Рабочая программа по биологии для 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_10.docx | 56.05 КБ |
Предварительный просмотр:
10-11 класс
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Статьи 32, 55 Закон РФ об образовании, приказ Минобразования РФ от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
4. Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. /Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007/
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в 11 классе – 35 часов. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм), об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы, объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико–ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний по предмету в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д..
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Реализация данной программы осуществляется с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, за счет внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В соответствие с образовательной программой школы используются методы диалога, приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, методы диагностики и взаимодиагностики.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица.- М.:Просвещение,2006
Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС
№ | Тема урока Тип урока Домашнее задание | Сроки | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Использование ИКТ, интернет- ресурсов |
Введение в общую биологию – 1 ч | ||||||
1. | Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи. Вводный урок. Д/з: с. 4-7, сообщения | 3-8.09 | Основные понятия: Система биологических наук жизнь Факты: Биология как наука. Предмет изучения биологии – живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Основные уровни организации живой природы. Явления: Свойства живого | Давать определение основным понятиям. Называть естественные науки, составляющие биологию, методы исследований живой природы. Перечислять уровни организации живой материи и основные свойства живого. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей. Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. | |
Раздел 1. Клетка – структурная и функциональная единица живого | ||||||
2. | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/з: п.1 | 10-15.09 | Основные понятия: Гидрофильные соединения Гидрофобные соединения Микро- и макроэлементы Ультрамикроэлементы органогены Факты: Особенности химического состава живых организмов. Микро- и макроэлементы И их значение. Неорганические вещества, их роль в организме: вода и минеральные соли. Вода: растворимость, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения. Объекты: вода и минеральные соли. Закономерности, теории: Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. | Давать определение основным понятиям. Приводить примеры микро- , макро- и ультрамикроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы. Характеризовать биологическое значение микро- и макроэлементов, воды и минеральных солей. *Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов; минеральных веществ и воды для жизни клетки и организма человека. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 12. | Компьютерная презентация |
3. | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/з: п. 2 | 17-22.09 | Основные понятия: Органические вещества Биополимеры Низкомолекулярные вещества Объекты: Углеводы, липиды, Факты: Органические вещества клетки, их роль в организме. Биологическая роль углеводов: энергетическая, строительная, информационная. Классификация углеводов: моно-, ди- и полисахариды. Биологическая роль липидов: энергетическая, строительная, источник воды, защитная, регуляторная. Свойства липидов: образование воды и энергии при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Классификация: нейтральные жиры, воски, жироподобные вещества. | Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть органические вещества клетки. Описывать элементарный состав углеводов и липидов. Характеризовать биологическую роль углеводов и липидов. Классифицировать углеводы по группам. *Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 16 | Компьютерная презентация |
4. | Органические вещества клетки. Белки. Комбинированный урок. Д/з: п.3 | 24-29.09 | Основные понятия: Биополимеры полипептиды Глобула Факты: Белки – биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Функции: структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, регуляторная. Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации. Объекты: Белковые молекулы. Процессы: Денатурация и ренатурация. Причины денатурации. | Давать определение основным понятиям. Называть элементарный состав и функции белков. Характеризовать проявление функций белков, уровни структурной организации белков. Объяснять причины многообразия функций белков. Описывать и объяснять процесс денатурации белка. * Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадки органов и тканей. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 24. | Компьютерная презентация |
5. | Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». Д/з: п. 3 | 1-6.10 | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. | |||
6. | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Комбинированный урок. Д/з: п. 4 - 5 | 8-13.10 | Основные понятия: Биополимеры Объекты: Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК Факты: Нуклеиновые кислоты – биополимеры. Открытие Иоганном Мишером нуклеиновых кислот. Описание структуры ДНК Уотсоном и Криком, Чаргаффом. двойная спираль. Функции ДНК в клетке: хранение наследственной информации, передача наследственной информации и следующему поколению, передача генетической информации из ядра в цитоплазму. Виды РНК и нахождение: рибосомальные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот. Процессы: Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение. Закономерности: Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа. | Давать определение основным понятиям. Называть типы и функции нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Доказывать, что нуклеиновые кислоты – биополимеры. * Прогнозировать последствия для организма недостатка нуклеиновых кислот. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 27-28 | Компьютерная презентация |
7. | Клеточная теория. Комбинированный урок. Д/з: п. 6 | 15-20.10 | Основные понятия: Теория Цитология Объекты: Клетки эукариот и прокариот. Факты: Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Теория Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. Дополнение Р.Вирхова. основные положения современной клеточной теории. | Давать определение основным понятиям. Называть и описывать этапы создания клеточной теории. Называть положения современной клеточной теории, вклад ученых в создание клеточной теории. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира. *Приводить доказательства к положениям клеточной теории. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 34 | Компьютерная презентация |
8. | Строение и функции органоидов клетки, их взаимосвязь как основа целостности клетки. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/з: п. 7-8 | 22-27.10 | Основные понятия: Эукариоты Экзоцитоз эндоцитоз Органоиды цитоплазма Факты: Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клетки. Объекты: Клеточная мембрана, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения. Процессы: Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм и особенности. Закономерности: Жидкостно-мозаичная модель строения мембраны. | Давать определение основным понятиям. Выделять особенности строения эукариотической клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Распознавать и описывать на таблице основные части и органоиды эукариотической клетки. Называть способы проникновения веществ в клетку, органоиды цитоплазмы и их функции. Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки. Различать механизм пино- и фагоцитоза. *Прогнозировать последствия нарушения функций различных органоидов клетки для ее жизнедеятельности. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 40,43. Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток» и выводы к ней. | Компьютерная презентация |
9. | Ядро. Прокариоты и эукариоты. Комбинированный урок. Д/з: п.9 | 5-10.11 | Основные понятия: Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный и диплоидный набор хромосом Факты: Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ, хранение и передача наследственной информации. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Объекты: Структура ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко. | Давать определение основным понятиям. Описывать структурные компоненты ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения ядра и его функциями. Характеризовать строение и состав хроматина. Объяснять механизм образования хромосом. Определять набор хромосом в гаметах и соматических клетках. *Прогнозировать последствия нарушения функций ядра для жизнедеятельности клетки. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 46 | Компьютерная презентация |
10. | Вирусы – неклеточная форма, возбудители заболеваний. Профилактика ВИЧ- инфекции и заболевания СПИДом. Комбинированный урок. Д/з: сообщения | 12-17.11 | Основные понятия: Вирус Генетическая информация Объекты: Вирусы и бактериофаги. Факты: Строение вируса: генетический материал, капсид. Размножение. Значение в природе и жизни человека. Профилактика ВИЧ- инфекции и заболевания СПИДом. Явление: Паразитизм на генетическом уровне. | Давать определение основным понятиям. Описывать процесс проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку. Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Сообщения учащихся. | Компьютерная презентация |
11. | Клеточный метаболизм. Фотосинтез. Хемосинтез. Комбинированный урок. Д/з: п.10 | 19-24.11 | Основные понятия: Метаболизм Ассимиляция Объекты: Автотрофные и гетеротрофные организмы. Факты: Организм – открытая энергетическая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз. Фотосинтез и хемосинтез. Процесс: Фотосинтез: световая и темновая фазы. | Давать определение основным понятиям. Описывать типы питания организмов. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных организмов. Характеризовать сущность фотосинтеза. Доказывать, что организм растения - открытая энергетическая система. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 51 | Компьютерная презентация |
12. | Энергетический обмен. Преобразование энергии в клетке. Комбинированный урок. Д/з: п.11-12 | 26.11-1.12 | Основные понятия: Метаболизм диссимиляция Гликолиз Брожение Дыхание Объекты: Анаэробные и аэробные организмы. Факты: Организм – открытая энергетическая система. Дыхание. Обеспечение клетки энергией. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Процессы: Обмен веществ и превращение энергии. Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородный и кислородный. | Давать определение основным понятиям. Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке. Перечислять этапы энергетического обмена. Характеризовать этапы энергетического обмена на примере расщепления глюкозы. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 54,57. | Компьютерная презентация |
13. | Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Комбинированный урок. Д/з: п.13-15 | 3-8.12 | Основные понятия: Ассимиляция Диссимиляция Пластический обмен Ген Триплет Генетический код Транскрипция Трансляция антикодон Факты: Обмен веществ и энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы: Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности: Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белка). | Давать определение терминам. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 61,64,67. | Компьютерная презентация |
14. | Регуляция транскрипции и трансляции. Генная и клеточная инженерия. Комбинированный урок. Д/з: п.16, подготовка к зачету | 10-15.12 | Факты: Регуляция транскрипции и трансляции. Особенности транскрипции и трансляции у прокариот. Генная и клеточная инженерия. | Объяснять механизм регуляции транскрипции и трансляции. Выделять особенности регуляции транскрипции и трансляции у прокариот. Находить информацию о современных достижениях в области генной и клеточной инженерии. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 73. | |
15. | Урок – зачет «Клетка как биологическая система» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Индивидуальные задания. | 17-22.12 | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |||
Раздел 2. Организм как биологическая система. – 18ч | ||||||
16. | Деление клетки. Митоз. Комбинированный урок. Д/з: п. 17 | 24-29.12 | Основные понятия: Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация хроматиды Факты: Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Процессы: Деление клетки - митоз | Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митоза. Описывать процессы, протекающие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение процесса удвоения ДНК и значение митоза. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 77 | Компьютерная презентация |
17. | Самовоспроизведение – важнейший признак живого. Размножение: половое и бесполое. Комбинированный урок. Д/з: п.19 | 14-19.01 | Основные понятия: Размножение Бесполое размножение Половое размножение Вегетативное размножение Факты: Размножение. Бесполое размножение и половое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Формы бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Вегетативное размножение, его виды. Половое размножение растений и животных. Процесс: Половое и бесполое размножение. | Давать определение понятиям. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение. *Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни на Земле появления полового размножения. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 83. | |
18. | Образование половых клеток и оплодотворение. Комбинированный урок. Д/з: п.20 | 21-26.01 | Основные понятия: Оплодотворение Гаметогенез Овогенез Сперматогенез Мейоз Конъюгация Кроссинговер Факты: Строение половых клеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты: Половые клетки: строение и функции. Процессы: Образование половых клеток (гаметогенез). Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз: фазы первого и второго мейотического деления. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, оплодотворения, причины наследственности и изменчивости. *Объяснять эволюционное преимущество полового размножения. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 86. | Компьютерная презентация |
19. | Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Комбинированный урок. Д/з: п. 21 | 28.01-2.02 | Основные понятия: Онтогенез эмбриогенез Факты: Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Прямое и непрямое развитие организмов. Процессы: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы эмбриогенеза: дробление, гаструляция, органогенез. Закономерности: Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) | Давать определение понятий: онтогенез, эмбриогенез. Характеризовать сущность эмбрионального постэмбрионального периода развития организмов. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Сравнивать зародыши человека и млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 91. Выполнение лабораторной работы «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» и выводы к ней. | Компьютерная презентация |
20. | Организм как единое целое. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з: п. 22, повторить п. 17-21 | 4-9.02 | Факты: Организм как единое целое. | Давать определение понятиям. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на состояние и развитие организмов. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Находить информацию о фактах, доказывающих целостность организма. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 95. Тесты разного уровня. | Многообразие организмов. |
21. | Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика, ее методы исследования. Моногибридное скрещивание. Урок изучения и первичного закрепления материала. Д/з: п.23 | 11-16.02 | Основные понятия: Аллельные гены Генетика Генотип Фенотип Чистые линии Гетерозигота Гомозигота Доминантный признак Рецессивный признак Моногибридное скрещивание Факты: Наследственность и изменчивость – основные свойства живого. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г.Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Статистический характер законов Г.Менделя. цитологические основы генетических законов. Явления: Наследственность и изменчивость. Закономерности: Закономерности наследования, установленные Менделем: закон доминирования и закон расщепления. Закон чистоты гамет. | Давать определение основным понятиям темы. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания, схему анализирующего скрещивания. Определять по генотипу фенотип и наоборот, вероятность проявления признака в потомстве. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 100. | Компьютерная презентация |
22. | Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Комбинированный урок. Д/з: п.24 | 18-23.02 | Факты: Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей. Закономерности: Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании 1:2:1 Соотношение генотипов при анализирующем скрещивании 1:1. | Описывать механизм проявления закономерностей неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при неполном доминировании. Составлять схему моногибридного скрещивания, схему анализирующего скрещивания. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 102-103. | |
23. | Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя. Комбинированный урок. Д/з: п.25 | 25.02-2.03 | Основные понятия: Дигибридное и полигибридное скрещивание Факты: Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов – 9:3:3:1 Процессы: Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности: Закон независимого наследования. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия проявления закона независимого наследования. Анализировать содержание схемы наследования при дигибридном скрещивании. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по генотипу фенотип и наоборот, вероятность проявления признака в потомстве. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с.106. | |
24. | Генетика пола. Наследование, связанное с полом, его цитологические основы. Комбинированный урок. Д/з: п.26 - 27 | 4-9.03 | Основные понятия: Группы сцепления Генетические карты Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы аутосомы Факты: Наследственность – свойство организмов. Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетическое определение пола у человека. Наследственные заболевания, сцепленных с полом. Процессы: Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности: Закон сцепленного наследования Т.Моргана Хромосомная теория наследования. | Давать определение основным понятиям темы. Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять причину соотношения полов 1:1, причины проявления наследственных заболеваний. Определять по схеме число гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признаков в потомстве. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 109, 112 | Компьютерная презентация |
25. | Взаимодействие и множественное действие генов – основа целостного генотипа. Комбинированный урок. Д/з: п.28-29 | 11-16.03 | Основные понятия: доминирование Факты: Генотип – система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Процессы: Взаимодействие генов и их множественное действие. | Давать определение терминам. Приводить примеры взаимодействия генов, неаллельного взаимодействия генов. Называть характер неаллельного взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия генов. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 114, 117. | Компьютерная презентация |
26. | Решение генетических задач. Урок комплексного применения ЗУН Д/з: повторить п.23-29 | 18-23.03 | Закономерности: Закономерности наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании; анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленным с полом. | Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи. | Генетические задачи. | |
27. | Модификационная и наследственная изменчивость. Мутационная изменчивость. Комбинированный урок. Д/з: п.30-31 | 4-6.04 | Основные понятия: Изменчивость Норма реакции Геном Мутации Мутаген полиплоидия Факты: Изменчивость – свойство живого. Основные формы изменчивости: наследственная (генотипическая) и ненаследственная (модификационная). Мутационная и комбинативная изменчивость. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна – геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений и пород животных. Явления: Групповой характер модификационной изменчивости у генетически близких организмов. | Давать определение основным понятиям. Называть основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды и свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Характеризовать проявления модификационной изменчивости, виды мутаций. Объяснять механизмы различных видов изменчивости. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 186. Рабочая тетрадь № гл. 14 п.37 | Сцепленное наследование генов. |
28. | Лабораторная работа «Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и кривой». Д/з п. 30-31. | 8-13.04 | Факты: Проявление наследственной и ненаследственной изменчивости. | Выявлять и описывать разные формы изменчивости. Строить вариационный ряд и кривую изменчивости изучаемого признака. | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. | |
29. | Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Значение генетики для профилактики наследственных заболеваний человека. Комбинированный урок. Д/з: п.32-33 | 15-20.04 | Основные понятия: Генеративные мутации Наследственные заболевания Факты: Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна, синдром Патау, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика. | Давать определение основным понятиям. Называть основные причины наследственных заболеваний человека. Объяснять опасность близкородственных браков. Выделять задачи медико-генетичекого консультирования. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 127,129 | |
30. | Селекция: основные методы и достижения. Комбинированный урок. Д/з: п.34-36 | 22-27.04 | Основные понятия: Селекция Сорт Порода штамм Факты: Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация (внутривидовая и отдаленная), искусственный отбор (массовый и индивидуальный). Достижения и направления современной селекции. Явления: Гетерозис (жизненная сила) Закономерности: Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры сортов растений и пород животных. Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций, значение для селекционной работы закона гомологических рядов изменчивости. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 133,136,139. | Компьютерная презентация |
31. | Селекция микроорганизмов. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Комбинированный урок. Д/з: п.24 | 29.04-4.05 | Основные понятия: Биотехнология Генная инженерия Клонирование Трансгенные организмы Факты: Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии и т.д. Процессы: Микробиологический синтез | Давать определения основным понятиям. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Анализировать и оценивать роль генетики для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии и т.д. Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с.143. | |
32. | Зачет «Организм» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | 6-11.05 | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
Резерв – 2 ч
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы, раздела | Количество часов |
| 1 |
| 14ч + 1ч на обобщение |
| 18 |
ИТОГО | 32+2 часа резерв |
СОДЕРЖАНИЕ
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
Сравнение строения клеток растений и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
ОРГАНИЗМ (18 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....