рабочая програмамма по биологии (5 класс)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Маслова Елена Васильевна

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и составлена на основе:

- рабочих программ по биологии; Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011

- фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования

 


 

Базовый учебник:

«Биология. Живой организм 5-6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение» 2013г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 118 "Школа мудрости"

Ворошиловского района  города Ростова-на-Дону

«Согласовано»

Руководитель методического объединения                                                              ________________________2013г.

«Утверждаю»

директор гимназии №         118                                                 _____________________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 5  КЛАССА

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Сухорукова  Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,  И.Я. Колесникова; Рос. акад. наук, изд-во "Просвещение" -

2-е изд. М.: Просвещение, 2013 - 143с.ил.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы

учитель

Маслова Елена  Васильевна

педагогический стаж 20 лет,

 высшая квалификационная категория

2013 год

Пояснительная записка

         Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и составлена на основе:

- рабочих программ по биологии; Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Пособие для учителей  общеобразовательных учреждений.  Москва «Просвещение» 2011

- фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования

          Базовый учебник:

«Биология. Живой организм 5-6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение» 2013г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

 

        В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;

- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

        Для достижения целей ставятся задачи:      

        Образовательные:

усвоение знаний о том, что:

- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;

- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.

         Развивающие:

- формирование умений: наблюдать,  работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

          Воспитательные:

Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.

Результаты обучения:

I. В направлении личностного развития:

1.1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

1.2. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

1.3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

1.4.Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости глобальных проблем человечества;

1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

1.6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

1.7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, старшими и младшими в процессе познавательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

1.8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

1.9. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

1.10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

II. В метапредметном направлении:

2.1. Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

2.2. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.3. Использование различных источников для получения биологической  информации, анализировать и оценивать информацию; понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

2.4. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2.6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

2.7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

2.8. Умение создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

2.9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

2.10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.11. Формирование ИКТ-компетенции.

III. В познавательной сфере  

3.1.Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

3.2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3.3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

3.4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

3.5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

3.6. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родстве общности эволюции растений и животных;

3.7. Овладение методами биологической науки ; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

3.8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

3.9. Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

         Компетентностно -ориентированная модель образовательного процесса направлена на формирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:

- личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

На данной ступени образования происходит освоение следующих общепредметных компетенций:

   

   Учебно-познавательная компетенция, которая включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях.

   В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

        1.Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

        2.Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

        3.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент).

         4.Творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

      Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, модем, принтер, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

     1.Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

     2.Умение готовить и делать сообщение.

     3.Умение пользоваться интернетом для поиска учебной информации.

     4.Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

      Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

     В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

     1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

     2.Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

     3. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров.

     4.Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

      Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик.

     В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:

     1. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

       2. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

      3. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

      4. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

         В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии следующего класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.

Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания:       лабораторных  работ.

       Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.                                    

        Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.                           Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.

         В программе дается  распределение материала по разделам и темам.

         Предусмотрено выполнение лабораторных работ.

     Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

- усиление воспитывающего потенциала;

- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Требования к уровню подготовки, обучающихся 5 класса

        Предметно-информационная составляющая образованности:

- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем и агроэкосистем;

- знание (понимание) сущности биологических процессов; круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах;

- знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

- знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире

- умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.

        Деятельностно -коммуникативная составляющая образованности:

- умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- участие в экологических акциях школы, района.

        Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Содержание программы

I. Введение (2 часа)

        Биология — наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Среды жизни. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Природное окружение и здоровье человека.

2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

        Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Разнообразие живых организмов родного края. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Среды жизни, их характерные особенности. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Экосистемная организация живой природы. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Историческая связь человека и живой природы.

        Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.

Демонстрация: схемы, рисунки, слайды, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие взаимосвязь систем органов в организме, влияние факторов внешней среды на живые организмы.

 3. Строение клетки (11 часов)                                                             

        Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов.

        Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.

        Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии -  производители и разрушители органических веществ в природе. Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов.

        Неклеточные формы жизни - вирусы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) -  самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества.

        Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ. Одноклеточные грибы.

        Грибы - разрушители органических веществ. Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса.  Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные низшие растения родного края. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.

Демонстрация: микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса, строение плесневых грибов.

4. Ткани живых организмов (9 часов)

        Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных. Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.

Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений и животных.

5. Рефлексия (повторение и обобщение изученного материала)  (1 час)

Учебно - методический комплект

1. Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6, Москва « Просвящение» 2013

2. Тетрадь -тренажер  Биология Живой организм 5-6,  Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»      

3. Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6,  Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»      

4. Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6,  Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

5. Поурочные методические рекомендации УМК    Л.Н. Сухорукова,  В.С Кучменко                

6.  Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011  Л.Н Сухоруков            В.С. Кучменко

7.  Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С» 5 класс

Электронные ресурсы:

1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

3. school-collection.edu.ru/.

4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

5. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm


Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)

I

Введение

2

Фаза постановки и решения системы учебных задач

II

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12

III

Строение клетки

11

1

IV

Ткани живых организмов

9

1

Рефлексивная фаза

V

Повторение и обобщение

1

Резерв

Итого

35

2

Календарно - тематическое планирование



Дата

план

Тема урока

Элементы содержания образования

Вид деятельности обучающихся

Метапредметный результат

Форма диагностики и контроль

Дата

факт

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)

I

Введение

1

1

Биология – наука о живых организмах.

Биология. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Структурируют знания. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность  действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

беседа

2

2

Условия, необходимые для жизни организмов

Связь земли и космоса, атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Устный опрос

Фаза постановки и решения системы учебных задач

II

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

3

1

Важнейшие признаки живых организмов.

Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Дыхание. Питание. Рост. Размножение.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эври-стическая беседа.

Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию . Умеют слушать и слышать друг друга.

Комбинированный опрос

4

2


Царства живой природы

Систематическая категория — царство, основные царства живой природы

Выявление отличительных признаков  организмов, представителей различных царств живой природы. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию . Умеют слушать и слышать друг друга. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Комбинированный  опрос

5

3


Деление царства растений на группы

Лабораторная работа № 1 «Разнообразие отделов растений»

Систематические группы царства растений

Выявление отличительных признаков  представителей царства растений,  Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Лабораторная работа

6

4


Деление  царства животных на группы

Систематические группы царства животных

Выявление отличительных признаков  представителей царства животных,  Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Комбинированный  опрос

7

5

Среда обитания. Экологические факторы

Среда обитания, экологические факторы, антропогенные факторы

Выявление факторов неживой природы, живой природы и антропогенное влияние. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий

Теоретическое исследование.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Комбинированный  опрос

8

6

Вода как среда жизни организмов. Лабораторная работа № 2. «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»

Приспособления водных обитателей к  среде обитания, стабильность водной среды.

Лабораторное исследование, выявление признаков водных обитателей. Эвристическая беседа.

Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и  отличия от эталона.

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

9

7

Наземно-воздушная среда жизни

Особенности наземно-воздушной среды жизни, приспособления  к изменениям среды

Выявление признаков на-земных оби-тателей. Раз-вернутое оце-нивание предъ-явление резуль-татов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

Комбинированный  опрос

10

8

Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании

Особенности почвенной среды жизни, приспособления  к изменениям среды. Роль растений и животных в механизмах почвообразования

выявление признаков  обитателей почвы. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий

Теоретическое исследование.

Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логи-ческие цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последо-вательность действий.

Комбинированный  опрос

11

9

Организменная среда жизни

Особенности среды. Паразитизм. Приспо-собленность организмов к условиям обитания в организме хозяина,

выявление особенностей  организменной среды. Эвристическая беседа.

Определяют основную и второстепенную информацию. Анали-зируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логи-ческие цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последо-вательность действий.

Комбинированный  опрос

12

10

Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе

Взаимосвязь организмов в сообществе. Растительное сообщество и их разнообразие, видовой состав растительного сообщества, искусственные растительные сообщества

Взаимосвязь организмов в сообществе. Растительное сообщество и их разнообразие, видовой состав растительного сообщества, искусственные растительные сообщества. Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.

Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

Комбинированный  опрос

13

11

Роль животных, грибов, бактерий в сообществе

Сообщества животных, грибов и бактерий. Круговорот веществ,  

Определение роли растений, животных, грибов, бактерий в природном сообществе. Теоретическое исследование

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень усвоения.

Комбинированный опрос

14

12

Отношение организмов в сообществе

Конкуренция, отношения хищник-жертва, паразит-хозяин, взаимовыгодные отношения.

Решение частных задач - осмыс-ление, конкре-тизация Теоретическое исследование

Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

Биологический диктант

III

Строение клетки

15

1

Развитие знаний о клеточном строении организмов

Увеличительные приборы. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Теоретическое исследование. Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности клетки

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Составляют план и после-довательность действий. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.  

Устный опрос

16

2

Работа с лупой и микроскопом. Лабораторная работа №3 Устройство увеличительных приборов

Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инстру-ментами.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Лабораторное исследование. Распознавание частей лупы и микроскопа. Освоение этапов и правил работы с микроскопом

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие ком-поненты. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют план и после-довательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и  отличия от эталона. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

17

3

Состав и строение клеток. Лабораторная работа  №4. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Методы изучения клетки. Химический состав клеток. Плазматическая мембрана, цитоплазма.

Представление результатов самостоятельной работы. Постановка и решение учебной задачи. Освоение этапов и правил работы с микроскопом, подготовка микропрепаратов

Лабораторное исследование.

 Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

18

4

Состав и строение клеток. Лабораторная работа  №5. Состав клеток

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Белки. Жиры. Углеводы

 растений

Коррекция знаний и способов действий. Определение  органические и минеральных веществ клетки прокариот и эукариот

Лабораторное исследование.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.  Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

19

5

Строение клеток бактерий.

Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Дискуссия.

Устный опрос.  

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. Составляют план и последовательность действий. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи

Дискуссия.

Устный опрос.  

20

6

Строение клеток растений. Лабораторная работа №6. Строение клетки листа элодеи

Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Хлоропласты.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Представление результатов самостоятельной работы. Распознавание органоидов растительной клетки

Лабораторное исследование. 

.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

21

7

Строение клеток животных и грибов. Вирусы.

Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни - вирусы.

Развернутое оце-нивание ,  предъ-явление резуль-татов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. Опре-деление  приз-наков  сходства и отличия в строения клеток растений, животных.

 Деловая игра.

Выделяют и формулируют позна-вательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Деловая игра

22

8

Образование новых клеток.

Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов

Определение границы знания и незнания, фиксация. Развернутое оценивание.

Теоретическое исследование. 

Выделяют и формулируют познав-ательную цель. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию

Биологический диктант

23

9

Одноклеточные организмы. Лабораторная работа  №7. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки)

Одноклеточные растения. Хлорелла, хлорококк, хламидомонада.

Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька.  Одноклеточ-ные грибы.

Постановка и решение учебной задачи. Представление результатов самостоятельной работы. Срав-нение одно-клеточных организмов между собой, формулировка выводов.

Лабораторное исследование

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выполняют операции со знаками и символами. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коо-перации. Проявляют уважительное отношение к партнерам

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

24

10

Колониальные и многоклеточные организмы.

Колониальные организмы. Колонии вольвокса.  Многоклеточные растения и животные. Много-клеточные грибы.   Губки и кишечнополостные.

Коррекция знаний и спо-собов действий. Выявление отличительных признаков растений , грибов и животных.

Эвристическая беседа.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Комбинированный опрос

25

11

Строение клетки

(обобщающий урок).Контрольная работа  №1 Строение клетки

Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Строение и химический состав клетки.

Контроль. Обобщение и систематизация знаний. Коррекция знаний и способов действий. Срав-нивание  клеток  растений, грибов, животных, формулировка  выводов  о причинах их сходства и отличия; соблю-дение  мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, бак-териями, прос-тейшими.

Письменная контрольная работа.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Устанавливают причинно-следственные связи. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат. Вносят коррективы и дополнения. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической  деятельности.

Тестовая работа

IV

Ткани живых организмов

26

1

Покровные ткани растений и животных

Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Эпителиальные ткани животных.

Вводный урок - постановка учебной задачи.  Лекция. Распознавание покровных тканей растений и животных

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Устанавливают причинно-следственные связи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

 Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Комбинированный  опрос

27

2

Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа  №8 (ч.1). «Строение покровной ткани»

Кожица листа. Строение и функции устьица. Покровная ткань.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Представление результатов самостоятельной работы. Определение  покровных  тканей растений на микропрепаратах. Понимание  связи между строением клеток и выполняемыми функциями

Лабораторное исследование.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

28

3

Механические и проводящие ткани растений.

Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений.

Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий

Теоретическое исследование. Определение  клеток механических и проводящих  тканей растений, описание  их строения и значения

Выбирают основания и критерии для сравнения,  классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознают качество и уровень усвоения. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Комбинированный  опрос

29

4

Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа  №8 (ч.2). Строение фотосинтезирующей ткани листа

Ткани. Основные и образовательные.


Коррекция знаний и способов действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Лабораторное исследование. Определение  клеток образовательной  ткани растений, описание  их строения и значения

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Устанавливают причинно-следственные связи. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Составляют план и последовательность действий. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.  

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

30

5

Соединительные ткани животных.

Ткани, органы, системы органов. Соединительные ткани

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Дискуссия. Описание разных типов соединительных тканей животных,  взаимосвязи строения и функций

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Умеют слушать и слышать друг друга.

Комбинированный  опрос

31

6

28.04

Строение соединительных тканей животных.

Лабораторная работа  №9. Строение соединительной ткани животных

Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции.

Определение соединительной ткани животных на микропрепаратах. Объяснение взаимосвязи между строением и функциями ткани. Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторная работа.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Умеют слушать и слышать друг друга.

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

32

7


Особые  ткани животных и растений.

Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений.

Объяснение строения и роли особых тканей животных и растений. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Устный опрос

Определяют основную и второстепенную информацию. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Структурируют знания. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта.

Понятийный диктант

33

8


Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа  № 10 Строение мышечных и нервной  тканей животных

Мышечная и нервная ткани животных.

 

Отработка умений связывать строе-ние мышечной и нервной тканей животных с их функциями,  определение ткани на мик-ропрепаратах. Решение частных задач - осмыс-ление, конкре-тизация и отработка нового способа действия.

Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторное исследование.

Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения.

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Лабораторная работа,

проблемно-поисковые задания

34

9


Ткани живых организмов (обоб-щающий урок). Контрольная работа №2  Ткани живых организмов

Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.

Определение видов тканей растений и животных, уста-новление взаи-мосвязи строения ткани с выполняемыми функциями. Кор-рекция знаний и способов действий. Пись-менная конт-рольная работа.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тестовая работа

Рефлексивная фаза

V

Повторение и обобщение

35

1


Повторение и обобщение

Общие понятия биологии

Установление  причинно-следственных связей. Выбор, сопоставление и обоснование способов  реше-ния задачи. Коррекция знаний и способов дейст-вий. Деловая игра

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком-муникации.

Деловая игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....

.Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику Биология. 5 класс Мансурова С.Е., Рохлов В.С., Мишняева Е.Ю.

.Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику Биология. 5 класс Мансурова С.Е., Рохлов В.С., Мишняева Е.Ю....