Конспект урока биологии в 8 классе "Обмен веществ и энергии - главное свойство живых организмов"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Методическая разработка урока биологии в 8 классе
Маслова Наталья Николаевна, кандидат биологических наук, ГБОУ школа № 509
Красносельского района, учитель биологии, г. Санкт-Петербург, Россия,
Пояснительная записка
Урок биологии в 8 классе по теме «Обмен веществ и энергии– главное свойство живых организмов» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
Данный урок должен проводиться в классе, оборудованном смарт-доской.
Оборудование: АРМ учителя ,проекционный аппарат, зкран (смарт доска)
Программное обеспечение: Операционная система – Windows XP, Smart – технологии
Тема: «Обмен веществ – главное свойство живых организмов»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях обмена веств в организме человека.
Задачи:
Образовательные: определить биологическую сущность обмена веществ, его значение в жизни человека; познакомить с видами обмена веществ, особенностями обмена органических и неорганических веществ, функциями этих веществ в организме человека.
Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению обмена веществ.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
Ученик научится
Определять понятия: «пластический обмен». «ассимиляция», «анаболизм», энергетический обмен», «диссимиляция», «катаболизм», «макроэлементы», «микроэлементы», «ультрамикроэлементы».
Ученик получит возможность научиться
Сравнивать различные виды обмена веществ, их значение в жизни человека.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;
-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД
-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД
-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре
Личностные:
формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение организма человека; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
УМК
1. Учебник: Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- Москва.: Дрофа, 2015.
2. Методическое пособие. Биология. Человек. И.А. Демичева, И.Н. Беляев.- Москва.: «Дрофа», 2018.
3. Биологический тренажер. Г.А. Воронина, С.Н. Исакова.- Москва.: «Вентана Граф», 2015.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствие учителя |
2 | Актуализация знаний | Мы закончили изучение строения и функционирования пищеварительной системы. Давайте разгадаем кроссворд на пройденную тему, тем самым закрепим изученное: 1. Фермент слюны, расщепляющий углеводы. 2. Фермент, содержащийся в желудочном соке, расщепляющий белки. 3. Фермент поджелудочной железы, расщепляющий белки. 4. Вещество, до которого расщепляются углеводы. 5. Органические вещества, расщепляющиеся до аминокислот. 6. Вещества, которые в ротовой полости и тонком кишечнике расщепляются до простых сахаров. 7. Секрет печени, благодаря которому происходит эмульгирование жиров. 8. Жиры расщепляются на жирные кислоты и ….. 9. Фермент, расщепляющий жиры. 10. Часть внутренней среды организма, в которую всасываются жирные кислоты и глицерин. |
Решают кроссворд (приложение 1.) Правильно ответивший ученик выходит к Smart-доске и записывает ответ в ячейки кроссворда.
|
3 | Формулирование темы урока | Какое ключевое слово получилось? Что является синонимом к этому слову? Какая тема нашего урока?
| -Метаболизм. -Обмен веществ. Формулируют тему урока «Обмен веществ и энергии» |
4 | Целеполагание | Какая цель нашего урока?
Какие задачи мы поставим? | Формулируют цель и задачи урока: Цель: познакомиться с обменом веществ и его видами. Задачи: 1. Что понимается под ОВ. 2. Виды ОВ. 3. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. 4. Функции органических и неорганических веществ в организме человека. |
5 | Открытие новых знаний | Главным свойством живых организмов является обмен веществ. Так что понимают под этим понятием? Мы уже упоминали о видах обмена веществ в начале изучения темы «Пищеварение». Перед вами характеристики видов ОВ, распределите их соответственно. Пластический Энергетический -Синтез веществ -распад веществ - Энергия затрачивается -Энергия запасается
Дополним наши знания: П – ассимиляция, анаболизм; Э – диссимиляция, катаболизм. Результат ЭО – конечные продукты ОВ – вода, углекислый газ, аммиак, соединения различных веществ. Осуществляется кровью, потовыми железами, легкими, органами мочевыделения.
В пищеварительном тракте протекает подготовительный этап ОВ. Обмен белков. Расставьте в правильном порядке этапы обмена белков: 1. Расщепление в желудке пепсином; 2. Расщепление в ДПК трипсином до аминокислот. 3. Поступление аминокислот с кровью в печень. 4. Построение собственных белков в клетках. Функции белков: энергетическая, структурная, опорная, ферментативная, защитная, транспортная,
Обмен жиров. Используя текст учебника выделите этапы обмена жиров. Функции жиров: энергетическая, структурная, запасающая, теплоизоляционная, регуляторная.
Обмен углеводов. Используя текст учебника найдите ошибки в тексе «Обмен углеводов». Кратко запишите этапы углеводного обмена. 1. Сложные углеводы начинают распадаться в желудке (ротовой полости) до глюкозы под действием фермента слюны липазы (амилазы). 2. В тонком кишечнике сложные углеводы окончательно расщепляются ферментом амилазой. 3. В толстом (тонком) кишечнике глюкоза всасывается через ворсинки в кровь. 4. Поступление глюкозы в печень. 5. Образование гликогена в печени и распределение гликогена (глюкозы) по клеткам тела. Функции углеводов: энергетическая, структурная, защитная.
Составьте кластер по обмену воды в организме. Функции воды: транспортная, растворитель, поддержание гомеостаза.
Запишите в тетрадь схему «Обмен солей» Обмен минеральных солей: макро, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Функции минеральных солей: поддержание pH среды в клетках и внутренней среды организма. |
Находят в учебнике (запись в тетрадь).
Один ученик выходит к Smart- доске и составляет из блоков схему «Виды обмена веществ» Остальные учащиеся заносят схему в тетрадь.
Работа с презентацией и учебником. Запись в тетрадь.
Ответ: 2, 1, 3, 4
Работа с учебником. Запись в тетрадь. 1. Эмульгирование жиров в ДПК желчью. 2. Расщепление жиров в тонком кишечнике до жирных кислот и глицерина. 3. Синтез собственных жиров в эпителии кишечника. 4. Транспорт жирных кислот и глицерина в жировые депо лимфатической системой.
Работа с учебником. 1. Расщепление углеводов амилазой до глюкозы в ротовой полости. 2. Расщепление амилазой в тонком кищечнике до глюкозы. 3. Всасывание глюкозы в кровь в тонком кишечнике. 4. Поступление глюкозы в печень. 5. Образование гликогена в печени и распределение глюкозы по клеткам тела.
Один ученик выходит к Smart- доске и составляет кластер «Обмен воды в организме человека»
Запись в тетрадь. Индивидуальный опрос по составленной схеме. |
6 | Первичное закрепление материала |
| Энергетическая, структурная.
Функция растворителя
Из них могут синтезироваться углеводы и жиры, а обратный процесс невозможен. |
7 | Рефлексия | - Сегодня на уроке мне….. | рефлексируют |
8 | Домашнее задание | Составить тест по параграфу 36 на 5 вопросов. Написать на отдельном листе. | Записывают домашнее задание |
Приложение 1.
|
|
|
|
| 1. | а | м | и | л | а | з | а |
|
|
|
|
|
| 2. | п | е | п | с | и | н |
|
|
|
|
|
|
|
| 3. | т | р | и | п | с | и | н |
4. | г | л | ю | к | о | з | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. | б | е | л | к | и |
|
|
| 6. | у | г | л | е | в | о | д | ы |
|
|
|
|
|
|
|
| 7. | ж | е | л | ч | ь |
|
|
|
|
|
|
|
| 8. | г | л | и | ц | е | р | и | н |
|
|
| 9. | л | и | п | а | з | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 | л | и | м | ф | а |
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация может использоваться для Smart-доски. | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обмен веществ и энергии – главное свойство всех живых существ
СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ РАСПАД СЛОЖНХ ВЕЩЕСТВ ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ЭНЕРГИЯ ЗАТРАЧИВАЕТСЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ЭНЕРГИЯ ЗАПАСАЕТСЯ АНАБОЛИЗМ, АССИМИЛЯЦИЯ КАТАБОЛИЗМ, ДИССИМИЛЯЦИЯ МЕТАБОЛИЗМ (ОБМЕН ВЕЩЕСТВ)
Обмен белков Расставьте в правильном порядке этапы обмена белков: Построение собственных белков в клетках. Расщепление в желудке пепсином; 3 . Поступление аминокислот с кровью в печень. 4. Расщепление в ДПК трипсином до аминокислот
Обмен жиров. Используя текст учебника выделите этапы обмена жиров. Эмульгирование жиров в ДПК желчью. 2. Расщепление жиров в тонком кишечнике до жирных кислот и глицерина. 3. Синтез собственных жиров в эпителии кишечника. 4. Транспорт жирных кислот и глицерина в жировые депо лимфатической системой.
Используя текст учебника найдите ошибки в тексе «Обмен углеводов». Кратко запишите этапы углеводного обмена. Сложные углеводы начинают распадаться в желудке до глюкозы под действием фермента слюны липазы. В тонком кишечнике сложные углеводы окончательно расщепляются ферментом амилазой. В толстом кишечнике глюкоза всасывается через ворсинки в кровь. Поступление глюкозы в печень. Образование гликогена в печени и распределение гликогена по клеткам тела.
Составьте кластер по обмену воды в организме.
Сегодня на уроке мне….
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить тест по параграфу 36 на 5 вопросов. Написать на отдельном листе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса
Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образова...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...
Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС
Урок в 5 классе:Тема урока «Значение дыхания для живых организмов»Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпред...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему: "Раздражимость - свойство живых организмов"
Разработка урока биологии на тему: «Раздражимость – свойство живых организмов» для обучающихся 6 класса. УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника. Предста...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»...
Интегрированный урок биология\ физика 9 класс "Дозиметрия. Действие радиации на живые организмы"
Материал для урока в 9 классе. Показывает тесную связь между предметами биологии и физики....
Конкурс "Учитель года России 2023" Урок биологии в 6 классе «Рост и развитие — свойства живых организмов»
Исследовательский урок представлен на конкурсе "Учитель года России - 2023"...