программа самообразования
учебно-методический материал по биологии по теме

Тимушева Надежда Викторовна

Организация проектно-исследовательской деятельности  на уроках географии и биологии и во внеурочное время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samoobrazovaniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования

учителя географии и биологии Тимушевой Н.В.

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь”.

Методическая тема: Организация проектно-исследовательской деятельности  на уроках географии и биологии и во внеурочное время.

Цель: Освоить и применять на уроках географии и биологии  и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи: 1. Вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования и исследования у учащихся.

2. Активизация и повышения качества обученности у учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности.

2. Создание ситуации выбора и успеха каждого ученика через включение в посильную поисково-исследовательскую работу.

Срок реализации: 5 лет (2008 – 2013 учебные годы).

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Разделы плана

Содержание деятельности

сроки

Формы представления  результатов работ

Изучение  учебной и научно-методической литературы по данной тематике

Чтение методических журналов по географии и биологии, обзор  в Интернете необходимой информации

2009 – 2011 г.г.

систематически

Подготовка методической базы

Участие в работе семинаров – практикумов по исследовательской деятельности

Методическая помощь педагогам в организации исследовательской деятельности учащихся

2009 – 2011 по мере возможности

Справка, удостоверение, повышение уровня проф. мастерства

Разработка программно-методического обеспечения

Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности

В течение срока реализации программы

Разработка конспектов уроков, подбор тем для исследования

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Выполнение исследовательских проектов на уроках и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям

2011 – 2013 годы

Применение на уроках, участие в конференциях, конкурсах разного уровня

Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время

Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы

2013 год

Выступление на ШМО по данной теме, открытый урок, выступление на семинаре-практикуме  на курсах повышения квалификации

Предполагаемый результат:

  1. Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности учащихся;
  2. Подготовка и участие учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня;
  3. Формирование комплекта педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий и размещение на сайте;
  4. Приобретение и трансляция опыта по проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и биологии и во внеурочное время.  

Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Зам. директора по УВР

 МОУ «ООШ» с.Небдино                                               Кутькина М.В.

Урок в 7 классе «Внешнее строение рыб в связи с водным образом жизни».

Класс делится на экипажи. В каждом выбирается командир, который будет организовывать работу группы, и штурман – помощник командира. Экипажи получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени.

1группа.

1.Из каких отделов состоит тело рыбы? Подпишите рисунок.

2.Как обозначены границы между частями тела?

3.Есть ли резкие переходы между частями тела?

4.Какова форма тела рыб?

5.Какое значение имеет такая форма тела?

2группа.


  1. С помощью, каких органов передвигается рыба?

  2. Как называются плавники?

  3. Какую функцию выполняет каждый вид плавников?

  4. Какие плавники парные, какие непарные?

  5. раскрасьте красным цветом парные, а синем непарные плавники.


3группа.


  1. Чем покрыто тело рыбы?

  2. Каково значение покровов тела?

  3. Как располагается чешуя на теле рыбы?

  4. Что можно узнать по чешуе?

  5. Где образуется слизь?


4группа.


  1. Какова окраска рыб?

  2. Приведите примеры окраски рыб разных мест обитания?

  3. От чего она зависит?

  4. Может ли меняться окраска?

  5. Покажите иллюстрации классу демонстрирующие разнообразные окраски?


5группа.


  1. При помощи, каких органов чувств рыбы ориентируются в водном пространстве?

  2. Какую роль выполняет каждый из органов чувств?

  3. Где располагаются и какого их строение?

  4. Почему рыба даже в мутной воде не натыкается на препятствия?

  5. Подпиши рисунок, пользуясь, рис.170 учебника.


После подготовки ответов на вопросы, работы с иллюстрациями, рисунками проводится беседа. Штурман зачитывает вопросы, а пилоты отвечают на них. Для проверки усвоения материала командир задает контрольный вопрос другим командам.

Подведение итогов (рефлексия):

Каждая команда обсуждает, что узнали нового, командиры заполняют путевые листы, учитель называет оценки за урок.

Преимущество этого вида работы в том, что к обсуждению привлекаются даже слабые ученики, им дается посильное задание и складывается ситуация успеха, что благотворно влияет на самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

Программа самообразования

программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...

Программа самообразования

Программа самообразования....

Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»

Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....

Программа самообразования / Программа социального партнерства

Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...