План-конспект урока по биологии. Тема: "Размножение" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Цель урока: Дать представление о понятии размножение в органическом мире.
Задачи
Образовательные
обобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого размножения, сравнить его с половым размножением, выявить преимущества полового размножения перед бесполым;
изучить особенности полового размножения животных и человека, сущность оплодотворения;
Развивающие
развить интеллектуальные способности, навыки самообразования, интерес к биологическим знаниям, умения работать в разновозрастных группах малого состава.
Воспитательные
формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство ответственности за учебные успехи группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razmnozhenie_6_klass.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ № 484
п/п С.П.Федечкина
" 24" января 2011 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения урока по биологии с учащимися 6 класса
" " ____________ 201___ года
Тема: «Размножение в органическом мире. Особенности полового и вегетативного размножения».
Цель урока: Дать представление о понятии размножение в органическом мире.
Задачи
Образовательные
обобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого размножения, сравнить его с половым размножением, выявить преимущества полового размножения перед бесполым;
изучить особенности полового размножения животных и человека, сущность оплодотворения;
Развивающие
развить интеллектуальные способности, навыки самообразования, интерес к биологическим знаниям, умения работать в разновозрастных группах малого состава.
Воспитательные
формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство ответственности за учебные успехи группы.
Методические рекомендации
Доминирующий метод обучения: самостоятельная работа учащихся в разновозрастных группах.
Формы организации учебной деятельности – групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
• учебные таблицы.
• самодельный наглядный и дидактический материал.
• микроскопы, слайды.
Литература
1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. М., 1997.
2. Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». М., 1997.
3. Сонин Н.И., Бровкин Е.Г. Методическое пособие к учебнику «Биология. Живой организм». М., 1997.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Сообщение темы, задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Слушают |
2. Повторение и актуализация опорных знаний. | Беседа. Организация самостоятельной работы в группах. Обобщение знаний после выполнения самостоятельной работы. Оформление таблицы на доске (Приложение 1). | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание в группах (Приложение 1). Отвечают на вопросы учителя по самостоятельной работе, заполняют таблицу на доске, корректируют свои знания |
3. Изучение нового материала | Создание проблемной ситуации (Приложение 2). Организация обсуждения. Повторение по схеме: мейоз. Организация самостоятельной работы по изучению нового материала в группах. Организация взаимообучения (Приложение 3). | Обсуждают проблему в группах, готовят ответы. Каждая группа изучает свою часть материала по учебникам, готовится рассказывать изученный материал. Каждая группа рассказывает изученный материал учащимся других групп, задает контролирующие вопросы. |
4. Закрепление | Организация самостоятельной работы (Приложение 4). Контроль. Организация игры «Ромашка» (Прил. 5) | Индивидуально выполняют задания на сравнение полового и бесполого размножения. Делают вывод. В группах обсуждают вопросы, отвечают на них всему классу. |
5. Контроль базовых знаний | Организация выполнения контрольной работы, взаимопроверка (Прил. 6) | Индивидуально выполняют контрольную работу в тестовой форме и проверяют ее выполнение друг у друга. |
6. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания | Оценивание деятельности групп, учащихся на уроке | Анализируют, оценивают свою деятельность на уроке |
Приложение 1
Самостоятельная работа в группах
Задание: определите способы размножения организмов, изображенных на рисунках, и вклейте их в схему «Формы бесполого размножения»
Делением клетки | Почкованием | Спорами | |||
Вегетативное размножение | |||||
луковицей | корневищем | усами | черенком | ||
Каждая группа получает карточки с рисунками организмов:
• 1-я группа - амеба обыкновенная, гидра пресноводная, пеницилл, мукор, лук, пырей ползучий, земляника лесная, смородина;
• 2-я группа - мох кукушкин лен, дрожжи, смородина, эвглена зеленая, картофель, плодовое дерево, земляника садовая;
• 3 группа - амеба обыкновенная, дрожжи, лук, шляпочный гриб, цветковые растения, размножающиеся листом, черенком, корневищем;
• 4 группа - хлорелла, пеницилл, гидра пресноводная, смородина, размножающаяся отводками, плодовое дерево (прививка), чеснок, тюльпан.
После выполнения самостоятельной работы в группах, учащиеся заполняют аналогичную схему на доске с целью контроля и коррекции выполненной работы.
Приложение 2
Биологическая задача
Известно, что во всех клетках тела человека, кроме половых, имеется по 46 хромосом. В зародыше человека, который развивается после слияния двух половых клеток, хромосом тоже 46, а не 92. Почему? Выскажите свои предположения и обсудите их коллективно.
Приложение 3
Задания для 1 группы
1. Прочитайте материал об особенностях полового размножения по указанным в литературе учебникам: «Биология - 6 кл.» (стр. 128) 2 первых абзаца.
2. Подготовьте рассказ об особенностях полового размножения (1-й ученик) и расскажите об особенностях половых клеток (2-й ученик).
3. Объясните термины по данному материалу и карточки с терминами (размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетка) прикрепите на магнитную доску.
4. Подготовьте 2 вопроса по изученному материалу и задайте их учащимся других групп.
Задания для 2 группы
1. Прочитайте материал о видах животных по особенностям образования половых клеток в указанном в литературе учебнике «Биология - 6 кл.» (стр. 128).
2. Дайте объяснение понятию «раздельнополые животные» и приведите примеры (1-й ученик).
3. Второй ученик рассказывает о гермафродитах и приводит примеры.
4. Подготовьте 2 вопроса по изученному материалу и задайте их учащимся других групп (можно взять вопросы 7, 8 на стр. 133 в учебнике «Биология - 6 кл.»).
5. Объясните термины: раздельнополые, гермафродиты - обоеполые организмы, карточки с терминами прикрепите на магнитную доску.
Задания для 3 группы
1. Прочитайте в учебнике материал о партеногенезе («Биология» 6 класс, стр. 128 - 129).
2. Одному ученику из группы подготовить рассказ о партеногенезе.
3. Второй ученик приводит примеры особей, которые размножаются партеногенезом.
4. Рассмотрите картинки с видами пчел и расскажите об оплодотворении у пчел.
5. Подготовьте 2 вопроса по изученному материалу и задайте их учащимся других групп (можно взять вопросы 9, 10 на стр. 133 учебника «Биология - 6 кл.»)
6. Объясните термин «партеногенез», карточку с термином прикрепите к магнитной доске.
Задания для 4 группы
1. Прочитайте в учебнике материал об оплодотворении.
2. Дайте определение оплодотворения (1-й человек от группы).
3. Расскажите о наружном оплодотворении и приведите примеры (2-й ученик).
4. Расскажите о внутреннем оплодотворении и назовите половые железы позвоночных животных и человека (3-й ученик).
5. Подготовьте 2 вопроса по изученному материалу и задайте их учащимся других групп.
6. Объясните термины: оплодотворение, яичники, семенники, карточки с терминами прикрепите на магнитную доску.
(«Биология», 6 класс, стр. 129; «Человек», 9 класс, стр. 165 - 166).
Приложение 4
Заполните таблицу.
Сравниваемые признаки | Половое размножение | Бесполое размножение |
1. Число особей, участвующих в размножении. 2. Характеристика особей, участвующих в размножении (только материнская или материнская и отцовская). 3. Характеристика потомства (содержит признаки одного организма или двух организмов). |
Приложение 5
Игра « Ромашка»
Учащиеся групп выбирают лепесток «ромашки» с вопросом, зачитывают его в группе, обсуждают и отвечают.
Вопросы:
• Приведите примеры организмов, у которых встречается и бесполое, и половое размножение.
• Докажите, что все домашние животные размножаются половым путем.
• О чем говорит сходство зародышей человека и позвоночных животных.
• В огороде растут лук, чеснок, картофель, земляника, малина и смородина. Какими способами размножаются данные растения?
• У рыжей кошки родилось четыре котенка, среди них только один рыжий, а остальные пестрые. Почему котята, родившиеся от одной матери, имеют разный окрас?
Приложение 6
Проверочная работа
Вариант 1
1. Размножение амебы обыкновенной осуществляется:
а) путем деления клетки;
б) с помощью спор;
в)с помощью оплодотворения;
г) с помощью половых клеток.
2. В половых клетках (гаметах) содержится хромосом:
а) в два раза больше, чем в материнской;
б) в два раза меньше, чем в материнской;
в) одинаковое количество с материнской.
3. Размножение грибов осуществляется:
а) с помощью спор;
б) путем деления клеток;
в) с помощью семян;
г) с помощью черенков.
4. Гаметы – это:
а) мышечные клетки;
б) эпительные клетки;
в) половые клетки;
г) нервные клетки.
5. Оплодотворение – это:
а) процесс деления клеток;
б) процесс дробления клеток;
в) процесс роста клеток;
г) процесс слияния половых клеток.
6. При партеногенезе зародыш развивается:
а) из одной половой клетки-сперматозоида без оплодотворения;
б) из одной половой клетки-яйцеклетки, без оплодотворения;
в) из двух половых клеток;
г) из соматической клетки.
7. Значение размножения организмов состоит:
а) во взаимодействии организма со средой;
б) в повышении интенсивности обмена веществ;
в) в приспособлении особей к среде обитания;
г) в увеличении численности особей, в обеспечении преемственности между поколениями.
Дополните предложения:
8. Оплодотворенная яйцеклетка - это: _______________________________
9. Половые органы мужских особей позвоночных животных и человека: ________________________________________________________________
10. Обоеполых животных называют:_________________________________
Вариант 2
1. В результате деления половой клетки число хромосом в дочерних клетках оказывается:
а) в два раза больше, чем в материнской;
б) в два раза меньше, чем в материнской;
в) одинаковое количество с материнской;
г) различным в разных дочерних клетках.
2. Размножение простейших осуществляется:
а) с помощью спор;
б) путем деления клетки;
в) с помощью половых клеток;
г) с помощью оплодотворения.
3. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:
а) с помощью спор;
б) путем деления клеток;
в) с помощью семян;
г) с помощью черенков.
4. При партеногенезе зародыш развивается:
а) из одной половой клетки-яйцеклетки - без оплодотворения;
б) из одной половой клетки – сперматозоида - без оплодотворения;
в) из двух половых клеток;
г) из соматической клетки.
5. Значение размножения организмов состоит:
а) в повышении интенсивности обмена веществ;
б) во взаимодействии организма со средой;
в) в увеличении численности особей, в обеспечении преемственности между поколениями;
г) в приспособлении особей к среде обитания.
6. Гаметы – это:
а) нервные клетки;
б) мышечные клетки;
в) половые клетки;
г) эпительные клетки.
7. Оплодотворение – это:
а) процесс деления клеток;
б) процесс слияния половых клеток;
в) процесс роста клеток;
г) процесс дробления клеток.
Дополните предложения:
8. Существует два типа размножения:_______________________________
9. Женская половая клетка – это: ___________________________________
10. Мужская половая клетка – это:_________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2....
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Бинарный урок по биологии и химии....
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"
Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...