Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
методическая разработка по биологии (6 класс)

Назарова Ирина Петровна

      Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью природы и его разнообразия, раскрывает  роль и место растений, животных и микроорганизмов в природе, и их значение в жизни человека, формирует  у школьников ответственного отношения к природе, систематизирует знания о живых существах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temuchto_takoe_biologiya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка

 конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

Категория: средняя школа

Автор: Назарова Ирина Петровна, учитель биологии МОУ  «СОШ№8», г. Саратова.

Целевая аудитория: 6 класс.

Цель урока:

- ознакомить учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью природы и его разнообразия, раскрыть роль и место растений, животных и микроорганизмов в природе, и их значение в жизни человека;

- формирование у школьников ответственного отношения к природе;

- систематизировать знания о живых существах.

Оборудование: живые растения; гербарии растений; корабль и макет острова; картины и таблицы о растениях, животных, грибах; муляжи грибов, фруктов и овощей; чучела птиц; рисунки учащихся; ТСО,  запись пения птиц; микроскопы с микропрепаратами; таблица «Разделы биологии».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок путешествие.

Методы: рассказ с элементами беседы,

План урока.

  1. Организационный момент(сообщение темы, цели и плана урока).

2.1. Вступительное слово о биологии – как науки.

2.2.  Путешествие по островам:

–ботанический;

-зоологический;

-анатомический;

-экологический;

-микологический;

-микробиологический;

-цитологический;

-генетический.

3. Систематизация знаний и выводы.

4.Оценка знаний учащихся.

5.Рефлексия.

6. Определение, разъяснение домашнего задания.

                   Эпиграф  на доске:

                                                                                          « Как прекрасна Земля,

        И на ней человек».

        С. Есенин.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем дальнейшее изучение живой природы организмов, живущих на нашей планете, их разнообразие, значение в жизни человека и в  природе. Ознакомимся с биологией – как наукой и ее основными разделами. В конце урока мы выполним небольшой тест по разделам наук. В течение урока вы будете получать цветные карточки, а в конце урока по их результатам  получите оценки. У вас на партах лежат кленовые листочки для голосования. Откройте свои тетради и запишите тему урока.

Ребята, знания, полученные вами в курсе природоведения в начальной школе, помогут ответить на мой вопрос:  

назовите живые существа, относящиеся к живой природе?

Ответ: человек, животные, растения, грибы, микробы, микроорганизмы.

Сегодня, мы будем говорить о них, а сейчас, познакомимся с главной наукой о живой природе – биологией. Термин «биология» состоит из двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - учение, наука.

Вопрос: А как вы думаете, как называют людей, занимающихся этой наукой?

Ответ: Биологи.

А теперь мы все мысленно закрыли глаза на секунду, представили, что мы стали биологами – учеными, которые любят путешествовать и открывать новые неизведанные земли, животных организмов на них. Открыли глаза  с мыслью, что нам необходимо для этого отправиться в кругосветное путешествие на нашем корабле. Вот наш корабль.

Вопрос: Как мы его назовем?

Ответ: «На пути к биологии».

Вопрос: Все согласны? Поднимите свои кленовые листочки и проголосуйте.

Ответ: Да, согласны.

Цель нашего путешествия – открыть и изучить острова, познакомиться с биологическими науками, которые помогут нам остановить свой выбор на конкретном разделе биологии в будущем. Все мы с вами стали дружной командой, готовой оказать помощь окружающим. Нам будут встречаться живые существа, которые вы знаете и не знаете. Поэтому я попрошу вас вспомнить о растениях, животных, грибах и микроорганизмах.

Первый ряд: Поднимите все кленовые листочки и прочитайте слово. ( Растения - о них вы будете вспоминать).

Второй ряд: Вы прочитали на своих листочках слово – Животные и человек, значит, вы вспоминаете о них.

Третий ряд: Вы прочитали на своих листочках -  Бактерии, значит, вы вспоминаете о них.

Будьте внимательны, вот ваш первый остров.

Вопрос: Какие ваши первые впечатления?

Ответ: Очень зеленый, ароматно пахнущий, красивый, аппетитный.

Правильно, этот остров очень красив, я с вами согласна.

Вопрос: Из каких живых организмов он состоит? Почему я их так называю?

Ответ: Группа биологов, изучив остров, отвечают. Это растения. Они питаются, дышат, растут, размножаются – одним словом, живые организмы,  как и мы с вами.

Вопрос: Как можно отличить их от других живых организмов?

Ответ: Мы провели ряд исследований и выяснили, они отличаются от других живых организмов:

- зеленые;

- имеют цветки и плоды;

- живут на одном месте.

Вопрос: Что еще вы знаете о растениях? Назовите их?

Ответ: На Земле 500 тысяч  видов растений, их роль очень огромна для природы в целом:

- выделяют кислород;

- очищают воздух (атмосферу) от пыли, газов;

-  поддерживают климат ( снегозадержание, снижение жары, поддержание полноводия рек, ослабление скорости ветра);

- для человека – источник здоровья, витаминов (лекарственные и культурные растения), в пищу.

Значит, мы с вами нашли на этом острове растения, траву – перевод с греческого слова «ботанэ». Название раздела биологии, изучающего разнообразие растительного мира на Земле, его происхождение, развитие, распространение – это ботаника.

Вопрос:  Давайте с вами назовем этот остров?

Ответ: « Ботанический» ( проголосовали кленовыми листочками).

Вопрос: Какие растения будут полезны нам в путешествии:

Ответ:  Наши биологи подготовили ответ. Выходит группа и рассказывает:

- Лекарственные для лечения болезней, это калина (кора для остановки кровотечения и плоды), мать-и-мачеха ( листья - отхаркивающее средство), дуб обыкновенный ( кора- противовоспалительное средство), тмин обыкновенный ( плоды – при болях в кишечнике), горец птичий ( побег (надземная часть)- кровоостанавливающее средство);

- Декоративные - для красоты, духовного обогащения людей: пионы, ирисы, хризантемы, лилии, гвоздики;

- Культурные- используются в пище, получении необходимых витаминов для человека: картофель, чеснок, лук, свекла, капуста, кукуруза, фрукты, овощи ( показ муляжей).

Вопрос: Отсюда мы можем сделать вывод о значении растений, какой?

Ответ: Значение растений определяется их ролью в жизни других организмов, в природе в целом.

Пополнив свои запасы, мы плывем дальше, вспоминая «Ботанический» остров. А вот посмотрите слева по курсу следующий остров. Он очень поющий (слышится пение птиц), на нем  кто-то очень быстро двигается, прыгает, скачет, слышны звуки.

Вопрос: Кто же это, вы узнали?

Ответ: Животные.

Вопрос: Каких животных вы знаете, какова их роль в природе?

Ответ: Выходит группа биологов и рассказывают:

- Роль животных в жизни человека – это домашние животные ( источник пищи, кожи, шерсти). Соболь и песец.

-Помощники человеку в труде, спорте, отдыхе ( по атласу- верблюд, слон, лошади).

-Меньшие братья человека-  собака, кошка.  Человек должен разумно относиться к животным, нести за них ответственность.

-Используются для исследований ( собаки, дельфины, лягушки). Человек должен проявить себя бережливым, добрым, знающим хозяином Земли.

 На этом острове мы познакомимся со следующим разделом биологии, исследующим животных, зоологией, что в переводе с греческого слова «зоо» - животные.

Вопрос: Как же мы назовем этот остров?

Ответ: Зоологический ( проголосовали).

Вопрос: Все согласны?

Ответ:  Да.

Кто-то  из вас уже выбрал дальнейшее изучение раздела зоологии для себя.

Вопрос: А каких еще вы животных вы знаете?

Ответ: На этом острове мы встретились с большим  разнообразием птиц: это дятел, воробьи, соловьи, дрозды, ласточки, клест. Они встречаются везде. Мы можем увидеть также животных на влажных препаратах, а разнообразие бабочек, жуков, рыб на таблицах.

Пополнив свои запасы пищи и воды, мы отправились дальше.  Путь у нас не близкий, очень интересный и тернистый. Посмотрите, на этом острове нас встречают люди, с которыми мы можем пообщаться, т. к.  мы давно не встречали других людей. Изучением строения, функций организма человека, условий сохранения его здоровья, занимается анатомия, физиология и гигиена человека, от греческого слова « анатомэ» - рассечение, а «физис» - природа.  Многие сразу захотели заниматься этой наукой. Теперь вы знаете в каком разделе можно найти ответы на вопросы, касающиеся вашего здоровья и здоровья ваших близких. Я бы присоединилась к мнению современного русского поэта В. Солоухина о человеке «такой же как дерево, как облако, как вода», а вы задумайтесь над его словами:

«Я иду по лесам, раздвигая зеленые ветви,

Я иду по лугам, раздвигая цветущие травы,

Я иду по земле, раздвигая прозрачный воздух,

Я такой же как дерево, как облако, как вода…»

И ученые уже доказали, что человек, подобно животным и растениям,  звездам и атомам, есть часть природы. Человек – особый вид живых существ.

Вопрос: А что вы знаете о человеке?

Ответ:  Человек – часть природы, ее живого мира, как и другие живые существа он дышит, питается, растет,  развивается, у него рождаются дети.

Человек отличается от животных тем, что он мыслит, обладает речью, трудится, поэтому мы и живем в современном мире, где есть города, дороги, заводы, машины, телевизоры, телефоны и компьютеры.

Вопрос: А как мы назовем этот остров?

Ответ:  Анатомический (проголосовали), все согласны.

Отправились дальше.

Недалеко от него мы увидели сразу ряд островов.  Ближе всех к нам расположен остров, где есть и растения и животные, которые обитают свободно, вместе, как дома. В переводе с греческого «экос» - дом. А связь организмов с окружающей  их средой исследует экология.

Вопрос: Что вы знаете об экологии?

Ответ: Экология необходима для изучения живых существ и того, с чем они связаны. Например, растения связаны с воздухом, водой, животными, человеком, а это изучает экология, чтобы охранять их и окружающую среду вокруг них.

Вопрос: Как мы назовем этот остров?

Ответ: Экологический (проголосовали), все согласны.

А к этому острову справа примыкает еще один с грибами, их очень много, все они разные. Изучением грибов занимается микология, от греческого слова «микос» - гриб.

Вопрос: Знаете ли вы грибы?

Ответ: Да. Грибы это особая группа живых существ. Они помогают деревьям, кустарникам и растениям всасывать из почвы воду с растворенными в ней веществами. Ими питаются люди, животные ( лось, олень, белки, сороки).

 Есть грибы ядовитые: бледная поганка, ложные опята, ложные лисички, мухомор (хотя он является лекарством для лосей).

А есть съедобные, которые пригодятся нам в путешествии (показ таблиц и муляжей): «грузди» - они не боятся заморозков, не крошатся, не ломаются; «белый гриб» (боровик, коровяк0 – наипервейший гриб, очень вкусен, ароматен, красив, лакомство даже для овец, коров, белок, кабанов.

Попробуйте отгадать загадки, которые все об одном грибе, о каком?

1.На бору, на юру

Стоит старичок

Красный колпачок

Без головы, а в красной шапке.

2.сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел

3.Под деревом, под осиною

Стоит мальчик с пальчик

На нем сер кафтанчик

Красная шапочка.

Этот гриб - подосиновик, нарядный, они растут группами в березняках и лесу.

Вопрос: Какое название получит этот остров?

Ответ: Микологический (проголосовали), все согласны.

Продолжим дальше наше плавание. Недалеко появился маленький островок, где живут маленькие микроорганизмы, в переводе с греческого «микро» - малые, их изучением занимается микробиология.

Вопрос: Что вы знаете о бактериях, которые являются микроорганизмами?

Ответ: Они играют большую роль в природе и жизни человека. В природе- они разрушают органические вещества ( трупы животных, растений), превращая все это в перегной. А для человека –поселяются на продуктах питания и предметах, окружающих его, портят их и конечно вызывают заболевания ( холера, чума, тиф).

Вопрос: Как назовем этот остров?

Ответ: Микробиологический (проголосовали), все согласны.

После этого мы приближаемся к большому острову с приборами и препаратами, без которых нам не как не обойтись. В переводе с греческого «цитос» - клетка, изучением клеток занимается цитология.

Вопрос: Почему так важно знать о клетках?

Ответ: Потому что все организмы состоят из клеток, которые можно увидеть в микроскоп.

В настоящее время мы можем изучить живые организмы более подробно в этом разделе. У меня в руках кожица лука.  Можем ли мы рассмотреть, из чего она состоит без микроскопа? Конечно, нет. А теперь посмотрите все в микроскоп на столе, и вы найдете клеточное строение кожицы лука.

Вопрос: как мы назовем этот остров?

Ответ: Цитологический (проголосовали), все согласны.

Вот и подходит к концу  наше путешествие, и мы с вами оказались на последнем острове, где можно увидеть самое обыкновенное и необыкновенное.

Вопрос: Как вы думаете, кто рождается у слонов, кошек и собак?

Ответ: Слонята, котята, щенята.

Вопрос: А на дубе растут?

Ответ: Желуди.

Вопрос: Почему же именно так бывает, а не наоборот?

Ответ: Потому что потомству и детенышам передаются особенности родителей.

Правильно, и они передаются по наследству, в переводе с греческого « генос» - род, происхождение – это свойство организмов называется наследственностью, а его изучает биологическая наука – генетика.

Вопрос: Как будет называться этот остров?

Ответ: Генетический (проголосовали), все согласны.

Теперь мы можем узнать, почему мы похожи на маму, папу, бабушку и дедушку.

После этого мы причаливаем к своему родному острову, где нас долго не было.

Вопрос: Все довольны путешествием?

Ответ: Да.

Кто- то из вас уже выбрал раздел науки, чтобы глубоко изучить его. Это очень хорошо.

Вопрос: Но мы с вами не должны забывать о чем? Подумайте над моим вопросом, а я прочту вам слова – предупреждение поэта Р. Рождественского:

«Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И земли без воды….

Все меньше - окружающей природы,

Все больше -  окружающей среды».

Ответ: Нельзя допустить, чтобы стали нормой жизни эти слова. Каждый из нас должен научиться думать о природе, сохранении ее другим поколениям. И внести свой посильный вклад в охрану окружающего нас мира.

Правильно, а теперь я предлагаю вам сдать визитные карточки вместе с цветными, для выставления оценок.

Закрепление:

Взяли листочки с тестом, выполнили задание ( прил.1).

Сдали, поставив на них свою фамилию.

Открыли рабочие тетради и выполнили задания: стр.55 №133, стр.56 №134, стр.58 №138, стр. 51-52 №121.

Домашнее задание:   стр. 136-139, стр. 139 №3, мини-сочинение о животных или растениях (фото-рисунки), изготовить домашний микроскоп.

Приложение 1.

 Стр.51-52 №121.

Подчеркните те признаки живых организмов, которые отличают их от неживых тел:

  1. Состоят из неорганических веществ;
  2. Дышат;
  3. Питаются;
  4. Состоят из органических веществ;
  5. Двигаются и размножаются;
  6. Умирают;
  7. Образуют органические вещества из неорганических;
  8.  Не растут;
  9. Реагируют на смену дня и ночи;
  10. Неподвижны.

Стр.55 №133.

В природе животные имеют большое значение. Например,

дают человеку пищу,  уничтожают вредителей, вредят посевам, дают шерсть и молоко, мясо, разносят семена растений, уничтожают грызунов.

Вычеркните лишнее.

Стр.56 № 134.

В жизни человека животные также имеют большое значение. Например,

дают сырье  для промышленности и медицины,  являются живыми  фильтрами в водоемах, повреждают корни растений, распространяют различные заболевания, повреждают изделия из шерсти кожи, дают шерсть и другие продукты.

Вычеркните лишнее.

Стр.58 № 138.

Среди названий грибов:

 ложная лисичка, опенок, желчный гриб, лисичка, шампиньон, мухомор, белый гриб, ложный опенок, бледная поганка, груздь, подосиновик, масленок, трутовик.

Укажите названия:

А) съедобных грибов –

Б) ядовитых грибов -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."

Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...

Бакулина Е.В. учебно -методический материал для урока биологии 6класс

Стебель – осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. На нём развиваются листья, цветки, плоды ...

Учебно-методическое пособие "Тренировочные тесты по немецкому языку для 9 класса по теме "Россия"

Материал содержит тесты по теме "Россия". Это "Байкал. Волга. Древнерусские города Углич и Ярославль"Можно использовать как дополнение к учебнику для школ с углубленным изучением н...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»

Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...