Элективный курс «Экология и здоровье человека»
элективный курс (биология, 8 класс) по теме
Программа элективного курса «Экология человека» (8 класс) ориентирована на учащихся общеобразовательных, профильных химико-биологических классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Цель курса – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Задачи курса:
-формирование у детей бережного отношения к своему здоровью, осознанной потребности в здоровье;
- усвоение научных знаний о человеке, которые могут быть использованы для сохранения и укрепления здоровья;
- становление практических навыков ведения здорового образа жизни.
Актуальность курса. Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.
Учащиеся приобретают знания: об экологических факторах, снижающих здоровье, и мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; о критериях здорового образа жизни;
о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья; о необходимости охраны окружающей среды. Учащиеся приобретают умения: оценивать состояние здоровья; прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил; проводить наблюдения.
Методическим обеспечением курса является сборник «Экология и здоровье человека». Материалы сборника используются не только в урочной сфере, но и в воспитательной работе классными руководителями гимназии для проведения классных часов и родительских собраний, лекторскими группами для проведения лекций по профилактике заболеваний, для проведения конференций и круглых столов по здоровье сберегающей тематике. Во внеурочной работе материалы используются для подготовки учащихся к предметным олимпиадам (городские и краевые этапы) по биологии и экологии, где учащиеся гимназии становились победителями и призерами.
Социологические опросы показывают, что курс интересен и важен для учащихся, заставляет пересмотреть некоторые взгляды на свое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologiya_cheloveka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондарь О.В.
учитель биологии МОУ гимназии № 11
г. Пятигорск
Программа элективного курса «Экология и здоровье человека», 8 класс (34 ч, 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Цель курса – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека. Необходимо указывать не только факторы, снижающие здоровье, но, что более важно, и факторы, укрепляющие здоровье.
Введение (1 ч)
Зависимость продолжительности жизни и здоровья от степени развития цивилизации. Здоровье. Группы здоровья. Факторы здоровья.
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.
Экология человека (2 ч)
Адаптации человека к условиям окружающей среды (к условиям Крайнего севера, к умеренному и тропическому климату, к условиям высокогорья).
Биоритмы человека. Роль эпифиза и его гормонов серотонина и мелатонина в регуляции биоритмов. Экзогенные и эндогенные компоненты биоритмов. Зависимость биоритмов от солнечной активности, фаз Луны. Сезонные и годовые биоритмы. Нарушение биоритмов как результат развития цивилизации.
Болезни цивилизации (3 ч)
Болезни вида Homo sapiens. Гипертония и остеохондроз как результат прямохождения.
Стресс как адаптационный синдром. Стрессорная реакция. Стресс и болезни.
Регуляция энергетического обмена посредством инсулина и гормона роста. Дневной и ночной механизмы энергетического обмена. Нарушение энергетического обмена. Ожирение – болезнь болезней.
Лабораторная работа. Определение типа телосложения. Определение веса и соотнесение возрастным показателям.
Влияние абиотических факторов на здоровье человека (6 ч)
Закаливающее действие на организм человека природно-климатических факторов. Целебные факторы природы: солнце, воздух и вода.
Гидроминеральные ресурсы КМВ. Использование минеральных вод и лечебной грязи в курортологии.
Влияние погодных условий на здоровье: температура, освещенность, магнитные бури, ветер, влажность и др. Метеочувствительность.
Роль микроэлементов для организма человека. Эндемические заболевания. Использование пищевых биодобавок.
Организм человека в экстремальных условиях. Невесомость. Декомпрессия. Горная болезнь. Критические ситуации, связанные с жизнью человека в обществе.
Геопатогенные зоны. Природа геопатогенных зон, их влияние на здоровье человека. Биоиндикация ГПЗ.
Влияние биотических факторов на здоровье (3 ч)
Бактериальные инфекции. Болезнетворность, инвазивность и токсигенность бактерий. Способы попадания бактерий в организм человека. Факторы болезнетворности бактерий. Экзо- и эндотоксины. Антропонозы, зоонозы. Периоды развития инфекционной болезни.
Многообразие гельминтов. Локализация гельминтов в организме человека. Симптомы заражения гельминтами. Биогельминты. Геогельминты. Профилактика гельминтозов.
Первично- и вторично-ядовитые животные. Механизм влияния животных ядов на организм человека. Первая помощь при укусах ядовитых животных.
Антропогенные факторы здоровья (9 ч)
Загрязнение атмосферы и здоровье. Защитные механизмы организма человека от воздействия загрязняющих веществ вдыхаемого воздуха. Воздействие на организм компонентов выхлопных газов автомобилей. Загрязнение воздуха в помещении.
Природные и техногенные аллергены. Экзогенные и эндогенные аллергены. Анафилаксия, бронхиальная астма, поллинозы и др. формы аллергии. Макро- и микроэкологические факторы возникновения аллергии.
Естественные и искусственные магнитные поля. Электромагнитные поля и организм. Рекомендации по использованию мобильной связи.
Источники радиоактивного загрязнения окружающей среды. Влияние радиации на организм. Проблемы радиации на КМВ.
Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Токсическое действие тяжелых металлов.
Природа рака. Канцерогены в окружающей среде. Пути поступления канцерогенов в организм человека.
Физическая природа шума. Источники шума в городах. Шумовое воздействие на организм человека. Болевой порог. Меры по снижению шума.
Лекарственные вещества – ксенобиотики для человеческого организма. Нежелательные эффекты использования лекарственных средств.
Питание – основа жизни (6 ч)
Экология продуктов питания. Проблема нитратов в продуктах питания. Способы снижения нитратов в продуктах питания. Загрязнение продуктов питания пестицидами, аллергенами, афлатоксинами, гормонами, антибиотиками. Экологически безопасные продукты питания. Контроль и мониторинг за загрязнением продуктов питания. Проблемы генно-модифицированных продуктов питания.
Ядовитые растения. Локализация растительных ядов. Профилактика отравления ядовитыми растениями, первая помощь при отравлениях.
Ядовитые макро- и микромицеты. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.
Диетическое питание. Кремлевская диета, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание.
Лабораторные работы. Ознакомление с ядовитыми растениями Ставропольского края (презентация). Определения ядовитых грибов (презентация)
Вредные привычки (3 ч)
Мода и здоровье. Современные представления о красоте. Анорексия. Гигиенические требования к одежде и обуви. Всегда ли одежда сохраняет здоровье? Влияние на здоровье пирсинга, татуировок.
Алкоголизм – угроза национального генофонда. Токсичные компоненты алкоголя и их влияние на пищеварительную, сердечно-сосудистую, нервную системы органов. Алкогольная зависимость. Наследственная предрасположенность к алкоголизму.
СПИД – угроза цивилизации. Происхождение ВИЧ-инфекции. Пути заражения. Предупреждение СПИДа. Группы риска.
Обобщение (1 ч)
Демография и здоровье населения КМВ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- об экологических факторах, снижающих здоровье, и мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- критерии здорового образа жизни;
- о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья;
- о необходимости охраны окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать состояние здоровья;
- прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил;
- проводить наблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Твои возможности, человек"
В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыт...
Элективный курс "Физика. Медицина. Человек"
Автор предлагает вашему вниманию авторскую разработку "Физика. Медицина. Человек"...
Элективный курс "Имидж делового человека"
Современный мир требует не только знаний специфики отрасли, но и массу такого, что выгодно отличает одного человека от другого. Немалое значение в современном деловом мире имеет техн...
Элективный курс по физике "Человек -объект физического познания"
Для подготовки учащихся к выбору профиля обучения на старшей ступени предлагается элективный курс: «Человек – объект физического познания».Этот курс рассчитан для учащихся интересующихся предметами ес...
Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»
Тема урока: Карьера.Тип урока: изучения нового материалаФорма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.Цель:Подвести учащихся к определению понятия «карьера»Познакомить...
Элективный курс "химическая природа человека"
Элективный курс...
Рабочая программа элективного курса по химии «Человек в едином мире» 10 класс
Рабочая программа элективного курса «Человек в едином мире» для 10б класса составлена на основе авторской программы И.М. Титовой «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», рекомендован...