Программа элективного курса "Экология человека"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Программа элективного курса "Экология человека"  для 9 класса. Включает пояснтительную записку и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_cheloveka_elektivnyy_kurs.doc116.5 КБ
Файл ekologiya_cheloveka_ktp.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край,

Курганинский район,  город Курганинск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

УТВЕРЖДЕНО

Решение педагогического совета

Протокол № _____

От _________ 20_____ года

Председатель педсовета

___________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Экология человека»

Класс 9

Учитель: Ильин Илья Ильич

Всего часов – 17 ч. В неделю – 1ч.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы  «Экология человека»  учителя высшей квалификационной категории Н.И  Панцовой.

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                      стр.

1.Пояснительная записка……………………………………………………..3

2. Учебно-тематический план курса ………………………………………..8.

3. Содержание программы курса …………………………………………....10

4. Методическое обеспечение курса………………………………………….13

5. Темы проектных работ……………………………………………………..15

6.Список литературы………………………………………………………….16

                                                                                                                                                       

Пояснительная записка

Авторская программа элективного курса «Экология человека» рассчитана на 34 часа, а базисный план предполагает 17 часов возникла необходимость в модификации авторской программы. При этом модифицированная программа сохранила все темы авторской программы, их последовательность и основные вопросы. Изменения в модифицированной программе  по сравнению с авторской приведены в таблице.




Показатель качества

Значение показателей качества




Оценка

«эталонное»

Предметная учебная

программа


«фактическое»


Авторская


Рабочая

Календарно-

Тематический

план

Журнал

на момент

проверки

1

2

3

Наличие тем (кол-во)

Объём часов на прохождение тем

Объём часов на прохождение каждой темы

13

34

13

17

13

17

I

II


III

IV


V


VI


VII

VIII

IX

X

XI


XII


XIII

Выбираем здоровье

Формирование модели правильного пищевого поведения

Семья и её роль в создании личности

Народная медицина и декоративная косметика

Химические и другие зависимости и их роль в здоровье человека.

Информационная среда и её влияние на социальную адаптацию человека.

Молодёжная «субкультура»

Экология одежды

Человек на рынке предлагаемых услуг

Экология жилища

Влияние бытовой техники на организм человека

Полимерные материалы и бытовая химия.

Конференция «Проблемы экологии человека и его здоровье».

3

5


2

3


4


1


3

3

1

1

4


2


2

2

3


1

2


2


1


1

1

1

1

1


1


1

2

3


1

2


2


1


1

1

1

1

1


1


1

Введение

     Экология человека рассматривается как единство его с окружающей средой и адаптация его в этой среде. Нарастание экологического кризиса придаёт особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, но окружающая среда это не только природа, но и вся бытовая сторона нашей жизни.

 В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое внимание уделяется индивидуализации образования и созданию условий для самостоятельного выбора детей в соответствии с социальными потребностями и заказом, а также формированию зрелой личности выпускника школы. "Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного Выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов". Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке.

Проблемно – ориентировочный анализ. Необходимость качественных изменений в российском школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в социально-экономической жизни России. Осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления остро поставили вопрос о формировании экологического сознания учащихся. Исследования, проведенные организациями Евросоюза в Российских образовательных учреждениях, показали очень низкий уровень функциональной грамотности выпускников российских школ.

Формирование функциональной грамотности означает владение учащимися следующими функциями:

а) непосредственное самосохранение здоровья, трудоспособности;

б) житейские нужды, также   способствующие самосохранению;

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей;

г) выполнение функций, связанных с  общественными и политическими отношениями;

д) получение  знаний из самых разнообразных источников информации.

Резко негативной стала в последние два десятилетия демографическая ситуация, что  вызвано падением рождаемости в 90-е годы XX века,   низким качеством профилактической работы и медицинской помощи в России в отношении основных заболеваний, определяющих продолжительность жизни.  Антропогенное влияние на природу не может быть односторонним, а потому, в независимости от нашего влияния, эти взаимодействия становятся негативными как в отношении природы в целом, так и в отношении человека, как ее элемента и неотъемлемой части. Именно поэтому в последние десятилетия возникла новая сфера знаний: экология человека, определяющая эти взаимовлияния.

Программа курса, ориентированная на получение и углубление знаний по экологии человека, создана в связи с тем, что предмет «экология» не изучается в рамках образовательной программы большинства школ, за исключением отдельных тем в курсе общей биологии. Этим объясняется:

  • Низкий уровень целостного мировоззрения учащихся старших классов в естественно – научной области знаний, в частности в её разделе            «экология человека», который представляется наиболее важным для формирования правильных стратегий деятельности.
  • Низкий уровень социализации и культуры здоровья.
  • Необходимость формирования представлений, отношений и стратегии деятельности, как основы эффективного образования.
  • формирование модели здорового и экологически адекватного поведения на основе высокого уровня достоверности получаемых знаний.  

Актуальность

Экологическая наука многогранна. Кроме охраны внешней среды обитания, безопасности нашего быта, она рассматривает также проблему охраны внутренней среды его организма (гомеостаз) и его душевно – физиологической стабильности.

Интегрированный характер курса, объединяющий создание целостного представления о мире природы и нахождения своего места в нем, делает парадигму данного курса гуманистической. Актуальна данная программа и из-за низкого уровня культуры здоровья и экологической культуры населения, как элементов общей культуры.

Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоровья модели и стратегии поведения, обеспечивающие наилучшую адаптацию во взрослой жизни.

Новизна курса:  состоит в конструировании элективного курса, проблемности занятий и заданий, ориентированности курса на жизненные, интересующие молодых людей проблемы, а самое главное, в новом (по А. К. Марковой) подходе к оценке эффективности предлагаемого материала через представления, отношения и стратегию деятельности. Самым же важным является формирование целостного гуманистического мировоззрения, установок и ориентаций гуманистической, социализирующей направленности.

Обзор литературы:  

При построении курса  были учтены  методические рекомендаций, предложенные в пособии «Экология человека. Культура здоровья» Фёдоровой М.З., Кучменко В.С. (2006), основной идеей которых являются здоровьесберегающие и экологически грамотные формы поведения. Были использованы материалы учебных пособий «Экология нашего быта» (1997-1998) и «Экология человека» (1999)  Богомоловой Р.Т, Балицкой Т.А., Фаринюк Ю.Т., изданных Государственным комитетом по охране окружающей среды Тверской области. В данных пособиях обращает на себя внимание большой статистический материал, оптимальные для обучения методики и технологии преподавания курса, а также диагностический инструментарий и КИМы. Разделы и темы, касающиеся здоровья человека ориентированы и соотнесены с программой «Педагогика Здоровья» под ред. Малюжной М. С., Нестеренко А.В., Роненсон О.Д.  

Цели и задачи курса

Цель: Создать у учащихся целостное представление об экологии человека, как области знаний и выработать у них стратегию грамотного экологического поведения и функциональной грамотности. 

Для реализации поставленной цели необходимо решение комплекса следующих задач:

Обучающие:

  • сформировать метапредметные экологические элементы (представления);
  • ориентировать учащихся на прикладные аспекты экологических знаний (в области экологии человека);
  • развивать функциональную грамотность учащихся;
  • способствовать созданию в сознании учащихся здоровых моделей поведения;
  • развитие ключевых компетентностей учащихся (аналитико - деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная).

Развивающие:

  • через экологическое образование создать зону актуального развития каждого учащегося;
  • способствовать развитию формально – операциональных структур интеллекта (логическое мышление);
  • формирование метапредметных связей и через них целостного мировоззрения и определение своего  места в этом мире;
  • развитие духовно – ценностного потенциала учащихся.

Воспитательные:

  • формирование культуры здоровья и ценностного к нему отношения;
  • воспитание алгоритмизации прогноза собственного поведения;
  • формирование модели социально - одобряемой стратегии деятельности и поведения;
  • воспитание модели здорового пищевого поведения;
  • освоение грамотного подхода к использованию бытовых электроприборов, лекарственных препаратов, косметической продукции, бытовой химии;
  • воспитание экологических и толерантных установок личности.

Методологическое основание

Основной парадигмой курса является ориентация экологических представлений на формирование экологически выверенного поведения, т.е. присвоению передаваемых в процессе занятий знаниям деятельностной характеристики и формирование через эту деятельность личностных гуманистических компетентностей. Данный элективный курс выстроен в логике гуманистической педагогики, реализуемый через следующие направления формирования личности:

  • познавать  и оценивать окружающий мир и себя самого;
  • предвидеть возможные последствия своих практических действий, уметь разрабатывать прогнозы;
  • осознанно действовать в окружающем мире, понимать свое место и роль в нем; выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой; 
  • обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.

При развитии вышеназванных направлений и свойств личности в рамках элективного курса,  происходит не только обогащение  учащихся знаниями, умениями и навыками, но и возникают предпосылки делать правильный осознанный выбор для сохранения собственного здоровья и создания здоровьесберегающей среды для других людей.  Эта готовность и представляет собой весь набор личностных компетентностей, на формирование которых направлен курс.

Компетентностный подход – это формирование тех компетентностей, которыми должен овладеть современный выпускник, и одновременно отражает те требования к старшекласснику, которые будут оценены как качество его подготовки и социальной ориентации. Формирование ключевых компетентностей на занятиях элективного курса «Экология человека»  может быть обеспечено при условии, что компетентностный  подход станет доминирующим.

Определены социальные и личностные   компетентности, которые можно и необходимо формировать на занятиях элективного курса. В качестве таковых выбраны:

1. Социальные компетентности (развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях): аналитико - деятельностная, прогностическая, коммуникативная, рефлексивная, информационная;

2. Личностные компетентности (направленные на самореализацию, способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, работе в команде, умение обозначать и разрешать конфликты, способность к адаптации, пониманию других).

В результате освоения курса «Экология человека» учащиеся должны:

  • иметь представления в области самопознания, владеть системой знаний в области психолого-педагогической рефлексии, осознавать значимости рефлексии и наличие позитивного опыта («рефлексивная компетентность»);
  • владеть навыками,  методами и приемами  самоанализа («диагностико-аналитико - деятельностная компетентность»);
  •  владеть системой знаний и умений в области профессионального прогнозирования и целеполагания, осознавать их значимость для самоопределения (умение осуществлять прогноз, формулировать обоснованные цели), («прогно стическая компетентность»);
  • владеть системой знаний в области межличностного общения и коммуникаций, отношений к общению как к ценности, владение методами и приемами создания доверительной атмосферы и одновременно делового и конструктивного общения, уметь строить продуктивное общение с партнерами по взаимодействию («коммуникативная компетентность»);
  • уметь собирать и обрабатывать информацию («информационная компетентность»);
  • уметь анализировать ситуацию и принимать на основе этого анализа решения («исследовательская компетентность»).

Курс носит метапредметный характер, формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей поведения бытового, потребительского, функционального и научного характера, Данный курс рассчитан на углубление экологических знаний учащихся 10 классов средней общеобразовательной школы.

 Данная перспектива обеспечивает самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост, зрелость и самореализацию.

Познавая и осваивая деятельностный компонент материал через деятельностно выстроенные семинары и практикумы, учащиеся создают собственную точку зрения и приобретают навык ее отстаивания, что и является одной из важнейших компетентностей.

Интегрированный характер курса, объединяющий различные разделы  экологии (не изучаемые в рамках школьной программы), биологию, химию,

Педагогику здоровья, делает результат преподавания более целостным и значимым для учащихся.

Оборудование: лабораторное   и демонстрационное оборудование.

Контингент учащихся: учащиеся 9 класса

Объем программы:  17 часа (1 час в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Вводное занятие (1 час: 1 час - теоретический)

Цели и задачи курса. Среда обитания человека.  Природная среда. Социальная среда. Условия сохранения  и  укрепления здоровья человека. Продолжительность жизни, возможность увеличения продолжительности  жизни человека.

Тема 1 «Выбираем здоровье»  1час

Понятие «Здоровье». Виды здоровья. Критерии здорового образа жизни. Соотношение здоровья и здорового образа жизни. Показатели здоровья. Факторы окружающей среды и здоровье. Практикум – Оценка состояния здоровья учащихся: антропометрические показатели, морфофункциональные показатели.

Тема 2 «Формирование модели правильного пищевого поведения»

3 часа

Пища, её роль для функционирования организма, химический состав пищевых продуктов. Нутриенты и рациональное питание. Значение кулинарной обработки пищи. Проблемы правильного питания. Рациональное питание. Гигиенические основы правильного питания.  Доброкачественное и полноценное питание. Основные продукты питания. Калорийность питания.

Витамины: классификация, роль в обмене веществ, рациональное использование витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз. Особенности поступления витаминов в организм.

 Макро и микроэлементы. Витамины и минеральные вещества. Определение обеспеченности организма человека  витаминами и минеральными веществами.

Различные добавки при производстве   продуктов питания. Их назначение и влияние на здоровье человека. Мифы и реальность в представлениях о питании.  Диеты. Анорексия. Булемия. Жевательная резинка. Вода, которую мы пьём. Минеральные воды, их состав. Тестирование на обеспеченность: магнием, калием, кальцием, витамином А и бета-каротином, витаминами группы В, витамином С, витамином D. Практикум – составление правильного меню. Практикум – составление примерного меню и  расчёт калорийности рациона питания в соответствии и энергозатратами людей различных профессий. Практикум – Определение наличия  витамина С и его количества в различных продуктах питания. Традиции питания у разных народов – презентации учащихся.

Тема 3  «Семья и её роль в созидании личности» 1 час

Демографические перспективы. Демографические мотивации человека. Проблемы взросления и культура здоровья. Репродуктивное здоровье. Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Гендерные роли. Ответственное поведение как социальный фактор.

Тема 4 «Народная медицина и декоративная косметика» 2 часа

Общая характеристика лекарств, фармакологические свойства, побочные  действия, взаимодействие с другими лекарственными препаратами. Основные лекарственные формы. Лекарства в нашем доме. Правила приема лекарственных веществ.  Болеутоляющие средства. Антибактериальные и химиотерапевтические средства. Лечение и профилактика заболеваний с помощью витаминов. Вещества, регулирующие рождаемость.

Лекарственные препараты и народная медицина. Множественная лекарственная устойчивость.

Польза и вред косметики. Возрастная косметика. Фитотерапия. Средства  фитотерапии в косметике. Лекарственные растения Тверской области. Практикум – приготовление простейших фитосборов. Сюжетно-ролевая игра «Косметический салон».

Тема 5 «Химические и другие зависимости и их роль в здоровье человека» 2 часа

История табакокурения, современная роль  табака в здоровье человека. Пассивное курение. Курительные смеси. Компьютерная  игромания и другие азартные игры.  Тестирование «Насколько я азартный человек?»

Алкоголизм. Его предупреждение. Демографическая роль влияния алкоголя  в России и жизни каждого человека.

Химические зависимости: как их избежать, сохраняя  высокой уровень работоспособности и долголетие. Наркотические вещества и их характеристика, наркотрафики. Асоциальная роль наркотиков. Осложнения наркомании.

Тема 6 «Информационная среда и её влияние на социальную адаптацию человека» 1час

Понятие информационной среды человека. Природная и искусственная информационная среда. Информационная среда  и её составляющие (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет; компьютеризация всех сфер жизни)  Интернет, средства массовой информации  и их влияние  на психологическое здоровье личности.

Тема 7 «Молодёжная субкультура»

1 час

Понятие моды, субкультуры. Формы субкультуры. Какие бывают субкультуры и откуда они берутся. Высокая мода и субкультуры. Молодёжная субкультура в: музыке, кино, создании имиджа, поведении.

Мода или здоровье? Татуаж, пирсинг, цветные очки и др. Лицо и причёска – тренинг по подбору подходящей к  форме лица прическе (ИКТ- тренажёр)

Тема 8 « Экология одежды»

1 час

Ткани и их виды. Аллергические реакции на различные волокна и красители. Джинсовый дерматит. Гигиена одежды как одна из основ выбора. Сезонность одежды как предпосылка к сохранению здоровья. Одежда для различных случаев жизни. Возрастная одежда. Представление о лечебной одежде. Тестирование. Практикум – испытание тканей из различных синтетических волокон.

Тема 9  «Человек на рынке предлагаемых услуг» 1 час

Закон о защите прав потребителей» Практикум – поведение потребителя в различных ситуациях.

Тема 10  «Экология жилища» 1 час

Жилище как среда обитания человека. Комфортные или оптимальные условия. Основные компоненты микроклимата жилища – температура, влажность, подвижность воздуха, освещённость. Стены и «одежда» для стен. Видеоэкология.

Тема 11  «Влияние бытовой техники на организм человека»  

1 час

Влияние электромагнитных и радиоволн на организм человека.

Особенности применения в жизни человека электроприборов: холодильника, микроволновой печи, кондиционера, телевизора, компьютера, монитора, сотового телефона и т.д. Применения в жизни человека физиоприборов.  Их значение для здоровья человека. Тренинг  - применение простейших физиоприборов. Человек и бытовой шум. Бытовая пыль и её влияние на здоровье человека. Практикум  1 – измерение шумовых загрязнений. Практикум  2 – исследование домашней пыли.

Тема 12 «Полимерные материалы и бытовая химия» 1 час

Особенности моющих средств и стиральных порошков. Экологические аспекты применения химических моющих средств. Аллергия и другие осложнения применения синтетических моющих средств. Традиционные, народные средства стирки. Добрые забытые средства - поваренная соль, нашатырный спирт, столовый уксус, питьевая сода, подсолнечное масло, мыло хозяйственное. Токсичные и потенциально токсичные вещества экосферы.

Тема 13 Конференция «Проблемы экологии человека и его здоровья»

1 час  Защита проектных работ учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Теоретический материал занятий предполагает логическую цепочку тем, отражающих углубление материала от понимания  среды обитания человека  и его здоровья, управления организмом с формированием соответствующих моделей поведения к отражению этих представлений в различных сферах жизнедеятельности человека.

Учитывая возраст учащихся, мы постарались донести идеи курса через материал, важный и близкий для молодежи: здоровье, семья, информационная среда, субкультуры, косметика, лекарства и др.

Формируя, таким образом, курс, мы преследовали так же создание у обучающихся ключевых компетенций: аналитико – деятельностной, прогностической, коммуникативной, рефлексивной, исследовательской, т. е старались осуществлять компетентностный  подход.

Содержание практических  работ и тренингов  выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых собственных умозаключений;

- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущим теоретическим материалом, что способствует развитию логического мышления, проявлению критичности и гибкости интеллекта, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;

- теоретические темы содержат интересный материал, усвоение и знание которого не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время, активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.

     При выполнении практических работ и исследований проводится краткое обсуждения следующих вопросов:

- какова цель выполнения данной работы;

- какие, по мнению учащихся, методы познания будут использованы при выполнении работы (подбирается оптимальный и доступный вариант);

- какие, по мнению учащихся, результаты исследования  можно получить (выдвигается рабочая гипотеза);  

Обсуждение поставленных вопросов позволяет решить несколько дидактических задач:
- разъяснить учащимся не только цель выполняемой работы, но и место данного практического занятия, в системе целого учебного курса, а также в системе знаний естественно - научного цикла;
- помочь учащимся установить связь с ранее изученным материалом;

- обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;

- мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работы.

Предлагаемые в курсе практические  работы и тренинги разнообразны, интересны, информативны и достаточно просты  для учащихся, выполнение их возможно в течение урока. Тем не менее, известность и апробированность предлагаемых методик  не исключает новизну компоновки практических работ в рамках элективного курса.

Практические работы дают возможность развивать у старшеклассников творческие способности, а вместе с ними, самостоятельность и коммуникативные умения, которые способствуют систематизации полученных знаний.

Используемые технологии.

В преподавании данного элективного курса используются следующие современные образовательные технологии: ЛОРО (личностно ориентированное  разноуровневое обучение), проблемная  технология, технология ТРИЗ, технология формирования критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Разноуровневая технология определяет уровень сложности проблемных задач, предлагаемых учащимся, хотя и в 10 классе подход к оценочной деятельности регламентируется, прежде всего, активностью учащихся и их креативностью.  Цель курса напрямую связана с технологией ТРИЗ. Решение проблемных заданий предполагает обязательно проведение части занятий в виде исследований. Здоровьесберегающие технологии определяют оптимальность режимов занятий, смену видов деятельности, введение пауз расслабления.  Оценка эффективности курса осуществляется через выполнение учащимися проектных работ и  проведение школьной  конференции «Проблемы экологии человека и его здоровья».

Используемые методы.

  • Частично-поисковый и исследовательский
  • Словесно-наглядный
  • Проблемное изложение
  • Эвристический
  • Опытно – экспериментальный
  • Игровой

Формы организации  занятий

- лекция и семинары;

- практикумы и тренинги;

- сюжетно-ролевая игра;

- выполнение исследовательской работы;

- защита проектов и презентаций.

Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и электронные проекты (презентации)  учащихся, защита результатов выполненных исследований.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектной работы   (индивидуальная или групповая) на итоговой конференции «Проблемы экологии человека и его здоровье »

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

1. Основные правила рационального питания (режим, сбалансированность, пищевые приоритеты).

2. Продукты питания в различных культурах.

3. Народная медицина и здоровье человека.

4. Компьютер и человек: за и против.

5. Пищевая аллергия

6. Пищевые добавки

7. Химчистка на дому

8. Бытовая химия в нашем доме

9. Здоровье, красота и мода.

10.Диета и здоровье.

11. Информационная среда и подросток.

12. Косметика для современного подростка.

13. Одежда и здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

  1. Баландин Р.К. ,Бондарев Л.Г. «Природа и цивилизация». - МЛ 998. 2.Богомолова Р.Т.,
  2. А.Д.Димитриев. Экология и здоровье человека. М. Просвещение – 2003г.
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В, Экология. Информационно-развивающие дидактические задания. 9-11 класс. СПб СМИО Пресс, 1999
  4. Баева И.А., Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.
  5. Балицкая Т.А.,Фаринюк Ю.Т «Экология нашего быта» - Тверь, 1997,1998,1999.  
  6. Богомолова Р.Т., Балицкая Т.А., Фаринюк Ю.Т. «Экология человека» - Тверь, 1999.
  7. Боднарук М.М., Ковылина Н.В., БИОЛОГИЯ Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах, Волгоград: Учитель, 2006
  8. Бродский А. К. Краткий курс общей экологию. - СПб.: Деан, 1999.
  9. Булгакова И.В. «Косметология от А до Я « - Ростов-на - Дону, Феникс,2003.  
  10. Вилламо Х.Косметическая химия: Пер. с фин. – М.: Мир,1990.
  11. Гагдиси Д.Т. «Экология и здоровье» - М.:3нание,1985
  12. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для ВУЗов. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  13. Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. Электив  9:Физика.Химия.Биология:Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно-ориентированных):Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе. В 2-х книгах. Книга 2. Материалы к занятиям. М: «5 за знания», 2006.
  14. Материалы конференции «Демографические мотивации молодёжи –  будущее России». Тверь,2010
  15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Райгородский Д. Я.. М.: Издательский дом Бахрах, 2004
  16. Пугал Н.А., Волошина Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И.  «Биология. Человек. Практикум по гигиене». М: Аркти, 2002
  17. Роненсон О.Д. Учебно-методическое пособие «Основы организации, содержания и проведения первичной профилактической работы по предупреждению адиктивного поведения в молодёжной среде» Тверь: Гарант.2010
  18. Роненсон О.Д., Хисматуллина Е.В. Учебно-методическое пособие по формированию модели правильного пищевого поведения у школьников. Тверь: Гарант.2010
  19. Энхольм Э. «Окружающая среда и здоровье человека « - М.:Прогресс.1988.

Литература для учащихся :

  1. Зверев И.Д. «Практические занятия  по экологии» учебное пособие .М: Просвещение, 1998
  2. Нарзулаев С.Б., Капилевич Л.В., Филиппов Г.П., Савченков М.Ф. Медицинская экология: Учебное пособие. Томск: Из-во Томского университета, 1998.
  3. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. Под ред. В.Ф. Протасова. М.: Финансы и статистика, 1995.
  4. Пугал Н.А., Волошина Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И.  «Биология. Человек. Практикум по гигиене». М: Аркти, 2002
  5. Пугал Н.А., Козлова Т.А. «Лабораторные и практические занятия по  биологии. Человек и его здоровье» М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003

СОГЛАСОВАНО                                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                   Заместитель директора по УВР

методического обеденения учителей                                       _____________Т.Н. Марущак

от «___» _______________ 2011 года                                      «____» _____________2011 год

________________ Е.П. Белая

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Т.Н. Марущак

«___» _______________2011 год

Краснодарский край,

Курганинский район,  город Курганинск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Элективного курса «Экология человека»

Класс 10

Учитель: Ильин Илья Ильич

Всего часов – 17 ч. В неделю – 1ч.

Календарно тематический план составлен на основе рабочей  программы учителя биологии МБОУ СОШ №2 Ильина И.И., утверждённой решением педагогического совета: протокол №1от  30.08.2011 года.



Предварительный просмотр:

п/п

Урока

Дата

Тема

Общее

кол-во

часов

Оборудование.

Наглядность.

Примеча-

ние

Прог-

ноз.

Факт.

1

1

Вводное занятие

1

  1. Выбираем здоровье

1

2

1

Понятие «Здоровье». Оценка состояния здоровья учащихся.

1

  1. Формирование модели правильного пищевого поведения

2

3

1

Рациональное питание, витамины и минеральные вещества. Макро и микро элементы.

1

4

3

Мифы и реальность в представлениях о питании. Традиции питания у разных народов.

1

  1. Семья и её роль в создании личности.

1

5

1

Демографические перспективы мотивации человека. Репродуктивное здоровье и гендерные роли.

1

  1. Народная медицина и декоративная косметика

2

6

1

Лекарственные препараты и народная медицина.

1

7

2

Польза и вред косметики. Возрастная косметика. Средства фитотерапии в косметике.

1

  1. Химические и другие зависимости и их роль в здоровье человека.

2

8

1

Химические зависимости ( табакокурение, алкоголизм, наркомания) и здоровье человека.

1

9

2

Компьютерная игромания и другие азартные игры.

1

  1. Информационная среда и её влияние на социальную адаптацию человека.

1

10

1

Информационная среда и её влияние на социальную адаптацию человека

1

п/п

Урока

Дата

Тема

Общее

кол-во

часов

Оборудование.

Наглядность.

Примеча-

ние

Прог-

ноз.

Факт.

  1. Молодёжная «субкультура»

1

11

1

Понятие моды, субкультуры. Мода или здоровье, лицо и причёска.

1

  1. Экология одежды

1

12

1

Ткани и их виды. Представления о лечебной одежде. Гигиена одежды как одна из основ выбора.

1

  1. Человек на рынке предлагаемых услуг

1

13

1

Человек на рынке предлагаемых услуг

1

  1. Экология жилища

1

14

1

Экология жилища

1

  1. Влияние бытовой техники на организм человека

1

15

1

Электроприборы в жизни человека. Физиоприборы. Человек и бытовой шум, бытовая пыль и её влияние на здоровье человека.

1

  1. Полимерные материалы и бытовая химия.

1

16

1

Моющие средства и стиральные порошки, их роль в жизни человека. Токсичные и потенциально токсичные вещества экосферы.

1

  1. Конференция «Проблемы экологии человека и его здоровье».

1

17

1

Конференция «Проблемы экологии человека и его здоровье».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"

Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...

программа элективного курса Человек в современном мире

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации...

Программа элективного курса "Человек имеет право"

Программа элективного курса "Человек имеет право"...

Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"

"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /...