Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Еремушкина Екатерина Николаевна
Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предметном материале. Задачи предметные: создать условия для актуализации знаний о правописании наречий через ранее полученные знания об этой самостоятельной части речи; инициировать действия учащихся по постановке и разрешению проблемы слитного и дефисного написания наречий; помочь учащимся научиться отличать наречия от омонимичных прилагательных и местоимений с предлогами; содействовать осмыслению, анализу нового материала и использованию его на практике; метапредметные: организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия и использования нового; способствовать формированию умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию; содействовать развитию стремления слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать решение, делать выводы; личностные: предоставить возможности для развития самоопределения, овладение навыками самокоррекции в процессе совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_uroka_russkogo_yazyka_7_klass.zip14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка в 7 классе

Тема урока:

"Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предметном материале.

Задачи

предметные:

создать условия для актуализации знаний о правописании наречий через ранее полученные знания об этой самостоятельной части речи;

инициировать действия учащихся по постановке и разрешению проблемы слитного и дефисного написания наречий;

помочь учащимся научиться отличать наречия от омонимичных прилагательных и местоимений с предлогами;

содействовать осмыслению, анализу нового материала и использованию его на практике;

метапредметные:

организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия и использования нового;

способствовать формированию умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию;

содействовать развитию стремления слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать решение, делать выводы;

личностные:

предоставить возможности для развития самоопределения,  овладение навыками самокоррекции в процессе совместной деятельности.

Оборудование:

Учебник по русскому языку для 7 класса под ред. Н.М. Шанского.

Авторская презентация (составитель Еремушкина Е.Н.) для фиксации и обобщения открытых на уроке знаний, встраивания их в систему ранее изученного по теме  "Дефисное написание наречий" (алгоритмы, схемы).

Авторские слайды (Еремушкина Е.Н.) с практическими заданиями для организации деятельности учащихся на уроке.

Структура:

1. Актуализация знаний.

а) Работа в группах, запись словосочетаний в тетрадь.

- Прочитайте, обсудите. Какое задание рационально выполнить. Сгруппируйте. Сколько предполагаете групп? Обоснуйте. Замените словосочетания  с зависимыми словами -  наречиями с -о  и на конце:

идти в правую сторону (вправо)

беседовать без стеснения (запросто)

раскалить до красного цвета (докрасна)

расстаться на долгое время (надолго)

переписать окончательно (набело)

вернуться в светлое время (засветло)

начать с самого начала (сначала, снова)

появляться время от времени (изредка)

- Какими знаниями вы пользовались при выполнении задания?

 - Каким способом образованы данные наречия? На основании чего вы сделали этот вывод?  

б) Самостоятельная работа.

- Что скажите? Что можете предложить?(с обособленным определением и обособленным обстоятельством) по схемам, используя получившиеся словосочетания.

- А можно ли связать эту работу с темой урока? Как?

- Чем интересен и полезен этот пример?

Произведите синтаксический разбор предложений. Поставьте вопросы, решение которых поможет разобраться в грамматическом строе предложений. На что бы вы обратили внимание?

 - Какова роль запятых?

 - Какова синтаксическая роль наречий?

в) Групповая работа.

- Составьте грамматический робот наречия. Что можно использовать? Какими сведениями о наречии вы уже обладаете? (Самостоятельная часть речи, обозначает признак действия, зависит чаще от глагола, является обстоятельством, отвечает на вопросы как?, куда?, зачем?, ...).

2. Определение темы урока учащимися на основе анализа языкового материала, мотивация, постановка цели, обсуждение способов деятельности.

- Как полагаете, все ли вы знаете о наречии?  Проверим, все ли мы знаем? Что мы будем использовать?

Групповая работа.

- Из данного текста выпишите наречия, распределив их в группы. (Должно получиться 2 столбика: слитно и через дефис).

Проверка.

- На основе какого признака вы группировали слова?

- Зачем нам это надо, где пригодится проделанная работа?

3. Открытие новых знаний.

а) Групповая поиск "Где наречия?" Разграничить сходные ситуации, выписать только словосочетания с наречиями, доказать всеми доступными средствами.

- проанализировать данные на доске наречия с точки зрения их морфемного состава (списать в тетрадь, разобрать по составу):

работать по-ударному,

встретить по-дружески,

поступить по-товарищески,

тепло по-летнему,

разделить по-братски,

красив по-весеннему,

во-первых,

в-третьих,

по-немецки.

- Какими средствами вы пользовались?

- Попробуйте сформулировать  условие дефисного написания наречий в данном случае.

б) Фронтальная работа (устно):  сравнение, вывод.

- Сопоставьте группы словосочетаний. Чем отличаются в произношении и написании зависимые слова обеих групп словосочетаний? Составьте перечень случаев нового написания. Какого?

Идти по осеннему лесу                            по-осеннему хмурые дни

по настоящему делу                            по-настоящему испугаться                

по праздничному городу                       одеться по-праздничному

по зимнему пути                                      собраться по-зимнему

по моему мнению                                    сложилось по-моему

- Что будете делать?

- Как ... такие слова с точки зрения лексики?

- Какой ... занимается изучением слов и их лексических значений?

- Укажите грамматические особенности этих омонимов. В каждом случае проиллюстрируйте примерами, выбранными из текста. (В паре).

 - Запишите эти группы в тетрадь, озаглавьте столбики и разберите омонимы по составу.

- Разработайте инструкцию для отличения наречия от местоимений и прилагательных? в паре

в)  Самостоятельная работа.

-Проанализируйте запись и сделайте выводы о написании наречий. Поробуйте отделить местоимения от наречий,  запишите по группам, выделите приставки и суффиксы:

как-нибудь, кому-либо, как-либо, не с кем, не о ком, негде, никак,...

- Зафиксируйте вывод в опоре (самостоятельно). Какие опоры более эффективны?

Проверка фронтальная.

-Чем они отличаются?

- Что в них общего?

 - Попробуйте сформулировать вывод о данном случае дефисного написания наречий. давайте попробуем проанализировать.

г) - А теперь вернемся к наречиям, которые вы выписывали из текста в начале урока. Остались ли наречия, с которыми мы еще не работали? Будем с ними работать? Выделите те слова, которые не подходят ни под первое, ни под второе выведенное вами условие, но пишутся через дефис. Что особенного в этой групе слов? (Лексический повтор: чистый, повтор+приставка, повтор+суффикс). Попробуйте записать формулами эти основы. Что повторяется?

Самопроверка и колективный анализ.

-Каково же третье условие дефисного написания наречий?

4.  Осмысление и применение новых знаний.

а) Выполнение самостоятельно двух упражнений из учебника. Первое - определить слитное и раздельное написание наречий, записать данные наречия в два столбика, выделяя условия постановки дефиса. Второе - списать текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркнуть как члены предложения наречия и омонимичные слова.

Проверка попарная.

б) Работа в паре.

- Составьте предложения со словами

по-прежнему, по прежнему;

по-новому, по новому;

по-твоему, по твоему.

в) Работа в группе.

-Составьте словосочетания, в которые входили бы слова

1гр. -  с суффиксами -ому, -ему,

2 гр. -  с окончаниями -ому, -ему.

Проверка, совместная оценка.

5. Обобщение и структурирование знаний. Работа в группах.

а) Составление алгоритма

"Как отличить наречие от других частей речи"(1 гр.),

"Когда наречие пишется через дефис" (2 гр.).

Проверка. Групповая оценка.

6. Контрольно-оценочная деятельность.

Оценить уровень понимания открытого материала, эффективности своей деятельности на уроке. Какие личные задачи ребенок для себя поставит? Какие причины помешали достигнуть поставленных задач? Что надо делать для устранения проблем?

Зрительный диктант по теме "Дефисное написание наречий".

 - Записывать только наречия, выделяя изученные орфограммы.

Проверка индивидуальная.

7. Рефлексия.

- Какую задачу мы ставили? Выполнили ли мы ее?

8. Домашнее задание.

-Какое дом. задание вы предлагаете с целью усовершенствования полученных знаний? Какую задачу считаете необходимым поставить на следующий урок? Дома я предлагаю вам выписать из любого текста (1 гр. - художественного стиля, 2 гр. - публицистического, 3 гр. - научного) предложения с наречиями на изученное нами сегодня правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Дефис между частями слова в наречиях,7 класс

Дефис между частями слова в наречиях.Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.   Знакомство с условиями написания наречия через дефис.   Формирование у учащихся:-...

Презентация "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Презентация к уроку на тему  "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)...

Урок в 7 классе на тему "Дефис между частями слова в наречиях"

Пример дистанционного урока. Диферренцированное обучениие. 7 класс....

Материал для урока в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Этот материал предназначен для урока «Дефис между частями слова в наречиях». Учащиеся должны с помощью мобильного устройства, на котором установлена программа считывания Q-кодов, отск...

Конспект урока в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"

На уроке использованы  методы технологии проблемного обучения  и критического мышления....