Конспект урока биологии в 10 классе "Круговорот веществ в природе"
план-конспект урока (биология, 10 класс) на тему
Файл содержит коспект урока биологии на тему "Круговорот веществ в природе" по учебнику Пономаревой. Работа на уроке по группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugovorot_veshchestv_v_prirode.doc | 38 КБ |
krugovorot_azota.docx | 74.93 КБ |
krugovorot_kisloroda.docx | 176.68 КБ |
krugovorot_sery.docx | 111.09 КБ |
krugovorot_ugleroda.doc | 76 КБ |
krugovorot_fosfora.docx | 140.92 КБ |
zadanie_gruppy.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс 10 Предмет Биология
Тема урока «Круговорот веществ в природе»
Цель урока: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы.
Задачи:
образовательная - расширить знания о круговоротах важнейших биогенных элементов; показать основные этапы поглощения этих элементов, движение их по цепям питания и возвращение в неживую природу;
развивающая - развивать абстрактно-логическое мышление путем решения проблемной ситуации, создаваемой на уроке;
воспитательная - развивать культуру общения учащихся в процессе групповой деятельности.
Тип урока: урок-конференция с групповой формой работы
Методы: беседа, рассказ, частично-поисковый, работа с текстом и рисунками.
Оборудование: рисунки и картинки, раздаточные пакеты с заданиями, фломастеры.
ХОД РАБОТЫ
1. Организационный момент
Проверка готовности. Психологический настрой. Ученикам сообщается тема, задачи и план урока.
2. Изучение нового материала
Класс делиться на 5 групп. Каждой группе раздается пакет с заданиями. Для подготовки к выполнению дается 10 минут. Во время каждого выступления класс конспектирует схемы круговоротов.
Задание группы №1
- Прочтите текст «Круговорот углерода»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) углерода.
- Составьте свою схему круговорота углерода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №2
- Прочтите текст «Круговорот кислорода»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) кислорода.
- Составьте свою схему круговорота кислорода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №3
- Прочтите текст «Круговорот азота»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) азота.
- Составьте свою схему круговорота азота, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №4
- Прочтите текст «Круговорот фосфора»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) фосфора.
- Составьте свою схему круговорота фосфора, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №5
- Прочтите текст «Круговорот серы»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) серы.
- Составьте свою схему круговорота серы, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
3. Домашнее задание:
Параграф 11,12, подготовиться к уроку-концерту.
4. Подведение итогов
Выставление оценок учащимся за урок. Анализ проделанной работы.
Предварительный просмотр:
Круговорот азота.
Газообразный азот возникает в результате реакции окисления аммиака, образующегося при извержении вулканов и разложении биологических отходов:
4NH3 + 3O2 2N2 + 6H2O.
Круговорот азота – один из самых сложных, но одновременно самых идеальных круговоротов. Несмотря на то что азот составляет около 80% атмосферного воздуха, в большинстве случаев он не может быть непосредственно использован растениями, т.к. они не усваивают газообразный азот. Фиксация осуществляется некоторыми свободноживущими бактериями, клубеньковыми бактериями и цианобактериями. Неорганическим путём нитраты образуются и в атмосфере в результате электрических разрядов во время гроз.
Самые активные потребители азота – бактерии на корневой системе растений семейства бобовых. Каждому виду этих растений присущи свои особые бактерии, которые превращают азот в нитраты. В процессе биологического цикла нитрат-ионы (NO3-) и ионы аммония (NH4+), поглощаемы растениями из почвенной влаги, преобразуются в белки, нуклеиновые кислоты и т.д. Далее образуются отходы в виде погибших организмов, являющихся объектами жизнедеятельности других бактерий и грибов, преобразующих их в аммиак. Так возникает новый цикл круговорота. Существуют организмы, способные превращать аммиак в нитриты, нитраты и в газообразный азот.
Азот
(в атмосфере)
Оксиды азота (в атмосфере)
Молнии
Денитрифицирующие
Азотфиксирую- бактерии
щие бактерии
Сине-зелёные
Бактерии Осадки водоросли
Аммиак и ионы аммония (в почве и воде)
Животные белки
Растительные белки
Нитраты
(в почве)
Деструкторы
Бактерии
Бактерии
Бактерии
Предварительный просмотр:
Круговорот кислорода.
В количественном отношении главной составляющей живой материи является кислород, круговорот которого осложнён его способностью вступать в различные химические реакции, главным образом реакции окисления. В результате возникает множество локальных циклов, происходящих между атмосферой, гидросферой и литосферой.
Кислород, содержащийся в атмосфере и в поверхностных минералах (осадочные кальциты, железные руды), имеет биогенное происхождение и должно рассматриваться как продукт фотосинтеза. Этот процесс противоположен процессу потребления кислорода при дыхании, который сопровождается разрушением органических молекул, взаимодействием кислорода с водородом (отщеплённым от субстрата) и образованием воды. В некотором отношении круговорот кислорода напоминает обратный круговорот углекислого газа. В основном он происходит между атмосферой и живыми организмами.
Потребление атмосферного кислорода и его возмещение растениями в процессе фотосинтеза осуществляется довольно быстро.
Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет, воды – около 2 млн лет (рис. 6). Это значит, что атомы этих веществ за историю Земли многократно проходили через живое вещество, побывав в телах древних бактерий, водорослей, древовидных папоротников, динозавров и мамонтов.
Предварительный просмотр:
Круговорот серы.
Сера поступает на земную поверхность в результате вулканической деятельности в виде сероводорода, диоксида серы и частиц сульфатных солей, кроме того, воды некоторых источников содержат сероводород. Но основную роль в круговороте серы играют биологические процессы, вызываемые микроорганизмами при разложении растительных и животных остатков. При гниении белков, в составе которых имеются содержащие серу аминокислоты (цистин, цистеин, метионин), и разложении растительных эфирных масел образуется сероводород и немного меркаптана. Сероводород образуется также при восстановлении солей серной, сернистой и серноватистой кислот сульфатвосстанавливающими (десульфофицирующими) бактериями.
Сероводород сам по себе не усваивается растениями, а следовательно, и животными, напротив, он ядовит для них. Особая группа серобактерий окисляет сероводород. В результате этого окисления образуются сернокислые соли. Сернокислые соли хорошо усваиваются растениями. В растениях сера этих солей вновь идет на синтез соединений, содержащих серу.
Таким образом, в круговороте серы принимают участие, с одной стороны, аммонифицирующие бактерии (в круговороте азота) и сульфатредуцирующие бактерии, освобождающие сероводород из соединений, и, с другой стороны, серобактерии, окисляющие сероводород. Все они автотрофы. Образующуюся серу они откладывают внутри клетки. В природных условиях они находятся только там, где постоянно образуется сероводород и имеется свободный доступ кислорода. Наряду с бактериями, окисляющими сероводород до серной кислоты, существуют бактерии, восстанавливающие соли серной кислоты до сероводорода, - десульфурирующие бактерии.
Восстановительные процессы, вызываемые серобактериями, могут достигать в природе огромных размеров.
Около одной трети соединений серы и 99% диоксида серы – антропогенного происхождения. В атмосфере протекают реакции, приводящие к кислотным осадкам:
2SO2 + O2 2SO3 , SO3 + H2O H2SO4 .
Предварительный просмотр:
Круговорот углерода.
Самый интенсивный биогеохимический цикл – круговорот углерода. В природе углерод существует в двух основных формах – в карбонатах (известняках) и углекислом газе. Содержание последнего в 50 раз больше, чем в атмосфере. Углерод участвует в образовании углеводов, жиров, белков и нуклеиновых кислот.
Основная масса аккумулирована в карбонатах на дне океана (1016 т), в кристаллических породах (1016 т), каменном угле и нефти (1016 т) и участвует в большом цикле круговорота.
Основное звено большого круговорота углерода – взаимосвязь процессов фотосинтеза и аэробного дыхания (рис. 1).
Другое звено большого цикла круговорота углерода представляет собой анаэробное дыхание (без доступа кислорода); различные виды анаэробных бактерий преобразуют органические соединения в метан и другие вещества (например, в болотных экосистемах, на свалках отходов).
В малом цикле круговорота участвует углерод, содержащийся в растительных тканях (около 1011 т) и тканях животных (около 109 т).
Источником углерода для фотосинтеза служит углекислый газ (диоксид углерода), находящийся в атмосфере или растворенный в воде. Углерод, связанный в горных породах, вовлекается в круговорот значительно медленнее. В составе синтезированных растением органических веществ углерод поступает, затем в цепи питания через живые или мертвые ткани растений и возвращается в атмосферу снова в форме углекислого газа в результате дыхания, брожения или сгорания топлива (древесины, нефти, угля и т.п.). Продолжительность цикла углерода равна трем-четырем столетиям. Часть углерода накапливается в биогенных веществах – осадочных породах, каменном угле, нефти.
Растворяется
в дождевой
воде
СО2 (в атмосфере)
Осадки (разрушают горные породы)
Растения, животные (дыхание).
Растения (фотосинтез)
СО2 (при сжигании ископаемого топлива и леса)
Вулканы.
Морские организмы (умирают и опускаются на дно)
Растворённый углерод (выносится в океан)
Осадочные карбонатные породы (перемещаются вглубь земной коры)
Образование ископаемого топлива (при разложении растений и животных)
Уголь
Газ
Нефть
Морские организмы (образуют карбонатные осадочные породы)
Предварительный просмотр:
Круговорот фосфора.
Фосфор – один из основных компонентов (главным образом в виде и ) живого вещества и входит в состав нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), клеточных мембран, аденозинтрифосфата (АТФ) и аденозиндифосфата (АДФ), жиров, костей и зубов. Круговорот фосфора, как и других биогенных элементов, совершается по большому и малому циклам.
Запасы фосфора, доступные живым существам, полностью сосредоточены в литосфере. Основные источники неорганического фосфора – изверженные или осадочные породы. В земной коре содержание фосфора не превышает 1%, что лимитирует продуктивность экосистем. Из пород земной коры неорганический фосфор вовлекается в циркуляцию континентальными водами. Он поглощается растениями, которые при его участии синтезируют различные органические соединения и таким образом включаются в трофические цепи. Затем органические фосфаты вместе с трупами, отходами и выделениями живых существ возвращаются в землю, где снова подвергаются воздействию микроорганизмов и превращаются в минеральные формы, употребляемые зелёными растениями.
В экосистеме океана фосфор приносится текучими водами, что способствует развитию фитопланктона и живых организмов.
В наземных системах круговорот фосфора проходит в оптимальных естественных условиях с минимумом потерь. В океане дело обстоит иначе. Это связано с постоянным оседанием (седиментацией) органических веществ. Осевший на небольшой глубине органический фосфор возвращается в круговорот. Фосфаты, отложенные на больших морских глубинах не участвуют в малом круговороте. Однако тектонические движения способствуют подъёму осадочных пород к поверхности.
Таким образом фосфор медленно перемещается из фосфатных месторождений на суше и мелководных океанических осадков к живым организмам и обратно.
Предварительный просмотр:
Задание группы №1
- Прочтите текст «Круговорот углерода»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) углерода.
- Составьте свою схему круговорота углерода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №2
- Прочтите текст «Круговорот кислорода»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) кислорода.
- Составьте свою схему круговорота кислорода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №3
- Прочтите текст «Круговорот азота»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) азота.
- Составьте свою схему круговорота азота, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №4
- Прочтите текст «Круговорот фосфора»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) фосфора.
- Составьте свою схему круговорота фосфора, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №5
- Прочтите текст «Круговорот серы»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) серы.
- Составьте свою схему круговорота серы, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока биологии в 8 классе "Роль витаминов в обмене веществ человека"
План- конспект урока, для учащихся 8 класса. Урок может быть проведен как с использованием ИКТ, так и в традиционной форме....
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме". УМК Н. И. Сонин
Урок биологии запланирован с учётом системно- деятельностного подхода. Тип урока - урок изучения нового материала и комплексного применения знаний....
Конспект урока биологии в 9 классе.Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме
Данный урок позволит учащимся развивать навыки коллективной мыслительной деятельности ; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения; развивать навыки групповой р...
конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...
План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...
Конспект урока биологии в 8 классе "Обмен веществ и энергии - главное свойство живых организмов"
Методическая разработка урока биологии в 8 классе Маслова Наталья Николаевна, кандидат биологических наук, ГБОУ школа № 509Красносельского района, учитель биологии, г. Санкт-Петербург, Россия,...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...