информационные технологии на уроках биологии и во внеурочное время
статья (биология) на тему

Проходная Елена Ивановна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prohodnaya_e.i.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проходная Е.И.

Целинский район

п. Вороново

Использование информационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время.

Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках и во внеурочное  время новых информационных технологий.

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого  и эффективного  усвоения новых приемов ее представления.

В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет – ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки- презентации, уроки – сайты вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным и т.д.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно- ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности и пр.

ИКТ позволяет:

  • Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  • Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  • Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно – воспитательного процесса.
  • Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  • Изучать явления и процессы в микро- и макромире.
  • Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой  скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяет не только насытить обучающего большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную  интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой).[2]

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программы средства, как  Power Point  или  Open Impress.  Эти средства может создать любой учитель, с минимальными затратами времени.
  2. Электронные энциклопедии – это аналоги обычных справочно –информационных изданий –энциклопедий, словарей, справочников и т.д.
  3. Дидактические материалы – сборники задач, упражнений, диктантов, сочинений, рефератов, представленных в электронном виде.
  4. Программы – тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  5. Программы системы контроля знаний, к которым относят опросники и тесты.
  6. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.
  7. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием.
  8. Системы виртуального эксперимента – это программы комплексы, позволяющие обучаемым  проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории».

Выделяют типы уроков по способу использования ИТ ( по Козленко А.Г.) [3]

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом  в Интернет.

Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет – чем же он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Он содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и просто обмениваться мнениями с другими пользователями.

Это безграничное количество рефератов по любым темам. Можно дать детям такое задание, например:

  • Найти в Интернете 3 сайта по теме и написать рецензию;
  • Найти сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание и т.д.
  • Найти анимации по данной теме и составить к ним задания.

Все данные задания рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету.

 Интернет можно использовать для:

  1. Поиска информации по учебным вопросам;
  2. Проведения учебных проектов;
  3. Повышения квалификации учителей
  4. Участия в предметных олимпиадах, конкурсах.

Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает  не только их перечень и адреса, но и главные страницы. Это облегчает поиск информации. Это каталог доступен учащимся и, благодаря яркому оформлению привлекает их внимание.

Самостоятельный поиск информации следует поручать старшеклассникам. На уроках в классах средней школы использование материалов, полученных из Интернета, носит в большой степени развлекательно- познавательный характер.

        По каждой теме курса биологии у нас подобран материал из сети, адреса сайтов, которые я использую на уроках, пишу на доске или вывешиваю на стенд.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий. Про втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно- воспитательного процесса.

При внедрении в программу предмета «Информационные технологии в предметах» появилась возможность внедрения ИТ в индивидуальном режиме. Развитие навыков работы на компьютере позволяет учащимся не только управлять готовой программой, но и самим изготавливать какой – нибудь продукт (доклад, презентацию, тест). Это расширяет кругозор, развивает самостоятельность,  интерес к предмету, следовательно, повышает качество знаний учащихся.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. № 3.
  2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004 г. № 3
  3. www.kozlenkoa.narod.ru

Заявка

  1. Проходная Елена Ивановна
  2. МБОУ Кировская СОШ № 2
  3. Учитель биологии
  4. 347763 Ростовская обл. Целинский район, п. Вороново, 8 линия 4
  5. elena.prohodnaya@ mail.ru
  6. очное, выступление
  7. Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Обобщение опыта работы учителя математики МБОУ Авдеевской СОШ Зарайского района Московской области Курносовой Татьяны Анатольевны...

Некоторые аспекты здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочное время

рассмотрены некоторые аспекты здоровьесберегающих технологий и приемы использования их на уроках биологии и во внеурочной деятельности...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Данная методическая разработка поможет учителям в сжатой форме ознакомиться с внедрением информационно - коммуникационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время....