Программа внеурочной деятельности «Экологические аспекты здоровья человека»
рабочая программа по биологии (8 класс)
Цель программы: создание условий для творческого развития личности, развитие мотивации к познанию и творчеству, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профессии. Формирование целостного представления о здоровье человека, о влияющих на него экологических факторах и особенностях их воздействия на человеческий организм; знакомство с основами системы самосбережения и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_aspekty_zdorovya_cheloveka.docx | 108.71 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Купинского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №80 им. В. П.Кузнецова
Купинского района
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МБОУСОШ
№80 им. В.П. Кузнецова
от "__" ______________ 20__ г. /ФИО/
Протокол N _______________ "__" ______________ 20__ г.
Программа внеурочной деятельности естественнонаучной направленности
«Экологические аспекты здоровья человека»
название программы
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 2года
Автор:
Набока Людмила Ивановна
педагог высшей квалификационной категории
г. Купино
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Раздел № 1
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность
Направленность данной программы – естественнонаучная.
1.2.,1.3 Актуальность, значимость
Актуальность программы курса «Экологические аспекты здоровья человека» заключается в том, что он способствует формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире, расширяет знания о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека, использованию практических навыков по сохранению своего здоровья. Программа, кроме углубленного изучения анатомии и физиологии человека, рассматривает вопросы психологического здоровья и преодоления самого страшного «врага» людей в XXI веке – стресса, что необходимо учащимся особенно в подростковом возрасте при становлении взаимоотношений со сверстниками и родителями. В процессе освоения курса учащиеся обучаются экологически грамотному построению своего образа жизни.
1.4 Отличительные особенности
Программа рассчитана на детей в возрасте 14-15 лет, в этом возрасте они хотят учиться и развивать свои способности. Работа с ними может быть захватывающей, вызывающей интерес и приносящей удовлетворение. Подростки интересны тем, что они могут поступать то как дети, то как вполне взрослые люди. В этом возрасте подвергаются сомнению общепринятые ценности, они начинают понимать, что является важным в их собственной жизни. Они любят самостоятельно делать открытия, с удовольствием делают это во время выполнения практических работ, и читая книгу. В программу также включены игровые упражнения и ситуации, семинарские занятия, тестирование, проекты.
1.5. Новизна программы заключается в получение школьниками опыта самостоятельного социального действия на основе знаний и отношений к себе и окружающему миру.
1.6 Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 14-15лет
Психологические особенности данного возраста
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка.
Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Поэтому необходимо и понимание, и тактичность со стороны окружающих.
Но, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подростка. Ребенок стремится быть, казаться и считаться взрослым. Это проявляется во внешнем облике, в манерах. Но могут появиться сигареты, требования дорогой одежды, копирование «взрослой» формы развлечений и отношений: свидания, записки, дискотеки.
Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в соц.сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских ( стать лидером, организатором в группе).
Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Не смотря на стремление к эмансипации от взрослых, ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
Примерно в 15 лет после поисков себя формируется «Я-концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода - система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах.
Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования.
1.7 Объем и срок освоения
Программа «Экологические аспекты здоровья человека» имеет объем 136 часов. Срок освоения программы 2 года. Возраст обучающихся: 14-15 лет. Наполняемость учебной группы, как правило,15 человек.
1.8 Уровень программы – базовый
1.9 Особенности организации образовательного процесса осуществляется в традиционной форме с использованием электронного обучения.
1.10 Форма обучения и режим занятий
Форма обучения очная. Форма проведения учебных занятий – группа постоянного состава. Занятия по Программе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 45 минут.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для творческого развития личности, развитие мотивации к познанию и творчеству, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профессии. Формирование целостного представления о здоровье человека, о влияющих на него экологических факторах и особенностях их воздействия на человеческий организм; знакомство с основами системы самосбережения и укрепления здоровья.
Задачи:
Предметные (Обучающие):
-дать знания об особенностях человеческого организма во временном диапазоне от плода до 18-летнего возраста;
-вызвать интерес к вопросам профилактике заболеваний организма человека;
-обучить простейшим навыкам защиты от воздействия различных видов загрязнений окружающей среды;
- дать знания о влиянии биотических и абиотических экологических факторов на здоровье человека и о проблемах и возможностях адаптации человека к окружающей среде.
Метапредметные (Развивающие):
-дать навыки организации психолого-педагогической диагностики и валеологического мониторинга состояния здоровья;
-расширить кругозор в области экологии человека.
Личностные (Воспитательные):
-сформировать активную жизненную позицию о здоровом образе жизни, заложить основу для системы сохранения и укрепления здоровья;
-воспитание бережного отношения к природе, гармонизация отношений человека с окружающим миром.
3. Содержание программы
3.1 Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | 1 год обучения | 2 год обучения | Форма промежуточной аттестации (контроля) | ||
теория | практика | теория | практика | |||
Вводное занятие Правила по охране труда и поведению. | 2 | 0 | 1 | 0 | Тестирование | |
Репродуктивная система человека | 2 | 0 | 1 | 0 | Устный опрос | |
Мониторинг физического развития учащихся | 2 | 2 | 2 | 2 | Практическая работа Устный опрос | |
Особенности ВНД человека | 2 | 2 | 2 | 2 | Практическая работа Анкетирование | |
Опорно-двигательный аппарат человека | 2 | 2 | 2 | 2 | Практическая работа Круглый стол на тему «Здоровый образ жизни в моей семье» | |
Иммунитет | 2 | 0 | 2 | 0 | Устный опрос | |
Дыхание | 2 | 2 | 2 | 2 | Практическая работа Устный опрос | |
Пищеварительная система | 2 | 4 | 2 | 4 | Практическая работа Устный опрос | |
Кожный покров | 2 | 4 | 2 | 4 | Практическая работа Устный опрос | |
Здоровье человека | 2 | 2 | 1 | 1 | Практическая работа Тестирование | |
Основы здорового образа жизни | 2 | 0 | 2 | 0 | Устный опрос | |
Ландшафт как фактор здоровья | 2 | 0 | 2 | 0 | Устный опрос | |
Химические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | 2 | 2 | Практическая работа Самостоятельная работа | |
Биологические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | 2 | 2 | Практическая работа Самостоятельная работа | |
Питание как фактор человеческого здоровья | 2 | 4 | 2 | 4 | Практическая работа Викторина «Знаю ли я себя?» | |
Физические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | 2 | 2 | Практическая работа Самостоятельная работа | |
Биопатогенные зоны | 2 | 0 | 2 | 0 | Устный опрос | |
Экология души | 2 | 0 | 2 | 0 | Устный опрос | |
Проблемы адаптации человека к окружающей среде | 2 | 2 | 2 | 2 | Практическая работа Устный опрос | |
Подведение итогов | 0 | 2 | 0 | 2 | Тестирование Защита проектов | |
Всего часов | 38ч | 32ч | 35ч | 31ч | ||
Итого | 136ч |
Учебно - тематический план первого года обучения
№ п/п | Содержание базовых тем | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||
Те о рия | Пра К тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | ||
1 | Вводное занятие Правила по охране труда и поведению. | 2 | |||||||||||||||||
2 | Репродуктивная система человека | 2 | |||||||||||||||||
3 | Мониторинг физического развития учащихся | 2 | 2 | ||||||||||||||||
4 | Особенности ВНД человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
5 | Опорно-двигательный аппарат человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
6 | Иммунитет | 2 | |||||||||||||||||
7 | Дыхание | 2 | 2 | ||||||||||||||||
8 | Пищеварительная система | 2 | 4 | ||||||||||||||||
9 | Кожный покров | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||
10 | Здоровье человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
11 | Основы здорового образа жизни | 2 | |||||||||||||||||
12 | Ландшафт как фактор здоровья | 2 | |||||||||||||||||
13 | Химические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
14 | Биологические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
15 | Питание как фактор человеческого здоровья | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||
16 | Физические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
17 | Биопатогенные зоны | 2 | |||||||||||||||||
18 | Экология души | 2 | |||||||||||||||||
19 | Проблемы адаптации человека к окружающей среде | 2 | 2 | ||||||||||||||||
20 | Подведение итогов | 2 | |||||||||||||||||
Итого: | 6 | 2 | 6 | 4 | 4 | 2 | 2 | 6 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 6 | 4 | 2 | 4 | |
Всего: | 8ч | 10ч | 6ч | 8ч | 6ч | 8ч | 8ч | 10ч | 6ч |
Учебно - тематический план второго года обучения
№ п/п | Содержание базовых тем | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||
Те о рия | Пра К тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | Те о рия | Пра к тика | ||
1 | Вводное занятие Правила по охране труда и поведению. | 1 | |||||||||||||||||
2 | Репродуктивная система человека | 1 | |||||||||||||||||
3 | Мониторинг физического развития учащихся | 2 | 2 | ||||||||||||||||
4 | Особенности ВНД человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
5 | Опорно-двигательный аппарат человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
6 | Иммунитет | 2 | |||||||||||||||||
7 | Дыхание | 2 | 2 | ||||||||||||||||
8 | Пищеварительная система | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||
9 | Кожный покров | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||
10 | Здоровье человека | 1 | 1 | ||||||||||||||||
11 | Основы здорового образа жизни | 2 | |||||||||||||||||
12 | Ландшафт как фактор здоровья | 2 | |||||||||||||||||
13 | Химические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
14 | Биологические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
15 | Питание как фактор человеческого здоровья | 2 | 4 | ||||||||||||||||
16 | Физические загрязнения среды и здоровье человека | 2 | 2 | ||||||||||||||||
17 | Биопатогенные зоны | 2 | |||||||||||||||||
18 | Экология души | 2 | |||||||||||||||||
19 | Проблемы адаптации человека к окружающей среде | 2 | 2 | ||||||||||||||||
20 | Подведение итогов | 2 | |||||||||||||||||
Итого: | 4 | 4 | 6 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 6 | 2 | 2 | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | |
Всего: | 8ч | 10ч | 6ч | 6ч | 6ч | 8ч | 8ч | 8ч | 6ч |
3.2 Содержание учебного плана
Тема 1 Вводное занятие (2 час)
Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по курсу «Экологические аспекты здоровья человека». Правила поведения в кабинете биологии.
Теория: 2 час
Практика: 0ч
Тема 2 Репродуктивная система человека (2 ч)
Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. К. М. Бэр - основатель современной эмбриологии. Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным» (проблема клонирования) .
Материалы и оборудование: таблицы из серии («Здоровый образ жизни» - «Внутренние половые органы мужчины и женщины», «Нормальная и внематочная беременность»; микроскоп и набор микропрепаратов; демонстрационная модель-аппликация («Наследование резус-фактора»; модель-аппликация «Генетика групп крови»; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; фотографии учащихся, людей разного возраста дидактические материалы (книги, статьи СМИ о клонировании и старении); использование информационных ресурсов Интернета.
Теория: 2 часа
Практика:0ч
Тема 3 Мониторинг физического развития учащихся (4 ч)
Особенности развития юношей и девушек. П.Ф. Лесгафт.
Бодибилдинг - это вид спорта или дань моде?
Практическая работа №1:
«Мониторинг физического развития учащегося».
Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» - «Периоды развития женского организма», «Здоровье»; фотографии бодибилдеров; использование информационных ресурсов Интернета.
Теория – 2ч
Практика-2ч
Тема 4 Особенности ВНД человека (4 ч)
Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля способность человека к преодолению трудностей. «Золотые сны», от которых не просыпаются. Наркомания - это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога. Познавательные процессы. Речь - средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мышление. И. М. Сеченов.
Практическая работа №2:«Определение типа темперамента».
Практическая работа №3:« Определение объема памяти».
Средства обучения: фотографии известных людей; таблицы из серий «Здоровый образ жизни» и «Действие наркотиков на ЦНС»; видеофильм «Опасно! Наркомания»; секундомер.
Теория – 2ч
Практика-2ч
Тема 5 Опорно-двигательный аппарат человека (4 ч)
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучение рентгеновских снимков различных частей тела. Связь строения и формы костей с выполняемыми функциями. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача -ортопеда. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. Значение физических упражнений для его формирования. Гиподинамия и здоровье человека, способы борьбы с гиподинамией. Проблема использования допинга в спорте.
Практическая работа №4:
«Определение гибкости позвоночника и выявление нарушений осанки».
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; остеологические модели «Скелет человека», «Череп человека»; раздаточный материал «Позвонки»; рентгеновские снимки с нарушениями опорно-двигательного аппарата; фотографии спортсменов; использование информационных ресурсов Интернета.
Теория – 2ч
Практика-2ч
Тема 6 Иммунитет (2 ч)
Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Межпредметный проект «Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее». История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. ВИЧ -инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.
Материалы и оборудование: портреты ученых; географическая карта; публикации СМИ; использование информационных ресурсов Интернета; таблицы из серии «Здоровый образ ЖИЗНИ», таблицы «Синдром приобретенного иммунодефицита, ВИЧ. Течение заболевания, размножение ВИЧ в организме. Эпидемия ВИЧ и наркоэпидемия»; серия таблиц «Профилактика СПИДа и венерических заболеваний».
Теория – 2ч
Практика-0ч
Тема 7 Дыхание (4 ч)
Строение органов дыхательной системы. Дыхательные движения и их регуляция. ЖЕЛ. Значение дыхания для обменных процессов. Хороший голос - правильно поставленное дыхание. Диафрагмальное дыхание.
Ролевая игра «Суд над сигаретой». Действующие лица: секретарь, судья, адвокат, прокурор, биолог, историк, химик, фармаколог, криминалист, статистик, валеолог, сигарета, легкие, сердце, мозг.
Практическая работа №5:«Определение жизненной емкости легких».
Практическая работа №6:«Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе».
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная модель «Строение легких человека»; модель «Бронхи· человека сегментарные»; прибор для сравнения r содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе (ПУГД); таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Состав табачного дыма. Основные мишени табака и рак легких у курильщиков»; таблица «Шесть причин не курить»; материалы СМИ; использование информационных ресурсов Интернета.
Теория – 2ч
Практика-2ч
Тема 8. Пищеварительная система (6 ч)
Пищеварение в ротовой полости. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-стоматолога. Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы.
Пищевые продукты и питательные вещества. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача – диетолога А. А. Покровский.
Практическая работа №7:
«Составление меню дневного рациона».
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; таблицы: «Органы: полости рта»
«Схема строения зуба», «Виды прикуса», « Стадии кариеса»,
« Профилактика стоматологических заболеваний», « Методика чистки зубов»; модель зуба; модели рельефные «Желудок. Внутренняя и внешняя поверхность»,
«Пищеварительный тракт».
Теория – 2ч
Практика-4ч
Тема 9. Кожный покров (6ч)
Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.
Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место. Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.
Практическая работа №8:«Определение типа кожи на разных участках лица».
Практическая работа №9: «Правила ухода за кожей».
Практическая работа №10:« Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах»
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная таблица «Кожа человека. Разрез»; барельефная модель «Топография точек акупунктуры уха»; имитатор ранений в картонной упаковке; материалы для оказания первой помощи; справочник по оказанию первой помощи; косметические средства; полотенце, косынка, заколки, зеркало
Теория – 2ч
Практика-4ч
Тема 10. Здоровье человека (4 час)
Знакомство с целями, задачами и содержанием курса, с программой работы. Здоровье и его составляющие. Самооценка здоровья. Проба по К. П. Бутейко. Оценка пульса. Взаимосвязь психического и физического здоровья человека. Лечебные факторы среды. Повреждающие факторы среды. Болезни человека.
Теория – 2ч
Практика-2ч
Практическая работа №11 «Определение пульса»
Тема 11. Основы здорового образа жизни (2 час)
Составляющие здорового образа жизни. Двигательная активность. Рациональное питание.
Оценка образа жизни. Оценка своих привычек. Оценка здоровья. Оценка степени физической подготовки. Оценка правильности питания.
Теория – 2ч
Практика-0ч
Тема 12. Ландшафт как фактор здоровья (2 час)
Влияние климата. Влияние различных форм рельефа (гор, равнин, морей). Влияние природного ландшафта. Влияние городского ландшафта. Видеооэкология.
Теория – 2ч
Практика-0ч
Тема 13.Химические загрязнения среды и здоровье человека (4 часа)
Определение загрязнения. Кумулятивный эффект. Классификация загрязнений. Особенности влияния химических загрязнений на здоровье человека. Пестициды. Мутагены. Канцерогены. Последствия химических отравлений.
Практическая работа №12: «Обнаружения нитратов в продуктах питания»
Теория –2
Практика-2ч
Тема 14.Биологические загрязнения среды и здоровье человека (4 часа)
Виды биологических загрязнений. Бактериалььное загрязнение. Вирусные инфекции и их профилактика. Выбросы органических веществ искусственного происхождения. Грибковые загрязнения. Паразитологическая обстановка в РФ и регионе. Природно-очаговые инфекции. Влияние глобального потепления на паразитологическую обстановку· в РФ и регионе.
Практическая работа №13 «Экспертиза продуктов питания с целью выявления генетически модифицированных компонентов (ГМК)»
Теория – 2ч
Практика-2ч
Тема 15. Питание как фактор человеческого здоровья (6 чaca)
Полноценное рациональное питание - залог здоровья. Раздельное питание. Биологически активные вещества (БАВ) и биологически активные добавки (БАД).Их влияние на человеческий организм. Экологически чистые продукты. Генетически модифицированные продукты, их влияние на здоровье. Влияние нитратов на организм человека. Польза и вред диет и постов.
Практическая работа №14 «Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона».
Практическая работа №15 «Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам».
Практическая работа №16 «Полная экспертиза продуктов питания».
Теория – 2ч
Практика-4ч
Тема 16.Физические загрязнения среды и здоровье человека (4 чaca)
Виды физических загрязнений. Шум. Влияние шума. Шкала интенсивности шума. Влияние ультразвуков и инфразвуков. Шумовая болезнь. Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека. Радиоэкология. Радиоэкология организма (дозы облучения). Естественный радиационный фон. Искусственные источники радиации. Радиационная
безопасность. Радиационная обстановка в России и регионе.
Теория – 2ч
Практика-2ч
Практическая работа №17: «Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека»
Тема 17.Биогеопатогенные зоны (2 чac)
Природа биогеопатогенных зон (БП3). Влияние БП3 на растения и животных. Влияние БП3 на человеческий организм. Учет БПЗ при строительстве жилья.
Теория – 2ч
Практика-0ч
Тема 18.Экология души (2 часа)
Биоэнергоинформационные взаимосвязи человека. Информационно-энергетическое поле Земли и его влияние на человека. Экологическая этика и ее влияние на биополе человека. Влияние космических объектов на здоровье человека. Религиозные секты, их признаки и вредное воздействие на сознание человека.
Теория – 2ч
Практика-0ч
Тема 19.Проблемы адаптации человека к окружающей среде (4 час)
Адаптация. Стресс. Учение Г. Селье о стрессе. Фазы приспособления к стрессу. Дистресс. Типы адаптивного поведения человека. Влияние типа адаптивного поведения человека на выбор профессии.
Теория – 2ч
Практика-2ч
Практическая работа №18: «Оценка психических функций человека»
Тест: Влияние типа адаптивного поведения человека на выбор профессии.
Тема 20. Подведение итогов (2 час)
Тестирование по итогам курса. Защита проектов и исследовательских работ учащихся.
Теория – 0ч
Практика-2ч
4 Планируемые результаты.
В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:
Обучающийся научится и будет знать:
- об особенностях развития человеческого организма во временном диапазоне от плода до 18-летнего возраста;
-о мерах по профилактике детских заболеваний;
-о необходимости бережного отношения к природе, о необходимости гармонизации отношений с окружающим миром,
- о влиянии биотических и абиотических экологических факторов на здоровье человека и о проблемах и возможностях адаптации человека к окружающей среде.
Обучающийся будет иметь следующие навыки:
- навыки защиты от воздействия различных видов загрязнений окружающей среды;
-навыки организации психолого-педагогической диагностики и валеологического мониторинга состояния здоровья;
-навыки здоровьясбережения.
Учащиеся должны научиться:
-анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
- проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных условиях;
- оценивать общее экологическое состояние экосистемы;
- проводить практические работы, приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде; сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).
Раздел № 2
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график первого года обучения
№ | Дата | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | 3.09.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Вводное занятие. Правила по охране труда, гигиены и поведения. Введение в программу. | Каб.25 |
2 | 10.09.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Почему дети похожи на родителей. Возрастные процессы | Каб.25 |
3 | 17.09.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Особенности развития юношей и девушек. | Каб.25 |
4 | 24.09.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Практическая работа №1: «Мониторинг физического развития учащегося» | Каб.25 |
5 | 1.10.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Типы нервной системы. Наркомания-это болезнь. Практическая работа №2: «Определение типа темперамента» | Каб.25 |
6 | 8.10.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Память и внимание Практическая работа №3: «Определение объёма памяти» | Каб.25 |
7 | 15.10.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Скелет человека Практическая работа №4: «Определение гибкости позвоночника и выявление нарушения осанки» | Каб.25 |
8 | 22.10.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Роль двигательной активности. Круглый стол на тему «Здоровый образ жизни в моей семье» | Каб.25 |
9 | 29.10.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Детские инфекционные Заболевания и меры борьбы с ними. ВИЧ-инфекция | Каб.25 |
10 | 12.11.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Дыхательные движения Практическая работа №5: «Определение жизненной ёмкости лёгких» | Каб.25 |
11 | 19.11.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Дыхательные движения Практическая работа №6: «Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе». Ролевая игра «Суд над Сигаретой». | Каб.25 |
12 | 26.11.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Система органов пищеварения. Влияние никотина на слюну. | Каб.25 |
13 | 3.12.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Рациональное питание. Практическая работа №7: «Составление меню дневного рациона» | Каб.25 |
14 | 10.12.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Режим питания. Практическая работа №7: «Составление меню дневного рациона» | Каб.25 |
15 | 17.12.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Строение и функции, гигиена кожи. Закаливание организма. | Каб.25 |
16 | 24.12.22 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Практическая работа №8: «Определение типа кожи на разных участках лица». Практическая работа №9: «Правила ухода за кожей». | Каб.25 |
17 | 14.01.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Изучение приёмов наложения повязок на условно повреждённые места кожного покрова. Практическая работа №10: «Первая помощь при ожогах и при обморожении, тепловом и солнечном ударах». | Каб.25 |
18 | 21.01.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Здоровье и его составляющие. Лечебные и повреждающие факторы среды. | Каб.25 |
19 | 28.01.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Самооценка здоровья. Практическая работа №11 «Определение пульса» | Каб.25 |
20 | 4.02.23 | групповая | 2 | Составляющие здорового образа жизни. Двигательная активность. Рациональное питание. | Каб.25 | |
21 | 11.02.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Влияние климата и рельефа, городского ландшафта на здоровье человека. Видеоэкология. | Каб.25 |
22 | 18.02.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Классификация загрязнений. Особенности влияния загрязнений на здоровье человека. Мутагены. Канцерогены. Пестициды. | Каб.25 |
23 | 25.02.23 | 13.00-14.30 | 2 | Последствия химических отравлений. Кумулятивный эффект. Практическая работа №12: «Обнаружения нитратов в продуктах питания» | Каб.25 | |
24 | 4.03.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Бактериальные и вирусные инфекции и их профилактика. Грибковые загрязнения. Паразитологическая обстановка в регионе. | Каб.25 |
25 | 11.03.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Природно-очаговые инфекции. Влияние глобального потепления на паразитологическую обстановку в регионе. Практическая работа №13 «Экспертиза продуктов питания с целью выявления генетически модифицированных компонентов (ГМК)» | Каб.25 |
26 | 18.03.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Рациональное питание. Раздельное питание. БАДы. | Каб.25 |
27 | 25.03.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Экологически чистые продукты. ГМО продукты. Польза и вред диет. Практическая работа №14 «Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона». Практическая работа №15 «Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам». | Каб.25 |
28 | 8.04.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Практическая работа №16 «Полная экспертиза продуктов питания». Викторина «Знаю ли я себя?» | Каб.25 |
29 | 15.04.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Виды физических загрязнений. Шум. Ультразвук и инфразвук в жизни человека. | Каб.25 |
30 | 22.04.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Электромагнитные излучения и человек. Радиоэкология организма. Радиационная безопасность. Практическая работа №17: «Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека» | Каб.25 |
31 | 29.04.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Влияние биопатогенных зон на растения, животных и человека. Учёт БПЗ при строительстве жилья. | Каб.25 |
32 | 6.05.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Биоэнергоинформационные взаимосвязи человека. Влияние космических объектов на здоровье человека. Экологическая этика и её влияние на биополе человека. | Каб.25 |
33 | 13.05.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Адаптация. Стресс. Учение Г.Селье о стрессе. Дистресс. Типы адаптивного поведения человека. Влияние типа адаптивного поведения на выбор профессии. | Каб.25 |
34 | 20.05.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Влияние типа адаптивного поведения человека на выбор профессии. Практическая работа №18: «Оценка психических функций человека» | Каб.25 |
35 | 27.05.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Подведение итогов. Тестирование по итогам курса. Защита проектов. | Каб.25 |
Итого: 35 недель-70 часов |
Календарный учебный график второго года обучения
№ | Дата | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | 9.09.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Вводное занятие. Правила по охране труда, гигиены и поведения. Почему дети похожи на родителей. Возрастные процессы | Каб.25 |
2 | 16.09.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Особенности развития юношей и девушек. | Каб.25 |
3 | 23.09.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Практическая работа №1: «Мониторинг физического развития учащегося» | Каб.25 |
4 | 30.09.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Типы нервной системы. Наркомания-это болезнь. Практическая работа №2: «Определение типа темперамента» | Каб.25 |
5 | 7.10.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Память и внимание Практическая работа №3: «Определение объёма памяти» | Каб.25 |
6 | 14.10.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Скелет человека Практическая работа №4: «Определение гибкости позвоночника и выявление нарушения осанки» | Каб.25 |
7 | 21.10.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Роль двигательной активности. Круглый стол на тему «Здоровый образ жизни в моей семье» | Каб.25 |
8 | 28.10.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Детские инфекционные Заболевания и меры борьбы с ними. ВИЧ-инфекция | Каб.25 |
9 | 11.11.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Дыхательные движения Практическая работа №5: «Определение жизненной ёмкости лёгких» | Каб.25 |
10 | 18.11.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Дыхательные движения Практическая работа №6: «Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе». Ролевая игра «Суд над Сигаретой». | Каб.25 |
11 | 25.11.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Система органов пищеварения. Влияние никотина на слюну. | Каб.25 |
12 | 2.12.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Рациональное питание. Практическая работа №7: «Составление меню дневного рациона» | Каб.25 |
13 | 9.12.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Режим питания. Практическая работа №7: «Составление меню дневного рациона» | Каб.25 |
14 | 16.12.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Строение и функции, гигиена кожи. Закаливание организма. | Каб.25 |
15 | 23.12.23 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Практическая работа №8: «Определение типа кожи на разных участках лица». Практическая работа №9: «Правила ухода за кожей». | Каб.25 |
16 | 13.01.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Изучение приёмов наложения повязок на условно повреждённые места кожного покрова. Практическая работа №10: «Первая помощь при ожогах и при обморожении, тепловом и солнечном ударах». | Каб.25 |
17 | 20.01.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Здоровье и его составляющие. Лечебные и повреждающие факторы среды. Практическая работа №11 «Определение пульса» | Каб.25 |
18 | 3.02.24 | групповая | 2 | Составляющие здорового образа жизни. Двигательная активность. Рациональное питание. | Каб.25 | |
19 | 10.02.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Влияние климата и рельефа, городского ландшафта на здоровье человека. Видеоэкология. | Каб.25 |
20 | 17.02.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Классификация загрязнений. Особенности влияния загрязнений на здоровье человека. Мутагены. Канцерогены. Пестициды. | Каб.25 |
21 | 24.02.24 | 13.00-14.30 | 2 | Последствия химических отравлений. Кумулятивный эффект. Практическая работа №12: «Обнаружения нитратов в продуктах питания» | Каб.25 | |
22 | 3.03.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Бактериальные и вирусные инфекции и их профилактика. Грибковые загрязнения. Паразитологическая обстановка в регионе. | Каб.25 |
23 | 10.03.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Природно-очаговые инфекции. Влияние глобального потепления на паразитологическую обстановку в регионе. Практическая работа №13 «Экспертиза продуктов питания с целью выявления генетически модифицированных компонентов (ГМК)» | Каб.25 |
24 | 17.03.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Рациональное питание. Раздельное питание. БАДы. | Каб.25 |
25 | 24.03.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Экологически чистые продукты. ГМО продукты. Польза и вред диет. Практическая работа №14 «Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона». Практическая работа №15 «Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам». | Каб.25 |
26 | 7.04.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Практическая работа №16 «Полная экспертиза продуктов питания». Викторина «Знаю ли я себя?» | Каб.25 |
27 | 14.04.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Виды физических загрязнений. Шум. Ультразвук и инфразвук в жизни человека. | Каб.25 |
28 | 21.04.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Электромагнитные излучения и человек. Радиоэкология организма. Радиационная безопасность. Практическая работа №17: «Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека» | Каб.25 |
29 | 28.04.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Влияние биопатогенных зон на растения, животных и человека. Учёт БПЗ при строительстве жилья. | Каб.25 |
30 | 5.05.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Биоэнергоинформационные взаимосвязи человека. Влияние космических объектов на здоровье человека. Экологическая этика и её влияние на биополе человека. | Каб.25 |
31 | 12.05.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Адаптация. Стресс. Учение Г.Селье о стрессе. Дистресс. Типы адаптивного поведения человека. Влияние типа адаптивного поведения на выбор профессии. | Каб.25 |
32 | 19.05.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Влияние типа адаптивного поведения человека на выбор профессии. Практическая работа №18: «Оценка психических функций человека» | Каб.25 |
33 | 24.05.24 | 13.00-14.30 | групповая | 2 | Подведение итогов. Тестирование по итогам курса. Защита проектов. | Каб.25 |
Итого: 33 недели-66 часов |
2.2 Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
Кабинет биологии, компьютер, колонки, экран, проектор, парты-15 штук, стулья-30 штуки, таблицы, коллекционный и дидактический материал, лабораторное оборудование для проведения Практических работ с использованием цифровых лабораторий Точки роста. Мультимедийное учебное пособие ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2006.
Информационное обеспечение
Интернет источники:
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
https://1сентября.рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября
http://solnet.ee/ - сайт для детей и родителей
https://infourok.ru – сайт для организаторов и учителей
www.dop-obrazowanie.narod.ru
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования Набока Людмила Ивановна, учитель биологии высшей категории.
2.3 Формы аттестации
1.Вводное тестирование
2. Практические работы
3. Устный опрос
4. Круглый стол на тему «Здоровый образ жизни в моей семье»
(на осенних каникулах)
5.Ролевая игра «Суд над Сигаретой» (на зимних каникулах)
6.Викторина «Знаю ли я себя?» (на весенних каникулах)
7.Тестирование по итогам курса, защита проектов (в конце учебного года)
2.4 Оценочные материалы
В оценке личностных результатов образования используются методы педагогической диагностики, анкетирование, наблюдение.
2.5 Методические материалы
Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество,
заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей)
Методы воспитания:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой
специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,
образных текстов, музыкального сопровождения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Программа предполагает применение следующих технологий:
- Технология развивающего обучения
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Игровая технология
- ИКТ
- Проблемно-диалогическая технология
- Здоровьесберегающая технология
2.6 Список литературы
Литература для педагога:
1.Цветков С.А., Салахова Ф.Н. «Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. Сост. Г.М. Пальдяева.-М.:Дрофа, 2011.
2. Программа элективных курсов Аверчинковой О.Е. «Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы» - М. Айрис-пресс, 2007 г.
Литература для обучающихся:
1. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. «Экология. 10 (11) класс». - М.: Дрофа, 2016.
2 Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Экология. 10 (11) класс». - М.: Дрофа, 2016.
3. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда-М.: Устойчивый мир, 2001.
4. Колесов Д.В., Маш Д.Д., Беляев И.Н. «Биология человека», 8 класс, М.: «Дрофа», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс Экологические аспекты здоровья человека
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы. Рассчитан на 17 часов для учащихся 9 классов, заботящихся о своем здоровье и выбравших естественный ...
Программа внеурочной деятельности экологического направления "Почемучки"
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы у детей 10-12 летОсновными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экс...
Программа внеурочной деятельности «Экологические тропы парковых зон Тулы» (ориентирована на обучающихся пятых классов, изучающих биологию в рамках ФГОС)
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В...
Программа внеурочной деятельности "Экологическая безопасность человека"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая безопасность человека" соответствует требованиям ФГОС ООО....
Программа внеурочной деятельности "Экологический университет"
Программа внеурочной деятельности "Экологический университет" составлена для учащихся 5-6 классов. ЕЕ реализация направлена на формирование экологической грамотности учащихся через системно - де...
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....
Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.
Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...