Рабочая программа по биологии для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Программа разработана по УМК Трайтак Д.И., Суматохин С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_zhivotnykh.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Спасская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии
в общеобразовательных 7а и 7б классах
Раздел «Животные.»
УМК линии Трайтак Д.И., .,Суматохин С.В.
Составила:
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Судницына Г.В.
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей биологии Руководитель МО __________ _______________ Протокол № ___ 2013 г | СОГЛАСОВАНА Замдиректора по УВР МБОУ Спасская СОШ _________ _Л.И._Мелёшкина ___. ___. 2013 г | УТВЕРЖДЕНА Директором МБОУ Спасская СОШ _______ В.К. Ефремкин ___. __. 2013 г |
2012-2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и авторской линии УМК профессора Трайтака Д.И. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень практических работ. Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся узнают, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
- понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
- сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
- дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;
- сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.
В соответствии с учебным планом школы на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Для изучения курса «Биология. Животные.» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения); проведение практических работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни; уход за домашними животными .
Результаты изучения курса «Биология. Животные» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные практические работы, устный опрос);
- аттестация по итогам года;
В основе осуществления целей образовательной программы обучения используется личностно-ориентированные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность. Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.
Содержание программы
Многообразие животных
1.Одноклеточные животные. (4ч.)
Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории.
Практическая работа №1 стр.18 уч. «Изучение простейших под микроскопом»
2. Многоклеточные животные. (5ч.)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных строение, образ жизни.
. Практическая работа №2 «Изучение строения гидры»
3. Черви. (4ч.)
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Классы Кольчецов.
Практическая работа №3 Изучение строения и поведения дождевого червя.
4. Моллюски. (4ч.)
Тип Моллюски. Классы Моллюсков. (Брюхоногие, двустворчатые. Головоногие)
Практическая работа №4 Определение возраста моллюска
Практическая работа №5 Определение моллюсков разного вида
5. Членистоногие. (13ч)
Общая характеристика типа. Развитие и размножение. Тип Членистоногие. Класс ракообразные. Класс паукообразные. Класс Насекомые. Отряды насекомых. (Жесткокрылые. Бабочки. Перепончатокрылые. Двукрылые.) Многообразие членистоногих. Охраняемые виды.
Практические работы:
Исследование внешнего строения речного рака.
Изучение ракообразных разных видов. Стр. 82 уч.
Изучение внешнего строения насекомых.
Исследование кладок яиц, гусениц и куколок насекомых
Изучение насекомых вредителей
6. Тип Хордовые.(23ч.)
Тип Хордовые. Общая характеристика хордовых. Класс Ланцетники. Классы рыб. (особенности строения). Размножение и развитие рыб. Миграция. Происхождение. Класс Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные (особенности строения). Размножение, развитие и происхождение земноводных. Многообразие земноводных. Их значение. Охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. (особенности строения, происхождения рептилий.).Отряды пресмыкающихся. Их значение. Охраняемые виды.
Класс Птицы. Общая характеристика и особенности строения птиц. Размножение, развитие и происхождение птиц. Отряды птиц. Экологические группы птиц. Птицеводство. Охраняемые виды.
Класс Млекопитающие или Звери. (особенности строения). Размножение, развитие и происхождение млекопитающих. Отряды Млекопитающих. Экологические группы наземных и подземных млекопитающих. Экологические группы летающих и водных зверей. Домашние животные. Охраняемые виды.
Практические работы:
Изучение внешнего строения ланцетника.
Изучение внешнего строения рыбы.
Особенности строения скелета
Изучение строения куриного яйца
Изучение особенностей внешнего строения млекопитающих
Экскурсия на водоём.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; органов, систем органов и организмов животных; животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение и распространение животных.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за внешним видом и поведением животных;
- распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных; на живых объектах морфологию животных, животных разных систематических единиц; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления животных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....