Проект урока 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Осипова Татьяна Алексеевна

Проект урока с использованием цифрового микроскопа 11 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Методическая  разработка урока по общей биологии в 11 классе

теме: ««Транспорт веществ через мембрану».  

Лабораторная работа

 «Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках» с использованием цифрового  микроскопа.

Цель урока:   рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.

Задачи:                                                                                                                           Образовательные:                                                                                                                                         Закрепить умение  пользоваться  микроскопом, готовить  микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений.                                                                                              Развивающие:                                                                                                                                               Развивать основы творческой деятельности учащихся.                                                Воспитательные:                                                                                                                                      Выработать коммуникативные навыки при работе в группе.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:  микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук. 

Таблицы: строение увеличительных приборов, строение растительной клетки.

План урока.

1. Организационный момент.                                                                                                                        2. Актуализация  познавательной деятельности.                                                                                          3.Повторение изученного материала:  

- строение цитоплазмы;                                                                                                                                         - строение  и функции клеточной  оболочки.

4. Закрепление:                                                                                                                                       - Лабораторная работа.

5.Домашнее задание.  

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация  познавательной деятельности.

1. Назовите  основные положения  клеточной теории.                                                                                2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.                                                                                                

3. Повторение изученного материала.  

  Цитоплазма. Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся  различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и   включения - временные компоненты клетки.  Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической  мембраной (плазмалеммой). Все пространство  между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы.   В ней протекают все  процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов.  Различают две  формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель – густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей  массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят   белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие  органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы -  постоянное движение (циклоз). Если  это  движение прекращается, то клетка гибнет.

Клеточная оболочка. К цитоплазме  прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности  образуется наружный слой. У животных он называется  гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения),  и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой)  липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды — фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные — наружу.  Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других.  Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)– это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт   осуществляют  белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же  через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс  поглощения  макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.

 Функции мембран. Они отделяют содержимое клетки от внешней среды. Регулируют обмен веществ между средой и клеткой. На мембранах протекают многие химические реакции в клетках.

Тетрадь.                                             Цитоплазма              

 

                                                       

     

   Оболочка:   плазмалемма +  наружный слой:          

                                         гликокаликс          клеточная стенка                                                                                                                                                                                          

                                                 ?                               ?

Функции мембран:  ?

Схема заполняется по мере повторения материала.

Для того чтобы убедиться в  полупроницаемости плазматической мембраны, проведем лабораторную работу.

4. Закрепление.                                                                                                                      Выполнение лабораторной работы.    

Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках».

Цель работы: Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.

Задачи:

  1. Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза.
  2. Закрепить умение работы с цифровым микроскопом.
  3. Закрепить умение работать со световым микроскопом.
  4. Закрепить умение проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: световые микроскопы, цифровые микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, стаканы с водой, раствор поваренной соли, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, ветка элодеи, репчатый лук, листья традесканции, инструктивная карточка.

Ход работы:

  1. Актуализация знаний по теме «Транспорт веществ через мембрану».
  2. Организация КСО; инструктаж по технике безопасности.
  3. Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

 «Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках».

Цель работы: Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.

Оборудование: световые микроскопы, цифровые микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, стаканы с водой, раствор поваренной соли, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, ветка элодеи, репчатый лук, листья традесканции, инструктивная карточка.

Ход работы:

  1. Приготовить микропрепараты (а. кожицы лука, б. листа элодеи, в. листа традесканции).
  2. Рассмотреть микропрепараты под микроскопами. Обратить внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
  3. Сделать несколько фотографий клеток.
  4. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
  5. Сделать несколько фотографий клеток.
  6. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
  7. Сделать несколько фотографий клеток.
  8. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы:
  • Куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли;
  • Чем можно объяснить такое направление движения воды;
  • Куда двигалась вода при помещении ткани в воду;
  • Чем это объясняется?
  1. Подготовьте защиту своей работы.

  1. Защита результатов своей работы. Выступление групп. Проецирование результатов на экран.
  2. Формулирование выводов по лабораторной работе. Практическое использование явлений плазмолиза и деплазмолиза.
  3. Рефлексия.

                                                                                                                                                   

 На дом. Письменно:    

  1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?                                                                                                                

 2. Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза.                                                                          

  3. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор, диффузия,  фагоцитоз, пиноцитоз.                                                                                                                                                        

5. Домашнее задание. Изучить   § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией  10-11. Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы.                                                      

6. Литература:  

Уроки биологии в 10-11 классах.  Пименов А.В.                                                                                                     Учебник «Общая биология» под редакцией  10-11. Д.К.Беляева».                                                               «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг  и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.      Ресурсы интернета:                                                     http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1116177 http://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14700/index.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/  - ПЛАЗМОЛИЗ

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией

Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...

Проект урока. Учитель: Решетникова О.Р. Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 7 класс. Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.

Тема урока:  Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.Цели урока:  Образовательная:- совершенствовать знания, умения и навыки по технологии обработки выреза  пододеяльни...

открытый урок ОБЖ , 7 класс, тема "Оползни, обвалы, снежные лавины.", проект урока.

проект урока ОБЖ в 7 классе ,тема "Оползни, обвалы, снежные лавины." проведение урока на областных курсах (архангельская обл.) ,тема: "Применение ИКТ на уроках общеобразовательной школы".Использовала ...

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....