Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система".9 класс коррекционная школа
план-конспект урока (9 класс) по теме

Бараш Ирина Леонидовна

Мочевыделительная  система. Почки -  органы выделения. Предупреждение болезней почек. Конспект урока с презентацией и заданием на повторение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока55 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII  вида) № 18 Центрального района                          Санкт – Петербурга

Конспект урока по биологии 9  класс

Мочевыделительная  система.

Почки -  органы выделения.

Предупреждение болезней почек.

                                                                                                          Составитель: Бараш И.Л.

Санкт-Петербург

2014/2015 учебный год

 

Тема: Мочевыделительная  система. Почки -  органы выделения. Предупреждение болезней почек.

Цель: Формировать представление о строении мочевыделительной  системы в целом,  почек, их функций и сохранения их здоровья.

Задачи:

Образовательные

1.Формировать представление о местоположении и строении почек и мочевого пузыря в теле человека.

2.Формировать представление о сохранении здоровья почек.

3.Знакомить (ознакомить) с  веществами вызывающими почечные заболевания.

4.Закрепить представление о внутренних системах человека.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

2.Воспитывать чувство работы в коллективе.

Развивающие:

1.Развивать умение работать с текстом учебника  и  иллюстрациями.
2.Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы
3.Развивать умение использовать имеющие знания, внимательно слушать и анализировать информацию
4.Умение давать объяснения терминам.

Оборудование: видеопрезентация, рабочие тетради по биологии для 9 класса, учебники, макет строения тела человека, шарик, воронка  и вода.

План урока:

  1. Орг. Момент -  1 мин
  2. Повторение -  2 мин
  3. Объяснение нового материала  - 15 мин
  4. Демонстрация опыта -  2 мин
  5. Объяснение нового материала  - 7  мин
  6. Работа в тетрадях  - 10 мин
  7. Организация окончания занятия  - 3  мин.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

-Здравствуйте 9 класс, подготовились к уроку и садимся на свои места.

Подготовка к уроку

Повторение

-Ребята, в нашем организме протекает огромное количество процессов.

Вы можете их назвать?

Слайд 1.   А какой процесс изображён на картинке?

Работа с презентацией.

Пищеварительный процесс.

Назовите на слайде 2 правильно ли расположены внутренние органы. Сравним изображения. Какие нарушения вы видите?

Работа с презентацией.

Объяснение нового материала.

 Слайд 3.

Сегодня мы приступаем к изучению мочевыделительной системы.

Она состоит из:

  1. Почек.
  2. Мочеточников.
  3. Мочевого пузыря.
  4. Мочеиспускательного канала.

 

 

 Слайды  4, 5.

Схема  мочевыделительной системы.

Мочеобразующие органы

Мочевыводящие органы

Слайды 6,7.

Строение и функции почек.

Мочеобразующий орган – почка.

Функции почек.

Слайд 8

У человека две почки. Величина каждой из них – с кулак человека. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. В каждой почке различают корковый и мозговой слои и почечную лоханку. В почки по почечным артериям поступают питательные вещества и жидкие продукты клеточного распада.

Слайд 9

Почки разделяют их. Вещества, необходимые организму в нужном количестве, попадают в почечные вены и используются организмом, вредные и ненужные вещества оказываются в почечных лоханках и оттуда по мочеточникам попадают в мочевой пузырь, а потом по мочеиспускательному каналу удаляются из организма в виде мочи.

Слайд 10

Мочевой пузырь.

Рассматриваем изображение на слайде.

Демонстрация опыта.

Мочевой пузырь состоит из мышц и может сокращаться и увеличиваться, как надувной шарик. В него поступает моча из мочеточников,  и когда мы идём в туалет  и опорожняем его, он сокращается и становится пустым.  

Итак, почки, мочеточник и мочевой пузырь вместе называются мочевыделительной системой.

Через воронку в воздушный шарик наливаем воду, так наш мочевой пузырь наполняется и  может растягиваться.

Слайд 11.

Основным органом мочевыделительной системы являются почки; мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал – мочевыносящие органы, удаляющие мочу из организма. Очищение крови от растворенных в ее плазме вредных и избыточных веществ происходит в многочисленных нефронах почки. Очищенная кровь по почечной вене возвращается в кровяное русло.

Объяснение нового материала.

Слайд 12.

- Если бы почки у нас не работами, то вредные вещества накапливались бы в нашем организме и отравили бы его.

Поэтому необходимо следить за их здоровьем.

-Как вы думаете, что же вредно для почек?

-Почки выводят из организма соль, которую мы добавляем в пищу. Но если они с этим не справляются, то в них образуются скопления солей, которые могут достичь больших размеров  (и образовать камни), а  они вызывают ужасные боли в теле.

-Поэтому,  что нам нужно делать с солью и острыми продуктами?

-Алкоголь, тоже вредно влияет на почки. Приводит к омертвлению органа.

-А так же нам надо следить за тем чтобы мы не замерзали. Особенно беречь надо в тепле ноги.

-Какие правила мы запомним по уходу за здоровьем почек?

-Сейчас если почки не могут функционировать, проводятся операции по их пересадке, а при мочекаменной болезни используют специальный аппарат, для дробления камней и превращения их в песок, который почти безболезненно выходит из организма

Ответы учащихся.

Знать меру в употреблении алкоголя,  соли и острых продуктов.

1.Мера в алкоголе

2.Мера в употреблении острых продуктов и консервов.

3.Тепло одеваться

Работа в тетрадях.

Стр. 83-85

Выполняем все задания.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Учитель подходит к каждому ученику и проверяет ход его работы.

Организация окончания урока

-Ребята, о каких внутренних органах мы сегодня узнали?

-Чем они связанны между собой?

-Как мы должны относиться к их здоровью?

-Что вредно для почек?

Спасибо, урок окончен.

Выставление оценок за урок.

-мочевой пузырь, почки

-мочеточниками

-Внимательно

-Переохлаждение, злоупотребление алкоголем и солью  и  острой пищей.

Литература: Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва.  Биология. Человек. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение, 2010.

          Рабочая тетрадь Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва.  Биология. Человек. 9 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение, 2010.

https://ru.wikipedia.org/wiki 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Мочевыделительная система человека. Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускатель- ный канал.

Слайд 4

Схема мочевыделительной системы. Мочевыделительная система Мочеобразующие органы Мочевыводящие органы Почки Мочеточники Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал

Слайд 6

Строение и функции почек. Мочеобразующий орган – почка. Парный орган бобовидной формы, сверху расположены надпочечники. На правую почку «давит» печень, поэтому она на 1-1.5 см ниже левой. Вес почки 300 грамм, снаружи покрыта прочной и эластичной капсулой. Функции почек. Выделительная (удаляет избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена); Защитная (обеспечивает выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена); Участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма.

Слайд 7

Строение и функции почек.

Слайд 8

У человека две почки. Величина каждой из них – с кулак человека. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. В каждой почке различают корковый и мозговой слои и почечную лоханку. В почки по почечным артериям поступают питательные вещества и жидкие продукты клеточного распада.

Слайд 9

Почки разделяют их. Вещества, необходимые организму в нужном количестве, попадают в почечные вены и используются организмом, вредные и ненужные вещества оказываются в почечных лоханках и оттуда по мочеточникам попадают в мочевой пузырь, а потом по мочеиспускательному каналу удаляются из организма в виде мочи.

Слайд 11

Выводы Основным органом мочевыделительной системы являются почки; мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал – мочевыносящие органы, удаляющие мочу из организма. Очищение крови от растворенных в ее плазме вредных и избыточных веществ происходит в многочисленных нефронах почки. Очищенная кровь по почечной вене возвращается в кровяное русло.

Слайд 12

БОЛЕЗНИ ПОЧЕК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Конспект урока по грамматике в коррекционной школе

Это подробный план-конспект урока грамматики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха)....

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...