Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения биологии как средство повышения качества знаний учащихся
статья (биология) по теме
Предварительный просмотр:
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и
Прием «Корзина»
знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на
обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа № 2
Педагогические
приемы из опыта «Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения биологии как средство повышения качества знаний учащихся»
п. Вороново
2012 г.
Приём «Бортовой журнал»
(работа в парах): каждый член пары ведёт записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре, а затем в классе.
Учитель: запишите в правой колонке таблицы, всё, что вы уже знаете по этой теме. Работа индивидуальная. Далее учитель вместе с детьми заполняет 1 колонку таблицы на доске. (Вторая колонка таблицы заполняется в конце урока).
Что мне известно по данной теме? | Что нового узнал я в ходе урока? |
|
|
Приём "Дерево предсказаний»
Тема - это "ствол" дерева.
Прогноз - это "листочки".
Аргументы (обоснования прогнозов) - это "веточки дерева
Приём "Фишбоун" (рыбный скелет):
Учитель: прошу вас всё, что мы сказали, структурировать в виде схемы скелета рыбы. В "голове" этого скелета ребята обозначают проблему, которая рассматривалась в ходе беседы. На верхних "отростках" отмечают причины возникновения этой проблемы, на нижних "косточках" учащиеся описывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин. В "хвосте" рыбы записывают вывод.
Информация о себе.
учитель биологии
Проходная
Елена Ивановна
Педагогический стаж - 4 года
Образование - высшее
Специальность – преподаватель биологии
Должность – учитель биологии
Приём «Сюжетная таблица»
Формы адаптаций | Примеры | Описание адаптаций | Преимущества |
Форма тела |
|
|
|
Покровительственная окраска (маскировка) |
|
|
|
Предупреждающая окраска |
|
|
|
Мимикрия |
|
|
|
Защита от поедания |
|
|
|
Поведенческие адаптации |
|
|
|
Физиологические адаптации |
|
|
|
Биохимические адаптации |
|
|
|
Приём «Учебный мозговой штурм»
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Правила работы с детьми
- Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
- Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
- Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
- Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
- Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
- На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!
- Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.
- Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики - как средство повышения качества знаний
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.Помня слова К. Ф. Г...
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка как средство повышения качества знаний учащихся
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.Задача учителя состоит в том, чтобы...
обобщение опыта по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов".
Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов....
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.
Презентация выступления из опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей"....
Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"
Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...
Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»
Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....
Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся
Необходимость внедрения дифференцированного подхода в обучении математике подтверждается практикой: повышается уровень знаний, повышается мотивация, создается ситуация успеха, дети учатся самоор...