РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 6 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
рабочая программа по информатике и икт (6 класс)
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_distsipline_informatika_6_klass.docx | 223.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана, а также следующих нормативно-правовых документов:
-Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10.
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
-БУП Утвержденный Министерством образования, науки, инновационной политики Новосибирской области от 23.07.12. № 1602
-Образовательная программа школы-интерната.
Адресат.
Программа по информатике в 6 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение интеллектуального развития.
Структура документа.
Рабочая программа включает:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 6 класс, основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
- тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире в значительной степени обеспечиваются изучением информатики, а также реализацией в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. В этой связи возрастает значимость непрерывного освоения учащимися средств и методов информатики и ИКТ, совершенствования содержания и методики обучения информатике в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний;
Место предмета в базисном учебном плане
На предмет «Информатика» в базисном учебном плане отводится 1 час в неделю. Общий объём времени в 6 классе составляет 34 часа.
Учебник разработаны в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.
Учебники являются основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:
- методическое пособие для учителя к УМК основной школы;
- рабочие тетради
- дополнительные методические пособия для учителя с поурочными рекомендациями.
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ К ЛИЧНОСТНЫМ, ПРЕДМЕТНЫМ И МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание учебников «Информатика» ориентировано на формирование следующих личностных результатов:
- Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Условия для достижения данного результата обеспечиваются за счет формирования у школьников представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; представлений об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах; навыков анализа и критичной оценки получаемой информации; способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
- Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ формируется в процессе выполнения многочисленных работ компьютерного практикума на протяжении всего периода обучения в основной школе. Кроме того, в учебниках уделяется внимание вопросам информационной безопасности: ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитию чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды и пр.
Содержание учебников «Информатика» ориентировано на формирование следующих метапредметных результатов:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, такими как: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели с помощью фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕБНИКАХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
При разработке линии учебников для непрерывного курса информатики в основной школе авторы конкретизировали цели изучения предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, стремясь в максимальной степени реализовать потенциал предмета в достижении современных образовательных результатов.
Цели изучения информатики и ИКТ в 6 классе:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- ознакомительное изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.
Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК благодаря ссылкам на электронное приложение к учебникам. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляют элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.
Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. В 8–9 классах широко используются ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.ru). Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещённой в конце каждого параграфа.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
6 класс
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Компьютер и информация (11 ч)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».
Практическая работа № 5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация (13 ч).
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации (9 ч)
Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования QBasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа № 13 «Power Point. Часы».
Практическая работа № 14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа № 15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования QBasic».
Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Практические работы | Домашнее задание |
1 | ТБ и организации рабочего места. Объекты окружающего мира | Введение, §1, | ||
2 | Объекты операционной системы | Пр№1 «Работаем с основными объектами ОС» | §2(3) | |
3 | Файлы и папки. Размер файла | Пр№2 «Работаем с объектами файловой системы» | §2(1,2) | |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами | Пр № 3 «Повторяем возможности графического редактора»(задание1-3) | §3(1,2) | |
5 | Отношение «входит в состав» | Пр № 3 «Повторяем возможности графического редактора»(задание4-6) | §3(3) | |
6 | Разновидности объектов и их классификация | §4(1,2) | ||
7 | Классификация компьютерных объектов | ПР№4 «Повторяем возможности текстового редактора» | §4(1,2,3) | |
8 | Система объектов. Состав системы | ПР № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 1-3) | §5(1,2) | |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик | ПР № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 4-5) | §5(3,4) | |
10 | Персональный компьютер как система | ПР № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | §6 | |
11 | Способы познания окружающего мира | ПР № 6 «Создаем компьютерные документы» | §7 | |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия | ПР № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | §8(1,2) | |
13 | Определение понятия | ПР № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 2,3) | §8(3) | |
14 | Информационное моделирование как метод познания | ПР № 8 «Создаем графические модели» | §9 | |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания | ПР № 9 «Создаем словесные модели» | §10(1,2,3) | |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки | ПР № 10 «Создаем многоуровневые списки» | §10(4) | |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц | ПР № 11 « Создаем табличные модели» | §11(1,2) | |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. | Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | §11(3,4) | |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. | Практическая работа №12 «Создаём информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1-4) | §12 | |
20 | Создание информационных моделей - диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | §12 | ||
21 | Многообразие схем и сферы их применения. | Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | §13(1) | |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. | Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | §13(2,3) | |
23 | Что такое алгоритм. | Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | §14 | |
24 | Исполнители вокруг нас. | Работа в среде исполнителя Кузнечик | §15 | |
25 | Формы записи алгоритмов. | Работа в среде исполнителя Водолей | §16 | |
26 | Линейные алгоритмы. | Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | §17(1) | |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. | Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | §17(2) | |
28 | Алгоритмы с повторениями. | Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию» | §17(3) | |
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. | Работа в среде исполнителя Чертежник | §18(1,2) | |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. | Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18(3) | |
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. | Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18(4) | |
32 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. | |||
33 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект» | ||
34 | Выполнение и защита итогового проекта. | Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 7 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 8 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 9 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованны...