Рабочая программа по биологии для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 7 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004 года и Программы основного общего образования по биологии для 7 классса "Биология. Многообразие живых орнанизмов" авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сониниа, Е Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с.//
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_7_klass.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бутырская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО _____________ Протокол № ___ от «____»__________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Бутырская ООШ» _____________ Руднева О.А. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Бутырская ООШ» _____________ Мирошниченко В.П. Приказ № ______ от « ____ » __________ 2013 г. |
Рабочая программа
Лисиченко Светланы Васильевны,
учителя биологии,
по учебному предмету «Биология»
7 класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- - Федерального Государственного стандарта 2004 г.;
- - Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании биологии в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Курс «Биология. Многообразие живых организмов» предназначен для изучения основ биологии в седьмых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением лини освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебником « Живой организм» Н.И.Сонина для учащихся 6 классов.
Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
1. Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни.
- Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.
- Формировать способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:
- Продолжить расширять знания учащихся о многообразии организмов, полученных в начальной школе и в
5-6 классах.
- Дать представление об уровнях организации живого, причинах многообразия.
- Ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов с характерными признаками Царств Растений Животных, отличающими их от других царств живой природы.
- Продолжить формирование умений узнавать изученные виды организмов в гербарии, коллекциях, таблицах, рисунках.
- Прививать любовь к природе родного края, совершенствовать умения по охране природы.
- Осуществлять гигиеническое воспитание.
В рабочую программу по сравнению с авторской программой Н.И.Сонина внесены следующие изменения:
Резервное время (4 часа) распределено на обобщающие уроки по разделам:
«Царство Грибы» - 1 час
«Царство Растения» - 1 час
«Царство Животные» - 2 часа
Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели:
«Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т.Захарова : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2013. – 255 с.
Количество учебных часов распределено следующим образом
|
| К о л и ч е с т в о ч а со в | |
по авторской программе | по рабочей программе | ||
1 | Введение | 3 | 3 |
2 | Царство Прокариоты | 3 | 3 |
3 | Царство Грибы | 4 | 5 |
4 | Царство Растения | 16 | 17 |
5 | Царство Животные | 37 | 39 |
6 | Царство Вирусы | 2 | 2 |
7 | Заключение | 1 | 1 |
ИТОГО | 66+4 (резерв) | 70 |
Рабочая программа для 7-го класса рассчитана на 70 учебных часов при изучении биологии в объеме 2 часа в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Всего рабочей программой предусмотрено 14 лабораторных и 3 практические работы. Экскурсии — 1.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Формы текущего контроля ЗУН
- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);
- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя) - творческие работы (сообщения, кроссворды, презентации);
- письменная контрольная работа (перечень заданий или задач, которые выполняются в письменном виде, технология оценивания – отметочная, по организации – контроль учителя);
- тестирование (выдаётся перечень вопросов с несколькими вариантами ответов);
- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);
- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование с использованием заданий части А, В и С.
Всего запланировано 7 тематических тестирований.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 7 класса должны:
знать/понимать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Демонстрации, практические и лабораторные работы | Оборудование | Домашнее задание | Примечание | |
план | факт | |||||||
Введение (3 часа) | ||||||||
1 | Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. | 1 | Таблицы. | стр. 5-6 учебника. | ||||
2 | Ч. Дарвин и происхождение видов. | 1 | Д. Портрет Ч.Дарвина. | стр. 6-9 учебника; подготовить сообщение о Ч. Дарвине | 3.5 | |||
3 | Многообразие организмов и их классификация. | 1 | Рисунки учебника. | стр. 9-10 учебника. | ||||
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (3 часа) | ||||||||
1/4 | Общая характеристика и происхождение прокариот. | 1 | Д. Схемы возникновения одноклеточных эукариот. Строение клеток различных прокариот | Таблица. | стр. 12 учебника. | |||
2/5 | Настоящие бактерии, их роль в природе и практическое значение. | 1 | Д. Строение и многообразие бактерий. | Рисунки учебника. | стр. 13-16 учебника; подготовить рисунки бактерий. | 3.1 | ||
3/6 | Подцарство Архебактерии, Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе и практическое значение. | 1 | Д. Строение и многообразие бактерий. | стр. 17-19 учебника, на стр. 20 ответить на вопросы № 1-9, заготовить плесень на хлебе. | ||||
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы (4 часа) + 1 час (из резервного времени) | ||||||||
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа) | ||||||||
1/7 | Общая характеристика грибов. | 1 | Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора» | Чашка Петри, пинцет. | стр. 22-25 учебника, отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 31. | Инструктаж по ТБ | ||
2/8 | Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота. | 1 | Д. Различные представители царства Грибы. | стр. 26-28 учебника. | ||||
3/9 | Отдел Базидиомикота. Группа Несовершенные грибы. Отдел Оомикота. | 1 | Практическая работа № 1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | Коллекция съедобных и ядовитых грибов. | стр. 28-30 учебника; сделать рисунки «Грибы нашей местности». | Инструктаж по ТБ 3.2 | ||
Тема 2.2. Лишайники (1 час) + 1 час | ||||||||
1/10 | *Лишайники. | 1 | Д. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников | Рисунки учебника. | стр. 32-36 учебника; отвечать на вопросы № 1-8 на стр. 36. | 3.2 | ||
2/11 | Обобщение по темам «Царство Прокариоты» и «Царство Грибы» | 1 | Тест | |||||
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (16 часов) + 1 час (из резервного времени) | ||||||||
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа) | ||||||||
1/12 | Общая характеристика царства Растения. | 1 | Таблица. | стр. 38-39 учебника; подготовить стихи и загадки о растениях. | 3.3 | |||
2/13 | Особенности жизнедеятельности растений. | 1 | стр. 37 учебника, ответить на вопросы. | |||||
Тема 3.2. Подцарство Низшие растения (2 часа) | ||||||||
1/14 | Группа отделов Водоросли. | 1 | Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения водорослей» | Гербарий растений водорослей. | стр. 40-44 учебника; отвечать на вопросы № 1-3 на стр. 49. | Инструктаж по ТБ | ||
2/15 | Отделы водорослей. | 1 | Д. Схемы строения водорослей различных | стр. 45-48 учебника; отвечать на вопросы № 4-9 на стр. 49. | ||||
Тема 3.3. Подцарство Высшие растения (4 часа) | ||||||||
1/16 | Общая характеристика высших растений. Отдел Моховидные. | 1 | Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения мхов» Д. Схема жизненного цикла мхов. | Гербарий растений мхов. | стр. 50-55 учебника; отвечать на вопросы на стр. 56; подготовить инсценировку «Водоросли и высшие растения». | Инструктаж по ТБ | ||
2/17 | Отдел Плауновидные. | 1 | Д. Схема жизненного цикла плаунов. | Рисунки учебника. | стр. 57 учебника; подготовить сообщение об использовании плаунов человеком | |||
3/18 | Отдел Хвощевидные. | 1 | Д. Схема жизненного цикла хвощей. | Рисунки учебника. | стр. 58-59 учебника; отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 60. |
4/19 | Отдел Папоротниковидные. | 1 | Д. Древние папоротниковидные. Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения папоротника» | Гербарий растений папоротника. | стр. 61-64 учебника; отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 65. | Инструктаж по ТБ | ||
Тема 3.4. Голосеменные растения (2 часа) | ||||||||
1/20 | Общая характеристика отдела Голосеменные растения. | 1 | Д. Схемы строения голосеменных. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | Гербарий отделов голосеменных растений, набор шишек. | стр. 66-68 учебника; подготовить кроссворд «Голосеменные растения». | Инструктаж по ТБ | ||
2/21 | Многообразие и значение голосеменных. | 1 | Д. Различные представители голосеменных. | Рисунки учебника. | стр. 69-71 учебника; выполнить задания « 1-12 на стр. 72. | |||
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов) + 1 час | ||||||||
1/22 | Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение. | 1 | Лабораторная работа № 6 «Изучение строения покрытосеменных растений» | Гербарий отделов покрытосеменных растений. | стр. 73-77 учебника; отвечать на вопросы № 1-3 на стр. 84. | Инструктаж по ТБ | ||
2/23 | Размножение покрытосеменных растений. | 1 | Д. Цикл развития цветковых растений. | Рисунки учебника. | стр. 77-79 учебника. | |||
3/24 | Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковых. | 1 | Д. Представители растений семейства Злаковых. | стр. 80 учебника. | ||||
4/25 | Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Лилейных. | 1 | Д. Представители растений семейства Лилейные. | Рисунки учебника. | Отвечать на вопросы № 4-8, 10 на стр. 84. | |||
5/26 | Класс Двудольные. Характерные признаки растений семейства Розоцветных. | 1 | Д. Представители растений семейства Розоцветных. | стр. 81-83 учебника. | ||||
6/27 | Многообразие, распространение покрытосеменных. | 1 | Практическая работа № 2 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека» | Гербарий растений. | Стр. 85-86 учебника; подготовиться к тестирова-нию по теме «Царство Растения». | Инструктаж по ТБ | ||
7/28 | Обобщение знаний по теме «Царство Растения» | 1 | Тест | |||||
РАЗДЕЛ 4. Животные (37 часов) + 2 часа (из резервного времени) | ||||||||
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час) | ||||||||
1/29 | Общая характеристика царства Животные. | 1 | Таблица. | стр. 88 учебника; написать историю встречи с животными. | 3.4 | |||
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа) | ||||||||
1/30 | Общая характеристика простейших. | 1 | Д. Схемы строения амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки. | стр. 89-91 учебника; отвечать на вопросы № 1,2 на стр. 98; изготовить модель простейших | ||||
2/31 | Многообразие и значение простейших. | 1 | Д. Представители различных групп простейших. Лабораторная работа № 7 «Строение инфузории туфельки» | Микроскоп, готовый микропрепарат. | стр. 92-97 учебника; отвечать на вопросы № 3-8, выполнить задания № 9-11 на стр. 98. | Инструктаж по ТБ | ||
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные (1 час) | ||||||||
1/32 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | 1 | Д. Типы симметрии у многоклеточных. | Рисунки учебника. | стр. 99-102 учебника; отвечать на вопросы № 1-9 на стр. 103; подготовить сообщение о значении губок в природе. | |||
Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа) | ||||||||
1/33 | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. | 1 | Д. Схема строения гидры. | стр. 104-107 учебника; отв на вопр. № 1-7 на стр.111. | ||||
2/34 | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | 1 | Д.Биоценоз кораллового рифа. | стр. 108-110 учебника; выполнить задания № 13,14 на стр. 111. | ||||
3/35 | Обобщающий урок по темам «Подцарство Одноклеточные» и «Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные» | 1 | Тест | |||||
Тема 4.5. Трёхслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа) | ||||||||
1/36 | Общая характеристика типа Плоские черви. | 1 | Д. Представители ресничных червей. | Рисунки учебника. | стр. 112-113 учебника; отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 118. | |||
2/37 | Многообразие и значение плоских червей. | 1 | Д. Схемы жизненного цикла печеночного сосальщика и бычьего цепня. | стр. 114-117 учебника; отвечать на вопросы № 6-11, выполнить задания № 12, 13 на стр. 118. | ||||
Тема 4.6. Первично-полостные. Тип Круглые черви (1 час) | ||||||||
1/38 | Общая характеристика типа Круглые черви. | 1 | Д. Схема строения и жизненного цикла аскариды человеческой. | Рисунки учебника. | стр. 119-123 учебника; отвечать на вопросы № 1-9 на стр. 124. | |||
Тема 4.7. Кольчатые черви (3 часа) | ||||||||
1/39 | Общая характеристика типа Кольчатые черви. | 1 | Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение дождевого червя» | Чашка Петри, пинцет. | стр. 125-126 учебника; выучить новые термины. | Инструктаж по ТБ | ||
2/40 | Многообразие кольчатых червей. | 1 | Д.Различные представители типа кольчатые черви. | Таблица. | стр. 127-130 учебника; отвечать на вопросы № 1-9, выполнить задание № 11 на стр. 131. | |||
3/41 | Обобщающий урок по теме «Тип Черви» | 1 | Тест | |||||
Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа) | ||||||||
1/42 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение моллюсков» | Набор раковин моллюсков. | стр. 132-134 учебника; подготовить сообщение о моллюсках Валуйского района. | Инструктаж по ТБ | ||
2/43 | Многообразие и значение моллюсков. | 1 | Д. Схема строения брюхоногих двустворчатых и головоногих моллюсков. | Рисунки учебника. | стр. 135-141 учебника; отвечать на вопросы на стр. 142, выполнить задание № 15. | |||
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов) | ||||||||
1/44 | Происхождение членистоногих и особенности их организации. | 1 | Лабораторная работа № 10 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» | Набор изображений, влажный препарат. | стр. 143 учебника; изготовить наглядное пособие «Речной рак». | Инструктаж по ТБ | ||
2/45 | Класс Ракообразные. | 1 | Д. Схема строения речного рака. | стр. 144-149 учебника; отвечать на вопросы на стр. 150; выполнить задание № 10. | ||||
3/46 | Класс Паукообразные. | 1 | Д. Схема строения паука-крестовика. | стр. 151-153 учебника; отвечать на вопросы № 1-9 на стр. 157; подготовить сообщение о клещах и болезнях. | ||||
4/47 | Значение и многообразие паукообразных. | 1 | стр. 154-156 учебника; выполнить задание № 10 на стр. 157 | |||||
5/48 | Общая характеристика насекомых. | 1 | Д. Схемы строения насекомых различных отрядов. | Рисунки учебника. | стр. 158-165 учебника; отвечать на вопросы № 1-10 на стр. 169; подобрать стихи, басни о насекомых. | |||
6/49 | Значение и многообразие насекомых. | 1 | стр. 165-168 учебника; выполнить задание № 12 на стр. 169. | |||||
7/50 | Обобщающий урок по темам «Тип Моллюски» и «Тип Членистоногие» | 1 | Тест | |||||
Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 час) | ||||||||
1/51 | Общая характеристика иглокожих. | 1 | Д. Схема строения морской звезды. Схема придонного биоценоза. | стр. 170-174 учебника; отвечать на вопросы № 1-10, выполнить задание № 11 на стр. 175. | ||||
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час) | ||||||||
1/52 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | 1 | Д. Схема строения ланцетника. | Рисунки учебника. | стр. 176 учебника. | |||
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа) | ||||||||
1/53 | Подтип Позвоночные. Общая характеристика рыб. | 1 | Лабораторная работа № 11 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» | Набор изображений, модель рыбы. | стр. 177-182 учебника; отвечать на вопросы № 1-7, выполнить задание № 12 на стр. 188. | Инструктаж по ТБ | ||
2/54 | Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. | 1 | Д. Многообразие рыб. | стр. 183-187 учебника; отвечать на вопросы № 8-11, выполнить задание № 13 на стр. 188. | ||||
Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа) | ||||||||
1/55 | Общая характеристика земноводных. | 1 | Д. Схема строения кистеперых рыб и земноводных. Лабораторная работа № 12 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» | Набор изображений. | стр. 189-197 учебника; отвечать на вопросы № 1-12 на стр. 198-199. | Инструктаж по ТБ | ||
2/56 | Многообразие и роль земноводных в природе и в жизни человека. | 1 | Д. Многообразие земноводных. | стр. 197-198 учебника; выполнить задания № 13, 14 на стр. 199; придумать рассказ или сказку о земноводных. | ||||
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа) | ||||||||
1/57 | Общая характеристика пресмыкающихся. | 1 | Д. Схемы строения земноводных и пресмыкающихся. | Рисунки учебника. | стр. 200-205 учебника; отвечать на вопросы № 1-10 на стр. 207; подготовить сообщение о пресмыкающихся Белгородской области. | |||
2/58 | Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека | 1 | Д. Многообразие пресмыкающихся. | Таблица. | стр. 206 учебника; выполнить задания № 11, 12 на стр. 207. | |||
Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа) | ||||||||
1/59 | Общая характеристика птиц. | 1 | Лабораторная работа № 13 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | Набор изображений, чучела птиц. | стр. 208-215 учебника; отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 226. | Инструктаж по ТБ | ||
2/60 | Размножение и развитие птиц. | 1 | Рисунки учебника. | стр. 216-217 учебника; отвечать на вопросы № 6-10 на стр.226, выполнить задание № 12. | ||||
3/61 | Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека. | 1 | Рисунки учебника. | стр. 218-225 учебника; подготовить сообщение о птицах лесов, полей, степей. | ||||
4/62 | Обобщающий урок по темам «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся» и «Класс Птицы» | 1 | Тест | |||||
Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа) + 1 час | ||||||||
1/63 | Общая характеристика млекопитающих. | 1 | Рисунки учебника. | стр. 227-229 учебника; отвечать на вопросы № 1-4 на стр. 246. | ||||
2/64 | Внутреннее строение млекопитающих. | 1 | Лабораторная работа № 14 «Изучение строения млекопитающих» | Набор изображений, чучела животных. | стр. 230-237 учебника; отвечать на вопросы № 5-10, выполнить задание № 12. | Инструктаж по ТБ | ||
3/65 | Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. | 1 | Д. Многообразие млекопитающих Практическая работа № 3 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека» | Набор изображений животных. | стр. 238-245 учебника; отвечать на вопрос № 11, выполнить задание № 13 на стр. 246; подготовить сообщение о сумчатых Австралии. | Инструктаж по ТБ | ||
4/66 | Экскурсия в природу «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека» | 1 | стр. 247-248 учебника; подготовиться к тестам. | Инструктаж по ТБ | ||||
5/67 | Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие» | 1 | Тест | |||||
РАЗДЕЛ 5. Царство Вирусы (2 часа) | ||||||||
1/68 | Общая характеристика вирусов. | 1 | Д. Модели вирусных частиц. | Рисунки учебника. | стр. 250-251 учебника; отвечать на вопросы № 1, 3-8 на стр. 253. | |||
2/69 | Значение вирусов. | 1 | Д. Схема развития вирусных заболеваний | Таблица. | стр. 252 учебника; отвечать на вопрос № 2, выполнить задания № 9,10 на стр. 253. | |||
Заключение (1 час) | ||||||||
1/70 | Многообразие живых организмов. | 1 | Распределение летних заданий. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты
Тема 1.1.
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие Виктории).
• Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных и учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
• Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно функциональная единица всего живого.
• Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
РАЗДЕЛ 2
Царство Грибы
Тема 2.1.
Общая характеристика грибов
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов1. Основные черты-организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы2, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.
1 Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
2 Знание систематических таксонов не является обязательным.
• Демонстрация. Схемы строения представителе различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
• Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов
Тема 2.2.
Лишайники
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
• Демонстрация. Схемы строения лишайников Различные представители лишайников.
• Основные понятия. Царства живой природы Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы имеющие ограниченное оболочкой ядро.
• Умения. Объяснять особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения
Тема 3.1.
Общая характеристика растений
Растительный организм как целостная система Клетки, ткани, органы и системы органов растений
Регуляции жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
• Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности (типичных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2.
Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
• Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
• Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3.
Высшие растения
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
• Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
• Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов*.
Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4.
Отдел Голосеменные растения
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
• Демонстрация. Схемы строения голосеменных цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
• Лабораторная работа
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
• Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
• Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.
• Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
• Умения. Объяснять особенности организации и поток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные
Тема 4.1.
Общая характеристика животных
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных, нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2.
Подцарство Одноклеточные
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий их роль в биоценозах.
• Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители личных групп одноклеточных.
• Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3.
Подцарство Многоклеточные животные
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.
• Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4.
Двухслойные животные. Тип Кшпечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
• Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Трехслойные животные. Тип Плоские черви
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских черти паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
• Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6.
Первичнополостные. Тип Круглые черви
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7.
Тип Кольчатые черви
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
• Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8.
Тип Моллюски
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль жизни человека и его хозяйственной деятельности.
• Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
• Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9.
Тип Членистоногие
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; класс: ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
.
• Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
• Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тема 4.10.
Тип Иглокожие1
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
• Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11.
Тип Хордовые. Бесчерепные животные
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
• Демонстрация. Схема строения ланцетника.
1 Тема изучается по усмотрению учителя.
Тема 4.12.
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
• Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
• Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13.
Класс Земноводные
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночны Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
• Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
• Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.
Тема 4.14.
Класс Пресмыкающиеся
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
• Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15.
Класс Птицы
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; Настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц и природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
• Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
• Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.
Тема 4.16.
Класс Млекопитающие
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
• Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
• Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
• Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи.
Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
• Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.
Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей.
Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации моллюсков. Приходить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рыбами.
Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — амфибиями.
Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.
Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.
РАЗДЕЛ 5
Царство Вирусы
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
• Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
• Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
• Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Заключение
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Формы и средства контроля.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (выполнение проектов, кроссвордов, сказок, сообщений, докладов).
Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование с использованием заданий части А, В и С. Всего запланировано 7 темати-ческих тестирований.
Перечень учебно-методических средств
Литература
Основная литература
1. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, В.Б.Захаров, Н.И.
Сонин, Е.Т.Захарова : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.:
Дрофа, 2010;
2. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: поурочные планы
по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой » / авт.-сост. Т.В.
Козачек – Волгоград: Учитель, 2007. – 326 с.;
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.
5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 138 с.
Дополнительная литература
1. Биология в таблицах и схемах. – Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс»,
2012. – 128 с.
2. Биология 6- 11 кл.: Проверочные тесты. Разноуровневые задания/ авт.-
сост. О.П.Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 255 с.
3. Биология. 7 класс. Животные: проверочные работы, тренировочные
тесты / Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207 с.
4. Занимательная биология (на уроках и внеклассных мероприятиях), 6-9
кл. / Авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – 2-е изд., стереотип. –
М.: Глобус, 2010. – 208 с.
5. Школьные олимпиады. Биология.6 – 9 классы. , Г.А. Воронина. – 3-е
изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 176 с.
6. Биология: 7-8 классы: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая
тетрадь / Г.И. Лернер. – М..: Эксмо, 2009. – 208 с.
Научно-популярная литература
1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Биология. 6-8 классы. Тестовый контроль. Изд. «Учитель», 2007
- Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
Оборудование и приборы:
№ п/п | Лабораторные работы | Оборудование и приборы |
1. | Строение плесневого гриба мукора. | Чашка Петри – 1. Пинцет - 1 |
2. | Изучение внешнего строения водорослей. | Гербарий растений водорослей (коллекция) - 1 (на класс) |
3. | Изучение внешнего строения мхов. | Гербарий растений мхов (коллекция) - 1 (на класс) |
4. | Изучение внешнего строения папоротника. | Гербарий растений папоротника (коллекция) - 1 (на класс) |
5. | Изучение строения и многообразия голосеменных. | Гербарий отделов растений (коллекция) – 1 (на класс) Набор шишек – 1 (на класс) |
6. | Изучение строения покрытосеменных растений. | Гербарий отделов растений (коллекция) - 1 (на класс) |
7. | Строение инфузории туфельки. | Микроскоп – 1 Готовый микропрепарат - 1 |
8. | Внешнее строение дождевого червя. | Чашка Петри – 1 Пинцет - 1 |
9. | Внешнее строение моллюсков. | Набор раковин моллюсков - 1 (на класс) |
10. | Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. | Набор изображений - 1 (на класс), влажный препарат |
11. | Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. | Аквариум или набор изображений - 1 (на класс), модель рыбы |
12. | Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. | Набор изображений - 1 (на класс) |
13. | Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни. | Чучело или набор изображений - 1 (на класс) |
14. | Изучение строения млекопитающих. | Набор изображений или чучело - 1 (на класс) |
№ п/п | Практические работы | Оборудование и приборы |
1. | Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | Коллекция съедобных и ядовитых грибов – 1 (на класс) |
2. | Распространение наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека. | Гербарий растений (коллекция) - 1 (на класс), |
3. | Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека. | Набор изображений животных – 1 (на класс) |
№ п/п | Темы | Демонстрация |
1. | Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов. | Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий. |
2. | Общая характеристика грибов. | Демонстрация. Схемы строения представителе различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба. |
3. | Лишайники. | Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников. |
4. | Общая характеристика растений. | Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности (типичных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. |
5. | Низшие растения. | Схемы строения водорослей различных отделов. |
6. | Высшие растения. | Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников. |
7. | Отдел Голосеменные растения. | Демонстрация. Схемы строения голосеменных цикл развития сосны. Различные представители голосеменных. |
8. | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. | Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений. |
9. | Подцарство Одноклеточные. | Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители личных групп одноклеточных. |
10. | Подцарство Многоклеточные животные. | Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок. |
11. | Двухслойные животные. | Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. |
12. | Трёхслойные животные. Тип Плоские черви. | Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня. |
13. | Первичнополостные. Тип Круглые черви. | Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей. |
14. | Тип Кольчатые черви. | Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей. |
15. | Тип Моллюски. | Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков. |
16. | Тип Членистоногие. | Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек. |
17. | Тип Иглокожие. | Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза. |
18. | Тип Хордовые. Бесчерепные животные. | Схема строения ланцетника. |
19. | Подтип позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. | Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб. |
20. | Класс Земноводные. | Многообразие амфибий. Схема строения кистепёрых рыб и земноводных. |
21. | Класс Пресмыкающиеся. | Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий. |
22. | Класс Птицы. | Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц. |
23. | Класс млекопитающие. | Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих. |
24. | Царство Вирусы. | Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний. |
Экскурсии: Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....