Разработка урока для 6 класса по теме "Злаки"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Русак Татьяна Викторовна

Разработка урока с использованием межпредметных связей биологии с литературой, историей, музыкой, изобразительным искусством, географией. Деятельностный подход  позволяет учащимся активно  и творчески подойти к изучению нового материала. Большое внимание уделено практической значимости изучаемой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Техническое сопровождение

Организационный момент

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Закрепление

Подведение итогов. Рефлесия

Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Мы с вами на протяжении четырёх уроков изучаем семейства покрытосеменных растений. Сегодня  нам предстоит рассмотреть ещё одно семейство. Предлагаю вам самим определить его имя. Название данного семейства встретится в стихотворении как имя существительное в предложном падеже множественного числа.

Мы расскажем о пшенице

И о ржи – её сестрице,

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом.

Мы расскажем вам о злаках,

Что в полях у нас растут.

Из крупы их варят каши,

Из муки блины пекут.

              Тема урока: Отдел Покрытосеменные

                                     Класс

                                     Семейство Злаки

Во время урока при рассмотрении морфологических свойств представителей данного семейства нам предстоит определить к какому классу относятся злаки.

Какие задачи нам предстоит сегодня на уроке решить при изучении данного семейства? Что нового мы можем сегодня узнать ?

  • Изучить морфологические особенности растений злаков
  • Ознакомиться с представителями
  • Рассмотреть области применения злаков и практическое значение в жизни человека

Мотивирует учащихся на изучение и усвоение нового материала.

Если будете  внимательны на уроке – в конце уроке сможете разгадать зашифрованное слово.

Сегодня вам предложено поделиться на 3 группы. Каждая группа получает своё задание.

1 группа

Перед вами небольшие описания злаковых культур. Ваша задача – найти общие признаки в строении, объединяющие их в одно семейство. Подчеркните в тексте эти признаки. Приложение № 1

2 группа

Решить задачу, которая предложена на карточке. На доске карточки с цифрами, с обратной стороны буквы. Цифры из ответа задачи перевернуть и составить слово. Получится название злаковой культуры, которой посвящена картина одного из самых известных художников. Приложение № 2

3 группа

Вам необходимо определить области применения злаков. Для этого из предложенного текста нужно установить причинно-следственную связь между описанием свойств растений и областью их применения.

Учащимся предложены товары, которые нужно распределить по группам. Приложение № 3

Предлагаю работать под музыкальное сопровождение – песня «Поле, русское поле» на музыку Яна Френкеля, автор слов Инна Гофф.

Проверка работы 1 группы

Предлагает на гербарных материалах и на слайде посмотреть прямой полый стебель со вздутыми узлами, найти междоузлия.

Обсуждение вставочного роста за счёт делящихся клеток у основания каждого междоузлия. Определить, клетки какой ткани здесь расположены (образовательная). Рассказ об одном из самых высоких растений среди злаков – бамбуке. Подсчитайте, сколько этажей многоэтажного дома, если бамбук вырастает до 50 м высотой. Растёт 1-1,5 месяца, но растёт и днём, и ночью. Прирост стебля может доходить от 50 до 90 см в сутки. Раньше в Китае и Японии поработители ростком бамбука убивали непокорных людей. Палачи клали смертника на росток, приковывали его растянутые в стороны руки и ноги к забитым кольям. За ночь бамбук вырастал и пронзал человека острым стеблем.

Почему нижняя часть листа злаков свёрнута трубочкой и обёртывает стебель именно в зоне междоузлий? (для защиты зоны деления клеток)

По гербарным материалам определить, к какому классу относят злаки. Какие признаки позволяют сделать такой вывод? (жилкование, корневая система)

Проверка работы 2 группы

Рожь ещё 100 лет назад была основной зерновой культурой. Ржаной хлеб был на столах бедных крестьян. Этой культуре посвящена картина, которая так и называется «Рожь». Учитель показывает картину.  Кто написал картину? (Иван Иванович Шишкин)

Рожь отличается силой и стойкостью. Ей не страшны ни засуха, ни ветра. Поэтому именно рожь выбрана И.И.Шишкиным для олицетворения всей мощи, красоты и величия России.

Однако главной зерновой культурой в настоящее время остаётся пшеница. Её возделывают более 10 тыс. лет. Не случайно колосья пшеницы были изображены на монетах и украшали герб Советского Союза – как олицетворение мирной трудовой и счастливой жизни.

Учитель показывает кусочек серого хлеба. Вспомните из истории нашей страны, о чём вам говорят эти 125 г хлеба? Учитель читает стихотворение

Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

За время артобстрелов погибли около 17 тыс. ленинградцев. Жертвами голода стали более 632 тыс. детей и взрослых.

Беседа о бережном отношении к хлебу.

Проверка работы 3 группы

А знаете ли вы из каких крупяных злаков готовят каши – кукурузную, рисовую, манную, овсяную, пшённую, перловую?

Посмотрите фрагмент мультфильма «Богатырская каша». Согласитесь ли вы с главным героем мультфильма в том, что от каши нет никакой пользы?

Работа в группах

Группам  предложены описания полезных свойств разных каш. Задача – определить, в какой каше нет полезных для организма человека витаминов, микроэлементов и других веществ. Приложение №4

Для тех, кто сегодня был внимателен и активен, не составит труда расшифровать слово. Вам предложены карточки с утверждениями. С обратной стороны – буквы. Выберите верные утверждения и составьте из букв на обратной стороне карточки слово.

Плод –зерновка

Класс Однодольные

Рост стебля – вставочный

Применяют в декоративном садоводстве

Жилкование листьев – параллельное или дуговое

Корневая система - мочковатая

Плод – семянка

Класс Двудольные

Жилкование листьев – перистое

                       (слово любовь)

По отношению к кому или чему мы можем проявлять это чувство?

Любовь – чувство многогранное. Это может быть любовь к женщине или мужчине, любовь к родителям, к детям, к стране, к своей малой родине, любовь к природе. Пусть это чувство сопровождает вас по жизни, чтобы вы умели любить, ценить и бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Достигнута ли цель урока, решены ли поставленные задачи? Выразите 1 – 2 словами каким для вас был сегодня урок. Что нового вы узнали?  Где и как в жизни вы можете использовать полученные знания?  Выразите при помощи жетона своё отношение к уроку.

Приветствуют учителя

Определяют тему урока.

Записывают тему в тетрадь

Учащиеся предлагают свои варианты задач урока.

Работа учащихся в группах

Читают текст, выделяют общие признаки

Решают задачу

Устанавливают причинно-следственную связь, распределяют товары по группам

Учащиеся зачитывают признаки, характерные для всех предложенных представителей злаковых культур – стебель  соломина, рост стебля  вставочный, листья влагалищные, плод зерновка

Работа с гербариями

Учащиеся вспоминают ткани растения.

Подсчитывают высоту

Предлагают варианты ответов

Работают с гербариями. Предлагают варианты ответов

Записывают в тетради в теме урока Класс Однодольные

Демонстрируют результат решения задачи и полученное слово «рожь».

Предлагают варианты ответов

Рассказывают о блокаде Ленинграда

Учащиеся рассказывают об установленной причинно-следственной связи между описанием свойств растений и областью их применения. Обосновывают свой выбор. Определили области применения злаковых культур, распределили товары по группам –пищевые культуры, кормовые культуры, использование в косметологии, в медицине, техническое применение, в декоративном садоводстве

Предлагают варианты ответов

Работают в группах. Делают выводы

Выбирают верные утверждения, разгадывают зашифрованное слово

Предлагают варианты ответов

Анализируют ход урока. Осуществляют самооценку

Презентация.

Слайд № 1

Слайд № 2

Звучит музыкальное сопровождение, показ видеоролика колосящейся на полях пшеницы

Слайды № 3-7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Показ фрагмента мультфильма «Богатырская каша»

Слайд № 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...