Проект урока 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Проект урока с использованием цифрового микроскопа 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_s_ispolzovaniem_tsifrovogo_mikroskopa_11_klass.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Методическая разработка урока по общей биологии в 11 классе
теме: ««Транспорт веществ через мембрану».
Лабораторная работа
«Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках» с использованием цифрового микроскопа.
Цель урока: рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.
Задачи: Образовательные: Закрепить умение пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений. Развивающие: Развивать основы творческой деятельности учащихся. Воспитательные: Выработать коммуникативные навыки при работе в группе.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
Таблицы: строение увеличительных приборов, строение растительной клетки.
План урока.
1. Организационный момент. 2. Актуализация познавательной деятельности. 3.Повторение изученного материала:
- строение цитоплазмы; - строение и функции клеточной оболочки.
4. Закрепление: - Лабораторная работа.
5.Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация познавательной деятельности.
1. Назовите основные положения клеточной теории. 2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.
3. Повторение изученного материала.
Цитоплазма. Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и включения - временные компоненты клетки. Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической мембраной (плазмалеммой). Все пространство между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы. В ней протекают все процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов. Различают две формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель – густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы - постоянное движение (циклоз). Если это движение прекращается, то клетка гибнет.
Клеточная оболочка. К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности образуется наружный слой. У животных он называется гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения), и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой) липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды — фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные — наружу. Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)– это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт осуществляют белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс поглощения макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.
Функции мембран. Они отделяют содержимое клетки от внешней среды. Регулируют обмен веществ между средой и клеткой. На мембранах протекают многие химические реакции в клетках.
Тетрадь. Цитоплазма
Оболочка: плазмалемма + наружный слой:
гликокаликс клеточная стенка
? ?
Функции мембран: ?
Схема заполняется по мере повторения материала.
Для того чтобы убедиться в полупроницаемости плазматической мембраны, проведем лабораторную работу.
4. Закрепление. Выполнение лабораторной работы.
Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках».
Цель работы: Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.
Задачи:
- Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза.
- Закрепить умение работы с цифровым микроскопом.
- Закрепить умение работать со световым микроскопом.
- Закрепить умение проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.
Оборудование: световые микроскопы, цифровые микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, стаканы с водой, раствор поваренной соли, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, ветка элодеи, репчатый лук, листья традесканции, инструктивная карточка.
Ход работы:
- Актуализация знаний по теме «Транспорт веществ через мембрану».
- Организация КСО; инструктаж по технике безопасности.
- Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке.
Инструктивная карточка к лабораторной работе
«Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках».
Цель работы: Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.
Оборудование: световые микроскопы, цифровые микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, стаканы с водой, раствор поваренной соли, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, ветка элодеи, репчатый лук, листья традесканции, инструктивная карточка.
Ход работы:
- Приготовить микропрепараты (а. кожицы лука, б. листа элодеи, в. листа традесканции).
- Рассмотреть микропрепараты под микроскопами. Обратить внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Сделать несколько фотографий клеток.
- Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
- Сделать несколько фотографий клеток.
- Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
- Сделать несколько фотографий клеток.
- Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы:
- Куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли;
- Чем можно объяснить такое направление движения воды;
- Куда двигалась вода при помещении ткани в воду;
- Чем это объясняется?
- Подготовьте защиту своей работы.
- Защита результатов своей работы. Выступление групп. Проецирование результатов на экран.
- Формулирование выводов по лабораторной работе. Практическое использование явлений плазмолиза и деплазмолиза.
- Рефлексия.
На дом. Письменно:
1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?
2. Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза.
3. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор, диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз.
5. Домашнее задание. Изучить § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы.
6. Литература:
Уроки биологии в 10-11 классах. Пименов А.В. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986. Ресурсы интернета: http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1116177 http://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14700/index.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/ - ПЛАЗМОЛИЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией
Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...
Проект урока. Учитель: Решетникова О.Р. Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 7 класс. Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.
Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.Цели урока: Образовательная:- совершенствовать знания, умения и навыки по технологии обработки выреза пододеяльни...
открытый урок ОБЖ , 7 класс, тема "Оползни, обвалы, снежные лавины.", проект урока.
проект урока ОБЖ в 7 классе ,тема "Оползни, обвалы, снежные лавины." проведение урока на областных курсах (архангельская обл.) ,тема: "Применение ИКТ на уроках общеобразовательной школы".Использовала ...
Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".
Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....