Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.
опыты и эксперименты

Курносова Татьяна Анатольевна

Обобщение опыта работы учителя математики МБОУ Авдеевской СОШ Зарайского района Московской области Курносовой Татьяны Анатольевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokakh_matematiki.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных  и интернет-технологий на уроках математики и во внеурочное время

Вступление. 

        Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.

Исключительная роль принадлежит школе. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно  проконтролировать и оценить результаты обучения. На уроках математики увеличивается умственная нагрузка на ученика.

Очевидно,  что в настоящее время наблюдается

  • снижение интереса к предмету;
  • слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
  • неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.

        Это заставило меня задуматься о том, как поддерживать интерес ребёнка на протяжении всего урока, их активность, как привить любовь к математике. 

Как учитель математики, я заметила, что трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Я поняла, что обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Я заметила, что нельзя опираться только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Особый интерес для меня представляют возможности развивающих, проблемных,        информационно- коммуникационных технологий, электронных учебников, Интернет ресурсов. По данным исследований психологов более 62% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Поэтому чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения. В качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может. Поэтому одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимися, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности. В своей работе я столкнулась со следующими противоречиями:

  • между низким уровнем мотивации учащихся к обучению (и как следствие - слабая математическая подготовка) и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;
  • между интересами учащихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса, и содержанием материала, представленного в учебной литературе;
  • между математическими знаниями, полученными на уроках математики, и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.

Поэтому решила ещё более плотно подойти к изучению информационно-коммуникационных технологий, которым на мой взгляд отводится немаловажная роль в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Актуальность опыта.

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

        Информационно-коммуникационные  технологии занимают особое положение в современном информационном и всё большее  место в образовательном процессе. Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности.
Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника.

        Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики

        А использование ИКТ на уроках математики позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

        эффективно решать проблему наглядности обучения;

        расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

        Ведущая педагогическая идея опыта.

Апробируемый мною в учебно-воспитательном процессе опыт заключается в создании условий для познавательной деятельности учащихся на основе широкого использования в образовательном процессе компьютерных технологий.

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы.

Работать над активизацией познавательной деятельности — это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Поэтому на практике я убедилась, что использование мультимедийных средств (и в том числе презентаций), позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования. В соответствии с этим цель опыта  определена следующим образом:

внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно- воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности учащихся.

Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:

  • .оптимальное развитие математических способностей учащихся, посредством внедрения мультимедийной продукции;
  • усиления связи математических знаний с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;
  • создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;
  • внедрение ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии. 

Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках математики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности. Стараюсь создавать благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту.  Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.
Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. В рамках данной программы я осуществляю свои знания и опыт инноваций при развитии учебного процесса в целях воспитания гармонично развитой и здоровой личности. Для достижения своей цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики». Применение этих технологий способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, обеспечивает положительную мотивацию к изучению математики, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний.

        Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся через применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики. Трудоемкость опыта заключается в том, что использование современных педагогических технологий в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.

Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность.

        Технология опыта.

        Я считаю, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

Главная идея опыта заключается в создании мультимедийной продукции или использование готовых ЦОР с учетом понимания важнейшей их особенности - интерактивности, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в своей педагогической практике, считаю:

  1.  повышение информативной ёмкости и наглядности изучаемого материала;
  2. лучшее освоение знаний, умений и навыков за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
  3.  формирование умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
  4. развитие навыков самостоятельной работы обучаемых, превращение их из пассивных потребителей информации в исследователей;
  5. раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;
  6. оперативность и объективность контроля знаний.
  7. Для решения поставленных задач мною были использованы следующие методы педагогического исследования:

-теоретические:        анализ        педагогической, методической и специальной

литературы по проблеме исследования, специальных разделов математики и информатики;

-общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, анализ результатов деятельности учащихся, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения математике в школе, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении школьников.

Через систему уроков и внеклассных мероприятий я создаю условия для того, чтобы у учащихся повышался интерес к изучению математики.

Умение заинтересовать математикой — дело непростое. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Также, на мой взгляд, этого можно добиться, применяя интерактивные и мульмедийные средства обучения.

Компьютерная технология - это технология организации учебно- воспитательного процесса, которая формирует культуру работы с информацией, культуру сотрудничества, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего».

Интерактивные средства обучения могут быть использованы в

предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная или частичная замена деятельности учителя;
  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование игровых и занимательных материалов
  • использование сети Интернета.

Я использую интерактивные средства на всех этапах процесса

обучения:

  • при изучении нового материала(позволяют иллюстрировать разнообразными наглядными средствами, применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса);
  • при проведении устных упражнений (дают возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
  • при проверке фронтальных самостоятельных и домашних работ (обеспечивает наряду с устным и визуальный контроль результатов),
  • при решении задач обучающего характера (помогают выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану).

Для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам нашей программы (использование Интернета). Остановлюсь на некоторых из них. Не все является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.

        Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель любой школьной дисциплины умеет:

        1. Обрабатывать текстовую (Microsoft Word),  цифровую и знаковую - редактор формул (Microsoft Equation 3.0)

например,   ,  графическую (Advanced Grapher) и звуковую информации при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты  заданий, таблицы, чертежи, схемы, графики и т.д.), чтобы работать с ними на уроке

        2. Создавать слайды по данному учебному материалу, используя редакторы презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

        3. Использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

        4. Организовать работу с электронным учебником на уроке;

        5. Применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

        6. Осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процесс подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям  (омсы);

        7. Организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке  (очень редко на уроке, в основном самостоятельная работа после уроков);

        8.  Работать на уроке с материалами web-сайтов;

        9. Создавать  web-страницы   по   интересующему   вопросу  учебного материала;

        10. Разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

        В принципе, ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами (например, с MS Word, MS Excel, Pain MS Power Point,), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики. Здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так конкретные практические умения.

        Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

        Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

        1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени) и

        2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

        Остановимся на первой группе. На интегрированных с информатикой уроках, пользуясь услугами локальной сети, возможно, например, построение графиков тригонометрических функций с помощью редактора электронных таблиц EXCEL. На уроке математики, проходящем в кабинете информатики, можно организовать работу учащихся, например, с использованием мультимедийных учебных пособий из серии "Математика не для отличников", которые по сути являются идентичными электронными версиями печатных учебников, а для проверки знаний используется тест. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде, или выбирают его из числа предложенных программой. Если же ответ неверен, то программа лишь констатирует этот факт, но она не в состоянии провести анализ ошибок.

• Программа проверяет каждый шаг ученика, указывая на его текущие ошибки и подсказывая выход из трудной ситуации.

• Немедленная реакция компьютера на ошибочный шаг позволяет тут же поправить ученика, избежать невольного запоминания ошибочных ходов.

Именно в этом заключается неоспоримее преимущество использования компьютера в педагогике: мы получаем индивидуального бесстрашного наставника персонально для каждого ученика.        

        Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий. Так, выйдя на официальный сайт Министерства образования, посвященный ЕГЭ, выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме.

        Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку. Много полезной информации можно получить, например с образовательного портала (school.edu.ru) , крупнейшего в данный момент в России сайта, посвященного математическому образованию школьников. Этот сайт создан сотрудниками факультета педагогического образования МГУ и компании МЕДИА-ХАУЗ. В разделе, посвященном математике, собрана вся информация, относящаяся к школьной математике.

        На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

        Вводить компьютерные компоненты можно в уроки, но нельзя ими злоупотреблять. Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.

        Урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который

        • Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.

        • Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее         педагогическим возможностям

        • Умеет бережно и в то же время смело обращаться с         персональным компьютером

        •  Интеллектуально развит, эрудирован, способен         оценивать педагогические возможности компьютерных         программ

        •  Методически гибок

        • Дисциплинирован, точен, владеет упорядоченныm         логизированным мышлением.

        Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия по математике, которое бы полностью соответствовало школьной программе. Н.Розовый, декан факультета педагогического образования МГУ: "Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику"

        Ознакомление с программной продукцией целесообразно начинать с изучения средств, создающих т.н. компьютерную среду. К этим программам относятся программные инструкции, советы, рекомендации по самому широкому кругу вопросов. С ними учитель может проводить и классные, и внеклассные занятия, освобождая себя от многократного повторения учащимся одних и тех же прописных истин, от налета субъективности в оценке учебных успехов учащихся, помогая осваивать им технологию самообучения.

        Компьютерную среду создают также справочно-информационные материалы. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить на уроке большую наглядность и доказательность.

        Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией "Физикон", призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.

        На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.

        Т. о. компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышление (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

        

Элементы компьютерной среды.

• Графический редактор "Paint" вводит в стандартный комплект программных средств компьютера. Он служит для ее здания, просмотра и редактирования графических изображений. Созданное изображение может быть распечатано на принтере или записано в виде файла для его дальнейшего использования.

• Графический редактор "Adobe Illustrator" является более мощным средством для создания и обработки рисунков, он имеет дело с так называемым векторным изображением

• С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций и выполнять  несложные вычисления.

• Программа 3D See Builder поможет выполнить задачи на построение сечений.

• school, edu. ru. - Российский образовательный портал

  • zadachi.mccme.ru - информационно- поисковая система <3адачи>

• matematica.agava.ru - сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями

• school, msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ

• Мультимедийные учебные пособия :

"Алгебра не для отличников",

"Геометрия не для отличников",

"Тригонометрия не для отличников",

"Teach Pro Математика. Решение уравнений и неравенств",

"Teach Pro Математика. Тригонометрия. Функция",

Л.Боревский "Курс математики 2000",

"Математика абитуриенту",

"Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников",

"Открытая математика. Планиметрия",

"Открытая математика. Стереометрия",

"Открытая математика. Функции и графикики"

        Впервые я начала изучать компьютер в июне 2004 года, когда директор школы Бахарева Н.А. предложила мне и ещё нескольким учителям вести компьютерный кружок в следующем 2004-2005 учебном году. Для нас в школе было организовано краткосрочное обучение, группой учителей нашей школы разработана программа кружка, которой очерчен необходимый минимум умений учащихся каждого класса по окончании учебного года. Главная цель кружковых занятий - научить учащихся смело владеть компьютером, хорошо ориентироваться в программах компьютера, овладеть клавиатурой, работой с мышкой, научить выполнять операции в Wordе и Excelе, пользоваться стандартными программами, хорошо ориентироваться на рабочем столе. Немного позднее мы пошли к более глубокому овладению компьютером: работа с дисками, дискетами, выход в интернет. Ребята учились создавать презентации, строить различного вида таблицы, графики. 

        От кружковой работы мы перешли к разработке и проведению уроков с использованием компьютеров и презентаций. Для этого в кабинете математики собрана неплохая медиатека. В неё вошли следующие диски:

  1. Математика 5-6 классы. (уникальные технологические компоненты программы)
  2. Интерактивная математика 5-9 классы
  3. Математика практикум НФПК 5-11 классы
  4. Математика практикум IС 5-11 классы
  5. Алгебра 7-9 классы. (уникальные технологические компоненты программы)
  6. Открытая математика. Планиметрия. Физикон. 7-9 классы
  7. Алгебра(Электронный учебник - справочник) 7-11 классы  # Теория   Тренинг( пошаговое решение)

    Контроль (самостоятельное решение)

  1. Открытая математика. Функции и графики. 7-11 классы
  2. Интерактивный         задачник. Решаем задачи из учебника «Алгебра» п/р Теляковского. 9 класс
  3. Алгебра и начала Анализа. Итоговая аттестация выпускников. 11 класс

Алгебра и начала анализа. (уникальные технологические компоненты программы) 

  1. Репетитор по математике. Кирилл и Мифодий.
  2. Открытая математика. стереометрия Физикон 1.0. 10-11 классы
  3. Открытая математика. стереометрия Физикон 2.6. 10-11 классы
  4. Математика ЕГЭ. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2. 11 класс
  5. Математика. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. Сетевая версия. 11 класс.

        В нашей школе кабинет информатики доступен всем учителям, Сегодня работать с компьютерами в школе только на уроках информатики - этого мало! Учащиеся знакомятся с компьютером уже в начальной школе на уроках, кружках, дома (многие родители приобрели компьютеры для своих детей). В каждом кабинете есть мультимедийный проектор и интерактивная доска. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе Power Point позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда в движении")

Чтобы лучше овладеть компьютерными технологиями я прошла курсовую подготовку в  ГОУ ВПО Московской области «Коломенский государственный педагогический институт» по курсу «Актуальные проблемы преподавания математики с применением новых информационных технологий» в объёме 72 часа(с 4.02. 2008 г. по 23.06 2008г.) и продолжила обучение в аттестационный период. Изучила следующие темы на курсах повышения квалификации: «Применение пакета свободного программного обеспечения» 2010г, «Использование интерактивной доски в учебном процессе»2014г..

Применяю в работе следующие средства ИКТ: компьютер и периферийное оборудование; коммуникационные средства (электронная почта, Интернет), использую ИКТ - ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы). Имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, умею работать с дистанционными курсами, умею применять в профессиональной деятельности инструменты организации обучения на уроке (демонстрации, практикумы); электронный журнал, учёт статистики успеваемости, посещаемости школьников.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
• для индивидуализации ученого процесса,
• для организации коллективной и групповой работы (проекты),
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:

  • учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
  • приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
  • учатся грамотно использовать в речи информационные и математические термины;
  • приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

А сейчас я приведу примеры использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Уроки с применением компьютеров. Использую установочные диски. 

Уроки  с использованием  презентаций. (практически ежедневно)

Такие презентации необходимы при изучении нового материала и решении геометрических задач, так как дополнительно сопровождаются большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося. На экране можно наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения углов, графиков и т. д. Заранее созданная презентация заменяет мне классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Наглядно демонстрирую процессы (построение диаграмм, таблиц, графиков, чертежей), которые сложно провести с помощью плакатов или школьной доски .

Пример:

5-6 класс «Круговые и столбчатые диаграммы»

 

5 класс «Построение прямого угла и квадрата»

 

2.Мультимедийное сопровождение всего урока.

В такой программе на слайдах пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.

З.Фронтальная работа на уроке.

При хорошо подготовленной презентации эффективно проходит фронтальная работа с классом. Например, поэтапное построение углов, их обозначение с последующей поэтапной проверкой; повторение формул скорости, объема и площадей. При фронтальной работе с большим количеством подобранного иллюстративного материала - закрепление и повторение изученного материала проходит на высоком уровне, учащиеся с большим удовольствием включаются в работу.

Пример:

5 класс «Угол. Обозначение углов»

..

5 класс «Формулы»

Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять на уроках геометрии. Например, при изучении геометрии в 7 классе, когда дети ещё не знают и не умеют оформлять задачи, на первых уроках мне помогают слайды «Решение задач на готовых чертежах».

7 класс «Задачи на готовых чертежах»

Я разработала разнообразные приемы для устных упражнений. Приведу пример использования вычислительных цепочек.

 Варианты их использования на уроках различны.

Например, подобные (или те же самые) примеры делают обучающиеся в тетрадях или учебниках (карандашом). Один ученик работает за компьютером. Объектив проектора необходимо закрыть, например, тетрадью, чтобы остальные обучающиеся не видели работы ученика за компьютером. После окончания работы, открыть объектив, нажать кнопку «Проверить». Если число правильных ответов меньше max, то можно предложить обучающимся найти ошибки.

Вернуться к этим заданиям можно многократно на других уроках. После устного ответа ученикам можно предлагать в качестве дополнительного задания данные цепочки. На дополнительное задание ученик садится за компьютер, удобная быстрая проверка показывает количество верных ответов в цепочках. Если есть неправильные ответы, другому ученику предложить найти ошибку товарища. Или раскрыть ответы для всего класса с заданием «Найти ошибку» (устная работа).

Данные приемы можно предлагать детям для домашней самоподготовки.

4.Решение текстовых задач

На данном этапе урока я реализую обучающий тип деятельности. Отрабатываю различные приемы решения текстовых задач, разрабатываю алгоритмы и справочные материалы, составляю схемы для более наглядной подачи материала.

       

К задачам я сделала удобный интерфейс. Я делаю 2 слайда. На первом слайде текст и мультипликация сюжета задачи. После просмотра первого слайда, предлагаю детям самим подумать над тем, какие величины будут представлены в таблице, в какой последовательности, единицы измерения величин. На втором слайде оформлена таблица и можно повторно посмотреть мультипликацию сюжета задачи (рис. 2).

5.Контролъ знаний

Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью новых информационных технологий (НИТ), позволяющих снять часть нагрузки с учителя и усилить эффективность и своевременность контроля.

С помощью текстовых редакторов я составляю разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, тематические тесты, которые раздаются каждому ученику на парту, при этом нет необходимости использовать доску. Также решается проблема плохого зрения у школьников. Накоплен банк контрольных работ для 5-11 классов (в печатном и электронном виде).

При контроле часто использую тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”.

На мой взгляд, организация теста по принципу “выбери ответ из предлагаемых” обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Например, в 6 классе при изучении темы «Действия с дробями» учащиеся проходят компьютерные тесты и компьютер выставляет им оценку. Если урок проходит в компьютерном классе, то все учащиеся могут пройти тест на уроке и получить оценку.

        Кроме того данный вид работ способствует эффективному внедрению технологий разноуровневого обучения, что очень важно для повышения качества знаний учащихся.

Внеклассные мероприятия.

Компьютер - хранитель информации, средство пополнения методической оснащённости кабинета

Компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и получена она с его помощью может быть в любой момент времени. С тех пор, как я впервые подошла к компьютеру, он стал моим большим помощников в подготовке к урокам.

Я изготовила большое количество печатного материала  разного достоинства по всем классам. Они стали хорошими подспорьем в проведении уроков. Приведу примеры лишь нескольких из них. Все эти материалы размещены в моих документах. Все они разобраны следующим образом:

Математика   (всё разложено по папкам)

- 5 класс, (планирование, контрольные работы, самостоятельные работы, практические работы, диктанты, тесты, справочник, уроки и др.) Так в каждой папке.

- 6 класс,

- 7 класс и т.д.(в них :алгебра, геометрия)

- Методическая работа (ШМО, кабинет, РМО, программа, мониторинг, аттестация и др.)

- Внеклассная работа (факультативы, кружки, элективные курсы, декада математики и др.)

Приведу примеры лишь нескольких печатных работ (контрольные работы, самостоятельные работы, практические и лабораторные работы, диктанты, тесты, карточки-инструкции, зачёты, контрольные срезы, демонстрационные таблицы, справочные таблицы, тренажёры к ЕГЭ, переводные контрольные работы, схема анализа контрольной работы, уроки- олимпиады, школьные олимпиады, сообщения).

  1. Контрольные работы

(вводная, тематическая, домашняя)

А-11  Домашняя контрольная работа (подготовка к к.р. 5)

Вариант I

1. а) Дана функция f(x) = eхcosx. Найдите f ′(x);f ′(0);

б) дана функция φ(х)=1n(-2х). Найдите φ′(х); φ′(-1/8).

2. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у = ех; у = 1; х = 2.

3.  Исследуйте  на возрастание (убывание) и на экстремумы  функцию

 f(x) = 2x lnx.

4. Докажите, что функция у = 3е-2х удовлетворяет дифференциальному уравнению у ' = -2у.

 

Вводная контрольная работа    А-7

Вариант 1.

        №1. Вычислите:   273,6:0,76  + 4,46*14  - 3,135

№2. №2. Вычислите

        а)     б)   в)    г)

        №3. Вычислите

        а) -5+7  б)  -3-11    в)-11- (-5)   г) 4-8     д)-5*3    е) -18:(-6)

       №4. Решить уравнение

        а1,3:3,9=х:0,6     б) 5у+24= 6-4у  

        № 5. Отметить в координатной плоскости точки

        А(-3;4), В(2,-5), С(-5;-1), Д(4;6),

         Е(-5;0)

        № 6. Периметр треугольника АВС равен 50 см. Сторона АВ на 2 см больше стороны ВС, а сторона АС в 2 раза больше стороны ВС. Найдите стороны треугольника.

        Дополнительно.

        Найдите число р, если 50% от р равны 6/7 от 84.

Контрольная работа № 1                                 М-5                              (п. 1—5)

Вариант  1

1.  Сравните числа и запишите ответ с помощью знака < или >:

 а) 2 657 209 и 2 654 879;      б) 96 785 и 354 211.

2.  Начертите прямую MN и луч CD так, чтобы прямая и луч не пересекались.

3.  Запишите цифрами число: триста пятнадцать миллионов восемь тысяч шестьсот.

4.  а) Запишите координаты точек A, F, К, О, отмеченных на координатном луче:

б) Начертите координатный луч, единичный отрезок которого равен длине одной клетки тетради. Отметьте на этом луче точки В(8), Т(11), P(l6),

5. Запишите четырёхзначное число, которое больше 9987   и оканчивается цифрой 6.

2. Самостоятельные работы

(обучающие, проверочные)

М-6.                                                   СР

«Сравнение отрицательных чисел».                                            

Вариант 1.

№ 1.Сравните числа с помощью координатной  прямой

-3 и 5, -7 и 2, -12 и -5, -3 и 0, 6 и 0

№ 2. Сравните числа согласно правилам сравнения

№ 3.Между какими соседними целыми числами расположено число?

-3,6;       2,85;       0,47;      -13,135

Образец записи: -4<-3,6<-3

№ 4. Расставьте числа в порядке возрастания

№ 5.                 а>0,       b<0.

Сравните

а и b;     -a и b;     a и –b;     -a и –b

А-9         У-10                                                            

ПРОВЕРОЧНАЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  

Вариант 1.

1.Постройте график функции у = х2.  Проведите полное исследование функции по графику.

2. Разложите на множители квадратный трёхчлен

а) х2-5х+6          б) 2х2-3х-2                   в)2х2+5х-3

3. Сократите дробь

а)                б)                    в)

  1. Диктанты

Словарный диктант:

Вставьте пропущенные буквы

ПЛОСК…СТЬ

ЛУЧ…

Д…ЛЕН…Е

ЦЕ…ТНЕР

К…ОРД…НАТА

П…РИМ…ТР

Р…С…ТОЯНИЕ

ПР…МАЯ

ШК…ЛА

ДЛИН…А

ТОН…А

…ТРЕЗ…К

4. Практические  и лабораторные работы.

М-5      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.

Тема: Формулы.

Цель работы: Учить применять знания по теме в практической деятельности.

Оборудование

  1. Модели (на всех)

- квадрата;

- прямоугольника;

- прямоугольного треугольника

2. Линейка.

Задания

  1. Перечертите таблицу в тетрадь.

Фигура

Сторона а

Сторона в

Сторона с

Формула периметра

Формула площади

Р

S

Квадрат

Прямоугольник

Прямоугольный параллелепипед

  1. Измерьте стороны в см или в мм. Результаты измерения внесите в таблицу.
  2. Запишите формулы периметра и площади данной фигуры в таблицу. Вычислите периметр и площадь каждой фигуры . Результаты вычисления занесите в таблицу.
  3. Постройте прямоугольник, площадь которого 20 см2.

МАТЕМАТИКА- 6

Лабораторная работа по теме:  Длина окружности.

Цель: Экспериментальным путём найти отношение длины окружности к её диаметру. Сделать выводы.

Оборудование:

  1. 3 круга для каждого ученика
  2. Линейки у каждого ученика (штанген - циркули)
  3. Нитки.

Ход работы:

  1. Перечертите в тетрадь таблицу.

С

d

C:d

1

2

3

  1. С помощью линейки измерьте диаметры своих кругов, результаты занесите в таблицу.
  2. С помощью нити измерьте длины окружностей, результаты занесите в таблицу.
  3. Найдите отношение длины каждой окружности к длине соответствующего диаметра.
  4. Сравните результаты вычислений  и сделайте вывод.

5.  Тесты

Тест № 6  Перпендикулярность прямой и плоскости      Г-10

I вариант

1.  Какое из следующих утверждений неверно?

а)  Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой;

б)  прямая называется параллельной плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости;

в)  две прямые, перпендикулярные к плоскости, параллельны;

г)  если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости;

д)  через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости, и притом только одна.

2. Две скрещивающиеся прямые взаимно перпендикулярны. Чему равен угол между ними?

а) 90°;  

б) 0°;    

в) 180°;    

г) 45°;

д) определить нельзя.

3.  Через вершину квадрата   ABCD   проведена прямая   AM,   перпендикулярная его плоскости. Какое из следующих утверждений неверно?

а) МА ┴BD;  

б) MD ┴ CD;    

в) MB┴ВС;

г) МС ┴ ВС;  

д) МА┴ АС.

4. Дан правильный треугольник ABC со стороной, равной 3. Точка О — центр треугольника, ОМ — перпендикуляр к его плоскости, ОМ= 1. Найдите расстояния от точки М до вершин треугольника.

a) √3;

б) определить нельзя;    

в) 3;  

г) 1;  

д) 2.

5.  Прямая  m перпендикулярна к прямым  а  и Ь, лежащим в плоскости  а,  но  m  не перпендикулярна к плоскости  α.   Выясните взаимное расположение прямых  а  и  Ь.

а) Параллельны;                           б) пересекаются;

в)  скрещиваются;                        г) совпадают;            

д) определить нельзя.

6.  Отрезок АВ,  равный   5 см,  не имеет общих точек с плоскостью  α.   Прямые АС и   BD,   перпендикулярные к этой плоскости, пересекают ее в точках С и D соответственно. Найдите BD, если CD = 3 см,  АС= 17 см,  

BD < АС.

а) Определить нельзя;  

б) 12 см;    

в) 13 см;

г)   17-√34cm;  

д) 1 см.

7.  Прямая перпендикулярна к двум плоскостям, тогда плоскости:

а) пересекаются;                              

б) параллельны;

в) определить нельзя;                          

г) скрещиваются;

д)  совпадают.

8.  В тетраэдре DABC AD┴AC, AD┴AB, DC ┴ ВС. Тогда прямая   ВС и плоскость ADC:

а)  параллельны;

б)  прямая лежит в плоскости;

в)  прямая пересекает плоскость, но не перпендикулярна к плоскости;

г)  прямая перпендикулярна к плоскости, но не пересекает плоскость;

д)  перпендикулярны.

9.  Расстояние от некоторой точки до плоскости квадрата равно 4 см, а до каждой из его вершин — 6 см.   Найдите диагональ квадрата.

а) 2√5см;    

б) 5 см;    

в) 5√2см;

г)  2√10м;  

д) 4√5см.

10. Отрезок АВ пересекает некоторую плоскость в точке О. Прямые AD и ВС, перпендикулярные к этой плоскости, пересекают ее в точках  D и  С соответственно. Найдите длину АВ, если АД = 6см, ВС =2 см,  ОС = 1,5 см.

а) 8 см;    

б) определить нельзя;

в) 14 см;    

г) 9 см;  

д) 12 см.

М-5 Тематические тесты  (п.40)

        «ПРОЦЕНТЫ»                               Вариант 1.

1.    Найдите 20% от 55.

а)11 ;     6)20;         в) 27,5;            г) 15.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

2.    Найдите число, если 1 % его равен 65%.

а) 6,5;         6)6 500;           в) 0,65;               г) 650.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

3.    Масса сушеных груш составляет 16% свежих груш. Сколько получится сушеных груш из 30 кг свежих?

а) 4,8 кг;          б) 4,6 кг;             в) 3,5 кг;              г) 3,56 кг.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

4.    Детский шарф стоил 36 рублей. После снижения цены он стал стой 27,36 рублей. На сколько процентов изменилась стоимость шарфа?

а) на 20%;       б) на 21%;        в) на 24%;             г) на 25%.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

5.    Найдите число, 11 % которого равны 275.

а) 31,25,          6)30,25;                   в) 2 700;           г) 2 500.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

6.    Велогонщик проехал по трассе 504 км, что составило 36% всего пути.  Найдите длину всего пути.

а) 1 208 км;          б) 181,44 км;       в) 1 608 км;     г) 1400 км.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

7.    Число увеличили на 25%. На сколько процентов надо уменьшить полученное число, чтобы получить данное число?

а) на 20%;         б) на 25%;              в) на 30%;         г) на 40%.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

8.    Число 72 составляет 90% некоторого числа. Найдите среднее арифметическое этих чисел.

а) 64,8;              б) 76;             в) 72;          г) 153.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

9.    Сторону квадрата увеличили на 30%. На сколько процентов увеличилась его площадь?

а) на 69%;         б) на 60%;               в) на 30%;        г) на 15%.

6. Карточки- инструкции

Карточка-инструкция к решению квадратных уравнений

Общий вид квадратного уравнения     aх2+bx+c=0.  (a≠0)

где а - первый коэффициент; b - второй коэффициент; с - свободный член.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Корни квадратного уравнения находят по формуле  ,где D =b2 -4ас - дискриминант.

        Решите уравнение

        1). х2 + 9х + 18 = 0. Здесь а = 1, b = 9; c = 18.

        Р е ш е н и е. 1) Находим дискриминант D = b2   - 4ac = 92-4*1*18 = 9

Подставив это значение дискриминанта в формулу корней квадратного уравнения, получим

Откуда  х1=-6,  х2=-3

Ответ. -3; -6.

По приведенному образцу решите самостоятельно уравнения:

а) х2 - 7х - 10 = 0;        б) х2 – 6х - 7 = 0.

7.  Зачёты

3-6. ЦИЛИНДР, КОНУС И ШАР

Вопросы для допуска к зачету

Вариант   1 

1. Дайте определение цилиндра. Нарисуйте цилиндр, укажите его образующую и осевое сечение.

2.Запишите формулы площадей боковой и полной         поверхностей конуса.                    

3.Дайте определение сферы и шара.

4.Запишите формулу площади боковой поверхности усеченного конуса.

5.Запишите уравнение сферы с данным центром и радиусом. Опишите все случаи взаимного расположения сферы и плоскости, удаленной от центра сферы на заданное расстояние.          

Вариант  2

1.Дайте определение конуса. Нарисуйте конус, укажите его образующую и осевое сечение.

2.Запишите формулы площадей боковой и полной         поверхностей цилиндра.

3.Дайте определение касательной плоскости к сфере

4. Запишите формулу площади сферы.

5. Сформулируйте свойство и признак касательной плоскости к сфере.

3-6. ЦИЛИНДР, КОНУС И ШАР

Вариант  А1

1.Верно ли, что все точки шара удалены от центра на расстояние, равное радиусу шара?

2.Может ли осевое    сечение    цилиндра быть трапецией?

3.Два конуса с радиусами оснований г1 и г2 и образующими 11 и 12 соответственно имеют равные площади боковых поверхностей. Сравните 11 и 12, если

г1 > г2

4.Сравните диаметр цилиндра d и его высоту h, если развертка   боковой   поверхности цилиндра - квадрат.    

5.Вершины квадрата лежат на сфере с центром О. Из точки О к плоскости квадрата проведен перпендикуляр ОО1. Определите положение точки О1 в квадрате.

8.  Контрольные срезы

Уравнения        М-5

(октябрь)

Вариант1

а)  х+7=12

б)  у – 8 = 12

в) 24 – х = 12

г)  (25 – х  +13=24

д)  (17+у) – 8 = 34

е) 16 - (у + 7) = 5

ж) 18 – х +4=35

з) 43 – у – 16 = 12

и) 26 + х – 12 = 16

к) у – 4 – 12 = 3

Уравнения        М-5

(октябрь)

Вариант2

а)  х + 9 = 14

б)  у – 12 = 32

в) 17 – х = 6

г) (31 – х )+18=42

д)  (14 + у) – 9=27

е) 31 - ( у + 13)= 9

ж) 15 – х + 8 = 27

з) 33 – у – 14 = 13

и) 28 + х - 15=17

к) у – 5 – 14  = 2

Уравнения        М-5

(октябрь)

Вариант3

а)  х + 11 = 19

б)  у – 23 = 38

в) 41 – х = 34

г)  (31 – х) + 7=44

д)  (15 + у) – 8=14

е) 34 - (у + 7) = 19

ж) 16 – х + 12 =29

з) 28 – у – 15 = 12

и) 22 + х – 18  =13

к) у – 7 – 13 = 4

Уравнения        М-5

(октябрь)

Вариант4

а)  х + 12 = 36

б)  у – 9 = 61

в) 32 – х = 19

г) (28 – х) +17=34

д) (29 + у) –18=34

е) 25 - ( у + 11) =9

ж) 38 – х + 6 = 35

з) 36 – у – 11 = 17

и) 35 + х – 14 = 21

к) у – 8 – 16 = 5

  1. Справочные таблицы

10 .  Демонстрационные таблицы

Математика 6 класс. Тема «Столбчатые диаграммы»

Геометрия 8 класс «Четырёхугольники»

11.  Переводные экзамены

А -10      СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ

П/П

КОД

ТЕМА

1

А4

Графики элементарных функций.

2

А5

Нахождение производной

3

А6

Нахождение области значений функции

4

А7

Чтение свойств функции по графику для решения практических задач

5

А8

Решение рациональных неравенств

6

А9

Простейшие тригонометрические уравнения

7

В1.

Тождественные преобразования тригонометрических выражений .

8

В2.

Геометрический смысл производной

9

В5

Применение графиков  производной для исследования свойств функции

10

В7.

Периодичность функции.

12.  Тематический тренинг к ЕГЭ

1. СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ

(УРОВЕНЬ А)

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

3

4

5

6

7

8

2009 год

1

Вычислить  

7

Найти значение выражения  

13

Вычислить

2

Вычислить  

8

Найти значение выражения  

14

Вычислить

3

Вычислить  

4

Вычислить    

5

Упростить  

6

Упростить  

11

Упростить  

12

Упростить  

9

Найти значение выражения  

10

Найти значение выражения  

15

Упростить  

16

Упростить    

17

Упростить  

18

Упростить  

13. Схема анализ контрольной работы

АНАЛИЗ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ____ КЛАССЕ, ПРОВЕДЕННОЙ  «___» ___________ 20_____ года.

Учитель ……………….

По списку

Писали работу

Получили оценку

обученность

качество

2

3

4

5

п/п

ФИО

учащегося

Задания

Оцен-ка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Процент обученности

Процент качества

               

задания

Задание, проверяемые навыки.

Обучающий  учитель______ /____________/

«_____» ___________20____  года.

14.  Уроки-олимпиады

ЗАДАНИЯ  УРОКА - ОЛИМПИАДЫ  

ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ   8 КЛАССА

№№

ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В

БАЛЛАХ

1

Когда у пастуха спросили, сколько у него овец, то он ответил, что 60 из них пьют воду, а остальные 0,6 всех овец пасутся. Сколько же всего овец?

2

2

Постройте график функции у=х+|x|

3

3

Вычислите

3

4

Расставьте в записи 4*12+18:6+3 скобки так, чтобы получилось а)50,   б)14,   в)72

3

5

Найдите угол В треугольника АВС, если высота СН равна половине стороны АВ, а угол А равен  750

4

15. Школьные олимпиады

ЗАДАНИЯ  ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ  

ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  9 КЛАССА

№№

ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В

БАЛЛАХ

1

Сколько существует двузначных чисел, в записи которых не употребляется цифра 1?

1

2

На свои деньги Петя мог бы купить 8 бубликов и 7 пирожных либо 5 бубликов и 8 пирожных. Сколько он смог бы купить одних бубликов?

1

3

1.  Постройте график уравнения:  

а) ;     б)  |у|=х2 — 1.

а)3

б)2

4

4.  Рассмотрим   все   точки   плоскости,   координаты   которых выражены целыми числами. Сколько таких точек расположено:

а)   на сторонах квадрата с вершинами О (0; 0), А (0; 16), В (16; 16), С (16; 0);

б)   внутри этого квадрата;

в)  на отрезке ОР, где О (0; 0) и Р (3; 6);

г)   на отрезке ОМ, где О(0; 0) и М (31; 61)?

5

5

Докажите,  что 198915+1 кратно числу 995

2

6

5.  Из букв имени, отчества и фамилии «Макарычев Юрий Николаевич» нужно составить новое имя, отчество и фамилию. (Нужно использовать все буквы столько раз, сколько они встречаются, и не использовать никаких других.)

2

7

 Докажите, что функция

f(x) = (x+l)(x + 3)(x + 5)(x + 7) + 20 принимает положительные значения при любых значениях переменной х.

2

8

Шли 12 человек и несли 12 хлебов. Каждый мужчина нес по 2 хлеба, женщина - по половине хлеба, ребенок - по четверти хлеба. Сколько шло мужчин, женщин и детей?

3

9

 Три девочки Белова, Краснова, Чернова одеты в белое, красное, черное платья, причем, ни у одной из них цвет не совпадает с фамилией. Девочка в белом платье и Чернова родились в один день.  Кто в какое платье одет?

3

16.  Викторины

Викторина 7 класс

1. В дроби 3/7 отбросили знаменатель. На сколько новое число больше данного? Во сколько раз новое число больше данного?

2. В трёх корзинах 103 яблока. Во второй корзине втрое больше, а в третьей на 3 яблока больше, чем в первой. Сколько яблок было в каждой корзине?

3. Изделие   весит   89,4   грамма.   Сколько   тонн   весит миллион таких изделий?

4. Уменьшаемое  5,4,   вычитаемое   1,67.  К вычитаемому прибавлена       разность       этих       чисел.       Назвать получившуюся сумму.

5. Найти угол между минутной и часовой стрелкой на часах, когда они показывают 5 часов вечера.

6. Чему равен угол, образованный биссектрисами двух смежных углов?

7. Какой   вид   имеет   треугольник,   если   один   из   его внутренних углов равен сумме двух других?

8.Токарь благодаря рационализации сократил время затрачиваемое на изготовление одной детали от 2 часов 30 минут   до    1    часа   45   минут.   На   сколько   процентов увеличилась его производительность?

9.Сколькими нулями заканчивается произведение от 1 до 36 включительно?

10. В коробке 15 шариков: красных, синих и зелёных. Красных шариков в 7 раз меньше. Чем зелёных .Сколько в коробке синих шариков?

17.  Сообщения  

АРХИМЕД

(ок. 287-212 гг. до н.э.)

   Об Архимеде - великом математике и механике- известно больше, чем о других ученых древности. Прежде всего достоверен год его смерти- год падения Сиракуз, когда ученый погиб от руки римского солдата. Впрочем, историки древности Полибий,  Ливии, Плутарх мало рассказывали о его математических заслугах, от них до наших времен дошли сведения о чудесных изобретениях ученого, сделанных во время службы у царя Гиерона II. Известна история о золотом венце царя. Чистоту его состава Архимед проверил при помощи найденного им закона выталкивающей силы, и его возгласе «Эврика!», т.е. «Нашел!». Другая легенда рассказывает, что Архимед соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог спустить на воду огромный корабль «Сиракосия». Крылатыми стали произнесенные тогда слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю».

    Инженерный гений Архимеда с особой силой проявился при осаде Сиракуз, богатого торгового города на острове Сицилия.

     Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города невиданными машинами: мощные катапульты прицельно стреляли каменными глыбами, в бойницах были установлены метательные машины, выбрасывающие грады ядер, береговые краны поворачивались за пределы стен и забрасывали корабли противника каменными и свинцовыми глыбами, крючья подхватывали корабли и бросали их вниз с большой высоты, системы вогнутых зеркал (в некоторых рассказах -щитов) поджигали корабли. В «Истории Марцелла» Плутарх описывает ужас, царивший в рядах римских воинов: «Как только они замечали, что из-за крепостной стены показывается веревка или бревно, они обращались в бегство с криком, что вот Архимед еще выдумал новую машину на их погибель».

    Огромен вклад Архимеда и в развитие математики. Спираль Архимеда (см. Спирали), описываемая точкой, двигающейся по вращающемуся кругу, стояла особняком среди многочисленных кривых, известных его современникам. Следующая кинематически определенная кривая- циклоида-появилась только в XVII в. Архимед научился находить касательную к своей спирали (а его предшественники умели проводить касательные только к коническим сечениям), нашел площадь ее витка, а также площадь эллипса, поверхности конуса и шара, объемы шара и сферического сегмента. Особенно он гордился открытым им соотношением объема шара и описанного вокруг него цилиндра, которое равно 2:3 . Архимед много занимался и проблемой квадратуры круга . Ученый вычислил отношение длины окружности к диаметру (число ¶) и нашел, что оно   заключено  между  3 10/71  и   3 1/7.

Созданный им метод вычисления длины окружности и площади фигуры был существенным шагом к созданию дифференциального и интегрального исчислений, появившихся лишь 2000 лет спустя.

      Архимед нашел также сумму бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем 1/4. В математике это был первый пример бесконечного ряда.

     Большую роль в развитии математики сыграло его сочинение «Псаммит» — «О числе песчинок», в котором он показывает, как с помощью существовавшей системы счисления можно выражать сколь угодно большие числа. В качестве повода для своих рассуждений он использует задачу о подсчете количества песчинок внутри видимой Вселенной. Тем самым было опровергнуто существовавшее тогда мнение о наличии таинственных «самых больших чисел».

Использование готовых ЦОРов.

Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования программ очевидны. Я беру имеющийся электронный ресурс и непосредственно использую его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, я изучаю целые темы или выбираю нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу урока.

Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, кроме этого, позволяет:

  • Осуществлять автоматический контроль при использовании

готовых тестов и контрольных работ.

  • Организовать проведение практикумов с виртуальными

моделями. (Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности во времени, либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).

  • Обрабатывать результаты эксперимента.

Например, при изучении в 11 классе темы по геометрии «Тела вращения», я использовала готовый электронный учебник «Уроки геометрии» Кирилла и Мефодия 11 класс. Здесь в красочном виде с анимациями показаны, откуда получаются тела вращения, какие тела получаются при вращении разных знакомых им фигур на плоскости вокруг оси. Знакомятся с новыми телами вращения, которые встречаются в жизни.

После знакомства с разновидностями цилиндрических поверхностей, понятия направляющей, даётся вопрос для самоконтроля в виде теста с несколькими вариантами ответа, который сразу и проверяется. Если ответили не верно, можно вернуться к теме, ещё раз внимательно изучить и вновь попробовать ответить на тот же самый вопрос. Но варианты ответов при каждом повторном обращении к этому тесту меняются. Я не весь материал использовала на данном уроке, а только его фрагменты.

Из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся в таком виде работы на уроке, естественно, повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных математических процессов, схем, моделей.

Создание собственных электронных образовательных ресурсов

Чтобы создать собственный образовательный ресурс, я провожу анализ дидактического материала, учебных программных средств, оцениваю их эффективность и комплектую материал в доступной и наглядной для учащихся форме. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков по отдельным главам, так и отдельные мультимедийные презентации. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видеофрагменты.

Например, при изучении темы «Действия с рациональными числами» в 6 классе активизацию познавательной деятельности учащихся я провожу в виде зашифрованного примера, решив который, они узнают имя индейского

математика, который первый стал использовать положительные и

отрицательные числа.

Дети всегда с интересом знакомятся с такой информацией, узнают что- то новое из истории древнего мира, нашей страны. Такие задания повышают интерес не только к математике. Предлагаю учащимся найти исторический материал по теме урока.

Ребята при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок или представить при проверке домашнего задания. Зная, что их работа востребована, они более серьёзно

относятся к такому домашнему заданию.

Традиционные таблицы сегодня не актуальны .Им на смену пришли

интерактивные таблицы, которые ярче, образнее .

Интерактивный плакат - электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения в тему. Применение плакатов придает учебному процессу новое качество - высокую интерактивность. Интерактивный плакат «Функции» создан мною для организации наглядного обучения при изучении соответствующих тем, устранении пробелов при подготовке к ЕГЭ.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги:

Мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания, сделать гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие учебного материала.

Наиболее эффективен мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий. С некоторым преувеличением можно даже сказать, что он тем более эффективен, чем более интерактивен.

        Учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.  Использование ЭОР помогает мне, как учителю  при подготовке к уроку: дает большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; помогает в подготовке контрольных и самостоятельных работ; обеспечивает компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний. Для учащихся: помогает при подготовке домашних заданий; повышает интерес к предмету за счет новой формы представления материала; ученик находит большой материал для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п. Введение компьютерной технологии в учебный процесс имеет много положительных моментов, но во всем надо знать меру. Без школьной доски ведение уроков математики мне очень трудно представить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

       Интенсивные изменения происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно  мыслящей, компетентной, активной личности, ориент...

Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время

Понятие «инновация»  определяется как нововведение, приращение, способствующее качественному изменению образовательной среды.         В качеств...

Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

       Интенсивные изменения происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно  мыслящей, компетентной, активной личности, ориент...

Применение игровых технологий на уроке математики и во внеурочное время

В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики необходимо задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. К...