Проходная Елена Ивановна

Сайт учителя биологии

«Верить, надеяться, любить и не навредить!»

Профессия: учитель биологии

Профессиональные интересы: ИКТ, анатомия

Увлечения: квиллинг

Страна: Россия

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: Целинский район п. Вороново

Место работы: МБОУ Кировская СОШ № 2

Звание, ученая степень: Человек года -2010

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elenaprohodnaya
"Мир прекрасен, им нельзя не любоваться!"

Среди множества профессий учитель - особенная и очень ответственная.
Она обязывает идти в ногу со временем и быть в курсе достижений человечества. Она позволяет в общении с юными оставаться всегда молодым. Она дает возможность постоянно участвовать в создании духовных ценностей, имеющих огромную социальную значимость.
Народная мудрость гласит: мастер делает дело, дело делает мастера. Настоящим мастером становится тот, кто осознает, что человек, прежде всего, сам отвечает за себя, за свою компетентность, за свою квалификацию, за каждого своего ученика. Мастерство надо заботливо растить. Без ежедневной будничной работы над собой педагогический талант можно растерять, разменять на пустяки.
Настоящий педагог как и художник – творец. Он не может работать «от сих до сих». Потому что не бывает творцов по должности. Творческий учитель открыт и по-детски восприимчив ко всему новому. Он уверен в своих силах и независим в суждениях. Он стремится реализовать себя в любимом деле, считая его своим призванием. Он способен трезво оценить результаты своего труда.
Престиж нашей учительской профессии – и в ее содержательности, и в ее творческой сути, и в сознании важности нашего труда, когда мы не только делаем то, что любим, но любим то, что делаем. Значит надо быть не просто дипломированным педагогом, но и мастером. Иного пути в нашей профессии нет.

Учитель! Знай и верь, что ты самый необходимый человек на земле. М.Горький Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах? В мире профессий специальность учителя занимает особое место. С помощью учителя формируется требуемый обществом «тип личности». А если учитывать сложность современной жизни, то роль учителя многократно возрастает. Любая педагогическая идея, внедряемая учителем в практику, опирается на некоторую мировоззренческую систему. Я, конечно, не философ. Однако это не значит, что у меня нет мировоззрения, нет отношения к действительности и к фундаментальным законам мироздания и что я не строю свою педагогическую систему в соответствии со своими представлениями. Разумеется, что я в своей работе руководствуюсь определенными культурными, философскими, мировоззренческими установками. Считаю, что особенность деятельности педагога заключается в том, что лучшим орудием воспитания является он сам. Поэтому как бы ни были развиты профессиональные качества, какими бы знаниями и умениями ни обладал педагог, подлинным воспитателем становится тот, кто способен оказывать позитивное нравственное влияние на развивающуюся личность. Таким образом, на современного учителя и воспитателя возложена ответственная миссия формирования подрастающего поколения. Следовательно, учитель– посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Поэтому главным качеством учителя, думаю, во все времена была любовь к детям. Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению. Сухомлинский учит, что «педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его». Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Таким образом, всё начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, сельскохозяйственного работника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Рассмотрим философскую основу образования Нового времени и уточним, кого готовит современная общеобразовательная школа. Начиная с Яна Каменского образование в Европе воспроизводит личность, овладевшую основами культуры Нового времени – той культуры, которая сложилась в Европе после Реформации, в 17-18 вв. С неизбежным упрощением это: Человек – не часть остального мира; он сам по себе. Мир – не единое целое. Он – склад не связанных между собой явлений и прцессов, которые существуют каждый сам по себе. Эти изолированные части мироздания составляют природные ресурсы, которые не могут быть исчерпаны и которые человек полномочен использовать в любых масштабах. Вполне очевидно, что именно реализация этих основополагающих принципов европейской культуры Нового времени вызвала современный экологический кризис, грозящий в самом обозримом будущем перейти в экологическую катастрофу. Школа отделена от дома, и ребенок с момента ее посещения оказывается в мире, разорванном на две сущности, в мире экзистенциально не целом. Университетское образование, которое по традиции полагается получать подальше от дома, продолжает создавать экзистенциальные «разломы», и единая ткань человеческого бытия продолжает разрываться. Но самым мощным способом разрывать мир на части является система учебных предметов. Преподавание таковых само по себе предполагает, что существуют отдельные сферы познания, имеющая каждая «свои» объекты изучения, собственный понятийный аппарат и самостоятельную терминологическую систему, а многие предметы разорваны еще и внутренне. В итоге весь «изучаемый мир» для ученика предстает нарезанным на ломтики. Главной проблемой современной альтернативной педагогики считаю актуализацию опыта единения человека и остального мира, а наиболее востребованной идею целостности мира и единства человека и остального мироздании, созвучную моей педагогической идее. Занимается этим ноосферное образование, направленное не на исправление сделанного человеком, а на недопущение самих экологических проблем, тем более катастроф. Конечная цель данного образования – формирование культуры, в которой мир цельный, а человек не противостоит ему. В отличие от экологического образования, направленного на исправление сделанного человеком. Ноосферное образование предполагает охват всех школьных дисциплин- естественнонаучного, гуманитарного, точного цикла. Концепция ноосферного образования наиболее глобальна. Она в наибольшей степени отвечает требованиям современной науки и не менее философии. Его можно рассматривать как этап развития экологического образования, и этот этап только начался. Последствия его скажутся, вероятно, через несколько лет. Решение указанной проблемы предполагает формирование такой системы ценностей, такого образа жизни и таких форм социальности, которые просто исключают возникновение экологических проблем, по крайней мере в современном мире. В.Г.Распутин в своем рассказе «Уроки французского» задается вопросом: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что стало с нами после». Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Ничему нельзя научить - всему можно научиться. Только если с а м учитель захочет стать педагогом, он сможет что-то почерп­нуть для себя из педагогических сокровищниц. Цель любого педа­гогического сочинения, и этого в частности, - пробудить собственную мысль воспитате­ля, помочь найти выход тому, что заложено в неповторимой личности настоящего педагога, учителя-творца.

О себе

Педагогический стаж - 5 лет. Начинала свою деятельности с учителя начальных классов, затем 2 года работала старшей вожатой. С 2010 г. после окончания университета  назначена учителем биологии.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова

Мой взгляд на мир

Смотря на мир сквозь призму философии
Он выглядит серым, блеклым и банальным,
Но сняв со взгляда все кривые профили
Он станет светлым, цветным и натуральным.

Мои достижения

1. Грамота старшей вожатой за активное участие в районном этапе Всероссийского молодежного конкурса "Фотоформула - года молодежи!"

2. Сертификат участника всероссийского конкурса "Золотая осень" 2010

3. Специальная грамота шестого международного конкурса детского рисунка на лучшую открытку "Арт Город" 2010г.

4. Благодарственное письмо за активное участие в районном этапе областного конкурса профессионального мастерства "Молодой учитель"

5. Диплом Человек года Целинского района - 2010 в номинации "Средства массовой информации"

6. Диплом участника всероссийской педагогической видеоконференции по теме: "Современные интерактивные педагогические технологии" 2011

7. Благодарность за подготовку краеведческой работы о знаменитом земляке региона в рамках межрегионального конкурса "Галерея Славы Юга России и Украины" 2011г.

8. Диплом лауреата районного конкурса "Учитель года - 2012"

9. Свидетельство о публикации на тему: "Использование информационных технологий на уроках биологии  во внеурочное время"

10. Сертификат участника "Инвент-вебинар "Отдых и оздоровление детей и подростков: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"" 

Моё портфолио

"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" В.Ключевский

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Антуан де Сент-Экзюпери Когда выдаётся свободная минута, я люблю перелистывать «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, одно из любимых мной произведений. Взгляд невольно останавливается на строчках, отмеченных карандашом: «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе». По мере взросления смысл этих строк для меня все более проясняется: мы, разумные существа, несем ответственность и перед теми, «кого мы приручили», и перед будущими поколениями за сохранение гармонии природы. Перелистываю страницы… «Разум обретает ценность тогда, когда он служит любви». Как просто и точно сказано об ответственности науки, об ответственности человека за путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Отсчитывает последние дни 2010 год – год, когда нам, выпускникам, уже необходимо было делать выбор. Мой путь, мой сознательный выбор – навсегда связать свою жизнь с бурно развивающейся в последние годы наукой биологией. Мне кажется, что у биологии самая важная миссия – не просто постичь закономерности жизни, разгадать ее тайны, но и суметь сохранить многообразие живой природы. Биология – великая наука. Она окружает нас повсюду. Вспоминаю начало сентября: нас попросили назвать пятый предмет для тестирования. Многие задумались, некоторые не смогли определиться долгое время. Мне же было легко. Мой выбор сделан, наверное, в раннем детстве. Самые яркие детские воспоминания связаны с открытием мира вокруг себя. Это чудо открытия жизни, кипящей везде: и в маленькой речке, куда нас возили купаться; и в безбрежной степи, начинающейся сразу за нашим огородом. Мы живём на краю села, и у нас частые гости – перепелки, зайцы, лисы. А летом стоит поднять голову вверх: летают птицы, порхают бабочки, носятся стрекозы… К живой природе меня тянуло всегда: сколько неизведанного и интересного! Наша планета уникальна тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями и животными, грибами и микроорганизмами. Жизнь есть в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях и свойства живого, и есть биология. Наука, которую избрала я! В судьбе любого человека случаются события, которые, сначала малопримечательные, в будущем оказываются для тебя своеобразной точкой отсчёта. Таким эпизодом в моей жизни стало появление в расписании урока биологии. Он стал самым любимым. Учебники, полученные в библиотеке, прочитывала ещё летом. С тех пор моим главным увлечением стало изучение Природы. Именно так, с большой буквы. Иначе я и не отношусь к любому живому существу, к любому цветку. О цветах, об этом чуде, я могла говорить бесконечно. Моя детская мечта, которую я надеюсь осуществить,– создать на своём участке цветочные часы. Чтобы сотворить это чудо, необходимы не только навыки ухода за растениями, но и глубокие знания ботаники. Издревле было известно, что многие явления природы обладают определенной периодичностью. Раскрывание и закрывание цветков, появление росы на траве, множество других примет помогали раньше людям ориентироваться во времени. Еще в Древней Греции и Риме на клумбах высаживались растения, с помощью которых можно было определить время суток. Первые цветочные часы появились в 20-х годах XVIII века. Они показывали время с 3-5 часов утра. Чтобы ответить на вопрос «Какая сила заставляет цветы раскрываться и закрываться приблизительно в одно и то же время?», ученым предстояло сделать важное открытие: оказывается, растения тоже способны двигаться. До сих пор помню, с каким интересом постигала я мир растений и животных. Каждый день происходило маленькое чудо открытия. Оказывается, самое многообразное семейство цветковых растений – орхидные: в него входит от 17 до 30 тысяч видов. Самым старым деревом на Земле считается сосна остистая, растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет. А ленивец – настоящий чемпион по медлительности в мире животных: он проводит всю свою жизнь на деревьях в подвешенном положении спиной вниз. Меня всегда привлекала загадка появления жизни на Земле. В третьем классе я увлеклась греческой мифологией. В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Согласно мифам, источник жизни заключался в вечном, безграничном Хаосе. Все возникло из него – весь мир и бессмертные боги. Мой пытливый ум не мог удовлетвориться таким объяснением происхождения жизни. И только биология помогла мне понять, как зародилась жизнь на нашей планете. За годы учёбы сделано много открытий, но знаю, что ещё больше ждёт меня впереди, так как биология способна дать ответы на многие вопросы, волнующие человека. Особый интерес для меня представляет история возникновения и развития биологии как науки. Многовековая, полная драматизма история биологии отражает борьбу взглядов и идей, вбирает в себя особенности общественного развития в то или иное время. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий. Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. В IV веке до н.э. Аристотель обобщил все биологические знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н.э. Гален заложил фундамент анатомии. В средние века развитие биологии существенно затормозилось. В это мрачное время хранителями знаний были арабские ученые. В эпоху Возрождения развитие науки продолжилось, а с открытием в XVII веке кровообращения и микроскопа, начинается бурное исследование всего живого. XIX и XX века – время потрясающих научных открытий: теория естественного отбора Чарльза Дарвина, открытия в области физиологии Ивана Павлова, появление генетики, установление структуры молекулы ДНК и расшифровка генома человека, открытие стволовых клеток… В последние годы биология бурно развивается, становится все более интересной людям самых разнообразных профессий. Думаю, что XXI век по праву будет веком биологии, так как эта наука может помочь решить многие проблемы, существующие в современном мире. Сегодня биология включает обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология), разные царства (ботаника, зоология). Она тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. В нашей стране развитию биологии уделяется большое внимание. В конце октября в Алматы на биологическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби состоялась очередная Международная конференция «Биотехнология, нанотехнология и физико-химическая биология», посвященная 100-летию со дня рождения академика Т.Б.Дарканбаева. На конференции было представлено более 60 докладов ведущих ученых и специалистов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Цель данной конференции – определение состояния и перспектив развития биотехнологии, нанотехнологии и физико-химической биологии в Казахстане и за рубежом. Биология – это передовая наука, наука будущего! Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь? Но, знаю точно, что каждый человек должен владеть хотя бы элементарными биологическими знаниями. Без них немыслимо освоение основ медицины, сельского и лесного хозяйства, наконец, ведение здорового образа жизни. Дальнейшее развитие человечества, в связи с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий, возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей. Однако знания в руках безнравственных людей – страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие. Наука жизни и любви К природе и дарам Земли Научит мир воспринимать И по другому понимать Всё то, что окружает нас. И в добрый путь, и в добрый час Перешагнёт пусть человек Тяжёлый XXI век. Выдающиеся открытия последних десятилетий, совершенные в различных областях биологии, внесли существенный вклад в построение современной научной картины мира. Человек же до сих пор остается одной из крупнейших загадок мироздания. Роль биологии в познании природы человека велика: она развивается, осваивая гуманитарную сферу. Меня особенно привлекают такие исследования, так как я хочу связать свою жизнь с медициной. Еще в детстве я хотела помочь людям, у которых были проблемы со здоровьем. Я знала, что врач должен быть ответственным в работе и в жизни, добрым и внимательным к людям, бескорыстным и благородным. Для него самая большая радость в жизни – счастье и здоровье окружающих. Он, как солнце, готов согреть каждого; у него добрые глаза и открытое сердце. Теперь я уже точно решила, кем быть. Я хочу стать врачом! Потому что это – зов сердца и души! Я знаю, что хорошим специалистом стать очень трудно. Мечты без реального труда не воплотятся сами по себе, поэтому сейчас надо трудиться, учиться, набираться знаний. Биология является теоретической основой медицины. Уже сегодня я все свободное время посвящаю изучению биологии: с интересом читаю научно-популярную литературу, принимаю участие в конкурсах, олимпиадах, защите научных проектов – хочу каждый день узнавать что-то новое и не хочу останавливаться на достигнутом. В будущем я мечтаю создать уникальные лекарства от всех болезней или эликсир вечной молодости, здоровья и красоты. И это не беспочвенные фантазии: именно люди, ставившие перед собой масштабные цели, победили черную оспу, научились пересаживать сердце. Сомерсет Моэм заявлял, что, в отличие от существующего мнения о бесполезности мечты, она – «не уход от действительности, а средство приблизиться к ней». Если бы люди не представляли себе свое будущее, не ставили перед собой четкие задачи, что побуждало бы их к активной деятельности, к самой жизни? Жизнь без мечты бесцветна, безрадостна и просто бесполезна. Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Уже сегодня я спрашиваю себя: «Если я стану врачом, смогу ли прийти на помощь в любое время суток, не растеряться в ситуации, когда только твои знания, руки, подобно волшебнику, смогут спасти человека, смогу ли постоянно учиться, совершенствуя профессионализм, ведь медицина не стоит на месте?» Смогу ли я? Буду стараться. И в этом мне поможет самая удивительная, многогранная, постоянно развивающаяся наука Биология.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы