Рабочая программа по биологии для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Лисиченко Светлана Васильевна

Рабочая программа по биологии 7 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004 года и Программы основного общего образования по биологии для 7 классса "Биология. Многообразие живых орнанизмов" авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сониниа, Е Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с.//

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_7_klass.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бутырская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________


Протокол № ___ от


«____»__________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Бутырская ООШ»

_____________ Руднева О.А.


«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Бутырская ООШ»

_____________ Мирошниченко В.П.


Приказ №  ______ от


« ____ »  __________  2013 г.

Рабочая программа

Лисиченко Светланы Васильевны,

учителя биологии,

по учебному предмету «Биология»

7 класс

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе:

  1.    -  Федерального Государственного стандарта 2004 г.;
  2.    -  Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова,    Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой  //Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании биологии в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Курс «Биология. Многообразие живых организмов» предназначен для изучения основ биологии в седьмых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением лини освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебником « Живой организм» Н.И.Сонина для учащихся 6 классов.

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

          1. Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее   законах, познакомить с многообразием жизни.

  1. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.
  2. Формировать способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

       Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

  1. Продолжить расширять знания учащихся о многообразии организмов, полученных в начальной школе и в

                          5-6 классах.

  1. Дать представление об уровнях организации  живого, причинах многообразия.
  2. Ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов с характерными признаками Царств Растений Животных, отличающими их от других царств живой природы.
  3. Продолжить формирование умений узнавать изученные виды организмов в гербарии, коллекциях, таблицах, рисунках.
  4. Прививать любовь к природе родного края, совершенствовать умения по охране природы.
  5. Осуществлять гигиеническое воспитание.

В рабочую программу по сравнению с авторской программой Н.И.Сонина внесены следующие изменения:

Резервное время (4 часа) распределено на обобщающие уроки по разделам:

«Царство Грибы» - 1 час

«Царство Растения» - 1 час

«Царство Животные» - 2 часа

 

Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели:

  «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, В.Б.Захаров,  Н.И. Сонин, Е.Т.Захарова : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2013. – 255 с.

Количество учебных часов  распределено  следующим  образом


№ п/п


Н а з в а н и е  р а з д е ла

К о л и ч е с т в о  ч а со в

по

авторской программе

по

рабочей программе

1

Введение

3

3

2

Царство Прокариоты

3

3

3

Царство Грибы

4

5

4

Царство Растения

16

17

5

Царство Животные

37

39

6

Царство Вирусы

2

2

7

Заключение

1

1

ИТОГО

66+4 (резерв)

70

  Рабочая программа для 7-го класса рассчитана на 70 учебных часов при изучении биологии в объеме 2 часа в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. 

 Всего рабочей программой предусмотрено 14 лабораторных и 3 практические работы. Экскурсии — 1.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Формы текущего контроля ЗУН

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя) - творческие работы (сообщения, кроссворды, презентации);

- письменная контрольная работа (перечень заданий или задач, которые выполняются в письменном виде, технология оценивания – отметочная, по организации – контроль учителя);

- тестирование (выдаётся перечень вопросов с несколькими вариантами ответов);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование с использованием заданий части А, В и С.

Всего запланировано  7 тематических тестирований.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

  В результате изучения предмета учащиеся 7 класса должны:

   знать/понимать:

  •  особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  •   давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  •   работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  •   работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;  
  •    владеть языком предмета.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Демонстрации, практические и лабораторные работы

Оборудование

Домашнее задание

Примечание

план

факт

Введение (3 часа)

1

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого.

1

Таблицы.

стр. 5-6 учебника.

2

Ч. Дарвин и происхождение видов.

1

Д. Портрет Ч.Дарвина.

стр. 6-9 учебника; подготовить сообщение о

 Ч. Дарвине

3.5

3

Многообразие организмов и их классификация.

1

Рисунки учебника.

стр. 9-10 учебника.

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты  (3 часа)

1/4

Общая характеристика и происхождение прокариот.

1

Д. Схемы возникновения одноклеточных эукариот.

Строение клеток различных прокариот

Таблица.

стр. 12 учебника.

2/5

Настоящие бактерии, их роль в природе и практическое значение.

1

Д. Строение и многообразие бактерий.

Рисунки учебника.

стр. 13-16 учебника; подготовить рисунки бактерий.

3.1

3/6

Подцарство Архебактерии, Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе и практическое значение.

1

Д. Строение и многообразие бактерий.

стр. 17-19 учебника, на стр. 20 ответить на вопросы № 1-9, заготовить плесень на хлебе.

РАЗДЕЛ 2.  Царство Грибы  (4 часа) + 1 час (из резервного времени)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа)  

1/7

Общая характеристика грибов.

1

Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора»

Чашка Петри, пинцет.

стр. 22-25 учебника, отвечать на вопросы       № 1-5 на стр. 31.

Инструктаж по ТБ

2/8

Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота.

1

Д. Различные представители царства Грибы.

стр. 26-28 учебника.

3/9

Отдел Базидиомикота. Группа Несовершенные грибы. Отдел Оомикота.

1

Практическая работа № 1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Коллекция съедобных и ядовитых грибов.

стр. 28-30 учебника; сделать рисунки «Грибы нашей местности».

Инструктаж по ТБ

3.2

                                                                                                   Тема 2.2. Лишайники (1 час) + 1 час

1/10

*Лишайники.



1

Д. Схемы строения лишайников.

Различные представители лишайников

Рисунки учебника.

стр. 32-36 учебника; отвечать на вопросы № 1-8 на стр. 36.

3.2

2/11

Обобщение по темам «Царство Прокариоты» и «Царство Грибы»  

1

Тест

РАЗДЕЛ 3.  Царство Растения (16 часов)  + 1 час (из резервного времени)

Тема 3.1. Общая характеристика растений  (2 часа)

1/12

Общая характеристика царства Растения.

1

Таблица.

стр. 38-39 учебника; подготовить стихи и загадки о растениях.

3.3

2/13

Особенности жизнедеятельности растений.

1

стр. 37 учебника, ответить на вопросы.

Тема 3.2. Подцарство Низшие растения (2 часа)

1/14

Группа отделов Водоросли.

1

Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения водорослей»

Гербарий растений водорослей.

стр. 40-44 учебника; отвечать на вопросы № 1-3 на стр. 49.

Инструктаж по ТБ

2/15

Отделы водорослей.

1

Д. Схемы строения водорослей различных

стр. 45-48 учебника; отвечать на вопросы № 4-9 на стр. 49.


Тема 3.3. Подцарство Высшие растения (4 часа)

1/16

Общая характеристика высших растений.

Отдел Моховидные.

1

Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения мхов»

Д. Схема жизненного цикла мхов.

Гербарий растений мхов.

стр. 50-55 учебника; отвечать на вопросы на стр. 56; подготовить инсценировку «Водоросли и высшие растения».

Инструктаж по ТБ

2/17

Отдел Плауновидные.

1

Д. Схема жизненного цикла плаунов.

Рисунки учебника.

стр. 57 учебника; подготовить

сообщение об использовании плаунов человеком

3/18

Отдел Хвощевидные.

1

Д. Схема жизненного цикла хвощей.

Рисунки учебника.

стр. 58-59 учебника; отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 60.

4/19

Отдел Папоротниковидные.

1

Д. Древние папоротниковидные.


Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения папоротника»

Гербарий растений папоротника.

стр. 61-64 учебника; отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 65.

Инструктаж по ТБ

Тема 3.4. Голосеменные растения (2 часа)

1/20

Общая характеристика отдела Голосеменные растения.

1

Д. Схемы строения голосеменных.


Лабораторная работа № 5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»


Гербарий отделов голосеменных растений, набор шишек.

стр. 66-68 учебника; подготовить кроссворд «Голосеменные растения».

Инструктаж по ТБ

2/21

Многообразие и значение голосеменных.

1

Д. Различные представители голосеменных.

Рисунки учебника.

стр. 69-71 учебника; выполнить задания « 1-12 на стр. 72.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)  + 1 час

1/22

Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение.

1

Лабораторная работа № 6 «Изучение строения покрытосеменных растений»

Гербарий отделов покрытосеменных растений.

стр. 73-77 учебника; отвечать на вопросы № 1-3 на стр. 84.

Инструктаж по ТБ

2/23

Размножение покрытосеменных растений.

1

Д. Цикл развития цветковых растений.

Рисунки учебника.

стр. 77-79 учебника.

3/24

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковых.

1

Д. Представители растений семейства Злаковых.

стр. 80 учебника.

4/25

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Лилейных.

1

Д. Представители растений семейства Лилейные.

Рисунки учебника.

Отвечать на вопросы № 4-8, 10 на стр. 84.

5/26

Класс Двудольные. Характерные признаки растений семейства Розоцветных.

1

Д. Представители растений семейства Розоцветных.

стр. 81-83 учебника.

6/27

Многообразие, распространение покрытосеменных.

1

Практическая работа № 2 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека»

Гербарий растений.

Стр. 85-86 учебника; подготовиться к тестирова-нию по теме  «Царство Растения».

Инструктаж по ТБ

7/28

Обобщение знаний по теме «Царство Растения»

1

Тест

РАЗДЕЛ 4. Животные (37 часов)  + 2 часа (из резервного времени)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час)

1/29

Общая характеристика царства Животные.

1

Таблица.

стр. 88 учебника; написать историю встречи с животными.

3.4

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа)

1/30

Общая характеристика простейших.

1

Д. Схемы строения амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки.

стр. 89-91 учебника; отвечать на вопросы № 1,2 на стр. 98; изготовить модель простейших

2/31

Многообразие и значение простейших.

1

Д. Представители различных групп

простейших.

Лабораторная работа № 7 «Строение инфузории туфельки»

Микроскоп, готовый микропрепарат.

стр. 92-97 учебника; отвечать на вопросы № 3-8, выполнить задания № 9-11 на стр. 98.

Инструктаж по ТБ

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные (1 час)

1/32

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

1

Д. Типы симметрии у многоклеточных.

Рисунки учебника.

стр. 99-102 учебника; отвечать на вопросы № 1-9 на стр. 103; подготовить сообщение о значении губок в природе.

Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)

1/33

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

1

Д. Схема строения гидры.

стр. 104-107 учебника; отв на вопр. № 1-7 на стр.111.

2/34

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

1

Д.Биоценоз кораллового рифа.

стр. 108-110 учебника; выполнить задания № 13,14 на стр. 111.

3/35

Обобщающий урок по темам «Подцарство Одноклеточные»  и «Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные»

1

Тест

Тема 4.5. Трёхслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

1/36

Общая характеристика типа Плоские черви.

1

Д. Представители ресничных червей.

Рисунки учебника.

стр. 112-113 учебника; отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 118.

2/37

Многообразие и значение плоских червей.

1

Д. Схемы жизненного цикла печеночного сосальщика и бычьего цепня.

стр. 114-117 учебника; отвечать на вопросы № 6-11, выполнить задания № 12, 13 на стр. 118.

Тема 4.6. Первично-полостные. Тип Круглые черви (1 час)

1/38

Общая характеристика типа Круглые черви.

1

Д. Схема строения и жизненного цикла аскариды человеческой.

Рисунки учебника.

стр. 119-123 учебника; отвечать на вопросы № 1-9 на стр. 124.

Тема 4.7. Кольчатые черви (3 часа)

1/39

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

1

Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение дождевого червя»

Чашка Петри, пинцет.

стр. 125-126 учебника; выучить новые термины.

Инструктаж по ТБ

2/40

Многообразие кольчатых червей.

1

Д.Различные представители типа кольчатые черви.

Таблица.

стр. 127-130 учебника; отвечать на вопросы № 1-9, выполнить задание № 11 на стр. 131.

3/41

Обобщающий урок по теме «Тип Черви»

1


Тест


Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)

1/42

Общая характеристика типа Моллюски.

1

Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение моллюсков»

Набор раковин моллюсков.

стр. 132-134 учебника; подготовить сообщение о моллюсках Валуйского района.

Инструктаж по ТБ

2/43

Многообразие и значение моллюсков.

1

Д. Схема строения брюхоногих двустворчатых и головоногих моллюсков.

Рисунки учебника.

стр. 135-141 учебника; отвечать на вопросы на стр. 142, выполнить задание № 15.


Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)

1/44

Происхождение членистоногих и особенности их организации.

1

Лабораторная работа № 10 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Набор изображений, влажный препарат.

стр. 143 учебника; изготовить наглядное пособие «Речной рак».

Инструктаж по ТБ

2/45

Класс Ракообразные.

1

Д. Схема строения речного рака.

стр. 144-149 учебника; отвечать на вопросы на стр. 150; выполнить задание № 10.

3/46

Класс Паукообразные.

1

Д. Схема строения паука-крестовика.

стр. 151-153 учебника; отвечать на вопросы № 1-9 на стр. 157; подготовить сообщение о клещах и болезнях.

4/47

Значение и многообразие паукообразных.

1

стр. 154-156 учебника; выполнить задание  № 10 на стр. 157

5/48

Общая характеристика насекомых.

1

Д. Схемы строения насекомых различных отрядов.

Рисунки учебника.

стр. 158-165 учебника; отвечать на вопросы № 1-10 на стр. 169; подобрать стихи, басни о насекомых.

6/49

Значение и многообразие насекомых.

1

стр. 165-168 учебника; выполнить задание № 12 на стр. 169.

7/50

Обобщающий урок по темам «Тип Моллюски» и «Тип Членистоногие»

1

Тест


Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 час)

1/51

Общая характеристика иглокожих.

1



Д. Схема строения морской звезды.

Схема придонного биоценоза.

стр. 170-174 учебника; отвечать на вопросы № 1-10, выполнить задание № 11 на стр. 175.


Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

1/52

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1

Д. Схема строения ланцетника.

Рисунки учебника.

стр. 176 учебника.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

1/53

Подтип Позвоночные. Общая характеристика рыб.

1

Лабораторная работа № 11 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Набор изображений, модель рыбы.

стр. 177-182 учебника; отвечать на вопросы № 1-7, выполнить задание № 12 на стр. 188.

Инструктаж по ТБ

2/54

Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.

1

Д. Многообразие рыб.

стр. 183-187 учебника; отвечать на вопросы № 8-11, выполнить задание № 13 на стр. 188.

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа)

1/55

Общая характеристика земноводных.

1

Д. Схема строения кистеперых

рыб и земноводных.

Лабораторная работа № 12 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Набор изображений.

стр. 189-197 учебника; отвечать на вопросы № 1-12 на стр. 198-199.

Инструктаж по ТБ

2/56

Многообразие и роль земноводных в природе и в жизни человека.

1

Д. Многообразие земноводных.

стр. 197-198 учебника; выполнить задания № 13, 14 на стр. 199; придумать рассказ или сказку о земноводных.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

1/57

Общая характеристика пресмыкающихся.

1

Д. Схемы строения земноводных и пресмыкающихся.

Рисунки учебника.

стр. 200-205 учебника; отвечать на вопросы № 1-10 на стр. 207; подготовить сообщение о пресмыкающихся Белгородской области.

2/58

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека

1

Д. Многообразие пресмыкающихся.

Таблица.

стр. 206 учебника; выполнить задания № 11, 12 на стр. 207.

Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа)

1/59

Общая характеристика птиц.

1

Лабораторная работа № 13 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Набор изображений, чучела птиц.

стр. 208-215 учебника; отвечать на вопросы № 1-5 на стр. 226.

Инструктаж по ТБ

2/60

Размножение и развитие птиц.

1

Рисунки учебника.

стр. 216-217 учебника; отвечать на вопросы № 6-10 на стр.226, выполнить задание № 12.

3/61

Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека.

1

Рисунки учебника.

стр. 218-225 учебника; подготовить сообщение о птицах лесов, полей, степей.

4/62

Обобщающий урок по темам «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся» и «Класс Птицы»

1

Тест

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа) + 1 час

1/63

Общая характеристика млекопитающих.

1

Рисунки учебника.

стр. 227-229 учебника; отвечать на вопросы № 1-4 на стр. 246.

2/64

Внутреннее строение млекопитающих.

1

Лабораторная работа № 14 «Изучение строения млекопитающих»

Набор изображений, чучела животных.

стр. 230-237 учебника; отвечать на вопросы № 5-10, выполнить задание № 12.

Инструктаж по ТБ

3/65

Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

1

Д. Многообразие млекопитающих

Практическая работа № 3 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»

Набор изображений животных.

стр. 238-245 учебника; отвечать на вопрос № 11, выполнить задание № 13 на стр. 246; подготовить сообщение о сумчатых Австралии.

Инструктаж по ТБ

4/66

Экскурсия в природу «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека»

1

стр. 247-248 учебника; подготовиться к тестам.

Инструктаж по ТБ

5/67

Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие»

1

Тест

РАЗДЕЛ 5. Царство Вирусы (2 часа)

1/68

Общая характеристика вирусов.

1

Д. Модели вирусных частиц.

Рисунки учебника.

стр. 250-251 учебника; отвечать на вопросы № 1, 3-8 на стр. 253.

2/69

Значение вирусов.

1

Д. Схема развития вирусных заболеваний

Таблица.

стр. 252 учебника; отвечать на вопрос № 2, выполнить задания № 9,10 на стр. 253.

Заключение (1 час)        

1/70

Многообразие живых организмов.

1

Распределение летних заданий.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ    1

Царство Прокариоты

Тема 1.1.

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

        

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение  (на примере представителей подцарства Настоящие Виктории).

• Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных и учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

• Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно функциональная единица всего живого.

• Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

РАЗДЕЛ   2

Царство Грибы

Тема 2.1.

Общая характеристика грибов

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов1. Основные черты-организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы2, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.

1 Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

2 Знание систематических таксонов не является обязательным.

• Демонстрация. Схемы строения представителе различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

• Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора*.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Тема 2.2.

Лишайники

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

 Демонстрация. Схемы строения лишайников Различные представители лишайников.

• Основные понятия. Царства живой природы Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы имеющие ограниченное оболочкой ядро.

• Умения. Объяснять особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ  3

Царство Растения

Тема 3.1.

Общая характеристика растений

Растительный организм как целостная система Клетки, ткани, органы и системы органов растений

Регуляции жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

• Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности (типичных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2.

Низшие растения

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

• Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

• Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей*.

Тема 3.3.

Высшие растения

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел   Папоротниковидные.   Происхождение особенности  организации  папоротников.   Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

• Демонстрация.  Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

• Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов*.

Изучение внешнего строения папоротника*.

Тема 3.4.

Отдел Голосеменные растения

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

• Демонстрация. Схемы строения голосеменных цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

• Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Тема 3.5.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения 

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие,  распространенность цветковых,  их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

• Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

• Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.

• Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

• Умения. Объяснять особенности организации и поток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ   4

Царство Животные

Тема  4.1.

Общая характеристика животных

Животный   организм   как   целостная   система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных.    Регуляция    жизнедеятельности   животных, нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы.  Систематика животных;  одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2.

Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.    

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм  саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека   и  животных.  Особенности  организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий их роль в биоценозах.

• Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители личных групп одноклеточных.

• Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3.

Подцарство Многоклеточные животные

Общая характеристика многоклеточных животных;  типы симметрии. Клетки  и  ткани  животных.   Простейшие   многоклеточные губки;   их  распространение   и   экологическое значение.

• Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4.

Двухслойные животные. Тип Кшпечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

                                 

• Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Трехслойные животные. Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских черти паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

• Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6.

Первичнополостные. Тип Круглые черви

Особенности   организации   круглых   червей   (на примере  аскариды  человеческой).   Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой;  меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7.

Тип Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей;  многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

• Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8.

Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах.  Роль жизни человека и его хозяйственной деятельности.

• Демонстрация.    Схема   строения   брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

• Лабораторная работа

Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9.

Тип Членистоногие

  Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; класс: ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

  Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

  Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

  Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

.

 Демонстрация.   Схема  строения  речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

• Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.

Тема 4.10.

Тип Иглокожие1

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

• Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11.

Тип Хордовые. Бесчерепные животные

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

• Демонстрация. Схема строения ланцетника.

1 Тема изучается по усмотрению учителя.

Тема 4.12.

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение  рыб.   Общая  характеристика  рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб:  хрящекостные,  кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

• Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

• Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.

Тема 4.13.

Класс Земноводные

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночны Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

• Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

• Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.

Тема 4.14.

Класс Пресмыкающиеся

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

• Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15.

Класс Птицы

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; Настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц и природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

• Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

• Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.

Тема 4.16.

Класс Млекопитающие

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

• Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

• Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

• Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

  Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи.

Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

  Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

  Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

• Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

  Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

  Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

  Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей.

  Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

  Объяснять особенности организации моллюсков. Приходить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

  Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

  Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

  Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

  Объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рыбами.

  Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — амфибиями.

  Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения  в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

  Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

РАЗДЕЛ   5

Царство Вирусы

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

• Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

• Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

• Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Формы и средства контроля.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (выполнение проектов, кроссвордов, сказок, сообщений, докладов).

Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование с использованием заданий части А, В и С. Всего запланировано 7 темати-ческих тестирований.

Перечень учебно-методических средств

Литература

Основная литература

1. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, В.Б.Захаров,  Н.И.  

    Сонин, Е.Т.Захарова : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.:

    Дрофа, 2010;

2. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: поурочные планы

    по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой » / авт.-сост. Т.В.

    Козачек – Волгоград: Учитель,  2007. – 326 с.;

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.          

    5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 138 с.

 

Дополнительная литература

1. Биология в таблицах и схемах. – Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс»,

    2012. – 128 с.

2. Биология 6- 11 кл.: Проверочные тесты. Разноуровневые задания/ авт.-

    сост. О.П.Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 255 с.

3. Биология. 7 класс. Животные: проверочные работы, тренировочные

    тесты / Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207 с.

4. Занимательная биология (на уроках и внеклассных мероприятиях),     6-9

    кл. / Авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – 2-е изд., стереотип. –

   М.: Глобус, 2010. – 208 с.

5. Школьные олимпиады. Биология.6 – 9 классы. , Г.А. Воронина. – 3-е

    изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 176 с.

6. Биология: 7-8 классы: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая

    тетрадь / Г.И. Лернер. – М..: Эксмо, 2009. – 208 с.

Научно-популярная литература

1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Биология. 6-8 классы. Тестовый контроль. Изд. «Учитель», 2007
  • Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Оборудование и приборы:

№ п/п

Лабораторные работы

Оборудование и приборы

1.

Строение плесневого гриба мукора.

Чашка Петри – 1.  Пинцет - 1

2.

Изучение внешнего строения водорослей.

Гербарий растений водорослей (коллекция) - 1 (на класс)

3.

Изучение внешнего строения мхов.

Гербарий растений мхов (коллекция) -

1 (на класс)

4.

Изучение внешнего строения папоротника.

Гербарий растений папоротника (коллекция) -

1 (на класс)

5.

Изучение строения и многообразия голосеменных.

Гербарий отделов растений (коллекция) –  1 (на класс)

Набор шишек – 1 (на класс)

6.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Гербарий отделов растений (коллекция) -

1 (на класс)

7.

Строение инфузории туфельки.

Микроскоп – 1

Готовый микропрепарат - 1

8.

Внешнее строение дождевого червя.

Чашка Петри – 1

Пинцет - 1

9.

Внешнее строение моллюсков.

Набор раковин моллюсков -

1 (на класс)

10.

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Набор изображений - 1 (на класс),

влажный препарат

11.

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Аквариум или набор изображений -

1 (на класс),  модель рыбы

12.

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Набор изображений - 1 (на класс)

13.

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Чучело или набор изображений -

1 (на класс)

14.

Изучение строения млекопитающих.

Набор изображений или чучело -

1 (на класс)

№ п/п

Практические работы

Оборудование и приборы

1.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Коллекция съедобных и ядовитых

 грибов – 1 (на класс)

2.

Распространение наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.

Гербарий растений (коллекция) -

1 (на класс),

3.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Набор изображений животных –

 1 (на класс)

№ п/п

Темы

Демонстрация

1.

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.

Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие

царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот.

Строение и многообразие бактерий.

2.

Общая характеристика грибов.

Демонстрация. Схемы строения представителе различных систематических групп грибов.

Различные представители царства Грибы.

 Строение плодового тела шляпочного гриба.

3.

Лишайники.

Схемы строения лишайников. Различные

представители лишайников.

4.

Общая характеристика растений.

Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности (типичных представителей царства растений.

Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

5.

Низшие растения.

Схемы строения водорослей различных отделов.

6.

Высшие растения.

Демонстрация.  Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители

мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

7.

Отдел Голосеменные растения.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

8.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений

(двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

9.

Подцарство Одноклеточные.

Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители личных групп одноклеточных.

10.

Подцарство Многоклеточные животные.

Типы симметрии у многоклеточных животных.

Многообразие губок.

11.

Двухслойные животные.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

12.

Трёхслойные животные. Тип Плоские черви.

Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.

Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего

цепня.

13.

Первичнополостные. Тип Круглые черви.

Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

14.

Тип Кольчатые черви.

Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные

представители типа кольчатых червей.

15.

Тип Моллюски.

Демонстрация.    Схема   строения   брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные

представители типа моллюсков.

16.

Тип Членистоногие.

Демонстрация.   Схема  строения  речного рака.

Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные

представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

17.

Тип Иглокожие.

Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

18.

Тип Хордовые. Бесчерепные животные.

Схема строения ланцетника.

19.

Подтип позвоночные (Черепные).

Надкласс Рыбы.

Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб.

20.

Класс Земноводные.

Многообразие амфибий. Схема строения кистепёрых рыб и земноводных.

21.

Класс Пресмыкающиеся.

Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

22.

Класс Птицы.

Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

23.

Класс млекопитающие.

Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие

млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

24.

Царство Вирусы.

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц.

 Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.

Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Экскурсии:  Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....