Конспект урока биологии в 8 классе "Обмен веществ и энергии - главное свойство живых организмов"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Маслова Наталья Николаевна

Методическая разработка урока биологии в 8 классе

 

Маслова Наталья Николаевна, кандидат биологических наук, ГБОУ школа № 509

Красносельского района, учитель биологии, г. Санкт-Петербург, Россия,

 

Пояснительная записка

Урок биологии в 8 классе по теме «Обмен веществ и энергии– главное свойство живых организмов» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Данный урок должен проводиться в классе, оборудованном смарт-доской.

Оборудование: АРМ учителя ,проекционный аппарат, зкран (смарт доска)

Программное обеспечение: Операционная система – Windows XP, Smart – технологии

 

 

 

Тема: «Обмен веществ – главное свойство живых организмов»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях обмена веств в организме человека.

Задачи:

Образовательные: определить биологическую сущность обмена веществ, его значение в жизни человека; познакомить с видами обмена веществ, особенностями обмена органических и неорганических веществ, функциями этих веществ в организме человека.

Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению обмена веществ.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

Ученик научится

Определять понятия: «пластический обмен». «ассимиляция», «анаболизм», энергетический обмен», «диссимиляция», «катаболизм», «макроэлементы», «микроэлементы», «ультрамикроэлементы».

Ученик получит возможность научиться

Сравнивать различные виды обмена веществ, их значение в жизни человека.

 

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре

 

Личностные:

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение организма человека; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

 УМК

1.      Учебник: Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- Москва.: Дрофа, 2015.

2.      Методическое пособие. Биология. Человек. И.А. Демичева, И.Н. Беляев.- Москва.: «Дрофа», 2018.

3.      Биологический тренажер. Г.А. Воронина, С.Н. Исакова.- Москва.: «Вентана Граф», 2015.

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

2

Актуализация знаний

Мы закончили изучение строения и функционирования пищеварительной системы.

Давайте разгадаем кроссворд на пройденную тему, тем самым закрепим изученное:

1.      Фермент слюны, расщепляющий углеводы.

2.      Фермент, содержащийся в желудочном соке, расщепляющий белки.

3.      Фермент поджелудочной железы, расщепляющий белки.

4.      Вещество, до которого расщепляются углеводы.

5.      Органические вещества, расщепляющиеся до аминокислот.

6.      Вещества, которые в ротовой полости и тонком кишечнике расщепляются до простых сахаров.

7.      Секрет печени, благодаря которому происходит эмульгирование жиров.

8.      Жиры расщепляются на жирные кислоты и …..

9.      Фермент, расщепляющий жиры.

10.  Часть внутренней среды организма, в которую всасываются жирные кислоты и глицерин.

 

 

 

Решают кроссворд (приложение 1.)

Правильно ответивший ученик выходит к Smart-доске и записывает ответ в ячейки кроссворда.

 

 

 

3

Формулирование темы урока

Какое ключевое слово получилось?

Что является синонимом к этому слову?

Какая тема нашего урока?

 

-Метаболизм.

-Обмен веществ.

Формулируют тему урока «Обмен веществ и энергии»

4

Целеполагание

Какая цель нашего урока?

 

Какие задачи мы поставим?

Формулируют цель и задачи урока: Цель: познакомиться с обменом веществ и его видами.

Задачи: 1. Что понимается под ОВ. 2. Виды ОВ. 3. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ.

4. Функции органических и неорганических веществ в организме человека.

5

Открытие новых знаний

Главным свойством живых организмов является обмен веществ. Так что понимают под этим понятием?

Мы уже упоминали о видах обмена веществ в начале изучения темы «Пищеварение». Перед вами характеристики видов ОВ, распределите их соответственно.

Пластический                             Энергетический

-Синтез веществ                        -распад веществ

- Энергия затрачивается       -Энергия запасается

 

Дополним наши знания: П – ассимиляция, анаболизм; Э – диссимиляция, катаболизм.

Результат ЭО – конечные продукты ОВ – вода, углекислый газ, аммиак, соединения различных веществ. Осуществляется кровью, потовыми железами, легкими, органами мочевыделения.

 

В пищеварительном тракте протекает подготовительный этап ОВ.

Обмен белков.

Расставьте в правильном порядке этапы обмена белков: 1. Расщепление в желудке пепсином; 2. Расщепление в ДПК трипсином до аминокислот. 3. Поступление аминокислот с кровью в печень. 4. Построение собственных белков в клетках.

Функции белков: энергетическая, структурная, опорная, ферментативная, защитная, транспортная,

 

Обмен жиров. Используя текст учебника выделите этапы обмена жиров.

Функции жиров: энергетическая, структурная, запасающая, теплоизоляционная, регуляторная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмен углеводов. Используя текст учебника найдите ошибки в тексе «Обмен углеводов». Кратко запишите этапы углеводного обмена. 1. Сложные углеводы начинают распадаться в желудке (ротовой полости) до глюкозы под действием фермента слюны липазы (амилазы). 2. В тонком кишечнике сложные углеводы окончательно расщепляются ферментом амилазой. 3. В толстом (тонком) кишечнике глюкоза всасывается через ворсинки в кровь. 4. Поступление глюкозы в печень. 5. Образование гликогена в печени и распределение гликогена (глюкозы) по клеткам тела.

Функции углеводов: энергетическая, структурная, защитная.

 

 

Составьте кластер по обмену воды в организме.

Функции воды: транспортная, растворитель, поддержание гомеостаза.

 

Запишите в тетрадь схему «Обмен солей» Обмен минеральных солей: макро, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Функции минеральных солей: поддержание pH среды в клетках и внутренней среды организма.

 

Находят в учебнике (запись в тетрадь).

 

 

 

 

 

 

Один ученик выходит к Smart- доске и составляет из блоков схему «Виды обмена веществ»

Остальные учащиеся заносят схему в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с презентацией и учебником. Запись в тетрадь.

 

 

Ответ: 2, 1, 3, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником. Запись в тетрадь.

1.      Эмульгирование жиров в ДПК желчью. 2. Расщепление жиров в тонком кишечнике до жирных кислот и глицерина. 3. Синтез собственных жиров в эпителии кишечника. 4. Транспорт жирных кислот и глицерина в жировые депо лимфатической системой.

 

Работа с учебником.

1.      Расщепление углеводов амилазой до глюкозы в ротовой полости.

2.      Расщепление амилазой в тонком кищечнике до глюкозы.

3.      Всасывание глюкозы в кровь в тонком кишечнике.

4.      Поступление глюкозы в печень.

5.      Образование гликогена в печени и распределение глюкозы по клеткам тела.

 

 

Один ученик выходит к Smart- доске и составляет кластер «Обмен воды в организме человека»

 

 

Запись в тетрадь. Индивидуальный опрос по составленной схеме.

6

Первичное закрепление материала

  1. Какие функции являются общими для белков, жиров и углеводов?
  2. Какую функцию выполняет вода в случае поступлении веществ в клетку и удалению из нее продуктов обмена?
  3. Почему белки являются главными органическими веществами в нашем организме?

Энергетическая, структурная.

 

 

Функция растворителя

 

 

 

Из них могут синтезироваться углеводы и жиры, а обратный процесс невозможен.

7

Рефлексия

- Сегодня на уроке мне…..

рефлексируют

8

Домашнее задание

Составить тест по параграфу 36 на 5 вопросов. Написать на отдельном листе.

Записывают домашнее задание

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

1.

а

м

и

л

а

з

а

 

 

 

 

 

 

2.

п

е

п

с

и

н

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

т

р

и

п

с

и

н

4.

г

л

ю

к

о

з

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

б

е

л

к

и

 

 

 

6.

у

г

л

е

в

о

д

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

ж

е

л

ч

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

г

л

и

ц

е

р

и

н

 

 

 

9.

л

и

п

а

з

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

л

и

м

ф

а

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 2

Обмен веществ и энергии – главное свойство всех живых существ

Слайд 3

СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ РАСПАД СЛОЖНХ ВЕЩЕСТВ ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ЭНЕРГИЯ ЗАТРАЧИВАЕТСЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ЭНЕРГИЯ ЗАПАСАЕТСЯ АНАБОЛИЗМ, АССИМИЛЯЦИЯ КАТАБОЛИЗМ, ДИССИМИЛЯЦИЯ МЕТАБОЛИЗМ (ОБМЕН ВЕЩЕСТВ)

Слайд 4

Обмен белков Расставьте в правильном порядке этапы обмена белков: Построение собственных белков в клетках. Расщепление в желудке пепсином; 3 . Поступление аминокислот с кровью в печень. 4. Расщепление в ДПК трипсином до аминокислот

Слайд 5

Обмен жиров. Используя текст учебника выделите этапы обмена жиров. Эмульгирование жиров в ДПК желчью. 2. Расщепление жиров в тонком кишечнике до жирных кислот и глицерина. 3. Синтез собственных жиров в эпителии кишечника. 4. Транспорт жирных кислот и глицерина в жировые депо лимфатической системой.

Слайд 6

Используя текст учебника найдите ошибки в тексе «Обмен углеводов». Кратко запишите этапы углеводного обмена. Сложные углеводы начинают распадаться в желудке до глюкозы под действием фермента слюны липазы. В тонком кишечнике сложные углеводы окончательно расщепляются ферментом амилазой. В толстом кишечнике глюкоза всасывается через ворсинки в кровь. Поступление глюкозы в печень. Образование гликогена в печени и распределение гликогена по клеткам тела.

Слайд 7

Составьте кластер по обмену воды в организме.

Слайд 8

Сегодня на уроке мне….

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить тест по параграфу 36 на 5 вопросов. Написать на отдельном листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса

Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образова...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...

Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС

Урок  в 5 классе:Тема урока  «Значение дыхания для живых организмов»Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпред...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему: "Раздражимость - свойство живых организмов"

Разработка урока биологии на тему: «Раздражимость – свойство живых организмов» для обучающихся 6 класса. УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника. Предста...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»...

Интегрированный урок биология\ физика 9 класс "Дозиметрия. Действие радиации на живые организмы"

Материал для урока в 9 классе. Показывает тесную связь между предметами биологии и физики....

Конкурс "Учитель года России 2023" Урок биологии в 6 классе «Рост и развитие — свойства живых организмов»

Исследовательский урок представлен на конкурсе "Учитель года России - 2023"...