рабочая програмамма по биологии (5 класс)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и составлена на основе:
- рабочих программ по биологии; Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011
- фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
Базовый учебник:
«Биология. Живой организм 5-6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение» 2013г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 118 "Школа мудрости"
Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
«Согласовано» Руководитель методического объединения ________________________2013г. | «Утверждаю» директор гимназии № 118 _____________________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; Рос. акад. наук, изд-во "Просвещение" -
2-е изд. М.: Просвещение, 2013 - 143с.ил.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы
учитель
Маслова Елена Васильевна
педагогический стаж 20 лет,
высшая квалификационная категория
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и составлена на основе:
- рабочих программ по биологии; Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011
- фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
Базовый учебник:
«Биология. Живой организм 5-6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение» 2013г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Для достижения целей ставятся задачи:
Образовательные:
усвоение знаний о том, что:
- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;
- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.
Развивающие:
- формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.
Воспитательные:
Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.
Результаты обучения:
I. В направлении личностного развития:
1.1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
1.2. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
1.3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
1.4.Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости глобальных проблем человечества;
1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
1.6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
1.7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, старшими и младшими в процессе познавательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
1.8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
1.9. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
1.10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
II. В метапредметном направлении:
2.1. Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
2.2. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2.3. Использование различных источников для получения биологической информации, анализировать и оценивать информацию; понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
2.4. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2.5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2.6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
2.7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
2.8. Умение создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
2.9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
2.10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
2.11. Формирование ИКТ-компетенции.
III. В познавательной сфере
3.1.Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
3.2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3.3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
3.4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
3.5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
3.6. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родстве общности эволюции растений и животных;
3.7. Овладение методами биологической науки ; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
3.8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
3.9. Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Компетентностно -ориентированная модель образовательного процесса направлена на формирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:
- личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
На данной ступени образования происходит освоение следующих общепредметных компетенций:
Учебно-познавательная компетенция, которая включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
1.Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
2.Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
3.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент).
4.Творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, модем, принтер, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:
1.Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
2.Умение готовить и делать сообщение.
3.Умение пользоваться интернетом для поиска учебной информации.
4.Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
2.Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
3. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров.
4.Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:
1. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
2. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
3. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
4. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.
В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.
Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии следующего класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.
Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания: лабораторных работ.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.
В программе дается распределение материала по разделам и темам.
Предусмотрено выполнение лабораторных работ.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Требования к уровню подготовки, обучающихся 5 класса
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем и агроэкосистем;
- знание (понимание) сущности биологических процессов; круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах;
- знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
- знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире
- умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.
Деятельностно -коммуникативная составляющая образованности:
- умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- участие в экологических акциях школы, района.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Содержание программы
I. Введение (2 часа)
Биология — наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Среды жизни. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Природное окружение и здоровье человека.
2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)
Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Разнообразие живых организмов родного края. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Среды жизни, их характерные особенности. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Экосистемная организация живой природы. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Историческая связь человека и живой природы.
Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.
Демонстрация: схемы, рисунки, слайды, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие взаимосвязь систем органов в организме, влияние факторов внешней среды на живые организмы.
3. Строение клетки (11 часов)
Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов.
Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.
Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе. Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов.
Неклеточные формы жизни - вирусы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) - самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества.
Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ. Одноклеточные грибы.
Грибы - разрушители органических веществ. Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные низшие растения родного края. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.
Демонстрация: микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса, строение плесневых грибов.
4. Ткани живых организмов (9 часов)
Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных. Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.
Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений и животных.
5. Рефлексия (повторение и обобщение изученного материала) (1 час)
Учебно - методический комплект
1. Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6, Москва « Просвящение» 2013
2. Тетрадь -тренажер Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
3. Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
4. Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
5. Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко
6. Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков В.С. Кучменко
7. Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С» 5 класс
Электронные ресурсы:
1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
3. school-collection.edu.ru/.
4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
5. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | |||
I | Введение | 2 | |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||
II | Разнообразие живых организмов. Среды жизни | 12 | |
III | Строение клетки | 11 | 1 |
IV | Ткани живых организмов | 9 | 1 |
Рефлексивная фаза | |||
V | Повторение и обобщение | 1 | |
Резерв | |||
Итого | 35 | 2 |
Календарно - тематическое планирование
№ | № | Дата план | Тема урока | Элементы содержания образования | Вид деятельности обучающихся | Метапредметный результат | Форма диагностики и контроль | Дата факт |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | ||||||||
I | Введение | |||||||
1 | 1 | Биология – наука о живых организмах. | Биология. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Структурируют знания. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | беседа | ||
2 | 2 | Условия, необходимые для жизни организмов | Связь земли и космоса, атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Устный опрос | ||
Фаза постановки и решения системы учебных задач | ||||||||
II | Разнообразие живых организмов. Среды жизни | |||||||
3 | 1 | Важнейшие признаки живых организмов. | Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Дыхание. Питание. Рост. Размножение. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эври-стическая беседа. | Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию . Умеют слушать и слышать друг друга. | Комбинированный опрос | ||
4 | 2 | Царства живой природы | Систематическая категория — царство, основные царства живой природы | Выявление отличительных признаков организмов, представителей различных царств живой природы. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию . Умеют слушать и слышать друг друга. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Комбинированный опрос | ||
5 | 3 | Деление царства растений на группы Лабораторная работа № 1 «Разнообразие отделов растений» | Систематические группы царства растений | Выявление отличительных признаков представителей царства растений, Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Лабораторная работа | ||
6 | 4 | Деление царства животных на группы | Систематические группы царства животных | Выявление отличительных признаков представителей царства животных, Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Комбинированный опрос | ||
7 | 5 | Среда обитания. Экологические факторы | Среда обитания, экологические факторы, антропогенные факторы | Выявление факторов неживой природы, живой природы и антропогенное влияние. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий Теоретическое исследование. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Комбинированный опрос | ||
8 | 6 | Вода как среда жизни организмов. Лабораторная работа № 2. «Экологические группы наземных растений по отношению к воде» | Приспособления водных обитателей к среде обитания, стабильность водной среды. | Лабораторное исследование, выявление признаков водных обитателей. Эвристическая беседа. | Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
9 | 7 | Наземно-воздушная среда жизни | Особенности наземно-воздушной среды жизни, приспособления к изменениям среды | Выявление признаков на-земных оби-тателей. Раз-вернутое оце-нивание предъ-явление резуль-татов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. | Комбинированный опрос | ||
10 | 8 | Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании | Особенности почвенной среды жизни, приспособления к изменениям среды. Роль растений и животных в механизмах почвообразования | выявление признаков обитателей почвы. Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий Теоретическое исследование. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логи-ческие цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последо-вательность действий. | Комбинированный опрос | ||
11 | 9 | Организменная среда жизни | Особенности среды. Паразитизм. Приспо-собленность организмов к условиям обитания в организме хозяина, | выявление особенностей организменной среды. Эвристическая беседа. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анали-зируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логи-ческие цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последо-вательность действий. | Комбинированный опрос | ||
12 | 10 | Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе | Взаимосвязь организмов в сообществе. Растительное сообщество и их разнообразие, видовой состав растительного сообщества, искусственные растительные сообщества | Взаимосвязь организмов в сообществе. Растительное сообщество и их разнообразие, видовой состав растительного сообщества, искусственные растительные сообщества. Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. | Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи | Комбинированный опрос | ||
13 | 11 | Роль животных, грибов, бактерий в сообществе | Сообщества животных, грибов и бактерий. Круговорот веществ, | Определение роли растений, животных, грибов, бактерий в природном сообществе. Теоретическое исследование | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень усвоения. | Комбинированный опрос | ||
14 | 12 | Отношение организмов в сообществе | Конкуренция, отношения хищник-жертва, паразит-хозяин, взаимовыгодные отношения. | Решение частных задач - осмыс-ление, конкре-тизация Теоретическое исследование | Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи | Биологический диктант | ||
III | Строение клетки | |||||||
15 | 1 | Развитие знаний о клеточном строении организмов | Увеличительные приборы. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Теоретическое исследование. Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности клетки | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Составляют план и после-довательность действий. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Устный опрос | ||
16 | 2 | Работа с лупой и микроскопом. Лабораторная работа №3 Устройство увеличительных приборов | Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инстру-ментами. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Лабораторное исследование. Распознавание частей лупы и микроскопа. Освоение этапов и правил работы с микроскопом | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие ком-поненты. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют план и после-довательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
17 | 3 | Состав и строение клеток. Лабораторная работа №4. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Методы изучения клетки. Химический состав клеток. Плазматическая мембрана, цитоплазма. | Представление результатов самостоятельной работы. Постановка и решение учебной задачи. Освоение этапов и правил работы с микроскопом, подготовка микропрепаратов Лабораторное исследование. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
18 | 4 | Состав и строение клеток. Лабораторная работа №5. Состав клеток | Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Белки. Жиры. Углеводы растений | Коррекция знаний и способов действий. Определение органические и минеральных веществ клетки прокариот и эукариот Лабораторное исследование. | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
19 | 5 | Строение клеток бактерий. | Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Дискуссия. Устный опрос. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. Составляют план и последовательность действий. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | Дискуссия. Устный опрос. | ||
20 | 6 | Строение клеток растений. Лабораторная работа №6. Строение клетки листа элодеи | Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Хлоропласты. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Представление результатов самостоятельной работы. Распознавание органоидов растительной клетки Лабораторное исследование. . | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
21 | 7 | Строение клеток животных и грибов. Вирусы. | Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни - вирусы. | Развернутое оце-нивание , предъ-явление резуль-татов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. Опре-деление приз-наков сходства и отличия в строения клеток растений, животных. Деловая игра. | Выделяют и формулируют позна-вательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Деловая игра | ||
22 | 8 | Образование новых клеток. | Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов | Определение границы знания и незнания, фиксация. Развернутое оценивание. Теоретическое исследование. | Выделяют и формулируют познав-ательную цель. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | Биологический диктант | ||
23 | 9 | Одноклеточные организмы. Лабораторная работа №7. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки) | Одноклеточные растения. Хлорелла, хлорококк, хламидомонада. Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Одноклеточ-ные грибы. | Постановка и решение учебной задачи. Представление результатов самостоятельной работы. Срав-нение одно-клеточных организмов между собой, формулировка выводов. Лабораторное исследование | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выполняют операции со знаками и символами. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коо-перации. Проявляют уважительное отношение к партнерам | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
24 | 10 | Колониальные и многоклеточные организмы. | Колониальные организмы. Колонии вольвокса. Многоклеточные растения и животные. Много-клеточные грибы. Губки и кишечнополостные. | Коррекция знаний и спо-собов действий. Выявление отличительных признаков растений , грибов и животных. Эвристическая беседа. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Комбинированный опрос | ||
25 | 11 | Строение клетки (обобщающий урок).Контрольная работа №1 Строение клетки | Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Строение и химический состав клетки. | Контроль. Обобщение и систематизация знаний. Коррекция знаний и способов действий. Срав-нивание клеток растений, грибов, животных, формулировка выводов о причинах их сходства и отличия; соблю-дение мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, бак-териями, прос-тейшими. Письменная контрольная работа. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Устанавливают причинно-следственные связи. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности. | Тестовая работа | ||
IV | Ткани живых организмов | |||||||
26 | 1 | Покровные ткани растений и животных | Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Эпителиальные ткани животных. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция. Распознавание покровных тканей растений и животных | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Устанавливают причинно-следственные связи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Комбинированный опрос | ||
27 | 2 | Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа №8 (ч.1). «Строение покровной ткани» | Кожица листа. Строение и функции устьица. Покровная ткань. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Представление результатов самостоятельной работы. Определение покровных тканей растений на микропрепаратах. Понимание связи между строением клеток и выполняемыми функциями Лабораторное исследование. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
28 | 3 | Механические и проводящие ткани растений. | Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. | Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий Теоретическое исследование. Определение клеток механических и проводящих тканей растений, описание их строения и значения | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознают качество и уровень усвоения. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Комбинированный опрос | ||
29 | 4 | Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа №8 (ч.2). Строение фотосинтезирующей ткани листа | Ткани. Основные и образовательные. | Коррекция знаний и способов действий. Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторное исследование. Определение клеток образовательной ткани растений, описание их строения и значения | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Устанавливают причинно-следственные связи. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Составляют план и последовательность действий. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
30 | 5 | Соединительные ткани животных. | Ткани, органы, системы органов. Соединительные ткани | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Дискуссия. Описание разных типов соединительных тканей животных, взаимосвязи строения и функций | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Умеют слушать и слышать друг друга. | Комбинированный опрос | ||
31 | 6 | 28.04 | Строение соединительных тканей животных. Лабораторная работа №9. Строение соединительной ткани животных | Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. | Определение соединительной ткани животных на микропрепаратах. Объяснение взаимосвязи между строением и функциями ткани. Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторная работа. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Умеют слушать и слышать друг друга. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | |
32 | 7 | Особые ткани животных и растений. | Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. | Объяснение строения и роли особых тканей животных и растений. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Устный опрос | Определяют основную и второстепенную информацию. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Структурируют знания. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта. | Понятийный диктант | ||
33 | 8 | Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа № 10 Строение мышечных и нервной тканей животных | Мышечная и нервная ткани животных.
| Отработка умений связывать строе-ние мышечной и нервной тканей животных с их функциями, определение ткани на мик-ропрепаратах. Решение частных задач - осмыс-ление, конкре-тизация и отработка нового способа действия. Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторное исследование. | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Лабораторная работа, проблемно-поисковые задания | ||
34 | 9 | Ткани живых организмов (обоб-щающий урок). Контрольная работа №2 Ткани живых организмов | Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа. | Определение видов тканей растений и животных, уста-новление взаи-мосвязи строения ткани с выполняемыми функциями. Кор-рекция знаний и способов действий. Пись-менная конт-рольная работа. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Тестовая работа | ||
Рефлексивная фаза | ||||||||
V | Повторение и обобщение | |||||||
35 | 1 | Повторение и обобщение | Общие понятия биологии | Установление причинно-следственных связей. Выбор, сопоставление и обоснование способов реше-ния задачи. Коррекция знаний и способов дейст-вий. Деловая игра | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком-муникации. | Деловая игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....
.Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику Биология. 5 класс Мансурова С.Е., Рохлов В.С., Мишняева Е.Ю.
.Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику Биология. 5 класс Мансурова С.Е., Рохлов В.С., Мишняева Е.Ю....