | |||||
Тема 2.1 «Развития знаний о клетки. Клеточная теория» - 1 час | |||||
5 | Развития знаний о клетки (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т. Шванк). Клеточная теория и её роль в становлении современной естественнонаучной картины мира. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Тема 2.2 «Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека » - 3 часа | |||||
6 | Химический состав клетки, вода и минеральные вещества в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы и липиды, и их роль в жизнедеятельности клетки и организме человека. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
7 | Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки и организме человека. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
8 | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | 1 | Лабораторная работа | ||
Тема 2.3 «Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки» - 4 часа | |||||
9 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
10 | Строение клетки митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Сходства и различия в строении прокариотических и аукаритических клеток. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11 | Практическая работа № 1: «Сравнение строения клеток растений и животных». | 1 | Практическая работа | сам. работа | |
12 | Практическая работа № 2: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 | |||
Тема 2.4 «Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний» -1 час | |||||
13 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Профилактика СПИДА. | 1 | Комбинированный урок | опрос | |
Тема 2.5 «Строение и функции хромосом. ДНК–носитель наследственной информации» -3 часа | |||||
14 | Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
15 | Ген. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. | 1 | |||
16 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. | 1 | |||
Раздел III «Организм» - 18 часов | |||||
Тема 3.1 «Организм – единое целое. Многообразие организмов» - 1 час | |||||
17 | Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий». | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
Тема 3.2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 17 часов | |||||
18 | Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов (митоз и мейоз). | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
19 | Нормы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | опрос | ||
20 | Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | 1 | опрос | ||
21 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 1 | опрос | ||
22 | Лабораторная работа № 2: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | 1 | Лабораторная работа | ||
23 | Наследственность и изменчивость – свойство организмов. История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
24 | Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
25 | Практическая работа № 3: «Составление простейших схем скрещивания». | 1 | Практическая работа | ||
26 | Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Взаимодействие неаллельных генов, цитоплазматическая наследственность. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | |
27 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды изменчивости. | 1 | опрос | ||
28 | Влияние мутагенов на организм человека. Виды мутации, причины мутации. Наследование признаков у человека. | 1 | опрос | ||
29 | Практическая работа № 4: « Решение элементарных генетических задач». | 1 | Практическая работа | ||
30 | Значение генетики для медицины и селекции. Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье (наследственные болезни человека, их причины и профилактика). | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | |
31 | Лабораторная работа № 3: «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий, их влияния на организм». | 1 | Лабораторная работа | ||
32 | Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | 1 | Уроки изучения нового материала | опрос | |
33 | Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | 1 | опрос | ||
34 | Практическая работа № 5: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | 1 | Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения.
Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года), авторской программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...