Элективный курс "Человек и профессия" 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс)

Карпова Людмила Анатольевна

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет их интересующая профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_elektivnomu_kursu_9_klass_2017-18.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Председатель МО

____________

Карпова Л.А..

Протокол №____от

«__» _____2017г

«Согласовано»

Зам директора по УР МБОУ ВСОШ

__________

Синицына О.А.

 «__» _____ 2017г

«Утверждаю»

Директор МБОУ ВСОШ

_____________

Золотуева В. М.

Приказ № __ от «__»____ 2017г

МП

Рабочая программа

Карповой Людмилы Анатольевны

по элективному курсу «Человек и профессия»

9 класс

Образовательная область: технология

Методическое объединение: ЕМЦ

Учебный год: 2018-2019

Рассмотрено на заседание

Педагогического совета

Протокол № _____от

«__»_______ 2017г

с. Романовка 2018 г

Рабочая программа по элективному курсу «Человек и профессия» для 9 класса.

Пояснительная  записка.

      Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

       Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет их интересующая профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

      Цель курса – формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.

      Задачи курса:

  • Помощь учащимся в оценке своих личностных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности;
  • Расширение знаний школьников о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки; получения представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений;
  • Знакомство учащихся с содержанием профессиональной деятельности;
  • Подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • Обучение учащихся планированию своей профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:

  • Психологические особенности личности;
  • Самоопределение;
  • Профессиональные интересы и склонности, способность, креативность;
  • Классификация, типы и подтипы профессий;
  • Профессиограмма;
  • Проектирование профессионального жизненного пути;
  • Личный профессиональный план;
  • Адекватная самооценка;
  • Профессиональная пригодность и компенсация;
  • Рынок труда.

 Авторская программа разработана и составлена Л.Н. Бобровской (директор межшкольного учебного комбината Дзержинского района Волгограда), Е.А. Сапрыкиной (заместитель директора по научной работе), Н.В. Максимюк (учитель).

 Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. На каждом занятии предусматривается во влечение школьников в практическую деятельность, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  •  психологические особенности личности;
  •  самоопределение;
  •  профессиональные интересы и склонности, способности;
  •  классификация, типы и подтипы профессий;
  •  профессиограммы;
  •  профессиональная пригодность;
  •  проектирование профессионального жизненного пути;
  •  карьера, виды карьеры;
  •  личный профессиональный план;
  •  общение;
  •  самооценка;
  •  профпригодность

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  •  раскрывать психологические особенности своей личности;
  •  выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  •  определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  •  работать с профессиограммами;
  •  ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  •  составлять личный профессиональный план;
  •  проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  •  междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  •  интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  •  обучение через опыт и сотрудничество.

Учебно-методическое обеспечение

 Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.сост.:

JI.H.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М: Глобус, 2007.

Презентации по темам

Компьютер

Мультимедийный проектор

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Количество часов (уроков)

1.

Введение

1

2.

Познавательные процессы и способности личности

6

3

Психология личности

6

4

Мир профессий

10

5

Профессиональное самоопределение

7

6

Подготовка к будущей карьере.

2

7

Обобщение

2

Итого

34

                     

Содержание тем учебного курса

I. Введение (1 ч)

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

П. Познавательные процессы и способности личности (6ч)

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

III. Психология личности (6 ч)

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий (10 ч)

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

V.Профессиональное самоопределение (7ч)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»), «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

VI.Подготовка к будущей карьере (2ч)

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального самосовершенствования. Построение личного профессионального плана.

VII.Обобщение (2 ч)

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по

программе «Человек и профессия»

I. Введение

Учащиеся должны знать:

  •  определение понятия «личный профессиональный план»;
  •  роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  •  обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
  •  называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
  •  называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
  •  перечислять основные разделы программы курса;
  •  составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  •  о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

П. Познавательные процессы и способности личности

Учащиеся должны знать:

  •  определения понятий «память», «внимание»;
  •  виды памяти и внимания;
  •  качества внимания;
  •  определения понятий «ощущение», «восприятие», «воображение»;
  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
  •  виды мышления;
  •  формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
  •  основные операции мышления;
  •  основные качества мышления;
  •  определение понятия «способности»;
  •  основные виды способностей;
  •  особенности интеллектуальной сферы;
  •  типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  •  называть основные процессы памяти;
  •  перечислять основные виды памяти;
  •  указывать отличительные особенности различных видов памяти;
  •  определять особенности своей памяти;
  •  перечислять основные приемы и методы запоминания;
  •  перечислять основные качества и виды внимания;
  •  объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
  •  определять особенности своего внимания;
  •  объяснять, как происходит познание окружающего мира;
  •  перечислять формы чувственного познания;
  •  перечислять типы мышления;
  •  определять свой преобладающий тип мышления;
  •  называть формы логического мышления и определять их сущность;
  •  перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
  •  определять тип своего интеллекта;
  •  объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Учащиеся должны знать:

  •  определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
  •  типы нервной системы;
  •  типы темперамента;
  •  определение понятия «потребности»;
  •  виды потребностей;
  •  особенности делового общения;
  •  определение понятия «конфликт»;
  •  пути предотвращения и разрешения конфликтов;

 особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  •  называть типы нервной системы и их различия;
  •  определять свой тип нервной системы;
  •  выявлять свой ведущий тип темперамента;
  •  определять наиболее типичные черты своего характера;
  •  исследовать формы проявления характера;
  •  выявлять уровень самооценки;
  •  называть отличительные признаки видов мотивации;
  •  использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
  •  проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
  •  называть различные виды потребностей;
  •  указывать основные признаки делового общения;
  •  перечислять способы разрешения конфликтов;
  •  определять свой уровень конфликтности;
  •  объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Учащиеся должны знать:

  •  определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
  •  подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  •  называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
  •  приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
  •  выявлять тип своей будущей профессии;

 определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
  •  называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
  •  формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
  1.  Профессиональное самоопределение

Учащиеся должны знать:

  •  определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
  •  виды профпригодности;
  •  компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  •  выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
  •  делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
  •  называть мотивационные факторы выбора профессии;
  •  называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
  •  перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
  • определять цели своей будущей карьеры.

VII. Обобщение

Учащиеся должны знать:

  •  определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  •  провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

Список литературы:

  •  Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск, 1998.
  •  Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина - М., 1997.
  •  Кулагин Б.В., Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.

 Орлов Ю.М., самосознание и самовоспитание характера. - М., 1991.

  • Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. - М., 1996.
  •  Чистякова С.Н., Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников. - М., 1987.
  •  Ресурсы Интернета

Тематическое планирование 9 класс (элективного курса «Человек и профессия»)

Название темы

Кол-во часов

дата

Примечание

По плану

По факту

1. Введение (1 час)

1.1

Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

2

Познавательные процессы и способности личности

6

2.1

Память. Внимание.

2

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

3. Психология личности (6 часов)

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка  

2

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

4. Мир профессий (10 часов)

4

Мир профессий

10

4.1

Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

4.4

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

4.5

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

4.7

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

1

6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры.  Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

7. Обобщение (2 часа)

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачет

2

Итого:

34

Тематическое планирование курса «Человек и профессия»

№п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

2

Познавательные процессы и способности личности

6

2.1

Память. Внимание.

2

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

3

Психология личности

6

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка  

2

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

4

Мир профессий

10

4.1

Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

4.4

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

4.5

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

4.7

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

5

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

1

6

Подготовка к будущей карьере

2

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры.  Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

7

Обобщение

2

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачет

2

Итого:

34

Календарно – тематический план по курсу «Человек и профессия» (34 часа)

№п\п

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока,

его форма

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Задание для индиви

дуальной работы

1

2

3

4

5

6

7

1. Введение (1 час)

1.1

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

1

(1)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

Знать:

- роль профессионального самоопределения в жизни человека;

- основные разделы программы курса;

- понятие личного профессионального плана;

- основные структуры личного профессионального плана;

Уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

- составлять личный профессиональный план

Задание

 1.1

2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

2.1

Память

1

(2)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

Знать:

- определение понятия «память»;

- процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);

- виды памяти;

- особенности отдельных приемов запоминания.

Уметь:

- использовать приемы запоминания в конкретных случаях.

Задание

2.1

Внимание

1

(3)

Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности

Знать:

- определение понятия «внимание»;

- качества внимания;

- виды внимания.

Уметь:

- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям

Задание

2

Формы чувственного познания

1

(4)

Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра

Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий

Знать:

- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»

Уметь:

- объяснить, как происходит познание окружающего мира;

- анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира

Задание

2.3 – 2.6

Мышление

1

(5)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

Знать:

- определение понятия «мышление»;

- типы мышления;

- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)

- основные операции мышления:

- основные качества мышления.

Уметь:

- использовать основные операции мышления при решении логических задач

Задание

 2.7

Интеллекту-

альная сфера

1

(6)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)

Знать:

- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»

-типы интеллекта.

Задание 2.8

Способности личности

1

(7)

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей

Знать:

- понятие «способности»;

- виды способностей: общие и специальные;

- разновидности специальных способностей.

- условия развития специальных способностей.

Уметь:

- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности

3. Психология личности (6 часов)

3.1

Типы нервной системы. Темперамент

1

(8)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

Знать:

- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;

- типы нервной системы и их различия;

- типы темперамента.

Уметь:

- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;

- характеризовать чвой тип нервной системы;

- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик

Задания

3.1 – 3.5

Характер и самооценка

1

(9)

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

Знать:

- определение понятий «характер»  «самооценка»

- виды черт характера.

Уметь:

- соотносить поведение человека с его чертами характера

- выявлять уровень собственной самооценки

Задания

3.6 – 3.10,

3.12

3.2

Самоопределение личности

1

(10)

Урок усвоения новых знаний. Эвристическая-кая беседа

Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение

Знать:

- определение понятия «самоопределение личности»;

- виды самоопределения

- определение понятия «профессиональное самоопределение»

Уметь:

- называть свои ценностные ориентации

Задание 3.11

Мотивационная сфера

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей

Знать:

- определение понятия «мотив»,  «мотивация»;

- определение понятия «потребность»;

- виды потребностей.

Уметь:

- выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;

- определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений

Задание 3.13

3.3

Общение

1

(12)

Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.

Знать:

- определение понятия «общение»;

- определение понятия «деловое общение»;

- признаки делового общения

Уметь:

- определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;

- использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях

Задания 3.14

Конфликты

1

(13)

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

Знать:

- определение понятия «конфликт»;

- виды конфликтов;

- способы разрешения конфликтов.

Уметь:

- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

Задания

3.15

3.16

4. Мир профессий (10 часов)

4.1

Профессия, специальность специализация квалификация

1

(14)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.

Анализ различий между понятиями

«профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

Знать:

Этапы профессионального самоопределения;

- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,

Уметь:

- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;

- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;

- устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

Характеристика труда

1

(15)

Урок усвоения новых знаний. Лекция

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий

Знать:

- определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»

Уметь:

- объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий

Задание 4.1

4.2

Классифи-кация профессий

1

(16)

Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа

Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

Знать:

-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;

- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова

Уметь:

- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

Формула профессии. Профессио-грамма.

1

(17)

Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа

Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.

Знать:

- определение понятия «профессиограмма»

Уметь:

- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;

- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии

Задание 4.2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессии.

1

(18)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристическая беседа

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся

Знать:

- основные типы профессий;

- ведущий предмет труда каждого типа профессии

Уметь:

- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии

Задания 4.3 – 4.6

4.4

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

(19)

Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - человек»;

- подтипы профессий типа «человек - человек»;

- определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);

- ПВК профессий типа «человек - человек».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».

4.5

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

(20)

Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника».

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - техника»;

- подтипы профессий типа «человек - техника»;

- ПВК профессий типа «человек - техника».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника».

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

(21)

Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система».  ПВК профессий типа «человек – знаковая система».  Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система».  

Знать:

- характеристику профессий типа «человек – знаковая система»;

- подтипы профессий типа «человек – знаковая система»;

- ПВК профессий типа «человек – знаковая система».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек – знаковая система».  

4.7

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

(22)

Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа  «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа».

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».

- ПВК профессий типа  «человек - природа».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек - природа».

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

(23)

Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».   Подтипы профессий типа «человек – художественный образ».     ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

  Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ».  

Знать:

- характеристику профессий типа «человек – художественный образ».  

- подтипы профессий типа «человек – художественный образ».    

- ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек – художественный образ».  

5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

5.1

Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

1

(24)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности

Знать:

- определение понятий «склонности», «интересы»

Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

1

(25)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор

Уметь:

- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере

Задания 5.1,

5.2

5.2

Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)

1

(26)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность

Знать:

- определение понятий  «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».

- виды профессиональной пригодности, их сущность.

Уметь:

- пояснять сущность профессиональной пригодности.

Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)

1

(27)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор

Уметь:

- обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор

Задание 5.3

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах

(надо)

1

(28)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра

Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах

(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.

Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий

Знать:

- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».

- Компоненты и субъекты рынка труда.

Уметь:

- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда

5.4

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу»  -«надо»

1

(29)

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

Знать:

- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.

Уметь:

- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

5.5.

Мотивацион-ные факторы выбора профессии

1

(30)

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

Мотивационные факторы выбора профессии.

Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

Знать:

- мотивационные факторы выбора профессии.

Уметь:

- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал

6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)

6.1

Карьера. Виды карьеры

1

(31)

Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач

Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры

Знать:

- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;

- отличительные признаки различных видов карьеры.

Уметь:

- проектировать варианты своей будущей карьеры

Профессио-нальный рост

1

(32)

Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы

Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста

Знать:

- определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»

Уметь:

- давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;

- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры

7. Обобщение (2 часа)

7.1

Зачет

1

(33)

Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование

Обобщение изученного теоретического материала

Задание 7.1

Построение личного профессио-нального плана

1

(34)

Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика

Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта

Уметь:

- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;

- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии

Задание 7.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Элективный курс для 11 класса

Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...