Рабочая программа по биологии для 11 класса
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Литневская Елена Федоровна

Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень по программе Пономаревой) содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Звонаревка

Марксовского района Саратовской области

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                               «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО _________/_________________/               Заместитель директора по                                         Директор

Протокол №__от «____» _______ 2012  г.                                      УВР МОУ-СОШ с. Звонаревка                                       МОУ-СОШ с. Звонаревка

                                                                                                   ___________/______________________/              ___________/__________________/

                                                                                                            «____» _______ 2012    г.                                                     «____» _______ 2012    г.

Рабочая программа

Ф.И.О. учителя       Литневская  Елена Федоровна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Предмет                    Биология  

Класс                                 11 (профильный уровень)

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №___от«___»_____________2012г.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

 Данная программа разработана на основе Программы курса «Биология» авторского коллектива, под руководством И.Н. Пономаревой для 10-11 классов (профильный уровень)

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, в котором на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю). Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии (профильный уровень).

Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.

Для этого программой предусмотрено:

  1. освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  2. овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  4. воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Программа по биологии 11 класса построена с учётом таких

ведущих ориентиров, как:

 культурологическая парадигма образования, системный, интегративно-

дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;

 принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;

 концепция компетентностного подхода в обучении;

 концепция единства биологического и экологического образования в

общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и

полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;

 тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического

разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как

науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности

человечества;

 ориентация образовательного процесса на воспитание экологической

культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний,

формирование природосообразных способов деятельности и привитие

ценностных отношений к живому и к природе в целом.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих

перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление

фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры.

Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей

культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.

Программа направлена на решение следующих задач:

 системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;

овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

 формирование научного миропонимания как компонента научного и

природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

 развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.

В 11 классе изложение учебного содержания приводится на примере

Организменного, клеточного и молекулярного уровней  организации жизни. 

Для систематизации знаний, текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены 11 обобщающих уроков по темам и 3 контрольных работы по разделам. Программа включает также 6 лабораторных работ. Для формирования необходимой  тестовой культуры старшеклассников и мониторинга их обученности  запланировано проведение итоговой тестовой контрольной работы в формате ЕГЭ.  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  1. основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого

сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их

цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  1. строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  2. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  3. современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  1. объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  2. устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  3. решать задачи разной сложности по биологии;
  4. составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  5. описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  6. выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  7. исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  8. сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  9. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  10. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. грамотного оформления результатов биологических исследований;
  2. обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  3. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  4. определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  5. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тематический план изучения курса биологии в 11 классе

(профильный уровень)

№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

  Раздел  I.

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Организменный уровень жизни

Организм как биологическая система

Размножение и развитие организмов

Основные закономерности наследования признаков

Основные закономерности изменчивости

Селекция и биотехнология на службе человечества

Многообразие организмов в природе

45 ч

9

5

10

8

6

7

Раздел II

Тема 7.

Тема 8.

Клеточный уровень организации жизни

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

Клетка — генетическая единица живого

24 ч

16

8

Раздел III

Тема 9.

Тема 10.

Тема 11.

Молекулярный уровень организации жизни

Химический состав живых клеток

Химические процессы в живой клетке

Время экологической культуры

26 ч

11

10

5

Итоговое тестирование

1

Уроки повторения

9

Итого в 11 классе

105 ч

11 класс

Раздел I. Организменный уровень жизни (45ч)

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

1. Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные

организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа

целостности многоклеточного организма. 1 Гомеостаз. Основные процессы

жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы

питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы

(сапротрофы, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и

фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

2. Размножение и развитие организмов. Воспроизведение

организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое

размножение, его значение.

 1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается вТребования к уровню подготовки выпускников. 

Оплодотворение и его значение. Внешнее и

внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у

цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений.

Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез).

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины

нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина,

наркотических веществ на развитие зародыша человека.

3. Основные закономерности наследственности.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Изменчивость

признаков организма и ее типы. Генетика. Истории развития генетики.

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека.

Генетическая терминология и символика. Основные понятия генетики. Гены

и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их

цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана.

Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип

как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория

наследственности.

Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с

полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты

медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье

человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни

человека в общества.

4. Основные закономерности изменчивости. Изменчивость

признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная).

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость:

комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма

реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом.

Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм.

Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики

наследственных заболеваний человека.

5. Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и

ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах

многообразия и происхождения культурных растений. Закон

гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их

генетические основы. Особенности селекции растений, животных и

микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

6. Многообразие организмов в природе. Царства прокариотических

организмов, их разнообразие и значение в природе. Царства эукариотических

организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов -

вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе.

Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.

Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов»

1. Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки,

дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки.

2. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней

среды.

Лабораторная работа № 2«Модификационная изменчивость»

1. Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев).

2. Построение вариативной кривой (на примере размеровплодов).

Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на

примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).

Раздел II. Клеточный уровень организации жизни (24 ч)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

7. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т.

Шванн - основоположники клеточной теории. Основные положения

клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке.

Многообразие клеток и тканей.

Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части

клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции.

Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение

функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение

видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и

негомологичные хромосомы.

Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения

эукариотической клетки.

8. Клетка – генетическая единица живого. Деление клетки: митоз

и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз.

Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза.

Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и

гаплоидный набор хромосом в клетках.

Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка - основная

структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного

и многоклеточного организмов. Клетка - единица роста и развития

организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие

клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой

клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.

Лабораторная работа. № 4 «Изучение строения клетки» (на

примере одноклеточных и многоклеточных организмов)

1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, водоросли,

носток) и эукариот (растения, животного, гриба).

2. Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного

организмов (хламидомонада, листа элодеи, эпидермиса лука).

Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки»

1. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток

кончика корня.

2. Исследование проницаемости растительных и животных

клеток.

3. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса

лука.

Раздел III.. Молекулярный уровень организации жизни (27 ч)

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

9. Химический состав  живой клетки. Органические и

неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро-

и микроэлементы. Их роль в клетке. Основные биополимерные молекулы

живой материи. Особенности строения молекул органических веществ:

белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые

кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.

Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя

наследственной информации. Репликация ДНК.

10. Химические процессы в живой клетке. Биосинтез в живых

клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в

природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль

в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных

биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов

биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых

систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и

искусственных биополимеров в окружающей среде.

11. Время экологической культуры. Химическое загрязнение

окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание

человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и

благоговение перед жизнью. Экологическая культура - важная задача

человечества.

Заключение: обобщение знаний о разнообразии жизни,представленной биосистемами различных уровней сложности. Задачи биологии на ХХI век.

Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки»

1. Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида

водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных

растений.

2. Обнаружение органических веществ (крахмала, белков,

жира) в тканях растений.

Примерное поурочно-тематическое планирование курса

(11 класс)

Тема программы и количество

часов

Дата

Тема урока

Параграфы учебника

Лабораторн ые работы, экскурсии

Форма проведения занятия (очно,заочно, дистанционно)

1

2

3

4

5

Раздел I. Организменный уровень жизни (45 ч)

(13 ч)

1 Организм как биологическая система (9 ч)

2. Введение. Общие биологические явления и методы их исследования. (8 ч)

1. Организм как биосистема.

1

2.  Организм как открытая биосистема. 

2

3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

3

4.Свойства многоклеточных организмов.

4

5Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов»

отчет

1

6.Транспорт веществ в живом организме.

5, работа над проектами

7.Системы органов многоклеточного организма.

6, работа над проектами

8. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

7, подготовить проекты к защите

9.Обобщающий урок  по теме «Организм как биологическая система».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 32,33

2. Размножение и развитие организмов.

  (5 ч)

10. Размножение организмов.

8

11. Оплодотворение и его значение.

9

12. Индивидуальное развитие многоклеточного организма – онтогенез.

10

13. Рост и развитие организма.

11

14. Обобщающий урок  по теме: «Размножение и развитие организмов».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 52-54

3. Основные закономерности наследования признаков.

 (10 ч)

15.Генетика – наука о наследовании свойств организмов. Гибридологический метод исследования наследственности.

12,13

16. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

14

17. Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.

15

18. Наследование  при взаимодействии генов.

16

19. Ген и хромосомная теория наследственности.

17

20. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

18

21. Наследственные болезни человека.

19

22. Этические аспекты медицинской генетики.

20

23. Факторы, определяющие здоровье человека.

21

24. Обобщающий урок  по теме: «Основные закономерности наследования признаков».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 98-101

4. Основные закономерности изменчивости.

(8 ч)

25. Изменчивость – важнейшее свойство организмов.

22

26.Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».

отчет

1

27. Многообразие форм изменчивости у организмов.

23

28. Наследственная изменчивость и ее типы.

24

29. Многообразие типов мутаций.

25

30. Мутагены и их влияние на живую природу и человека.

26

31. Развитие знаний о наследственной изменчивости.

27

32. Обобщающий урок  по теме:

«Основные закономерности изменчивости».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 125-128

5. Селекция и биотехнология на службе человечества

 (6 ч)

33. Генетические основы селекции.

28

34. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

29

35. Достижение селекции растений и животных.

30, работа над проектами

36. Биотехнология, ее направление и значение.

31, работа над проектами

37. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.

32,подготовить проекты к защите

38. Обобщающий урок  по теме:

«Селекция и биотехнология на службе человечества».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 150-152

6. Многообразие организмов в природе (7 ч)

39. Царства прокариотических и эукариотических

организмов, их разнообразие и значение в природе. 

конспект

40. Неклеточные организмы – вирусы.

33

41. Строение и свойства вирусов.

34

42. Вирусные заболевания.

35

43.Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений»

вопросы на с. 170-172

1

44. Обобщающий урок  по теме: «Многообразие организмов в природе».

36

45. Контрольная работа по разделу: «Организменный уровень жизни»

Повторить понятия раздела

Раздел II. Клеточный  уровень организации жизни    (24 ч.)

7. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли (16 ч)

46. Из истории развития науки о клетке.

37

47. Клеточная теория и ее основные положения

38

48. Современные методы цитологических исследований.

39

49. Основные части клетки.

40

50. Поверхностный комплекс клетки.

41

51. Цитоплазма и ее структурные компоненты.

42

52. Немембранные органоиды клетки

43

53. Мембранные органоиды клетки.

44

54. Двумембранные органоиды клетки.

45

55. Ядерная система клетки.

46

56. Хромосомы, их строение и функции.

47

57. Особенности клеток прокариот.

48

58. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.

49

59. Клетка как этап эволюции жизни в истории Земли.

50

60. Лабораторная работа №4 «Изучение многообразия в строении клеток».

отчет

1

61. Обобщающий урок  по теме: «Клетка как этап эволюции живого в истории Земли».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 235-238

8. Клетка – генетическая единица живого. 

(8ч)

62. Клеточный цикл

51

63. Деление клетки – митоз.

52

64. Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клетки»

1

65. Мейоз – редукционное деление клетки.

53

66. Образование мужских гамет – сперматогенез.

54

67. Образование женских половых клеток – оогенез.

55,56

68. Обобщающий урок  по теме:

«Клетка – генетическая единица живого».

живого.

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 269-271

69. Контрольная работа по разделу: «Клеточный  уровень организации жизни».   

Повторить понятия раздела

Раздел III. Молекулярный уровень организации жизни    (26 ч.)

9. Химический состав  живой.

клетки.

( 11 ч)

70. Основные химические соединения живой материи.

57

71. Химические соединения в живой клетке.

58

72. Органические соединения клетки – углеводы.

59

73. Липиды и белки.

60

74.Лабораторная работа №6 «Органические вещества клетки».

отчет

1

75. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.

61

76. Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.

62

77. Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура, свойства.

63

78. Наследственная информация, ее хранение и передача.

64

79. Молекулярные основы гена и генетический код.

65

80. Обобщающий урок  по теме: «Химический состав  живой

клетки».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 320-323

10. Химические процессы в живой клетке.  

(10 ч)

81. Биосинтез белков в живой клетке.

66

82. Трансляция как этап биосинтеза белков.

67

83. Молекулярные процессы синтеза у растений.

68

84. Энергетический этап фотосинтеза у растений.

69

85. Пути ассимиляции углекислого газа.

 

70

86. Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.

 71

87. Молекулярные энергетические процессы.

72

88. Кислородный этап биологического окисления.

73

89. Молекулярные основы обмена веществ живой клетки.

74,75

90. Обобщающий урок  по теме: «Химические процессы в живой клетке».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 376-379

11. Время экологической культуры

(5 ч)

91.Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов.

76, работа над проектами

92. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

77, работа над проектами

93. Структурные уровни организации живой материи.

78, подготовить проекты к защите

94. Урок-конференция   по теме: «Время экологической культуры».

Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 392-393

95.Контрольная работа по разделу: «Молекулярный уровень организации жизни»

96. Итоговое тестирование по курсу биологии 11 класса.

97-105. Резервное время и уроки повторения.

Всего:

105ч

6

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя
1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-  Граф, 1997.

  1. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  2. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Кириленко А.А. и др. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровень. Учебно-методическое пособие. – Легион. Ростов-на-Дону, 2012.

6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., СимоноваЛ.В.  Биология 11 класс профильный уровень . Методическое пособие -  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012.
7.  Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.

8. Скулкин И.М. Введение в биологию. – Ек-г: УрГПУ, 2003.

9. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Для учащихся

Учебник «Биология» 11 класс. И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012.

1.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

2.Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

3.Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

4.Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

5.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.

6.Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.

7.Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.

8.Шумный В.К., Дымшиц Г.М., Рувинский А. О. Учебник «Общая биология» для 10-11 класса с углубленным изучением биологии в школе. - М.: Просвещение, 2004.

MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

мультимедийные  компакт- диски:

  1. « Уроки  биологии Кирилла и Мефодия», 2005г.
  2. «Уроки биологии 10 класс», 2007г.,1С  образование.
  3. «1С: Школа. Экология (Учебное пособие)», 2007  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....