Элективный курс "Человек и профессия" 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс)
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет их интересующая профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_elektivnomu_kursu_9_klass_2017-18.docx | 55.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Председатель МО ____________ Карпова Л.А.. Протокол №____от «__» _____2017г | «Согласовано» Зам директора по УР МБОУ ВСОШ __________ Синицына О.А. «__» _____ 2017г | «Утверждаю» Директор МБОУ ВСОШ _____________ Золотуева В. М. Приказ № __ от «__»____ 2017г МП |
Рабочая программа
Карповой Людмилы Анатольевны
по элективному курсу «Человек и профессия»
9 класс
Образовательная область: технология
Методическое объединение: ЕМЦ
Учебный год: 2018-2019
Рассмотрено на заседание
Педагогического совета
Протокол № _____от
«__»_______ 2017г
с. Романовка 2018 г
Рабочая программа по элективному курсу «Человек и профессия» для 9 класса.
Пояснительная записка.
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет их интересующая профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Цель курса – формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.
Задачи курса:
- Помощь учащимся в оценке своих личностных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности;
- Расширение знаний школьников о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки; получения представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений;
- Знакомство учащихся с содержанием профессиональной деятельности;
- Подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- Обучение учащихся планированию своей профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:
- Психологические особенности личности;
- Самоопределение;
- Профессиональные интересы и склонности, способность, креативность;
- Классификация, типы и подтипы профессий;
- Профессиограмма;
- Проектирование профессионального жизненного пути;
- Личный профессиональный план;
- Адекватная самооценка;
- Профессиональная пригодность и компенсация;
- Рынок труда.
Авторская программа разработана и составлена Л.Н. Бобровской (директор межшкольного учебного комбината Дзержинского района Волгограда), Е.А. Сапрыкиной (заместитель директора по научной работе), Н.В. Максимюк (учитель).
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. На каждом занятии предусматривается во влечение школьников в практическую деятельность, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограммы;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- профпригодность
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
- обучение через опыт и сотрудничество.
Учебно-методическое обеспечение
Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.сост.:
JI.H.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М: Глобус, 2007.
Презентации по темам
Компьютер
Мультимедийный проектор
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов (уроков) |
1. | Введение | 1 |
2. | Познавательные процессы и способности личности | 6 |
3 | Психология личности | 6 |
4 | Мир профессий | 10 |
5 | Профессиональное самоопределение | 7 |
6 | Подготовка к будущей карьере. | 2 |
7 | Обобщение | 2 |
Итого | 34 |
Содержание тем учебного курса
I. Введение (1 ч)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
П. Познавательные процессы и способности личности (6ч)
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
III. Психология личности (6 ч)
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий (10 ч)
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
V.Профессиональное самоопределение (7ч)
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»), «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
VI.Подготовка к будущей карьере (2ч)
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального самосовершенствования. Построение личного профессионального плана.
VII.Обобщение (2 ч)
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по
программе «Человек и профессия»
I. Введение
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- перечислять основные разделы программы курса;
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
П. Познавательные процессы и способности личности
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «память», «внимание»;
- виды памяти и внимания;
- качества внимания;
- определения понятий «ощущение», «восприятие», «воображение»;
- определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
- виды мышления;
- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
- основные операции мышления;
- основные качества мышления;
- определение понятия «способности»;
- основные виды способностей;
- особенности интеллектуальной сферы;
- типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные процессы памяти;
- перечислять основные виды памяти;
- указывать отличительные особенности различных видов памяти;
- определять особенности своей памяти;
- перечислять основные приемы и методы запоминания;
- перечислять основные качества и виды внимания;
- объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
- определять особенности своего внимания;
- объяснять, как происходит познание окружающего мира;
- перечислять формы чувственного познания;
- перечислять типы мышления;
- определять свой преобладающий тип мышления;
- называть формы логического мышления и определять их сущность;
- перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
- определять тип своего интеллекта;
- объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- определение понятия «потребности»;
- виды потребностей;
- особенности делового общения;
- определение понятия «конфликт»;
- пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
- определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
- называть типы нервной системы и их различия;
- определять свой тип нервной системы;
- выявлять свой ведущий тип темперамента;
- определять наиболее типичные черты своего характера;
- исследовать формы проявления характера;
- выявлять уровень самооценки;
- называть отличительные признаки видов мотивации;
- использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
- называть различные виды потребностей;
- указывать основные признаки делового общения;
- перечислять способы разрешения конфликтов;
- определять свой уровень конфликтности;
- объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
- подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
- называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
- выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
- выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
- называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
- формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
- Профессиональное самоопределение
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
- виды профпригодности;
- компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
- называть мотивационные факторы выбора профессии;
- называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
- указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
- высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
- определять цели своей будущей карьеры.
VII. Обобщение
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Список литературы:
- Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск, 1998.
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина - М., 1997.
- Кулагин Б.В., Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.
Орлов Ю.М., самосознание и самовоспитание характера. - М., 1991.
- Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. - М., 1996.
- Чистякова С.Н., Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников. - М., 1987.
- Ресурсы Интернета
Тематическое планирование 9 класс (элективного курса «Человек и профессия»)
№ | Название темы | Кол-во часов | дата | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1. Введение (1 час) | |||||
1.1 | Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | |||
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов) | |||||
2 | Познавательные процессы и способности личности | 6 | |||
2.1 | Память. Внимание. | 2 | |||
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | |||
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 2 | |||
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 | |||
3. Психология личности (6 часов) | |||||
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | 2 | |||
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 | |||
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 | |||
4. Мир профессий (10 часов) | |||||
4 | Мир профессий | 10 | |||
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 | |||
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | |||
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 | |||
4.4 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 | |||
4.5 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 | |||
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 | |||
4.7 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 | |||
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 | |||
5. Профессиональное самоопределение (7 часов) | |||||
5.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 | |||
5.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 | |||
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 | |||
5.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 1 | |||
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии | 1 | |||
6. Подготовка к будущей карьере(2 часа) | |||||
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 | |||
7. Обобщение (2 часа) | |||||
7.1 | Построение личного профессионального плана. Зачет | 2 | |||
Итого: | 34 |
Тематическое планирование курса «Человек и профессия»
№п\п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
2 | Познавательные процессы и способности личности | 6 |
2.1 | Память. Внимание. | 2 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 |
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 2 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 |
3 | Психология личности | 6 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | 2 |
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 |
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 |
4 | Мир профессий | 10 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 |
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 |
5 | Профессиональное самоопределение | 7 |
5.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 |
5.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 |
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 |
5.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 1 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии | 1 |
6 | Подготовка к будущей карьере | 2 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 |
7 | Обобщение | 2 |
7.1 | Построение личного профессионального плана. Зачет | 2 |
Итого: | 34 |
Календарно – тематический план по курсу «Человек и профессия» (34 часа)
№п\п | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока, его форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Задание для индиви дуальной работы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1. Введение (1 час) | |||||||
1.1 | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. | 1 (1) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | Знать: - роль профессионального самоопределения в жизни человека; - основные разделы программы курса; - понятие личного профессионального плана; - основные структуры личного профессионального плана; Уметь: - обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; - называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; - составлять личный профессиональный план | Задание 1.1 | |
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов) | |||||||
2.1 | Память | 1 (2) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания. | Знать: - определение понятия «память»; - процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение); - виды памяти; - особенности отдельных приемов запоминания. Уметь: - использовать приемы запоминания в конкретных случаях. | Задание 2.1 | |
Внимание | 1 (3) | Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач | Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности | Знать: - определение понятия «внимание»; - качества внимания; - виды внимания. Уметь: - использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям | Задание 2 | ||
Формы чувственного познания | 1 (4) | Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра | Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий | Знать: - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение» Уметь: - объяснить, как происходит познание окружающего мира; - анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира | Задание 2.3 – 2.6 | ||
Мышление | 1 (5) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. | Знать: - определение понятия «мышление»; - типы мышления; - формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение) - основные операции мышления: - основные качества мышления. Уметь: - использовать основные операции мышления при решении логических задач | Задание 2.7 | ||
Интеллекту- альная сфера | 1 (6) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы. | Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку) | Знать: - определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект» -типы интеллекта. | Задание 2.8 | ||
Способности личности | 1 (7) | Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей | Знать: - понятие «способности»; - виды способностей: общие и специальные; - разновидности специальных способностей. - условия развития специальных способностей. Уметь: - объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности | |||
3. Психология личности (6 часов) | |||||||
3.1 | Типы нервной системы. Темперамент | 1 (8) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы. | Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. | Знать: - определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»; - типы нервной системы и их различия; - типы темперамента. Уметь: - характеризовать типы темперамента человека по его поведению; - характеризовать чвой тип нервной системы; - выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик | Задания 3.1 – 3.5 | |
Характер и самооценка | 1 (9) | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки. | Знать: - определение понятий «характер» «самооценка» - виды черт характера. Уметь: - соотносить поведение человека с его чертами характера - выявлять уровень собственной самооценки | Задания 3.6 – 3.10, 3.12 | ||
3.2 | Самоопределение личности | 1 (10) | Урок усвоения новых знаний. Эвристическая-кая беседа | Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение | Знать: - определение понятия «самоопределение личности»; - виды самоопределения - определение понятия «профессиональное самоопределение» Уметь: - называть свои ценностные ориентации | Задание 3.11 | |
Мотивационная сфера | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей | Знать: - определение понятия «мотив», «мотивация»; - определение понятия «потребность»; - виды потребностей. Уметь: - выявлять свои мотивы в получении будущей профессии; - определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений | Задание 3.13 | |||
3.3 | Общение | 1 (12) | Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий. | Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. | Знать: - определение понятия «общение»; - определение понятия «деловое общение»; - признаки делового общения Уметь: - определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик; - использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях | Задания 3.14 | |
Конфликты | 1 (13) | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы | Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | Знать: - определение понятия «конфликт»; - виды конфликтов; - способы разрешения конфликтов. Уметь: - проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях | Задания 3.15 3.16 | ||
4. Мир профессий (10 часов) | |||||||
4.1 | Профессия, специальность специализация квалификация | 1 (14) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» | Знать: Этапы профессионального самоопределения; - определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», Уметь: - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией; - устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» | ||
Характеристика труда | 1 (15) | Урок усвоения новых знаний. Лекция | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий | Знать: - определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда» Уметь: - объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»; - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий | Задание 4.1 | ||
4.2 | Классифи-кация профессий | 1 (16) | Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа | Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову | Знать: -определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»; - структуру и содержание таблицы Е.А. Климова Уметь: - объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» | ||
Формула профессии. Профессио-грамма. | 1 (17) | Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа | Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма. | Знать: - определение понятия «профессиограмма» Уметь: - составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова; - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии | Задание 4.2 | ||
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. | 1 (18) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристическая беседа | Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся | Знать: - основные типы профессий; - ведущий предмет труда каждого типа профессии Уметь: - определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии | Задания 4.3 – 4.6 | |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 (19) | Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек» | Знать: - характеристику профессий типа «человек - человек»; - подтипы профессий типа «человек - человек»; - определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК); - ПВК профессий типа «человек - человек». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек». | ||
4.5 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 (20) | Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника». | Знать: - характеристику профессий типа «человек - техника»; - подтипы профессий типа «человек - техника»; - ПВК профессий типа «человек - техника». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника». | ||
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 (21) | Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система». | Знать: - характеристику профессий типа «человек – знаковая система»; - подтипы профессий типа «человек – знаковая система»; - ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – знаковая система». | ||
4.7 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 (22) | Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа». | Знать: - характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа». - ПВК профессий типа «человек - природа». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа». | ||
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 (23) | Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». | Знать: - характеристику профессий типа «человек – художественный образ». - подтипы профессий типа «человек – художественный образ». - ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – художественный образ». | ||
5. Профессиональное самоопределение (7 часов) | |||||||
5.1 | Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) | 1 (24) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности | Знать: - определение понятий «склонности», «интересы» | ||
Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) | 1 (25) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся | Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор | Уметь: - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере | Задания 5.1, 5.2 | ||
5.2 | Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу) | 1 (26) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность | Знать: - определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». - виды профессиональной пригодности, их сущность. Уметь: - пояснять сущность профессиональной пригодности. | ||
Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу) | 1 (27) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся | Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор | Уметь: - обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор | Задание 5.3 | ||
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо) | 1 (28) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра | Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий | Знать: - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». - Компоненты и субъекты рынка труда. Уметь: - аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда | ||
5.4 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо» | 1 (29) | Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар | Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») | Знать: - взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Уметь: - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда | ||
5.5. | Мотивацион-ные факторы выбора профессии | 1 (30) | Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | Знать: - мотивационные факторы выбора профессии. Уметь: - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; - осуществлять выбор профессии, используя изученный материал | ||
6. Подготовка к будущей карьере(2 часа) | |||||||
6.1 | Карьера. Виды карьеры | 1 (31) | Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач | Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры | Знать: - определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»; - отличительные признаки различных видов карьеры. Уметь: - проектировать варианты своей будущей карьеры | ||
Профессио-нальный рост | 1 (32) | Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы | Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста | Знать: - определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры» Уметь: - давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры; - обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры | |||
7. Обобщение (2 часа) | |||||||
7.1 | Зачет | 1 (33) | Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование | Обобщение изученного теоретического материала | Задание 7.1 | ||
Построение личного профессио-нального плана | 1 (34) | Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика | Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта | Уметь: - провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»; - делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии | Задание 7.2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)
Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...
Элективный курс для 11 класса
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...