Элективный курс Экологические аспекты здоровья человека
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы. Рассчитан на 17 часов для учащихся 9 классов, заботящихся о своем здоровье и выбравших естественный профиль.
Курс ориентирован на организацию работы , которая в дальнейшем поможет учащимся в выборе профиля в старшей школе.
Содержание курса призвано восполнить недостаточность знаний школьников о влиянии всех факторов окружающей среды на здоровье человека и ориентировано прежде всего на изучение материала, выходящего за рамки школьной программы по разделам биологии: Экология человека, Видеоэкология, Валеология, Мониторинг окружающей среды, Охрана окружающей среды.
Учащиеся обучаются экологически грамотному построению своего образа жизни, практическим навыкам по сохранению своего здоровья.
Программа курса содержит теоретические, практические, экскурсионные занятия, а также индивидуальные наблюдения.
Предусмотрены лекционные занятия, беседы, практические работы, самостоятельная работа с различными информационными источниками.
Цель курса: Сформировать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него экологических факторах и особенностях их воздействия на человеческий организм; познакомить с основами системы самосбережения и укрепления здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol_aspekty_zdor_9kl.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к факультативному курсу «Экологические аспекты здоровья человека»
для учащихся предпрофильного 9 класса
Составитель: Бобровская Е.В.,
учитель биологии,
МБОУ «Лицей «Эрудит»,
г.Рубцовск
Рабочая программа элективного курса «Экологические аспекты здоровья человека» составлена на основе программы элективного курса «Экологические аспекты здоровья человека» Т.Ф.Кабановой, А.В. Матвеевой, представленных в сборнике программ предпрофильного обучения элективных курсов. Программы элективных курсов. Биология. 6-9 кл : Предпрофильное обучение: Сборник 2 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова .- М. : Дрофа, 2007.- 187 с.;
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы. Рассчитан на 17 часов для учащихся 9 классов, заботящихся о своем здоровье и выбравших естественный профиль.
Курс ориентирован на организацию работы , которая в дальнейшем поможет учащимся в выборе профиля в старшей школе.
Содержание курса призвано восполнить недостаточность знаний школьников о влиянии всех факторов окружающей среды на здоровье человека и ориентировано прежде всего на изучение материала, выходящего за рамки школьной программы по разделам биологии: Экология человека, Видеоэкология, Валеология, Мониторинг окружающей среды, Охрана окружающей среды.
Учащиеся обучаются экологически грамотному построению своего образа жизни, практическим навыкам по сохранению своего здоровья.
Программа курса содержит теоретические, практические, экскурсионные занятия, а также индивидуальные наблюдения.
Предусмотрены лекционные занятия, беседы, практические работы, самостоятельная работа с различными информационными источниками.
Цель курса: Сформировать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него экологических факторах и особенностях их воздействия на человеческий организм; познакомить с основами системы самосбережения и укрепления здоровья
Задачи курса:
- Организация психолого-педагогической диагностики и валеологического мониторинга состояния здоровья
- Обучение простейшим навыкам защиты от воздействия различных видов загрязнений окружающей среды
- Закладка основ системы сохранения и укрепления здоровья
- Воспитание бережного отношения к природе
- Гармонизация отношений с окружающим миром
Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов, 0,5 часа в неделю.
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.
Ведущие методы:
1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3Dмоделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4) практический
Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практические, работа с литературой; работа в малых группах.
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение.
Основные средства обучения:
1) электронные учебные пособия;
2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;
3) презентации уроков;
4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
5) предметные web-сайты по учебным темам;
6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
7) типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Формы контроля:
1) текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
2) тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
3) итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.
Программа курса включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование занятий по разделам и темам (в часах), содержание, учебно-методическое обеспечение, список литературы.
Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением. Семинарские занятия проводятся после изучения каждой темы. Они способствуют развитию у учеников умений самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их.
Лекции и семинары сопровождаются демонстрацией таблиц, рисунков, видеофильмов, электронных изданий, работой с микропрепаратами, электронными учебниками, справочным материалом.
Для освоения программы курса могут быть использованы различные источники информации.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.
Формы обратной связи:
- Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
- Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
- Использование компьютерных программ по биологии.
- Проектные работы
Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:
- на уроках, во время семинарских обсуждений;
- при выполнении практических заданий;
- при выполнении итоговой работы.
Примерный перечень проектов для самостоятельной деятельности:
- Основы здорового образа жизни
- Видеоэкология- как метод создания здоровой среды обитания
- Химическое загрязнение
- Физическое загрязнение
- Биологическое загрязнение
- Шумовое загрязнение
- Бытовое загрязнение
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Составляющие основы здорового образа жизни
- Основы рационального питания
- Что такое видеоэкология
- Что изучает валеология
- Что изучает практическая экология
- Формы загрязнения окружающей среды
- Факторы влияющие на здоровье человека
- Природу биогеопатогенных зон
- Понятия стресс, адаптация, типы адаптивного поведения человека
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные биологические объекты и процессы, делать выводы на основе сравнения;
- распознавать и описывать основные факторы воздействии Ян ажизнедеятельность человека
- описывать и объяснять биологические и физиологические явления в жизни человека
- схематично изображать воздействие факторов на человека
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Программа курса рассчитана на 17 часов занятий с учащимися 9 класса.
Рекомендуемая литература
Программы элективных курсов. Биология. 6-9 кл : Предпрофильное обучение: Сборник 2 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова .- М. : Дрофа, 2007.- 187с.;
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 9 класс.М.: Дрофа, 1997
- Кузин А.М. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли.М.: Наука, 1991
- Никитин А.В. Охрана окружающей среды и человека. М.:Мир, 1986
- Популярна яэкология.казань, 1997
- Радиация: дозы, эффект, риск.М.Мир, 1981
- Рамад Ф.Основы прикладной экологии. Л. 1981
- Храпов В.Е. Советы биоэнергетика.М. Менеджер. 1995
- http://ecodelo.org
- http://humanslife.ru/etnicheskaya-antropologiya/ekologicheskie-aspekti-zdorovya-i-bolezneie.html
- http://area7.ru/metodic-material.php?6552
- http://www.ecocommunity.ru/
- http://www.ebio.ru/index-5.html
- http://old.botsad.ru/p_papers20.htm
- http://www.ecolife.ru/index.shtml
Примерный учебно-тематический план,(17 ч; 0,5 ч в неделю в течение года)
№ | Раздел программы | Всего часов | лекция | практика | семинар | Форма контроля |
1 | Здоровье человека | 1 | 1 | собеседование | ||
2 | Основы здорового образа жизни | 1 | 1 | Отчет по пр.работе | ||
3 | Ландшафт как фактор здоровья | 1 | 1 | Собеседование, | ||
4 | Химические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 1 | 1 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | |
5 | Биологические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 1 | 1 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | |
6 | Питание как фактор человеческого здоровья | 2 | 1 | 1 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | |
7 | Физические загрязнения среды и здоровье человека | 3 | 1 | 2 | Собеседование, проекты | |
8 | Биогеопатогенные зоны | 1 | 1 | Собеседование, | ||
9 | Экология души | 2 | 2 | Собеседование, | ||
10 | Проблемы адаптации человека к окружающей среде | 1 | 1 | Собеседование, | ||
11 | Экскурсия Анкетирование. Подведение итогов | 1 | Анкетирование. Подведение итогов | |||
ВСЕГО | 17 | 9 | 4 | 4 |
Примерное поурочно- тематическое планирование курса
«Экологические аспекты здоровья человека» 17ч
№ урока | Тема урока | Кол-во ча-сов | Вид занятий | Умения и навыки | ||
лекция | практика | семинар | ||||
1 | Здоровье человека | 1ч | 1 | Уметь дать определение составляющим здоровья человека | ||
2 | Основы здорового образа жизни Пр.р. Оценка образа жизни. Оценка здоровья | 1ч | 1 | Уметь дать оценку образа жизни, здоровья | ||
3 | Ландшафт как фактор здоровья | 1ч | 1 | Уметь объяснять воздействие климата на здоровье | ||
4 Химические загрязнения среды издоровье человека | 2ч | |||||
4 | Классификация загрязнений | 1 | Формирование понятия загрязнения | |||
5 | Пр.р.Обнаружение нитратов | 1 | Умение проводить обнаружение нитратов | |||
5. Биологические загрязнения среды и здоровье человека | 2ч | |||||
6 | Виды загрязнений | 1 | Формирование представления о биологических загрязнениях | |||
7 | Пр.р. Экспертиза продуктов питания с целью выявления генно-модифицированных компонентов( ГМК) | 1 | Умение выявлять ГМК | |||
6. Питание как фактор человеческого здоровья | 2ч | |||||
8 | Рациональное питание | 1 | Умение объяснить понятие: рациональное питание | |||
9 | Пр.р.Полная экспертиза продуктов питания | 1 | Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать | |||
7.Физические загрязнения среды и здоровье человека | 3ч | |||||
10 | Физические загрязнения среды и здоровье человека | 1 | Определение физического загрязнения | |||
11 | Шумовое загрязнение | 1 | Определение уровня шумового порога | |||
12 | Электромагнитное загрязнение | 1 | Определение уровня электромагнитного загрязнения | |||
13 | Биогеопатогенные зоны | 1ч | 1 | Определение биогеопатогеннных зон | ||
9.Экология души | 2ч | |||||
14 | Экология души | 1 | Умение подбирать релакс фото и видео | |||
15 | Влияние космических объектов на здоровье человека | 1 | Выявление геомагнитного воздействия на человека | |||
16 | Проблемы адаптации человека к окружающей среде | 1ч | 1 | Умение определять стрессовые состояния организма | ||
17 | Экскурсия Анкетирование. Подведение итогов | 1ч | 1 | Умение проводить наблюдения в природе, осуществлять простейший мониторинг состояния среды | ||
ВСЕГО | 17 | 9 | 4 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Экология и здоровье человека»
Программа элективного курса «Экология человека» (8 класс) ориентирована на учащихся общеобразовательных, профильных химик...
элективный курс, 9 класс "Здоровье человека и окружающая среда"
Программа элективного курса для 9 класса "Здоровье человека и окружающая среда". Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть испол...
Задачи и упражнения по курсу «Экологические аспекты химии органических соединений»
В настоящем сборнике представлены задачи и упражнения, касающиеся экологических вопросов в органической химии. Материал структурирован в соответствии с программой школьного курса органической химии: п...
ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»
В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...
Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.
Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...
Программа внеурочной деятельности «Экологические аспекты здоровья человека»
Цель программы: создание условий для творческого развития личности, развитие мотивации к познанию и творчеству, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профессии. Формиро...