Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Название раздела, темы урока Тип урока Домашнее задание, повторение | Сроки | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Измерители | Использование ИКТ, интернет - ресурсов |
1.1 | Раздел 1. Строение и свойства живых организмов. – 10 ч Основные свойства живых организмов. Вводный урок Д/з: п.1 учебника, вопросы, Мини- проект | 3-8.09 | Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания, их появление. | Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | Вопросы учебника Рабочая тетрадь №1,4,5,6 | Компьютерная презентация |
Тема 1.2. Химический состав клетки – 1ч | ||||||
2. | Химический состав клеток. Комбинированный урок Д/з: п. 2 учебника, вопросы | 10-15.09 | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода и минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. | Различать органические и неорганические вещества клетки. Называть: неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки, органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки. | Вопросы учебника Рабочая тетрадь: №8,10 Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы» | |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток – 2ч | ||||||
3. | Клетка – элементарная частица живого. Урок - путешествие Д/з п. 3, стр. 18-22, п.4 | 17-22.09 | Клетка – элементарная частица живого. Строение растительной и животной клеток. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. | Называть признак живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. Выделять особенности строения ядра. *Доказывать, что клетка – элементарная частица живого. | Вопросы учебника и учителя Рабочая тетрадь:№12 | Компьютерная презентация |
4. | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. Комбинированный урок. Д/з: п.3-4, вопросы | 24-29.09 | Строение растительного и животного организма: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории. | Называть признак живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. | Лабораторная работа «Строение клеток», выводы к ней Вопросы учебника и учителя | Компьютерная презентация |
Тема 1.4. Ткани растений и животных – 2ч | ||||||
5. | Ткани растений. Комбинированный урок. Д/з: п.5, стр. 29-31, вопросы учебника | 1-6.10 | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная, их значение и особенности строения. | Давать определение понятию «ткань». Называть: типы тканей растений, функции тканей растений. Различать типы тканей растений. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | Лабораторная работа «Ткани растений» и выводы к ней Вопросы учебника и учителя | |
6. | Ткани животных. Комбинированный урок. Д/з: п.5, вопросы учебника | 8-13.10 | Строение организма животного. Типы тканей животного: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, их строение и функции. | Называть: типы тканей животных, функции тканей животных. Различать типы тканей животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе их сравнения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных. | Вопросы учебника и учителя. Рабочая тетрадь: №22,23 Лабораторная работа «Ткани животных» и выводы к ней | |
Тема 1.5. Органы и системы органов – 4ч | ||||||
7. | Строение корня. Комбинированный урок. Д/з: п.6, стр. 36-39, вопросы | 15-20.10 | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. | Давать определение понятиям: ткань, орган. Называть: органы цветкового растения, их роль в жизни растений, типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Лабораторная работа «Строение корневых систем» и выводы к ней. Вопросы учебника. Рабочая тетрадь: №26-29 | |
8. | Строение и значение побега. Комбинированный урок. Д/з: п.6, стр. 40-43 | 22-27.10 | Строение растительного организма: органы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | Давать определение понятиям: побег, вегетативные органы. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег и его части. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Вопросы учебника. Рабочая тетрадь: №27-28 Лабораторная работа «Органы цветкового растения. Строение почек. Расположение листьев на стебле. Простые и сложные листья». | |
9. | Цветок и соцветие. Плоды и семена. Комбинированный урок. Д/з: п.6 Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды. Строение семян». | 5-10.11 | Строение растительного организма: органы. Цветок, его строение и значение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения. | Давать определение понятиям: репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размножения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. | Вопросы учебника и учителя. Рабочая тетрадь №28,32,33. Лабораторная работа «Органы цветкового растения. Сухие и сочные плоды. Строение семян». | |
10. | Системы органов животного. Комбинированный урок. Д/з: п. 7 повт. П.1-6 | 12-17.11 | Строение организма животного: системы органов ( пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная системы, система органов размножения), их строение и функции. | Давать определение понятиям: ткань, орган, система органов. Называть: органы и системы органов животных, функции органов и систем органов животных. | Вопросы учебника. Рабочая тетрадь №41,43 Лабораторная работа «Распознавание органов и систем органов у животных» и выводы к ней. | |
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы – 1ч. | ||||||
11. | Организм как единое целое. Урок-викторина Д/з: п.8-9, индивидуальные задания, мини-проект | 19-24.11 | Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов как основа целостности многоклеточного организма. | Давать определение понятиям: ткань, орган, система органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать причины нарушения целостности организма. Доказывать, что организм – единое целое. | Вопросы учебника и учителя Рабочая тетрадь: №46. Тесты. | |
Раздел 2.Жизнедеятельность организма – 22 часа | ||||||
Тема 2.1. Питание и пищеварение – 4ч | ||||||
12. | Особенности питания растительного организма. Комбинированный урок. Д/з: п. 10, стр. 62-63, вопросы | 26.11-1.12 | Питание. Понятие «питание». Питание растений: воздушное – фотосинтез, минеральное – почвенное. | Давать определение понятиям: питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов – почвенного и воздушного питания. Объяснять значение почвенного и воздушного питания в жизни растений, фотосинтеза для жизни на Земле. Называть органы почвенного и воздушного питания у разных растений, узнавать их на рисунках и живых объектах. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. | Вопросы учебника. Рабочая тетрадь №47-48. Сообщения учащихся. Вопросы учителя. | |
13. | Особенности питания животных. Урок - викторина Д/з п.10 | 3-8.12 | Питание. Понятие «питание». Питание животных. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты и паразиты. | Давать определение понятию питание. Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов. Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты и паразиты. | Вопросы учебника и учителя. Рабочая тетрадь: №47,49. | Компьютерная презентация |
14. | Пищеварение и его значение. Ферменты, их значение. Комбинированный урок. Д/з: п.10, индивидуальные задания
| 10-15.12 | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Пищеварительная система беспозвоночных и позвоночных животных. Ферменты, их значение. | Давать определение понятиям: питание, пищеварение. Описывать сущность биологических процессов: питание животных – пищеварение. Называть особенности пищеварительных систем животных. *Сравнивать процессы пищеварения у различных групп животных и делать выводы на основе сравнения. | Вопросы учебника и учителя. Рабочая тетрадь №51,52. * Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов. | |
Тема 2.2. Дыхание – 2ч | ||||||
15. | Дыхание растений. Комбинированный урок. Д/з: п.11, вопросы | 17-22.12 | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | Давать определение понятию «дыхание». Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания растений. Характеризовать особенности дыхания растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. | Вопросы учебника. Рабочая тетрадь: №53,54. Сообщения учащихся. | |
16. | Дыхание животных. Комбинированный урок. Д/з: п.11, вопросы, проведение опыта | 24-29.12 | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию «дыхание». Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания животных и узнавать их на рисунках и таблицах. Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними. | Вопросы учебника и учителя. Сообщения учащихся. Рабочая тетрадь: №56. | |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме 2ч | ||||||
17. | Передвижение веществ в растении. Комбинированный урок. Д/з: п.12, вопросы | 14-19.01 | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. | Описывать сущность переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растении. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. | Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Рабочая тетрадь: №57, 61, 62. Вопросы учебника и учителя. | |
18. | Передвижение веществ в животном организме. Урок-путешествие Д/з: п.12, вопросы | 21-26.01 | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система. Гемолимфа и кровь, их составные части. | Описывать сущность переноса веществ в организме животного, его значение. Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках и таблицах, функции органов кровеносной системы, Типы кровеносных систем, Состав крови, ее функции. Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. | Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека». Рабочая тетрадь: №58-60. Вопросы учебника и учителя. | |
Тема 2.4. Выделение – 2ч | ||||||
19. | Выделение у растений, грибов и животных. Комбинированный урок. Д/з: п.13, вопросы, повт. П. 10-12 | 28.01-2.02 | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организма. Продукты выделения растений и животных. Выделение у растений, грибов и животных. Выделительные системы животных. | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть: Органы выделения растений. Органы выделения различных животных и узнавать их на рисунках и таблицах. Характеризовать: Особенности процесса выделения у растений, Особенности процесса выделения у животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных. | Вопросы учебника и учителя. Рабочая тетрадь: №63-65. | |
20. | Обмен веществ и энергии у растений и животных. Комбинированный урок. Д/з: п.14, вопросы | 4-9.02 | Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ и энергии у растений и животных. | Давать определение понятию: «обмен веществ и энергии». Описывать сущность процесса обмена веществ у растений и животных. Называть: Органы, участвующие в обмене веществ у растений, Органы, участвующие в обмене веществ у животных. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения. | Вопросы учебника и учителя. Рабочая тетрадь: №63 | |
Тема 2.5. Опорные системы – 1ч | ||||||
21. | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. Комбинированный урок Д/з: п.15, вопросы | 11-16.02 | Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. | Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках и таблицах. Называть: Значение опорных систем в жизни растений и животных, Типы скелетов у животных. Приводить примеры животных с разными типами скелетов. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках части внутреннего скелета. *соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни. | Лабораторная работа «Строение костей». Рабочая тетрадь: №70-73, 75-76. Вопросы учебника и учителя. | Компьютерная презентация |
Тема 2.6. Движение – 1ч | ||||||
22. | Движение. Урок - игра Д/з: п.16, вопросы, мини-проект | 18-23.02 | Признаки живых организмов: движение, его значение. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движения животных. Двигательные реакции растений. | Называть: Роль движения в жизни растений и животных, Способы передвижения животных. Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры животных с разными способами передвижения. Наблюдать за поведением животных. Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения. | Лабораторная работа «Движение инфузории-туфельки и дождевого червя». Рабочая тетрадь: №77-80. Вопросы учебника и учителя. | Компьютерная презентация |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности – 3ч | ||||||
23. | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Комбинированный урок. Д/з: п.17, вопросы, повт. П. 13-16, индивидуальные задания | 25.02-2.03 | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система животных. Рефлексы. | Давать определение понятиям: раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Называть: Системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, Значение нервной системы, Принцип работы нервной системы, Типы нервных систем у животных. Приводить примеры животных с разными типами нервной системы. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. | Рабочая тетрадь: №81-85, 88. Вопросы учебника и учителя. | |
24. | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Комбинированный урок. Д/з: п.17, вопросы
| 4-9.03 | Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции | Называть: Органы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, Роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных. Наблюдать за поведением животных. | Рабочая тетрадь: №89. Вопросы учебника и учителя. Сообщения учащихся. | |
25. | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Комбинированный урок. Д/з: п.17, вопросы | 11-16.03 | Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Ростовые вещества растений. | Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. | Рабочая тетрадь: №90. Вопросы учебника и учителя. Сообщения учащихся. | |
Тема 2.8. Размножение – 3ч | ||||||
26. | Размножение, его виды. Бесполое размножение. Комбинированный урок. Д/з: п.18, вопросы
| 18-23.03 | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры. Вегетативное размножение. | Давать определение понятиям: размножение, вегетативные органы. Называть: Значение размножения, Виды размножения, Формы бесполого размножения у растений и животных, Органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать сущность бесполого размножения растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. | Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений». Рабочая тетрадь: №91-95. Вопросы учебника и учителя. | |
27. | Половое размножение животных. Комбинированный урок. Д/з: п.19, вопросы, повт. 17-18 | 4-6.04 | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть: Значение полового размножения, Органы полового размножения животных и узнавать их на рисунках и таблицах, Женские и мужские половые клетки. Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. | Рабочая тетрадь: №97-100. Вопросы учебника и учителя. | |
28. | Половое размножение растений. Комбинированный урок. Д/з: п.20, вопросы, опыт с прорастанием семян | 8-13.04 | Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Давать определение понятиям: размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть: Значение полового размножения, Органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках и таблицах. Описывать: Строение цветка как органа полового размножения, Сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. | Рабочая тетрадь: №103-105. Вопросы учебника и учителя. | |
Тема 2.9. Рост и развитие – 2ч | ||||||
29. | Рост и развитие растений. Комбинированный урок. Д/з: п.21, вопросы | 15-20.04 | Жизнедеятельность растений: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Условия прорастания, питание и рост проростков. | Давать определение понятию: индивидуальное развитие. Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов. Называть: Роль семян и плодов в жизни растений, Условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; Способы распространения семян. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. | Лабораторная работа «Прорастание семян». Рабочая тетрадь: №107 Вопросы учебника и учителя. Сообщение учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений. | |
30. | Рост и развитие животных. Комбинированный урок. Д/з: п.22,23, вопросы, повторить раздел | 22-27.04 | Жизнедеятельность животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие | Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть: Этапы развития животных, Типы постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними. | Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых». Рабочая тетрадь: №108-112 Вопросы учебника и учителя. | |
Раздел 3. Организм и среда – 2ч | ||||||
31. | Среда обитания. Экологические факторы. Комбинированный урок. Д/з: п.24, вопросы | 29.04-4.05 | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов. | Давать определение понятиям: экология, среда обитания, экологические факторы. Называть: Виды экологических факторов, Типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры: Факторов неживой природы, Взаимосвязей живых организмов, Приспособлений живых организмов к действию экологических факторов. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных и ухода за ними. | Рабочая тетрадь: №113-116. Вопросы учебника и учителя. | |
32. | Природные сообщества. Урок-игра Д/з: п.25, вопросы, мини-проект, повт. П. 24 | 6-11.05 | Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Давать определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть основные группы организмов в экосистемах. Приводить примеры: Природных сообществ, Продуцентов, консументов, редуцентов. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. | Вопросы учебника и учителя. Рабочая тетрадь: №117-119. | |
4. Обобщение -1ч | ||||||
33. | Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов. Урок обобщения и систематизации знаний. | 13-18.05 | Особенности строения и жизнедеятельности растений и животных. | Называть особенности строения растительного и животного организмов. Называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организмов. Сравнивать строение и жизнедеятельность организма растения и животного и делать вывод на основе сравнения. | тесты |
Резерв – 1 час
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Статьи 32, 55 Закон РФ об образовании, приказ Минобразования РФ от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Федерального Государственного стандарта по биологии
4. Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний по предмету в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Реализация данной программы осуществляется с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, за счет внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В соответствие с образовательной программой школы используются методы диалога, приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, методы диагностики и взаимодиагностики.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Для изучения курса биологии применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина и др.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательного процесса предлагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа,2008.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышления или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.
а также методических пособий для учителя:
Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. -М.: Дрофа, 2005-2006 гг
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М,: Дрофа, 2005
Для учащихся:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа,2008.
Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов | 1 |
Тема 1.2. Химический состав клеток | 1 |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток | 2 |
Тема 1.4. Ткани растений и животных | 2 |
Тема 1.5. Органы и системы органов | 4 |
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы | 1 |
Всего | 11 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | |
Тема 2.1. Питание и пищеварение | 4 |
Тема 2.2. Дыхание | 2 |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 2 |
Рема 2.4. Выделение | 2 |
Тема 2.5. Опорные системы | 1 |
Тема 2.6. Движение | 1 |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности | 3 |
Тема 2.8. Размножение | 3 |
Тема 2.9. Рост и развитие | 2 |
Всего | 20 |
Раздел 3. Организм и среда | |
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды | 1 |
Тема 3.2. Природные сообщества | 1 |
Всего | 2 |
ИТОГО | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов (11 часов).
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2
Химический состав клеток (тема изучается по усмотрению учителя)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Тема 1.3
Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
■ Лабораторные и практические работы
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Тема 1.4
Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
■ Лабораторная работа
Ткани живых организмов*.
Тема 1.5
Органы и системы органов (4 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
■ Лабораторная работа
Распознавание органов у растений и животных*.
Тема 1.6
Растения и животные как целостные организмы (/ час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (23 часа)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (4 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2 Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
■ Практическая работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.
■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4 Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5
Опорные системы (1 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
■ Лабораторная работа
Разнообразие опорных систем животных.
■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6 Движение (1 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8 Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
■ Практическая работа
Вегетативное размножение комнатных растений*.
■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Тема 2.9
Рост и развитие(2 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.
■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (2 часа)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды (1 час)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.
■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2
Природные сообщества (1 час)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
■ Демонстрация моделей экологических систем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучение биологии в 6 классе учащиеся должны:
знать/ понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование и приборы:
- лабораторное оборудование: микроскопы, микропрепараты, садовые инструменты и др.;
- учебные таблицы по разным разделам курса
- гербарии растений, биологические объекты, коллекции животных и др
- технические средства: компьютер
Дидактические материалы: маршрутные листы с заданиями по теме экскурсий, тематические тесты, УМП учебных проектов.
Список литературы
Методические и учебные пособия
- Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006г.
- Сборник. Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм.– М.: Дрофа, 2006г.
- Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа,2008.
Приложение 1
Темы проектов
1. «Удивительный мир живых организмов»
2. «Организм как единое целое»
3. «Жизнь сообща»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....