План-конспект урока по биологии. Тема: "Ракообразные" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Цель урока: 1. Дать общую характеристику типу и классу.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с типом и классом.
2. Характеризовать термины и понятия и объяснять взаимосвязь между ними.
3. Иметь представление о типе «Членистоногие», классе «Ракообразные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rakoobraznye_7_klass.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ № 484
С.П.Федечкина
" " 201__ г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения урока по биологии с учащимися 7 класса
" " ____________ 201___ года
Тема: «Тип «Членистоногие», Класс «Ракообразные»».
Цель урока: 1. Дать общую характеристику типу и классу.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с типом и классом.
2. Характеризовать термины и понятия и объяснять взаимосвязь между ними.
3. Иметь представление о типе «Членистоногие», классе «Ракообразные».
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы, наглядные пособия.
Используемая литература:
Учебник Биология 7 класс
ХОД УРОКА:
№ п/п | Этапы урока | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. Цель: организовать детей, настроить на изучение материала. 5 мин. | Беседа | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверяю наличие учащихся на уроке. Проверяю выполнение домашнего задания по пройденному материалу. | Приветствуют учителя. Садятся. Отвечают на вопросы учителя |
2. | Изучение нового материала. Цель: расширить знания о теме урока. | Рассказ |
КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ - CRUSTACEA
Характеристика класса ракообразных
Часть организма | Характеристика |
Общий план строения | Размеры колеблются от долей миллиметра до 0,8 м. Тело состоит из сегментов. Часть сегментов срастаются. Сегменты группируются в отделы: голову, грудь и брюшко. Задний край головы и грудь многих ракообразных покрыты со спинной стороны хитинизированной складкой - карапаксом. |
Покровы | Хитинизированная кутикула. У крупных или наземных ракообразных пропитана известью. В кутикуле имеются разнообразные пигменты, окрашивающие тело в различные цвета. Хитинизированный наружный скелет не способен расти, поэтому ракообразные периодически линяют. |
Мышечная система | Развита значительно. Мышечные пучки прикрепляются к внутренним выростам внешнего скелета. |
Пищеварительная система | Рот, пищевод, желудок (задняя часть пищевода, часто имеющая хитиновые зубы), средняя кишка, задняя кишка, оканчивающаяся анальным отверстием. |
Выделительная система | Парные выделительные железы (может иметься от одной до нескольких пар), имеющие собственные выводные отверстия. |
Кровеносная система | Незамкнутая. Кровь попадает в сердце из околосердечной сумки через отверстия, снабженные клапанами. Из сердца кровь поступает в кровеносные сосуды, из которых изливается на все органы. Затем кровь собирается через щели полости тела в жабрах, где происходит газообмен. Обогащенная кислородом кровь собирается в околосердечной сумке. У некоторых мелких ракообразных кровеносная система отсутсгвует |
Дыхательная система | Жабры. для нормального дыхания жабры должны быть всегда влажными. Это касается и ракообразных, выходящих на сушу. Некоторые мелкие виды не имеют дыхательной системы. Например, у циклопов дыхание осуществляется через покровы тела. |
Нервная система | Окологлоточный ганглий. брюшная нервная цепочка. отходящие от нее нервы. У некоторых крабов все ганглии грудного отдела сливаются в единую массу, от которой отходят многочисленные нервы. |
Органы чувств | Две пары антенн, снабженных многочисленными чувствительными щетинками, выполняющими функции обоняния, осязания и чувства химического состава воды. |
Половая система | Большинство видов раздельнополы (гермафродитами являются в массе своей сидячие и паразитические виды). Оплодотворение внутреннее. Развитие организма может быть либо прямое. либо с превращением (через стадию личинки науплимуса). Для некоторых ракообразных характерен партеногенез (развитие яйцеклетки без оплодотворения). |
.
Представители некоторых групп ракообразных
Подкласс Жаброногие | Подкласс Максиллоподы | Подкласс Высшие ракообразные |
Самые примитивные представители класса. Грудные ножки слабо хитинизированы и одновременно служат для передвижения, дыхания и направления пищи ко рту. Обитают преимущественно в пресных водах. Очень редко встречаются морские виды. Все ведут свободный образ жизни. Щитни - рачки 5 см длиной, темно-коричневого цвета, Дафнии - очень мелкие пресноводные рачки - 1 - 2 мм длиной. | Грудной отдел состоит обычно из 6 сегментов. Грудные ножки служат только для передвижения. Жабры и сложные глаза обычно отсутствуют. Кровеносная система сильно упрощена или отсутствует. Встречаются в самых разнообразных биотопах. Циклопы обычно пресноводные виды. Очень мелкие. Чаще хищники, реже питаются растительной пищей. Карпоеды это-паразиты рыб. Морские желуди - рачки. ведущие прикрепленный образ жизни. Тело заключено в раковину, состоящую из нескольких известковых пластинок. | Грудь состоит из 8. а брюшко из 6 или 7 сегментов. Имеются брюшные хитинизированные конечности. У всех хорошо развиты пищеварительная железа, сердце, кровеносные сосуды. Более крупные, чем представители других подклассов ракообразных. Освоили самые разнообразные биотопы. Частично приспособлены к жизни на суше. Креветки - десятиногие морские рачки. Камчатский краб крупнейший представитель крабов. Размах его конечностей составляет более 1 м. Широкопалый и узкопалый раки - типичные обитатели пресноводных водоемов. |
Строение рака речного:
1 и 2 - первые и вторые антенны;
3 - «головной мозг»;
4 - сердце;
5 - пищеварительная железа;
6 - кишка;
7 - органы выделения (зеленая железа и мочевой пузырь);
8 - клешня;
9 - ходильные ноги;
10 - брюшные конечности;
11 - последний плеопод;
12 - брюшная нервная цепочка
3. | Домашнее задание. Цель: повторить и закрепить полученный на уроке материал. 3 мин. | Изучить материалы конспекта. Индивидуальное задание: подготовить сообщения по теме урока. | Записывают домашнее задание в дневники. | |
4. | Итог урока 1 мин. | Сегодня на уроке я ставлю |
Преподаватель биологии
Иванова И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2....
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Бинарный урок по биологии и химии....
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"
Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...