информационные технологии на уроках биологии и во внеурочное время
статья (биология) на тему
Предварительный просмотр:
Проходная Е.И.
Целинский район
п. Вороново
Использование информационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время.
Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках и во внеурочное время новых информационных технологий.
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет – ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки- презентации, уроки – сайты вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным и т.д.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно- ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности и пр.
ИКТ позволяет:
- Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
- Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
- Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно – воспитательного процесса.
- Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
- Изучать явления и процессы в микро- и макромире.
- Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяет не только насытить обучающего большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой).[2]
- Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программы средства, как Power Point или Open Impress. Эти средства может создать любой учитель, с минимальными затратами времени.
- Электронные энциклопедии – это аналоги обычных справочно –информационных изданий –энциклопедий, словарей, справочников и т.д.
- Дидактические материалы – сборники задач, упражнений, диктантов, сочинений, рефератов, представленных в электронном виде.
- Программы – тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
- Программы системы контроля знаний, к которым относят опросники и тесты.
- Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.
- Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием.
- Системы виртуального эксперимента – это программы комплексы, позволяющие обучаемым проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории».
Выделяют типы уроков по способу использования ИТ ( по Козленко А.Г.) [3]
- Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
- Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
- Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет – чем же он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Он содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и просто обмениваться мнениями с другими пользователями.
Это безграничное количество рефератов по любым темам. Можно дать детям такое задание, например:
- Найти в Интернете 3 сайта по теме и написать рецензию;
- Найти сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание и т.д.
- Найти анимации по данной теме и составить к ним задания.
Все данные задания рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету.
Интернет можно использовать для:
- Поиска информации по учебным вопросам;
- Проведения учебных проектов;
- Повышения квалификации учителей
- Участия в предметных олимпиадах, конкурсах.
Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы. Это облегчает поиск информации. Это каталог доступен учащимся и, благодаря яркому оформлению привлекает их внимание.
Самостоятельный поиск информации следует поручать старшеклассникам. На уроках в классах средней школы использование материалов, полученных из Интернета, носит в большой степени развлекательно- познавательный характер.
По каждой теме курса биологии у нас подобран материал из сети, адреса сайтов, которые я использую на уроках, пишу на доске или вывешиваю на стенд.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий. Про втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно- воспитательного процесса.
При внедрении в программу предмета «Информационные технологии в предметах» появилась возможность внедрения ИТ в индивидуальном режиме. Развитие навыков работы на компьютере позволяет учащимся не только управлять готовой программой, но и самим изготавливать какой – нибудь продукт (доклад, презентацию, тест). Это расширяет кругозор, развивает самостоятельность, интерес к предмету, следовательно, повышает качество знаний учащихся.
Список литературы
- Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. № 3.
- Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004 г. № 3
- www.kozlenkoa.narod.ru
Заявка
- Проходная Елена Ивановна
- МБОУ Кировская СОШ № 2
- Учитель биологии
- –
- 347763 Ростовская обл. Целинский район, п. Вороново, 8 линия 4
- elena.prohodnaya@ mail.ru
- очное, выступление
- Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетенции на уроках биологии и во внеурочное время
Использование ИКТ на уроках биологии...
Проектная деятельность учащихся с применением информационных технологий на уроках физики и во внеурочное время
Опыт проектной деятельности с применением информационных технологий...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.
Обобщение опыта работы учителя математики МБОУ Авдеевской СОШ Зарайского района Московской области Курносовой Татьяны Анатольевны...
Некоторые аспекты здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочное время
рассмотрены некоторые аспекты здоровьесберегающих технологий и приемы использования их на уроках биологии и во внеурочной деятельности...
Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"
В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...