Разработка урока биологии для 6 класса: прорастание семян.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Данный материал является примером урока-практикума. на котором учащиеся не только демонстрируют и углубляют свои теоретические знания по теме "Семя. Его строение и значение для растения", но и практикуются в умении проращивать и высаживать семенафасоли и дуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya.docx | 77.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Старченко Екатерина Викторовна, учитель географии и биологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа с углубленным изучением английского языка №1273, г.Москва
РАЗРАБОТКА УРОКА–ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ: «ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН»
6 класс
Актуальность урока: в течение урока школьники не только актуализируют полученные теоретические знания о необходимых условиях прорастания семян, но и проверяют их на практике. Также на уроке используются современные технологии (мультимедийный проектор или интерактивная доска) для наглядности.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование, средства обучения: проектор или интерактивная доска, компьютер, набухшие и проросшие семена фасоли, набухшие желуди, 5 цветочных горшков, почва, керамзит.
Цели урока: образовательные: закрепление и систематизация знаний по теме «Семена. Прорастание семян», приобретение дополнительных практических умений по уходу за семенами перед посадкой; развивающие: расширение общего кругозора и формирование целостного восприятия окружающего мира на основе научных знаний о семенах различных растений, развитие интеллектуальных качеств личности: наблюдательность, память. Умение делать выводы. Воспитывающие: стимулирование интереса к биологическим дисциплинам с помощью вовлечения учеников в настоящий практический процесс подготовки и высаживания семян в почву, воспитание бережного отношения к живой природе.
Задачи урока: 1.теоретические: тренировка общих учебных умений 2. практические: изучение условий, наиболее благоприятных для прорастания семян на основе выявления зависимости этого процесса от факторов окружающей среды; подготовка семян к процессам прорастания и посадки.
Организационный этап. Приветствие, проверка рабочих мест: школьники должны быть предварительно разбиты на группы по 5-6 человек, каждая группа работает за отдельным столом. На нем тетради для записи хода практической работы, ручки, карандаши, цветочный горшок, почва, керамзит, желуди, семена фасоли (набухшие, ненабухшие).
Постановка целей и задач урока вместе с учениками, их запись в рабочие тетради.
Далее каждая группа получает отдельное задание: описать ход экспериментального исследования и его результаты по проверке влияния влажности (1 и 5 группы), температуры (2 и 4 группы) и обеспеченности кислородом.
Актуализация полученных знаний:
-Какие условия необходимы для прорастания семян? Ответ: вода, температура, наличие солнечного света, почва, питательные вещества (все ответы не только озвучиваются, но и появляются на экране через проектор). - Теперь давайте выделим 2 самых значимых условия прорастания. Ответ: тепло и влажность. Далее ученики работают в группах в течение 5-7 минут: подробно описывают влияние на прорастание семян отдельных факторов, объясняют их значимость и рассматривают варианты переизбытка и недостатка различных факторов, записывают свои выводы в тетради. По окончании указанного времени каждая группа выступает и делится своими мыслями с другими, они же в свою очередь могут добавлять и задавать выступающей группе вопросы. Во время работы ученики не только вербально общаются между собой, решая общую проблему, но и на практике используют образцы семян фасоли и создают им нужные условия для прорастания.
Мотивация к получению новых знаний.
- Ребята, сегодня вы освоили приемы, помогающие успешно прорастить семена фасоли, но не всегда на практике получается то, что теоретически должно произойти.
Изучение нового материала (посредством диалога: учитель – ученик).
- Предположим, что после помещения в воду все семена набухли, но проросли не все: некоторые загнили. Как вы думаете, почему? Ответ: для разных семян нужно разное количество воды; семенам нужна не только вода, но и кислород, поэтому если семена полностью погружены в воду, а не завернуты во влажную марлю, скорее всего, семена «задохнуться».
- Подумайте, как одновременно обеспечить семена и кислородом, и водой? Допустим, что некоторые семена совсем не набухли. Как можно это объяснить? Ответ: семена могут быть старые, некачественные. Усложняем вопрос: все данные семена элитного сорта и свежие. Ответ: если семена покрыты очень плотной кожурой, то зародыши внутри них не получили достаточного количества влаги, они все еще «спят».
- Как можно «разбудить» такие семена? Ответ: нужно процарапать кожуру острым предметом (комментарий учителя: такой прием называется скарификация).
- Как же поступить в ситуации, если нужно прорастить не несколько семян, а тысячи? Ответ: для того, чтобы семена набухли, их нужно залить кипятком (соотношение семян и воды 1:3).
- Допустим, вы замочили семена, поставили их в теплое место, а они не проросли. Почему? Ответ: значит, это семена растений, созревающих летом или осенью, они еще «спят» и должны как-то ощутить, что была зима, но искусственным способом.
- Как же «разбудить» такие семена? Ответ: замочить их в воде. Дать им набухнуть, а затем подержать при пониженной температуре (комментарий учителя: данный прием называется стратификация).
Проверка усвоение нового материала, подведение итогов урока.
Каждой группе выдается тест, выполнение которого начинается для всех одновременно. Время выполнения: 3 минуты.
1.Какие условия необходимы для прорастания семян? А.Тепло и влажность. Б.Тепло и воздух. В.Тепло, влажность, воздух. В.Тепло и воздух. Г.Воздух и влажность.
2.Как с помощью эксперимента узнать, какие условия необходимы семенам для прорастания? А.Залить семена водой и поставить их в теплое место. Б. Пронаблюдать за прорастанием семян в поле. В.Сухие семена положить в теплое место, обеспечить приток свежего воздуха. Г.Смочить семена и поставить их в теплое место, обеспечив им приток свежего воздуха. Д.Смочить семена и поставить их в холодное место, обеспечив приток свежего воздуха.
3.Выделите два самых главных фактора прорастания семян _____________и________________ (вопрос открытого типа). Ответ: влажность и тепло.
- После выполнения теста завершим наш урок, сделав последнее практическое задание: на ваших рабочих местах есть цветочный горшок, набухший желудь, почва, керамзит и вода. Посадите этот желудь по инструкции, для того чтобы в течение этого учебного года вырастить его, а весной высадить их на пришкольном участке. Только не забывайте, что, как и все комнатные растения, ваши желуди будут требовать ухода и полива. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)
Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...
разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. ...
разработка урока. Биология 11 класс. Главные направления эволюционного процесса.
разработка урока.Биология 11 класс...
Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"
Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"...