План-конспект урока по биологии. Тема: "Ракообразные" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Иванова Ирина Викторовна

Цель урока: 1. Дать общую характеристику типу и классу.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с типом и классом.

2.  Характеризовать термины и понятия и объяснять взаимосвязь между ними.

3.  Иметь представление о типе «Членистоногие», классе «Ракообразные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rakoobraznye_7_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 484

                                                                  С.П.Федечкина

"          "                         201__ г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения урока по биологии с учащимися  7 класса

"     " ____________ 201___ года

Тема: «Тип «Членистоногие», Класс «Ракообразные»».

Цель урока: 1. Дать общую характеристику типу и классу.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с типом и классом.

2.  Характеризовать термины и понятия и объяснять взаимосвязь между ними.

3.  Иметь представление о типе «Членистоногие», классе «Ракообразные».

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, наглядные пособия.

Используемая литература:

Учебник Биология 7 класс

ХОД УРОКА:

п/п

Этапы урока

Методы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный

момент.

Цель:     организовать    детей,    настроить на изучение материала. 5 мин.

Беседа

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверяю наличие учащихся на уроке.

Проверяю выполнение домашнего задания по пройденному материалу.

Приветствуют    учителя.

Садятся.

Отвечают на вопросы учителя

2.

Изучение   нового

материала.

Цель:   расширить

знания    о    теме урока.

Рассказ

КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ - CRUSTACEA

Характеристика класса ракообразных

Часть организма

Характеристика

Общий план строения

Размеры колеблются от долей миллиметра до 0,8 м. Тело состоит из сегментов. Часть сегментов срастаются. Сегменты группируются в отделы: голову, грудь и брюшко. Задний край головы и грудь многих ракообразных покрыты со спинной стороны хитинизированной складкой - карапаксом.

Покровы

Хитинизированная кутикула. У крупных или наземных ракообразных пропитана известью. В кутикуле имеются разнообразные пигменты, окрашивающие тело в различные цвета. Хитинизированный наружный скелет не способен расти, поэтому ракообразные периодически линяют.

Мышечная система

Развита значительно. Мышечные пучки прикрепляются к внутренним выростам внешнего скелета.

Пищеварительная система

Рот, пищевод, желудок (задняя часть пищевода, часто имеющая хитиновые зубы), средняя кишка, задняя кишка, оканчивающаяся анальным отверстием.

Выделительная система

Парные выделительные железы (может иметься от одной до нескольких пар), имеющие собственные выводные отверстия.

Кровеносная система

Незамкнутая. Кровь попадает в сердце из околосердечной сумки через отверстия, снабженные клапанами. Из сердца кровь поступает в кровеносные сосуды, из которых изливается на все органы. Затем кровь собирается через щели полости тела в жабрах, где происходит газообмен. Обогащенная кислородом кровь собирается в околосердечной сумке. У некоторых мелких ракообразных кровеносная система отсутсгвует

Дыхательная система

Жабры. для нормального дыхания жабры должны быть всегда влажными. Это касается и ракообразных, выходящих на сушу. Некоторые мелкие виды не имеют дыхательной системы. Например, у циклопов дыхание осуществляется через покровы тела.

Нервная система

Окологлоточный ганглий. брюшная нервная цепочка. отходящие от нее нервы. У некоторых крабов все ганглии грудного отдела сливаются в единую массу, от которой отходят многочисленные нервы.

Органы чувств

Две пары антенн, снабженных многочисленными чувствительными щетинками, выполняющими функции обоняния, осязания и чувства химического состава воды.

Половая система

Большинство видов раздельнополы (гермафродитами являются в массе своей сидячие и паразитические виды). Оплодотворение внутреннее. Развитие организма может быть либо прямое. либо с превращением (через стадию личинки науплимуса). Для некоторых ракообразных характерен партеногенез (развитие яйцеклетки без оплодотворения).

.

Представители некоторых групп ракообразных

Подкласс Жаброногие

Подкласс Максиллоподы

Подкласс Высшие ракообразные

Самые примитивные представители класса. Грудные ножки слабо хитинизированы и одновременно служат для передвижения, дыхания и направления пищи ко рту. Обитают преимущественно в пресных водах. Очень редко встречаются морские виды. Все ведут свободный образ жизни.

Щитни - рачки 5 см длиной, темно-коричневого цвета,

Дафнии - очень мелкие пресноводные рачки - 1 - 2 мм длиной.

Грудной отдел состоит обычно из 6 сегментов. Грудные ножки служат только для передвижения. Жабры и сложные глаза обычно отсутствуют. Кровеносная система сильно упрощена или отсутствует. Встречаются в самых разнообразных биотопах.

Циклопы обычно пресноводные виды. Очень мелкие. Чаще хищники, реже питаются растительной пищей. Карпоеды это-паразиты рыб. Морские желуди - рачки. ведущие прикрепленный образ жизни. Тело заключено в раковину, состоящую из нескольких известковых пластинок.

Грудь состоит из 8. а брюшко из 6 или 7 сегментов. Имеются брюшные хитинизированные конечности. У всех хорошо развиты пищеварительная железа, сердце, кровеносные сосуды. Более крупные, чем представители других подклассов ракообразных. Освоили самые разнообразные биотопы. Частично приспособлены к жизни на суше.

Креветки - десятиногие морские рачки.

Камчатский краб крупнейший представитель крабов. Размах его конечностей составляет более 1 м.

Широкопалый и узкопалый раки - типичные обитатели пресноводных водоемов.

Строение рака речного:

1 и 2 - первые и вторые антенны;

3 - «головной мозг»;

4 - сердце;

5 - пищеварительная железа;

6 - кишка;

7 - органы выделения (зеленая железа и мочевой пузырь);

8 - клешня;

9 - ходильные ноги;

10 - брюшные конечности;

11 - последний плеопод;

12 - брюшная нервная цепочка

3.

Домашнее     задание.

Цель: повторить и закрепить    полученный на уроке материал. 3 мин.

Изучить материалы конспекта. Индивидуальное задание: подготовить сообщения по теме урока.

Записывают домашнее задание        в дневники.

4.

Итог урока 1 мин.

Сегодня      на      уроке      я      ставлю

Преподаватель биологии

                                                                                                Иванова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект бинарного урока по биологии и химии.

Бинарный урок по биологии и химии....

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"

Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...