Рабочая программа по биологии для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Курбанова Светлана Владимировна

Рабочая программа по биологии для 7 класса ориентирована на использование УМК Н.И.Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_7.docx74.88 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Пояснительная записка

                Рабочая программа составлена на основе:

 1.Статьи 32, 55 Закон РФ об образовании, приказ Минобразования РФ от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312).

3. Федерального Государственного стандарта по биологии

4.  Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И.Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения.

        Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

        Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые блоки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы, на последующих уроках изучается разнообразие видов организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

        Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

        Реализация данной программы осуществляется с использованием  разнообразных форм организации учебного процесса, за счет внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В соответствие с  образовательной программой школы используются методы диалога, приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, методы диагностики и взаимодиагностики.

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Для изучения курса биологии применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН,   викторина и др.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

        Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний по предмету в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

        Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательного процесса предлагается работа с тетрадью на печатной основе: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин  Биология. Многообразие живых организмов . 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов . 7 класс» - М.: Дрофа,2006.

        В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышления или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология.  Многообразие живых организмов». 7 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.

а также методических пособий для учителя:

  • Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. -М.: Дрофа, 2005-2006 гг
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М,: Дрофа, 2005

для учащихся:

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин  Биология. Многообразие живых организмов . 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов . 7 класс» - М.: Дрофа,2006.

Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).


Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Использование ИКТ, интернет - ресурсов

Введение - 1ч

1.

Многообразие живых организмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: 5-10

3-8.09

Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

Называть основные царства живых организмов.

Перечислять факторы эволюции.

Объяснять значение классификации живых организмов.

Вопросы учителя.

Раб. тетрадь: №1 на с.3

Компьютерная презентация

Раздел 1. Царство Прокариоты – 2ч

2.

Общая характеристика и происхождение прокариот.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 11-16

3-8.09

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Рабочая тетрадь: №5.

Вопросы учителя и учебника с. 20

3.

Многообразие и значение бактерий.

Комбинированный урок.

Стр. 16-20

10-15.09

Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь: №7.

Вопросы учителя и учебника с. 20

Компьютерная презентация

Раздел 2. Царство Грибы – 5ч

Тема 2.1. Общая характеристика грибов – 4ч

4.

Общая характеристика грибов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 21-25

10-15.09

Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты и паразиты.

Распознавать и описывать  внешнее строение, основных органоидов грибной клетки.

Называть способы питания многоклеточных грибов.

Выделять особенности царства Грибы.

Сравнивать грибы с растениями и животными.

Рабочая тетрадь: №8-11.

Вопросы учителя и учебника с. 31

http://www.griby.net/

5.

Плесневые грибы.

Комбинированный урок.

Стр. 26 - 27

17-22.09

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Объяснять роль плесневых грибов  в природе и жизни человека.

Вопросы учителя и учебника.

Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей».

Компьютерная презентация

6.

Шляпочные грибы.

Комбинированный урок.

Стр. 28-30, повторить основные признаки представителей изученных царств:  Прокариоты и Грибы

17-22.09

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и  ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Балашовском районе.

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в   Балашовском районе.

Распознавать и описывать съедобные и  ядовитые  шляпочные грибы.

Объяснять роль шляпочных грибов в природе и жизни человека.  

Рабочая тетрадь: №13-15.

Вопросы учителя и учебника с. 31.

Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба».

Компьютерная презентация

7.

Зачет №1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

24-29.09

Тестирование по темам «Царство Прокариоты. Царство Грибы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Тема 2.2. Лишайники – 1ч

8.

*Лишайники

Комбинированный урок.

Стр. 32 - 36

24-29.09

Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание и размножение.

Распознавать и описывать строение лишайников.

Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности.  

Рабочая тетрадь: №16-20.

Вопросы учителя и учебника.

Компьютерная презентация

Раздел 3. Царство Растения – 16ч

Тема 3.1. Общая характеристика растений – 1ч

9.

Общая характеристика растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 37-39

1-6.10

Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений.

Называть признаки растений.

Распознавать отделы растений.

Различать и описывать  высшие и низшие растения.

Лабораторная работа «Распознавание растений разных отделов».

Вопросы учителя и учебника.

Тема 3.2. Подцарство Низшие растения – 2ч

10.

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 40-43

1-6.10

Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространения.

Давать определение термину: низшие растения.

Распознавать и описывать строение водорослей.

Выделять признаки водорослей.

Лабораторная работа «Строение спирогиры».

Рабочая тетрадь: № 22,25.

Вопросы учителя и учебника с. 49.

http://www.vokrugsveta.ru

11.

Значение и многообразие водорослей.

Урок - игра

Стр. 43-48, повторить все о низших растениях

8-13.10

Значение водорослей в природе и жизни человека. Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.

Называть отделы водорослей.

Распознавать водоросли разных отделов.

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь: № 21,26.

Вопросы учителя и учебника с. 49 Лабораторная работа «Распознавание водорослей разных отделов».

http://www.vokrugsveta.ru

Тема 3.3. Подцарство Высшие растения – 3ч

12.

Отдел Моховидные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 50-55

8-13.10

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность мхов.

Давать определение термину: высшие растения.

Распознавать и описывать строение мхов.

Распознавать растения отдела Моховидные.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Вопросы учителя и учебника с. 56 Лабораторная работа «изучение внешнего строения мхов».

Компьютерная презентация

13.

*Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные.

Комбинированный урок.

Стр. 57-59.

15-20.10

Основные признаки. Значение в природе и жизни человека.

Распознавать растения отделов  Плауновидные и  Хвощевидные.

Объяснять их роль в природе и жизни человека.

Сравнивать хвощи и плауны.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.60

Компьютерная презентация

14.

Отдел Папоротниковидные.

Комбинированный урок.

Стр. 61-64, повторить споровые растения

15-20.10

Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Размножение.  Значение в природе и жизни человека.

Называть места обитания и условия жизни.

Распознавать растения отдела  Папоротниковидные.

Лабораторная работа «Строение папоротника». Вопросы учителя и учебника с.65

Компьютерная презентация

Тема 3.4. Голосеменные растения – 3ч

15.

Отдел  Голосеменные растения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 66-68

22-27.10

Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных. Появление семян. Размножение.

Давать определение термину: голосеменные растения.

Распознавать растения отдела   Голосеменные.

Описывать этапы развития голосеменных растений.

Выделять особенности  голосеменных растений.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.72

Лабораторная работа «Строение шишек, пыльцы, семян сосны».

16.

Многообразие голосеменных.

Урок - викторина.

Стр. 69-71, подготовка к зачету

22-27.10

Виды растений, наиболее распространенных в Балашовском районе.

Значение в природе и жизни человека.

Приводить примеры  голосеменных растений.

Распознавать и описывать  наиболее распространенные голосеменные растения.

Объяснять их роль в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.72

Компьютерная презентация

17.

Зачет №2.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

5-10.11

Тестирование по темам «Подцарства Низшие и высшие растения. Отдел  Голосеменные растения» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения – 6ч

18.

Происхождение и строение покрытосеменных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 73-79

5-10.11

Особенности строения  покрытосеменных. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение.

Распознавать растения отдела    покрытосеменных.

Распознавать и описывать жизненные формы  покрытосеменных.

Объяснять происхождение  покрытосеменных.

Выделять особенности  покрытосеменных растений.

Рабочая тетрадь№37

Вопросы учителя и учебника с.84

Компьютерная презентация

19.

Систематика  покрытосеменных растений.

Комбинированный урок.

Стр. 80-81

12-17.11

Признаки классов Однодольные и Двудольные растения.

Называть классы  покрытосеменных.

Распознавать и описывать растения классов  Однодольные и Двудольные.

Сравнивать растения  классов  Однодольные и Двудольные.

Рабочая тетрадь№38.

Вопросы учителя и учебника с.84

http://www.vokrugsveta.ru

20.

Семейства класса  Двудольные растения.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Стр. 82-83.

12-17.11

Признаки  класса  Двудольные растения. Значение растений основных семейств класса  Двудольные растения.

Распознавать и описывать растения класса  Двудольные.

Определять принадлежность к классу Двудольные.

Лабораторная работа «Строение шиповника».

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.84

http://www.vokrugsveta.ru

21.

Семейства класса  Однодольные растения.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Стр. 73- 81 повторить

19-24.11

Признаки  класса  Однодольные растения. Значение растений основных семейств класса  Однодольные растения.

Распознавать и описывать растения класса  Однодольные.

Определять принадлежность к классу Однодольные.

Лабораторная работа «Строение пшеницы». Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.84

http://www.vokrugsveta.ru

22.

Многообразие, распространение покрытосеменных.

Урок - викторина

Подготовиться к зачету, повт основные отделы растений, мини - проекты

19-24.11

Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры.

Распознавать важнейшие  сельскохозяйственные растения.

Объяснять   роль покрытосеменных   в природе и жизни человека.

Лабораторная работа « Распознавание важнейших  сельскохозяйственных растений».

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.84

23.

Зачет №3.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

С. 85-86

26.11-1.12

Тестирование по теме «Отдел  Покрытосеменные растения. » (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Раздел 4. Животные – 37ч

Тема 4.1. Общая характеристика животных – 1ч

24.

Общая характеристика животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 88

26.11-1.12

Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя.

Приводить примеры животных с различным типом симметрии.

Выделять особенности животных.

Сравнивать царства: Растения, Грибы и Животные.

Вопросы учителя и учебника.

Компьютерная презентация

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные – 2ч

25.

Общая характеристика простейших.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 89-91

3-8.12

Общая характеристика простейших. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения.

Называть процессы жизнедеятельности простейших и их значение.

Определять принадлежность простейших к типам.

Выделять особенности одноклеточных животных.

Рабочая тетрадь№50,53

Вопросы учителя и учебника с.98

Лабораторная работа «Строение инфузории-туфельки».

Компьютерная презентация

26.

Многообразие одноклеточных разных типов, их значение.

Комбинированный урок.

Стр. 92-97

3-8.12

Среда обитания и условия жизни. Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории.

Распознавать и описывать строение простейших.

Сравнивать по заданным критериям простейших.

Объяснять   роль простейших   в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь№51-55.

Вопросы учителя и учебника с.98

Компьютерная презентация

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные – 1ч

27.

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 99 - 102.

10-15.12

Признаки  многоклеточных животных.

Называть признаки  многоклеточных животных.

Объяснять происхождение  многоклеточных животных.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника.

Компьютерная презентация

Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные – 3ч

28.

Особенности  организации кишечнополостных, их происхождение и классификация.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 104--107

10-15.12

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.

Распознавать и описывать строение  кишечнополостных.

Описывать процессы жизнедеятельности.

Выделять особенности кишечнополостных.

Лабораторная работа «Внешнее строение гидры».

Рабочая тетрадь №61-65.

Вопросы учителя и учебника с.111

Компьютерная презентация

29.

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

Стр. 108-110 подготовка к зачету

17-22.12

Роль  кишечнополостных  в природе и жизни человека.

Распознавать животных типа  кишечнополостных.

Объяснять   роль  кишечнополостных   в природе и жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных.

Рабочая тетрадь №66.

Вопросы учителя и учебника с.111

30.

Зачет №4

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

17-22.12

Тестирование по теме «Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви – 2ч

31.

Особенности  организации плоских червей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 112-113

24-29.12

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).

Называть системы органов плоских червей, органы и их функции.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Выделять особенности строения.

Сравнивать строение гидры и белой планарии.

Рабочая тетрадь №68,70.

Вопросы учителя и учебника с.118

Компьютерная презентация

32.

Многообразие и значение плоских червей.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д/з: стр. 114-117

24-29.12

Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать паразитических плоских червей.

Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.

Объяснять   роль  плоских червей   в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь №69,71.

Вопросы учителя и учебника с.118

Компьютерная презентация

Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви -1ч

33.

Особенности  организации круглых червей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 119-123

14-19.01

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и в жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Распознавать последовательность этапов цикла развития аскариды.

Объяснять меры профилактики заражения  паразитическими червями.

Сравнивать плоских и круглых червей.

Рабочая тетрадь №73-74.

Вопросы учителя и учебника с.124

Тема 4.7. Кольчатые черви – 3ч

34.

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 125-127

14-19.01

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Кольчатые черви.

Выделять особенности строения.

Сравнивать строение органов круглых и кольчатых червей.

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя».

Рабочая тетрадь №77

Вопросы учителя и учебника с.131

35.

Многообразие кольчатых червей.

Комбинированный урок.

Стр. 127-130, подготовка к зачету

21-26.01

Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые. Значение в природе и жизни человека.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам

Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей.

Называть их роль в природе.

Сравнивать классы кольчатых червей.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.131

Компьютерная презентация

36.

Зачет №5

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

21-26.01

Тестирование по теме «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Тема 4.8. Тип Моллюски – 2ч

37.

Особенности  организации моллюсков, их происхождение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 132-134

28.01-2.02

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу моллюсков.

*Называть системы органов, органы и их функции.

*Описывать стадии развития моллюсков.

Выделять признаки типа Моллюски.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Лабораторная работа «Внешнее строение моллюска».

Рабочая тетрадь №79-83.

Вопросы учителя и учебника с.142

38.

Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

Урок - игра

Стр. 135-142

28.01-2.02

Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

Способы питания и передвижения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выделять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.

Объяснять   роль  моллюсков   в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь №84.

Вопросы учителя и учебника с.142

Компьютерная презентация

Тема 4.9. Тип Членистоногие – 7ч

39.

Особенности  организации членистоногих.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 143

4-9.02

Тип Членистоногие. Внешний скелет. Отделы тела. Смешанная полость тела.

Распознавать животных типа  Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие.

Объяснять происхождение членистоногих.

Выделять признаки животных типа  Членистоногие.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.150.

Компьютерная презентация

40.

Класс Ракообразные.

Комбинированный урок.

Стр. 144-147

4-9.02

Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Лабораторная работа «Внешнее строение рака».

Рабочая тетрадь №85-86.

Вопросы учителя и учебника с.150.

41.

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

Комбинированный урок.

Стр. 148-149.

11-16.02

Многообразие и значение.

Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.

Объяснять   роль     в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь №90

Вопросы учителя и учебника с.150.

Компьютерная презентация

42.

Класс Паукообразные..

Комбинированный урок.

Стр. 151-156

11-16.02

Особенности строения и жизнедеятельности: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, головогрудь и брюшко. Системы внутренних органов. Поведение и особенности образа жизни. Клещи. Значение.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять   роль     в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь №91-96.

Вопросы учителя и учебника с.157.

Компьютерная презентация

43.

Класс Насекомые. Особенности  организации.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 158-164

18-23.02

Образ жизни и внешнее строение насекомых: три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.

Распознавать и описывать строение насекомых.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Сравнивать представителей классов членистоногих.

Лабораторная работа «Внешне строение майского жука».

Рабочая тетрадь №97.

Вопросы учителя и учебника с.169

44.

Размножение и развитие насекомых.

Комбинированный урок.

Стр. 164-165

18-23.02

Развитие насекомых: с неполным и полным превращением.

Приводить примеры  насекомых  с неполным и полным превращением.

Распознавать и описывать стадии развития  с неполным и полным превращением.

Рабочая тетрадь №104.

Вопросы учителя и учебника.

45.

Многообразие насекомых, их значение.

Урок - викторина

Стр. 165-168, подготовка к зачету, повторить все о моллюсках и членистоногих

25.02-2.03

Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека.

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых Балашовского района.

Описывать представителей отрядов насекомых.

Объяснять   роль     в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь №106.

Вопросы учителя и учебника с.169.

http://www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus  

(все о жуках)

46.

Зачет №6

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

25.02-2.03

Тестирование по теме «Тип Моллюски. Тип Членистоногие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Тема 4.10. Тип Иглокожие – 1ч

47.

*Общая характеристика иглокожих.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 170-174

4-9.03

Особенности строения и жизнедеятельности. Роль  иглокожих в природе и жизни человека.

Распознавать строение и представителей  иглокожих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Характеризовать тип Иглокожие.

Рабочая тетрадь №107-109.

Вопросы учителя и учебника с.175.

Компьютерная презентация

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные – 1ч

48.

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 176 - 177

4-9.03

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.

Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека.

Называть подтипы хордовых и приводить примеры представителей.

Распознавать животных типа Хордовые.

Выделять признаки  типа Хордовые.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.188.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы -2ч

49.

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.  

Комбинированный урок.

Стр. 178-182

11-16.03

Признаки позвоночных животных: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Происхождение рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Распознавать и описывать представителей надкласса Рыбы.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять особенности строения к среде обитания и образу жизни.

Объяснять происхождение рыб.

Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы».

Вопросы учителя и учебника с.188.

Компьютерная презентация

50.

Основные группы рыб. Роль в природе и их значение.

Комбинированный урок.

Стр. 183-187, повторить материал о рыбах

11-16.03

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Основные отряды костных рыб. Практическое значение рыб.

Распознавать и описывать представителей разных групп рыб.

Определять принадлежность костных рыб к отрядам.

Объяснять   роль     в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь №110-114.

Вопросы учителя и учебника с.188.

Компьютерная презентация

http://www.turubar.com/sharks  

- акулы

Тема 4.13. Класс Земноводные – 2ч

51.

Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 189-196        

18-23.03

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни.

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки.

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления земноводных и рыб.

Лабораторная работа «Внешнее и внутреннее строение лягушки».

Рабочая тетрадь №119-121.

Вопросы учителя и учебника.

52.

Многообразие и роль  земноводных в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

Стр. 196-198, подготовка к зачету, повторить все о рыбах и  земноводных

18-23.03

Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

Определять принадлежность земноводных к разным отрядам.

Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять   роль     в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.199.

Компьютерная презентация

53.

Зачет №7

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

4-6.04

Тестирование по пройденным темам (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся – 2ч

54.

Класс Пресмыкающихся. Особенности строения и жизнедеятельности как настоящих наземных позвоночных животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 200 - 205

4-6.04

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. Внутреннее строение.

Выявлять приспособления к среде обитания, образу жизни.

Доказывать, что  пресмыкающиеся имеют более сложное строение.

Сравнивать пресмыкающихся  и земноводных.

Рабочая тетрадь №130,132.

Вопросы учителя и учебника с.207.

Компьютерная презентация

55.

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Урок - игра

Стр. 206

8-13.04

Многообразие пресмыкающихся. Отряды: Черепахи, Чешуйчатые, Крокодилы и Клювоголовые. Роль  пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана   пресмыкающихся.

Распознавать по рисункам представителей разных классов  пресмыкающихся.

Определять принадлежность к отрядам.

Объяснять   роль   пресмыкающихся    в природе и жизни человека.

Рабочая тетрадь №131.

Вопросы учителя и учебника с.207.

http://www.insect.narod.ru/

http://www.turtle.newmail.ru/

Тема 4.15. Класс Птицы – 4ч

56.

Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности как наиболее высокоорганизованных наземных позвоночных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 208-217

8-13.04

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения. Приспособленность к полету.

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц.

Выделять особенности строения птиц к полету.

Доказывать, что  птицы имеют более сложное строение по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.194. Лабораторная работа «Внешнее строение птицы».

Рабочая тетрадь №136.

Вопросы учителя и учебника с.226.

57.

Экологические группы птиц.

Комбинированный урок.

Стр. 218-225, сообщения

15-20.04

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные.

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп.

Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

Рабочая тетрадь №142

Вопросы учителя и учебника с.226.

Компьютерная презентация

58.

Роль птиц в природе и жизни человека.

Урок-викторина

Стр. 225, повторить все о птицах

15-20.04

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Распознавать домашних птиц.

Приводить примеры  домашних птиц.

Объяснять   роль   птиц    в природе и жизни человека.

Сообщения учащихся.

Рабочая тетрадь.

Вопросы учителя и учебника с.226

59.

Зачет №8

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

22-27.04

Тестирование по пройденным темам (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Тема 4.16. Класс Млекопитающие – 5ч

60.

Класс Млекопитающие. Особенности строения и  жизнедеятельности как наиболее высокоорганизованных позвоночных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 227-229

22-27.04

Признаки класса  Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать представителей класса  Млекопитающие.

Объяснять происхождение млекопитающих.

Рабочая тетрадь №151, 160-161

Вопросы учителя и учебника с.246

Компьютерная презентация

61.

Внутреннее строение млекопитающих.

Комбинированный урок.

Стр. 230-237

29.04-4.05

Системы внутренних органов млекопитающих. Особенности обмена веществ.

Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих.

Выделять особенности строения  млекопитающих.

Лабораторная работа «Строение скелета млекопитающих».

Рабочая тетрадь №154-155

Вопросы учителя и учебника с.246

Компьютерная презентация

62.

Размножение и развитие млекопитающих.

Комбинированный урок.

Стр. 238-239, мини-проекты

29.04-4.05

Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее строение.

Называть и описывать органы размножения.

Описывать развитие детеныша млекопитающих.

Объяснять особенности развития млекопитающих.

Рабочая тетрадь №156-159

Вопросы учителя и учебника с.246

63.

Многообразие млекопитающих.

Комбинированный урок.

Стр. 240-245, подготовка к зачету, повторить все о млекопитающих

6-11.05

Сумчатые и первозвери, особенности организации.

Признаки отрядов плацентарных млекопитающих.

Значение в природе и жизни человека. Охрана

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам.

Распознавать и описывать представителей сумчатых и первозверей.

Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни.

Объяснять   роль   млекопитающих  в природе и жизни человека.

Сообщения учащихся

Вопросы учителя и учебника с.246

http://www.zoomax.ru

64.

Зачет №9

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальные задания

С. 247-248

6-11.05

Тестирование по пройденным теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся)

Раздел 5. Царство Вирусы – 2ч

65.

Общая характеристика вирусов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д/з: стр. 250-251

13-18.05

Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки.

Распознавать и описывать строение вируса.

Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.

Вопросы учителя и учебника с.253

Компьютерная презентация

66.

Значение вирусов.

Комбинированный урок.

Стр. 251-252

13-18.05

Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний.

Вопросы учителя и учебника с.253

67.

Многообразие живых организмов.

Урок - КВН Распределение летних заданий.

20-25.05

Многообразие живых организмов – результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию живых организмов.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Проекты детей

Резерв – 1час

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Введение

3

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

Всего

3

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

Тема 2.2. Лишайники

1

Всего

4

Раздел 3. Царство Растения

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

Тема 3.2. Низшие растения

2

Тема 3.3. Высшие растения

4

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6

Всего

16

Раздел 4. Царство Животные

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

3

Тема 4.5. Тип Плоские черви

2

Тема 4.6. Тип Круглые черви

1

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

Тема 4.10. Тип Иглокожие

Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

Тема 4.15. Класс Птицы

4

Тема 4.16. Класс Млекопитающие

4

Всего

37

Раздел 5. Царство Вирусы

2

Заключение

1

ИТОГО

66 + 4 резерв

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1

Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

■   Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

■        Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.

РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

■        Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

■        Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

Тема 2.2 Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 3

Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (2 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2

Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей*.

Тема 3.3

Высшие растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

■        Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов*.

Изучение внешнего строения папоротника*.

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (16 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.

■        Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

■        Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 4

Царство Животные (37 часов)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация.  Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.

■        Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■        Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■        Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6

Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

•   Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■   Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■        Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■        Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9

Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.

Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■        Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.

Тема 4.13

Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.

Тема 4.14

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■        Демонстрация.   Многообразие  пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15

Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.

Тема 4.16

Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.

■   Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

•   Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

•        пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•        давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Перечень учебно-методического обеспечения

         Оборудование и приборы:

- лабораторное оборудование: микроскопы, микропрепараты и др.;

-  учебные таблицы по разным разделам курса (по ботанике и зоологии)

- гербарии растений, биологические  объекты, коллекции животных и др

- технические средства: компьютер        

Дидактические материалы: маршрутные листы с заданиями по теме экскурсий, тематические тесты, УМП учебных проектов.

Список литературы

Основная литература

Заxapoe В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Методические и учебные пособия

Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. -М.: Дрофа, 2005-2006 гг

Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл. : Вопросы. Задания, Задачи. – М.: Дрофа, 2002г.

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М,: Дрофа, 2005

для учащихся:

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин  Биология. Многообразие живых организмов . 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов . 7 класс» - М.: Дрофа,2006.

Дополнительная литература

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992

Научно-популярная литература

Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

Акимушкин И.  Мир животных  (насекомые,   пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

Акимушкин И. Невидимые  нити природы.  М.: Мысль, 1985.

Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

Приложение 1

Темы проектов

1.  «Удивительный мир растений»

2.  «Мои открытия мира животных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....