элективный курс, 9 класс "Здоровье человека и окружающая среда"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Светлана Геннадьевна Попова

Программа элективного курса для 9 класса "Здоровье человека и окружающая среда". Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть использованы на уроках биологии в 8 классе. Материал курса знакомит учащихся  с факторами, влияющими на здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

для 9 класса

«Здоровье человека и окружающая среда»

                                                       

                                                             автор:  учитель биологии

МБОУ ДР «Дубовская СОШ № 1»

                                                                      Попова Светлана Геннадьевна.


Пояснительная записка.

Данная программа составлена для предпрофильного курса  в 9-х классах и рассчитана на 17часов.

Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.

Главная цель курса—показать значимость здоровья для современного общества, научить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; показать, как много зависит от нашего  внимательного отношения к своему организму.

Задачи курса:

--формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;

--развитие знаний о гигиене;

--создание условий для формирования позитивного отношения к своему здоровью и окружающих.

Программой предусмотрено проведение уроков-практикумов, тестирование, проведение игровых занятий.

Учебно-тематический план.

№ п/п            

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

Виды деятельности

I

Здоровье доступно каждому(введение)

1

II

Факторы здоровья.

16

1

«Еда  - мой друг или враг?»

1

Проблемная дискуссия.

2

Нормы питания. Диеты.

2

Практическая работа.

3

« Что такое хорошо и что такое плохо»

1

Тест.

4

Здоровое тело-продукт здорового рассудка.

2

5

В здоровом теле- здоровый дух.

2

Практическая работа.

6

Слагаемые здоровья

2

7

Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней.

1

8

Наши органы чувств.

2

9

Лекарственные средства. Яды.

1

10

Шум- медленный убийца.

1

Практическая работа.

11

Итоговое занятие  «Круглый стол»

1

Обсуждение результатов работы.

Содержание программы.

Тема № 1.Введение. Что изучает валеология. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Тест «Мой образ жизни».

Тема № 2. Факторы здоровья.

  1. «Еда - мой друг или враг?» Значение пищи и пищеварения. Экологическичистые продукты. Витамины. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
  2. Нормы питания. Диеты. Режим и культура питания.   Рациональное питание. Вред и польза диет.   Голодание. Христианский пост. Биодобавки

3) Что такое хорошо и что такое плохо. Привычки вредные и полезные. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства.

4)Здоровое тело—продукт здорового рассудка. Зависимость здоровья от физических нагрузок  и двигательной активности; гиподинамия. Тренировки. Тренировочный эффект. Бодибилдинг.

5) В здоровом теле—здоровый дух. Зарядка как фактор здоровья. Нарушение  осанки и плоскостопие — основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.

6) Слагаемые здоровья. Иммунитет. Наследственные заболевания. Закаливание. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.

7) Жизнь без стрессов и конфликтов—жизнь без болезней. Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых  состояний. Эмоции положительные  и  отрицательные. Тип темперамента.

8) Наши органы чувств. Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.

9) Лекарственные средства. Яды. Лекарственные средства и их воздействие на организм. Нормы и правила приёма лекарственных средств. Вред самолечения. Лекарственные растения. Яды пауков, насекомых и змей; их разрушающее действие на организм.

10) Шум –медленный убийца. Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.

11) Итоговое занятие «Круглый стол»

Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.

Методические рекомендации.

Практическая работа № 1.(Занятие 3)  Расчёт  калорийности пищи.

Учащимся предлагаются  таблицы калорийности продуктов и энергозатрат  в зависимости от вида деятельности. Нужно рассчитать калорийность своего рациона. Используя  данные о дневных энерготратах (1900ккал) и энергетической ценности суточного рациона (2300 ккал) сделать вывод о своём рационе и режиме питания.

Практическая работа № 2  (Занятие 5) Выявление нарушений осанки  и плоскостопия.

Измерить сантиметровой лентой расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча (отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава) со стороны груди и спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число близкое к 1 или больше—значит нарушений нет. Если полученное число меньше 1—осанка нарушена.

-Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между спиной и поясницей проходит кулак—осанка нарушена; если ладонь – в норме.

На лист бумаги встать мокрой ногой. Контуры следа обвести карандашом. Соединить центр пятки и центр третьего пальца прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию—плоскостопия нет.

Практическая работа № 3.(Занятие 10) Определение остроты слуха.

Приближайте механические часы к уху, пока не услышите звук.

Приложите часы плотно к уху отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.

Измерьте в первом и втором случаях линейкой расстояние, найдите среднюю величину сравните со стандартным показателем (15-20 см), сделайте вывод.

Литература

1.Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – Москва, изд. «Наука», 1992. 2.Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., Медицинская валеология,  Москва, изд. «Наука» 2000

3.Блинова К.Ф. «Ботанико- фармакогностический словарь» - Москва, изд. «Высшая школа»,1990г.

4.Грин.Н,.Стаут У «Биология» т.1-3.- Москва, изд. «Мир» 2000 г.

5.Донецкая Э.Г. «Актуальные вопросы биологии.», Саратов изд. «Лицей», 2009 г.

6.Журнал «Биология в школе» №№ 1-8, 2006-2010год.

7.Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – Москва, Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.

8.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и     психология здоровья в школе/ М.: АРКТИ, 2006

9.Орлов. Б.Н.,   Д.Б. Гелашвили «Ядовитые растения и животные СССР» Москва, изд. «Высшая школа», 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье человека и окружающая среда

Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезни или физических дефектов...

Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....

Тематическое планирование факультативных занятий по теме: "Здоровье человека и окружающая среда"

Тематическое планирование факультативных занятий по теме: "Здоровье человека и окружающая среда" в 8 классе...

Проблемы здоровья человека и окружающей среды

В статье отмечаются вредные привычки и способы борьбы с ними...

Деятельность человека в окружающей среде - методическая разработка урока биологии УМК Сонин

    Данный урок является завершающим этапом изучения темы.  Урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока.       Стремление старших школьни...