Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
методическая разработка по биологии (6 класс)
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью природы и его разнообразия, раскрывает роль и место растений, животных и микроорганизмов в природе, и их значение в жизни человека, формирует у школьников ответственного отношения к природе, систематизирует знания о живых существах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temuchto_takoe_biologiya.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка
конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Категория: средняя школа
Автор: Назарова Ирина Петровна, учитель биологии МОУ «СОШ№8», г. Саратова.
Целевая аудитория: 6 класс.
Цель урока:
- ознакомить учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью природы и его разнообразия, раскрыть роль и место растений, животных и микроорганизмов в природе, и их значение в жизни человека;
- формирование у школьников ответственного отношения к природе;
- систематизировать знания о живых существах.
Оборудование: живые растения; гербарии растений; корабль и макет острова; картины и таблицы о растениях, животных, грибах; муляжи грибов, фруктов и овощей; чучела птиц; рисунки учащихся; ТСО, запись пения птиц; микроскопы с микропрепаратами; таблица «Разделы биологии».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок путешествие.
Методы: рассказ с элементами беседы,
План урока.
- Организационный момент(сообщение темы, цели и плана урока).
2.1. Вступительное слово о биологии – как науки.
2.2. Путешествие по островам:
–ботанический;
-зоологический;
-анатомический;
-экологический;
-микологический;
-микробиологический;
-цитологический;
-генетический.
3. Систематизация знаний и выводы.
4.Оценка знаний учащихся.
5.Рефлексия.
6. Определение, разъяснение домашнего задания.
Эпиграф на доске:
« Как прекрасна Земля,
И на ней человек».
С. Есенин.
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем дальнейшее изучение живой природы организмов, живущих на нашей планете, их разнообразие, значение в жизни человека и в природе. Ознакомимся с биологией – как наукой и ее основными разделами. В конце урока мы выполним небольшой тест по разделам наук. В течение урока вы будете получать цветные карточки, а в конце урока по их результатам получите оценки. У вас на партах лежат кленовые листочки для голосования. Откройте свои тетради и запишите тему урока.
Ребята, знания, полученные вами в курсе природоведения в начальной школе, помогут ответить на мой вопрос:
назовите живые существа, относящиеся к живой природе?
Ответ: человек, животные, растения, грибы, микробы, микроорганизмы.
Сегодня, мы будем говорить о них, а сейчас, познакомимся с главной наукой о живой природе – биологией. Термин «биология» состоит из двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - учение, наука.
Вопрос: А как вы думаете, как называют людей, занимающихся этой наукой?
Ответ: Биологи.
А теперь мы все мысленно закрыли глаза на секунду, представили, что мы стали биологами – учеными, которые любят путешествовать и открывать новые неизведанные земли, животных организмов на них. Открыли глаза с мыслью, что нам необходимо для этого отправиться в кругосветное путешествие на нашем корабле. Вот наш корабль.
Вопрос: Как мы его назовем?
Ответ: «На пути к биологии».
Вопрос: Все согласны? Поднимите свои кленовые листочки и проголосуйте.
Ответ: Да, согласны.
Цель нашего путешествия – открыть и изучить острова, познакомиться с биологическими науками, которые помогут нам остановить свой выбор на конкретном разделе биологии в будущем. Все мы с вами стали дружной командой, готовой оказать помощь окружающим. Нам будут встречаться живые существа, которые вы знаете и не знаете. Поэтому я попрошу вас вспомнить о растениях, животных, грибах и микроорганизмах.
Первый ряд: Поднимите все кленовые листочки и прочитайте слово. ( Растения - о них вы будете вспоминать).
Второй ряд: Вы прочитали на своих листочках слово – Животные и человек, значит, вы вспоминаете о них.
Третий ряд: Вы прочитали на своих листочках - Бактерии, значит, вы вспоминаете о них.
Будьте внимательны, вот ваш первый остров.
Вопрос: Какие ваши первые впечатления?
Ответ: Очень зеленый, ароматно пахнущий, красивый, аппетитный.
Правильно, этот остров очень красив, я с вами согласна.
Вопрос: Из каких живых организмов он состоит? Почему я их так называю?
Ответ: Группа биологов, изучив остров, отвечают. Это растения. Они питаются, дышат, растут, размножаются – одним словом, живые организмы, как и мы с вами.
Вопрос: Как можно отличить их от других живых организмов?
Ответ: Мы провели ряд исследований и выяснили, они отличаются от других живых организмов:
- зеленые;
- имеют цветки и плоды;
- живут на одном месте.
Вопрос: Что еще вы знаете о растениях? Назовите их?
Ответ: На Земле 500 тысяч видов растений, их роль очень огромна для природы в целом:
- выделяют кислород;
- очищают воздух (атмосферу) от пыли, газов;
- поддерживают климат ( снегозадержание, снижение жары, поддержание полноводия рек, ослабление скорости ветра);
- для человека – источник здоровья, витаминов (лекарственные и культурные растения), в пищу.
Значит, мы с вами нашли на этом острове растения, траву – перевод с греческого слова «ботанэ». Название раздела биологии, изучающего разнообразие растительного мира на Земле, его происхождение, развитие, распространение – это ботаника.
Вопрос: Давайте с вами назовем этот остров?
Ответ: « Ботанический» ( проголосовали кленовыми листочками).
Вопрос: Какие растения будут полезны нам в путешествии:
Ответ: Наши биологи подготовили ответ. Выходит группа и рассказывает:
- Лекарственные для лечения болезней, это калина (кора для остановки кровотечения и плоды), мать-и-мачеха ( листья - отхаркивающее средство), дуб обыкновенный ( кора- противовоспалительное средство), тмин обыкновенный ( плоды – при болях в кишечнике), горец птичий ( побег (надземная часть)- кровоостанавливающее средство);
- Декоративные - для красоты, духовного обогащения людей: пионы, ирисы, хризантемы, лилии, гвоздики;
- Культурные- используются в пище, получении необходимых витаминов для человека: картофель, чеснок, лук, свекла, капуста, кукуруза, фрукты, овощи ( показ муляжей).
Вопрос: Отсюда мы можем сделать вывод о значении растений, какой?
Ответ: Значение растений определяется их ролью в жизни других организмов, в природе в целом.
Пополнив свои запасы, мы плывем дальше, вспоминая «Ботанический» остров. А вот посмотрите слева по курсу следующий остров. Он очень поющий (слышится пение птиц), на нем кто-то очень быстро двигается, прыгает, скачет, слышны звуки.
Вопрос: Кто же это, вы узнали?
Ответ: Животные.
Вопрос: Каких животных вы знаете, какова их роль в природе?
Ответ: Выходит группа биологов и рассказывают:
- Роль животных в жизни человека – это домашние животные ( источник пищи, кожи, шерсти). Соболь и песец.
-Помощники человеку в труде, спорте, отдыхе ( по атласу- верблюд, слон, лошади).
-Меньшие братья человека- собака, кошка. Человек должен разумно относиться к животным, нести за них ответственность.
-Используются для исследований ( собаки, дельфины, лягушки). Человек должен проявить себя бережливым, добрым, знающим хозяином Земли.
На этом острове мы познакомимся со следующим разделом биологии, исследующим животных, зоологией, что в переводе с греческого слова «зоо» - животные.
Вопрос: Как же мы назовем этот остров?
Ответ: Зоологический ( проголосовали).
Вопрос: Все согласны?
Ответ: Да.
Кто-то из вас уже выбрал дальнейшее изучение раздела зоологии для себя.
Вопрос: А каких еще вы животных вы знаете?
Ответ: На этом острове мы встретились с большим разнообразием птиц: это дятел, воробьи, соловьи, дрозды, ласточки, клест. Они встречаются везде. Мы можем увидеть также животных на влажных препаратах, а разнообразие бабочек, жуков, рыб на таблицах.
Пополнив свои запасы пищи и воды, мы отправились дальше. Путь у нас не близкий, очень интересный и тернистый. Посмотрите, на этом острове нас встречают люди, с которыми мы можем пообщаться, т. к. мы давно не встречали других людей. Изучением строения, функций организма человека, условий сохранения его здоровья, занимается анатомия, физиология и гигиена человека, от греческого слова « анатомэ» - рассечение, а «физис» - природа. Многие сразу захотели заниматься этой наукой. Теперь вы знаете в каком разделе можно найти ответы на вопросы, касающиеся вашего здоровья и здоровья ваших близких. Я бы присоединилась к мнению современного русского поэта В. Солоухина о человеке «такой же как дерево, как облако, как вода», а вы задумайтесь над его словами:
«Я иду по лесам, раздвигая зеленые ветви,
Я иду по лугам, раздвигая цветущие травы,
Я иду по земле, раздвигая прозрачный воздух,
Я такой же как дерево, как облако, как вода…»
И ученые уже доказали, что человек, подобно животным и растениям, звездам и атомам, есть часть природы. Человек – особый вид живых существ.
Вопрос: А что вы знаете о человеке?
Ответ: Человек – часть природы, ее живого мира, как и другие живые существа он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.
Человек отличается от животных тем, что он мыслит, обладает речью, трудится, поэтому мы и живем в современном мире, где есть города, дороги, заводы, машины, телевизоры, телефоны и компьютеры.
Вопрос: А как мы назовем этот остров?
Ответ: Анатомический (проголосовали), все согласны.
Отправились дальше.
Недалеко от него мы увидели сразу ряд островов. Ближе всех к нам расположен остров, где есть и растения и животные, которые обитают свободно, вместе, как дома. В переводе с греческого «экос» - дом. А связь организмов с окружающей их средой исследует экология.
Вопрос: Что вы знаете об экологии?
Ответ: Экология необходима для изучения живых существ и того, с чем они связаны. Например, растения связаны с воздухом, водой, животными, человеком, а это изучает экология, чтобы охранять их и окружающую среду вокруг них.
Вопрос: Как мы назовем этот остров?
Ответ: Экологический (проголосовали), все согласны.
А к этому острову справа примыкает еще один с грибами, их очень много, все они разные. Изучением грибов занимается микология, от греческого слова «микос» - гриб.
Вопрос: Знаете ли вы грибы?
Ответ: Да. Грибы это особая группа живых существ. Они помогают деревьям, кустарникам и растениям всасывать из почвы воду с растворенными в ней веществами. Ими питаются люди, животные ( лось, олень, белки, сороки).
Есть грибы ядовитые: бледная поганка, ложные опята, ложные лисички, мухомор (хотя он является лекарством для лосей).
А есть съедобные, которые пригодятся нам в путешествии (показ таблиц и муляжей): «грузди» - они не боятся заморозков, не крошатся, не ломаются; «белый гриб» (боровик, коровяк0 – наипервейший гриб, очень вкусен, ароматен, красив, лакомство даже для овец, коров, белок, кабанов.
Попробуйте отгадать загадки, которые все об одном грибе, о каком?
1.На бору, на юру
Стоит старичок
Красный колпачок
Без головы, а в красной шапке.
2.сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел
3.Под деревом, под осиною
Стоит мальчик с пальчик
На нем сер кафтанчик
Красная шапочка.
Этот гриб - подосиновик, нарядный, они растут группами в березняках и лесу.
Вопрос: Какое название получит этот остров?
Ответ: Микологический (проголосовали), все согласны.
Продолжим дальше наше плавание. Недалеко появился маленький островок, где живут маленькие микроорганизмы, в переводе с греческого «микро» - малые, их изучением занимается микробиология.
Вопрос: Что вы знаете о бактериях, которые являются микроорганизмами?
Ответ: Они играют большую роль в природе и жизни человека. В природе- они разрушают органические вещества ( трупы животных, растений), превращая все это в перегной. А для человека –поселяются на продуктах питания и предметах, окружающих его, портят их и конечно вызывают заболевания ( холера, чума, тиф).
Вопрос: Как назовем этот остров?
Ответ: Микробиологический (проголосовали), все согласны.
После этого мы приближаемся к большому острову с приборами и препаратами, без которых нам не как не обойтись. В переводе с греческого «цитос» - клетка, изучением клеток занимается цитология.
Вопрос: Почему так важно знать о клетках?
Ответ: Потому что все организмы состоят из клеток, которые можно увидеть в микроскоп.
В настоящее время мы можем изучить живые организмы более подробно в этом разделе. У меня в руках кожица лука. Можем ли мы рассмотреть, из чего она состоит без микроскопа? Конечно, нет. А теперь посмотрите все в микроскоп на столе, и вы найдете клеточное строение кожицы лука.
Вопрос: как мы назовем этот остров?
Ответ: Цитологический (проголосовали), все согласны.
Вот и подходит к концу наше путешествие, и мы с вами оказались на последнем острове, где можно увидеть самое обыкновенное и необыкновенное.
Вопрос: Как вы думаете, кто рождается у слонов, кошек и собак?
Ответ: Слонята, котята, щенята.
Вопрос: А на дубе растут?
Ответ: Желуди.
Вопрос: Почему же именно так бывает, а не наоборот?
Ответ: Потому что потомству и детенышам передаются особенности родителей.
Правильно, и они передаются по наследству, в переводе с греческого « генос» - род, происхождение – это свойство организмов называется наследственностью, а его изучает биологическая наука – генетика.
Вопрос: Как будет называться этот остров?
Ответ: Генетический (проголосовали), все согласны.
Теперь мы можем узнать, почему мы похожи на маму, папу, бабушку и дедушку.
После этого мы причаливаем к своему родному острову, где нас долго не было.
Вопрос: Все довольны путешествием?
Ответ: Да.
Кто- то из вас уже выбрал раздел науки, чтобы глубоко изучить его. Это очень хорошо.
Вопрос: Но мы с вами не должны забывать о чем? Подумайте над моим вопросом, а я прочту вам слова – предупреждение поэта Р. Рождественского:
«Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И земли без воды….
Все меньше - окружающей природы,
Все больше - окружающей среды».
Ответ: Нельзя допустить, чтобы стали нормой жизни эти слова. Каждый из нас должен научиться думать о природе, сохранении ее другим поколениям. И внести свой посильный вклад в охрану окружающего нас мира.
Правильно, а теперь я предлагаю вам сдать визитные карточки вместе с цветными, для выставления оценок.
Закрепление:
Взяли листочки с тестом, выполнили задание ( прил.1).
Сдали, поставив на них свою фамилию.
Открыли рабочие тетради и выполнили задания: стр.55 №133, стр.56 №134, стр.58 №138, стр. 51-52 №121.
Домашнее задание: стр. 136-139, стр. 139 №3, мини-сочинение о животных или растениях (фото-рисунки), изготовить домашний микроскоп.
Приложение 1.
Стр.51-52 №121.
Подчеркните те признаки живых организмов, которые отличают их от неживых тел:
- Состоят из неорганических веществ;
- Дышат;
- Питаются;
- Состоят из органических веществ;
- Двигаются и размножаются;
- Умирают;
- Образуют органические вещества из неорганических;
- Не растут;
- Реагируют на смену дня и ночи;
- Неподвижны.
Стр.55 №133.
В природе животные имеют большое значение. Например,
дают человеку пищу, уничтожают вредителей, вредят посевам, дают шерсть и молоко, мясо, разносят семена растений, уничтожают грызунов.
Вычеркните лишнее.
Стр.56 № 134.
В жизни человека животные также имеют большое значение. Например,
дают сырье для промышленности и медицины, являются живыми фильтрами в водоемах, повреждают корни растений, распространяют различные заболевания, повреждают изделия из шерсти кожи, дают шерсть и другие продукты.
Вычеркните лишнее.
Стр.58 № 138.
Среди названий грибов:
ложная лисичка, опенок, желчный гриб, лисичка, шампиньон, мухомор, белый гриб, ложный опенок, бледная поганка, груздь, подосиновик, масленок, трутовик.
Укажите названия:
А) съедобных грибов –
Б) ядовитых грибов -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."
Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....
Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...
Бакулина Е.В. учебно -методический материал для урока биологии 6класс
Стебель – осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. На нём развиваются листья, цветки, плоды ...
Учебно-методическое пособие "Тренировочные тесты по немецкому языку для 9 класса по теме "Россия"
Материал содержит тесты по теме "Россия". Это "Байкал. Волга. Древнерусские города Углич и Ярославль"Можно использовать как дополнение к учебнику для школ с углубленным изучением н...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...
Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»
Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...