План – конспект
проведения интеллектуальной игры по биологии
для обучающихся 6 – 7 классов
в рамках недели естественных наук по теме:
«Ботанический эрудицион».
Класс делится по 5 человек в каждой. Занимают свои места за круглым «столом». У каждой команды «копилка знаний » - в нее складываются заработанные баллы.
Учитель. Почти полмиллиона трав, кустарников, деревьев и споровых растений – вот владения современной ботаники. Изучая их мы узнаем об удивительном мире. Каждое растение, гриб, лишайники имеют свои особенности, свои маленькие тайны: у одного плоды «стреляют» семенами, у другого стебель настолько твердый, что может остановить царапины даже на столе. В природе есть растения с цветками – невидимками и с семенами пылинками. Растительный мир огромен и в то же время очень раним. Только при бережном отношении к природе можно сохранить и приумножить ее богатства.
- Растения в пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки – это меткие, образные народные изречения, обобщающие различные явления природы, жизни.
- Немудрено дерево срубить – мудрено вырастить.
- Один человек оставляет в лесу след, а сотня – тропу, тысяча – пустыню.
- кто не сажал дерево, тому не лежать в тени.
А какие пословицы и поговорки вы знаете? (за каждую пословицу 1 балл)
2. Научная лаборатория.
«Научная лаборатория» - так в широком смысле можно назвать гербарий. Слово «гербарий» было в обиходе в Европе уже в средние века, но обозначало оно книгу. Посвященную растениям (травник). В таких книгах были собраны рассказы о «достоинствах » и «целебных силах» растений. Изобретение первого гербария приписывают профессору Луке Гини (1490 – 1556). Его гербарии и записи не сохранились, но обнаружены гербарии его учеников. Итак, приглашаю вас в научную лабораторию.
Задание. Каждому члену команды дается гербарий экземпляр одного растения. Нужно составить описание растения и кратко рассказать.
3. «Конструкторское бюро»
Задание. С помощью цветной бумаги, ножницы, фламастеров и карандашей сделать учебное пособие – аппликацию цветка, клетки, растения, грамотно изобразив, расположив и указав отдельные части. (2 б)
Пока команда работает, для болельщиков – головоломка.
В таблице на доске зашифрована пословица – сумейте ее прочитать. Первая буква начала фраза – выделена. Читать можно справа налево. Слева направо, сверху вниз, но не по диагонали.
а
| с
| т
| и
| т
| ь
| е
| г
| р
| б
| и
| т
| о
| в
| п
| о
| ы
| у
| д
| е
| р
| е
| я
| г
| в
| г
| о
| п
| о
| в
| т
| о
| а
| т
| у
| н
| и
| м
| ь
| д
| т
| у
| д
| й
| о
| р
| п
| ы
|
Ответ: дерево погубить – в пять минут, а вырастить его – годы пройдут.
4. Растения – символы.
Многие растения еще с древности считаются символами, олицетворяющими долголетие, могущество, дружбу, любовь, благородство…Изображение некоторых растений – символов можно встретить и на государственных флагах и гербах. А можете ли вы угадать растение, услышав рассказ о связанных с ними традициях?
Задание. Каждой команде по 2 вопроса.
- Это вечнозеленое дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растет в Средиземноморье. Античный мир рассказывает о прекрасной нимфе Дафне. Которую ее отец, Речной бог Пений. Превратил в это дерево, спасая от преследования полюбившегося ее Аполлона. С тех пор это дерево считалась Аполлоновым. Его высаживали у храмов, венком у листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях - поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ величия и славы. (лавр благородный).
- В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье - если найдешь цветок с 5-ю лепестками вместо 4, его надо съесть. Трехлепесковые цветки сулят несчастье и беды. (сирень)
- Ветви и листья этого дерева являются олицетворением силы, долголетия. Здоровья. Это дерево- одно из лесообразующих пород Северного полушария (дуб)
- Этот цветок, как культурное растение, попав в Европу и мусульманских стран. И название его происходит от названия распространенного на Востоке головного убора (тюльпан)
- На Руси это дерево почиталось как музыкальное. Из его красивой древесины с волнистым рисунком, обладающей высокими резонансными качествами делали гусли «яровчатые». А в наше время из его древесины делают жалейки для ансаблей народных инстументов и высококачественные ракетки для тенниса. (клен остролистный)
V. Везде математика.
Вам, ребята, конечно, известна благотворная роль, которую играют зеленые растения в населенных пунктах и вокруг них. Это очистка воздуха от пыли и углекислого газа, обогащение воздуха кислородом, прохлада в жаркий день…
Давайте подсчитаем.
Задание. Каждый член команды получает одну задачу, записанную на карточке и решает ее.
- Сколько кубометров воздуха очистит от пыли лес площадью 40 га за 5 лет, если известно, 1 га лесного массива за год очищает 18 млн м3 воздуха (3600 м30
- В 1 м3 городского воздуха держатся около 5000микроорганизмов. Сколько микробов в лесу, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз? (556).
- Подсчитано, что над 50 км2 леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства – в 11 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 100км2 безлесного пространства. (1100)
VI. Загадки.
- Одежкой сер, да телом бел 9рис)
- Хоть жжет его солнце, один он в суконце, а сукно золотистое, тонкое и чистое. (персик).
- Цветок – напрасный, плод – опасный, в поле все засажено. (картофель)
- Хоть чином и не хан, на голове – султан, и с золотом кубышки – запрятаны под мышки.( кукуруза).
- Выросла травка – к пище приправа, ее пожитки – душистые нитки. (укроп)
- Дышит, растет, а ходить не может? (растение)
- Одна нога и шапка, а головы –нет? (Гриб)
- Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина)
- Все паны скинули кафтаны, кроме одного? (хвойные деревья )
- Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает? (дерево)
- Какую траву и слепой знает? (Крапива)
- Летом холодит, зимой греет, настанет весна, потечет слеза? (Береза)
- Пан Паныч упал в колодец, сам не утонул и воды не замутил? (Лист)
- Сидит на полочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито? (Шиповник)
- Не сучок ,не листок, а на дереве растет? (Лишайник)
- Вижу высоко, падаю низко, снаружи горько. А внутри сладко? (Орех)
- Мягок, а не пух – зелен, а не трава? (Мох)
- Чем больше ешь, тем больше остается? (семечки)
- Подмигнет тебе украдкой, из травы фонарик сладкий. (Земляника)
- На верхушке стебелька, солнышко и облака. (Ромашка)
- Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок, синеглазый … (василек)
- Не пустили в огород – оттого она и жжет (крапива)
- С этих шариков пушистых, полетят парашютисты (одуванчик).
VII. Викторина. Задание.
- какое голосеменное растение называют «виноградом хвойных леса» ? (Можжевельник)
- С клетками какой ткани связана способность растений, к заживлению ран? (Образовательная)
- Что находится между корой и древесиной? (Камбий)
- Как называются растения, у которых на каждом экземпляре присутствуют только мужские или только женские цветки? (двудомные).
- Назовите виды корней? (Главный, боковые, придаточные)
- Назовите типы корневых систем?
- Как называются места прикрепления к стеблю листа на побеге? (узлы)
- Как называется порядок расположения листьев на побеге? (Листорасположение)
- Какие вы знаете типы жилкования листьев?
- Что такое корневище, клубень, луковица? (Видоизмененные побеги)
- Что такое годичные кольца? (Прирост древесины за год)
- Какие листья называются сложными?
- Какие ткани входят в состав жилка листа? (проводящая и механическая)
- Как называется околоцветник, в составе которого можно выделить лепестки и чашелистики (двойной)
VIII. Песни о растениях.
Каждый участник называет песню, в которой упоминается то или иное растение
IX. Подведение итогов и награждение участников.
|