Разработка урока биологии для 6 класса: прорастание семян.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Старченко Екатерина Викторовна

Данный материал является примером урока-практикума. на котором учащиеся не только демонстрируют и углубляют свои теоретические знания по теме "Семя. Его строение и значение для растения", но и практикуются в умении проращивать и высаживать семенафасоли и дуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya.docx77.83 КБ

Предварительный просмотр:

Старченко Екатерина Викторовна, учитель географии и биологии

Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа с углубленным изучением английского языка №1273, г.Москва

РАЗРАБОТКА УРОКА–ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ:                            «ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН»

                                                6 класс

Актуальность урока:  в течение урока школьники не только актуализируют полученные теоретические знания о необходимых условиях прорастания семян, но и проверяют их на практике. Также на уроке используются современные технологии (мультимедийный проектор или интерактивная доска) для наглядности.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование, средства обучения: проектор или интерактивная доска, компьютер, набухшие и проросшие семена фасоли, набухшие желуди, 5 цветочных горшков, почва, керамзит.

Цели урока: образовательные: закрепление и систематизация знаний по теме «Семена. Прорастание семян», приобретение дополнительных практических умений по уходу за семенами перед посадкой; развивающие: расширение общего кругозора и формирование целостного восприятия окружающего мира на основе научных знаний о семенах различных растений, развитие интеллектуальных качеств личности: наблюдательность, память. Умение делать выводы. Воспитывающие: стимулирование интереса к биологическим дисциплинам с помощью вовлечения учеников в настоящий практический процесс подготовки и высаживания семян в почву, воспитание бережного отношения к живой природе.

Задачи урока: 1.теоретические: тренировка общих учебных умений 2. практические: изучение условий, наиболее благоприятных для прорастания семян на основе выявления зависимости этого процесса от факторов окружающей среды; подготовка  семян к процессам прорастания и посадки.

Организационный этап. Приветствие, проверка рабочих мест: школьники должны быть предварительно разбиты на группы по 5-6 человек, каждая группа работает за отдельным столом. На нем тетради для записи хода практической работы, ручки, карандаши, цветочный горшок, почва, керамзит, желуди, семена фасоли (набухшие, ненабухшие).

Постановка целей и задач урока вместе с учениками, их запись в рабочие тетради.

Далее каждая группа получает отдельное задание: описать ход экспериментального исследования и его результаты по проверке влияния влажности (1 и 5 группы), температуры (2 и 4 группы) и обеспеченности кислородом.

Актуализация полученных знаний:

-Какие условия необходимы для прорастания семян?  Ответ: вода, температура, наличие солнечного света, почва, питательные вещества (все ответы не только озвучиваются, но и  появляются на экране через проектор).  - Теперь давайте выделим 2 самых значимых условия прорастания.  Ответ: тепло и влажность. Далее ученики работают в группах в течение 5-7 минут: подробно описывают влияние на прорастание семян отдельных факторов, объясняют их значимость и рассматривают варианты переизбытка и недостатка различных факторов, записывают свои выводы в тетради. По окончании указанного времени каждая группа выступает и делится своими мыслями с другими, они же в свою очередь могут добавлять и задавать выступающей группе вопросы. Во время работы ученики не только вербально общаются между собой, решая общую проблему, но и на практике используют образцы семян фасоли и создают им нужные условия для прорастания.        

Мотивация к получению новых знаний.

- Ребята, сегодня вы освоили приемы, помогающие успешно прорастить семена фасоли, но не всегда на практике получается то, что теоретически должно произойти.

Изучение нового материала (посредством диалога: учитель – ученик).

- Предположим, что после помещения в воду все семена набухли, но проросли не все: некоторые загнили. Как вы думаете, почему? Ответ: для разных семян нужно разное количество воды; семенам нужна не только вода, но и кислород, поэтому если семена полностью погружены в воду, а не завернуты во влажную марлю, скорее всего, семена «задохнуться».

- Подумайте, как одновременно обеспечить семена и кислородом, и водой? Допустим, что некоторые семена совсем не набухли. Как можно это объяснить? Ответ: семена могут быть старые, некачественные. Усложняем вопрос: все данные семена элитного сорта и свежие. Ответ: если семена покрыты очень плотной кожурой, то зародыши внутри них не получили достаточного количества влаги, они все еще «спят».

- Как можно «разбудить» такие семена? Ответ: нужно процарапать кожуру острым предметом (комментарий учителя: такой прием называется скарификация).

- Как же поступить в ситуации, если нужно прорастить не несколько семян, а тысячи? Ответ: для того, чтобы семена набухли, их нужно залить кипятком (соотношение семян и воды 1:3).

- Допустим, вы замочили семена, поставили их в теплое место, а они не проросли. Почему? Ответ: значит, это семена растений, созревающих летом или осенью, они еще «спят» и должны как-то ощутить, что была зима, но искусственным способом.

- Как же «разбудить» такие семена? Ответ: замочить их в воде. Дать им набухнуть, а затем подержать при пониженной температуре (комментарий учителя: данный прием называется стратификация).

Проверка усвоение нового материала, подведение итогов урока.

Каждой группе выдается тест, выполнение которого начинается для всех одновременно. Время выполнения: 3 минуты.

1.Какие условия необходимы для прорастания семян?                             А.Тепло и влажность. Б.Тепло и воздух. В.Тепло, влажность, воздух. В.Тепло и воздух. Г.Воздух и влажность.

2.Как с помощью эксперимента узнать, какие условия необходимы семенам для прорастания? А.Залить семена водой и поставить их в теплое место. Б. Пронаблюдать за прорастанием семян в поле. В.Сухие семена положить в теплое место, обеспечить приток свежего воздуха. Г.Смочить семена и поставить их в теплое место, обеспечив им приток свежего воздуха. Д.Смочить семена и поставить их в холодное место, обеспечив приток свежего воздуха.

3.Выделите  два самых главных фактора прорастания семян _____________и________________ (вопрос открытого типа). Ответ: влажность и тепло.

- После выполнения теста завершим наш урок, сделав последнее практическое задание: на ваших рабочих местах есть цветочный горшок, набухший желудь, почва, керамзит и вода. Посадите этот желудь по инструкции, для того чтобы в течение этого учебного года вырастить его, а весной высадить их на пришкольном участке. Только не забывайте, что, как и  все комнатные растения, ваши желуди будут требовать ухода и полива. Спасибо за урок.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"...