элективный курс, 9 класс "Здоровье человека и окружающая среда"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Программа элективного курса для 9 класса "Здоровье человека и окружающая среда". Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть использованы на уроках биологии в 8 классе. Материал курса знакомит учащихся с факторами, влияющими на здоровье человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
для 9 класса
«Здоровье человека и окружающая среда»
автор: учитель биологии
МБОУ ДР «Дубовская СОШ № 1»
Попова Светлана Геннадьевна.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для предпрофильного курса в 9-х классах и рассчитана на 17часов.
Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.
Главная цель курса—показать значимость здоровья для современного общества, научить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; показать, как много зависит от нашего внимательного отношения к своему организму.
Задачи курса:
--формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;
--развитие знаний о гигиене;
--создание условий для формирования позитивного отношения к своему здоровью и окружающих.
Программой предусмотрено проведение уроков-практикумов, тестирование, проведение игровых занятий.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Виды деятельности |
I | Здоровье доступно каждому(введение) | 1 | |
II | Факторы здоровья. | 16 | |
1 | «Еда - мой друг или враг?» | 1 | Проблемная дискуссия. |
2 | Нормы питания. Диеты. | 2 | Практическая работа. |
3 | « Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | Тест. |
4 | Здоровое тело-продукт здорового рассудка. | 2 | |
5 | В здоровом теле- здоровый дух. | 2 | Практическая работа. |
6 | Слагаемые здоровья | 2 | |
7 | Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней. | 1 | |
8 | Наши органы чувств. | 2 | |
9 | Лекарственные средства. Яды. | 1 | |
10 | Шум- медленный убийца. | 1 | Практическая работа. |
11 | Итоговое занятие «Круглый стол» | 1 | Обсуждение результатов работы. |
Содержание программы.
Тема № 1.Введение. Что изучает валеология. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Тест «Мой образ жизни».
Тема № 2. Факторы здоровья.
- «Еда - мой друг или враг?» Значение пищи и пищеварения. Экологическичистые продукты. Витамины. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
- Нормы питания. Диеты. Режим и культура питания. Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки
3) Что такое хорошо и что такое плохо. Привычки вредные и полезные. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства.
4)Здоровое тело—продукт здорового рассудка. Зависимость здоровья от физических нагрузок и двигательной активности; гиподинамия. Тренировки. Тренировочный эффект. Бодибилдинг.
5) В здоровом теле—здоровый дух. Зарядка как фактор здоровья. Нарушение осанки и плоскостопие — основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.
6) Слагаемые здоровья. Иммунитет. Наследственные заболевания. Закаливание. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.
7) Жизнь без стрессов и конфликтов—жизнь без болезней. Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные. Тип темперамента.
8) Наши органы чувств. Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.
9) Лекарственные средства. Яды. Лекарственные средства и их воздействие на организм. Нормы и правила приёма лекарственных средств. Вред самолечения. Лекарственные растения. Яды пауков, насекомых и змей; их разрушающее действие на организм.
10) Шум –медленный убийца. Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.
11) Итоговое занятие «Круглый стол»
Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.
Методические рекомендации.
Практическая работа № 1.(Занятие 3) Расчёт калорийности пищи.
Учащимся предлагаются таблицы калорийности продуктов и энергозатрат в зависимости от вида деятельности. Нужно рассчитать калорийность своего рациона. Используя данные о дневных энерготратах (1900ккал) и энергетической ценности суточного рациона (2300 ккал) сделать вывод о своём рационе и режиме питания.
Практическая работа № 2 (Занятие 5) Выявление нарушений осанки и плоскостопия.
Измерить сантиметровой лентой расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча (отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава) со стороны груди и спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число близкое к 1 или больше—значит нарушений нет. Если полученное число меньше 1—осанка нарушена.
-Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между спиной и поясницей проходит кулак—осанка нарушена; если ладонь – в норме.
На лист бумаги встать мокрой ногой. Контуры следа обвести карандашом. Соединить центр пятки и центр третьего пальца прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию—плоскостопия нет.
Практическая работа № 3.(Занятие 10) Определение остроты слуха.
Приближайте механические часы к уху, пока не услышите звук.
Приложите часы плотно к уху отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
Измерьте в первом и втором случаях линейкой расстояние, найдите среднюю величину сравните со стандартным показателем (15-20 см), сделайте вывод.
Литература
1.Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – Москва, изд. «Наука», 1992. 2.Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., Медицинская валеология, Москва, изд. «Наука» 2000
3.Блинова К.Ф. «Ботанико- фармакогностический словарь» - Москва, изд. «Высшая школа»,1990г.
4.Грин.Н,.Стаут У «Биология» т.1-3.- Москва, изд. «Мир» 2000 г.
5.Донецкая Э.Г. «Актуальные вопросы биологии.», Саратов изд. «Лицей», 2009 г.
6.Журнал «Биология в школе» №№ 1-8, 2006-2010год.
7.Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – Москва, Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.
8.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ М.: АРКТИ, 2006
9.Орлов. Б.Н., Д.Б. Гелашвили «Ядовитые растения и животные СССР» Москва, изд. «Высшая школа», 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье человека и окружающая среда
Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезни или физических дефектов...
Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)
Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....
Тематическое планирование факультативных занятий по теме: "Здоровье человека и окружающая среда"
Тематическое планирование факультативных занятий по теме: "Здоровье человека и окружающая среда" в 8 классе...
Разработка открытого урока по природоведению "Человек и окружающая среда" 5 класс.
Данный материал представлен в виде конспекта урока....
Проблемы здоровья человека и окружающей среды
В статье отмечаются вредные привычки и способы борьбы с ними...
Деятельность человека в окружающей среде - методическая разработка урока биологии УМК Сонин
Данный урок является завершающим этапом изучения темы. Урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока. Стремление старших школьни...
Разработка урока по биологии на тему "Влияние человека на окружающую среду и как среда влияет на него" 10 класс
обобщить, расширить и углубить экологические знания...