Рабочая программа по биологии для 11 класса
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень по программе Пономаревой) содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_11_klass_profil_2012-2013.docx | 86.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Звонаревка
Марксовского района Саратовской области
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО _________/_________________/ Заместитель директора по Директор
Протокол №__от «____» _______ 2012 г. УВР МОУ-СОШ с. Звонаревка МОУ-СОШ с. Звонаревка
___________/______________________/ ___________/__________________/
«____» _______ 2012 г. «____» _______ 2012 г.
Рабочая программа
Ф.И.О. учителя Литневская Елена Федоровна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Предмет Биология
Класс 11 (профильный уровень)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол №___от«___»_____________2012г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Программы курса «Биология» авторского коллектива, под руководством И.Н. Пономаревой для 10-11 классов (профильный уровень)
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, в котором на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю). Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии (профильный уровень).
Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.
Для этого программой предусмотрено:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Программа по биологии 11 класса построена с учётом таких
ведущих ориентиров, как:
культурологическая парадигма образования, системный, интегративно-
дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;
принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;
концепция компетентностного подхода в обучении;
концепция единства биологического и экологического образования в
общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и
полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;
тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического
разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как
науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности
человечества;
ориентация образовательного процесса на воспитание экологической
культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний,
формирование природосообразных способов деятельности и привитие
ценностных отношений к живому и к природе в целом.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих
перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление
фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры.
Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей
культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.
Программа направлена на решение следующих задач:
системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;
овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
формирование научного миропонимания как компонента научного и
природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.
В 11 классе изложение учебного содержания приводится на примере
Организменного, клеточного и молекулярного уровней организации жизни.
Для систематизации знаний, текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены 11 обобщающих уроков по темам и 3 контрольных работы по разделам. Программа включает также 6 лабораторных работ. Для формирования необходимой тестовой культуры старшеклассников и мониторинга их обученности запланировано проведение итоговой тестовой контрольной работы в формате ЕГЭ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематический план изучения курса биологии в 11 классе
(профильный уровень)
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
Раздел I. Тема 1. Тема 2. Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. | Организменный уровень жизни Организм как биологическая система Размножение и развитие организмов Основные закономерности наследования признаков Основные закономерности изменчивости Селекция и биотехнология на службе человечества Многообразие организмов в природе | 45 ч 9 5 10 8 6 7 |
Раздел II Тема 7. Тема 8. | Клеточный уровень организации жизни Клетка как этап эволюции живого в истории Земли Клетка — генетическая единица живого | 24 ч 16 8 |
Раздел III Тема 9. Тема 10. Тема 11. | Молекулярный уровень организации жизни Химический состав живых клеток Химические процессы в живой клетке Время экологической культуры | 26 ч 11 10 5 |
Итоговое тестирование | 1 | |
Уроки повторения | 9 | |
Итого в 11 классе | 105 ч |
11 класс
Раздел I. Организменный уровень жизни (45ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе.
1. Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа
целостности многоклеточного организма. 1 Гомеостаз. Основные процессы
жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы
питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы
(сапротрофы, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и
фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
2. Размножение и развитие организмов. Воспроизведение
организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое
размножение, его значение.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается вТребования к уровню подготовки выпускников.
Оплодотворение и его значение. Внешнее и
внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у
цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений.
Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез).
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины
нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека.
3. Основные закономерности наследственности.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Изменчивость
признаков организма и ее типы. Генетика. Истории развития генетики.
Методы генетики. Методы изучения наследственности человека.
Генетическая терминология и символика. Основные понятия генетики. Гены
и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их
цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана.
Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип
как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория
наследственности.
Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с
полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты
медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье
человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни
человека в общества.
4. Основные закономерности изменчивости. Изменчивость
признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная).
Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость:
комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма
реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом.
Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм.
Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики
наследственных заболеваний человека.
5. Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и
ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах
многообразия и происхождения культурных растений. Закон
гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их
генетические основы. Особенности селекции растений, животных и
микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
6. Многообразие организмов в природе. Царства прокариотических
организмов, их разнообразие и значение в природе. Царства эукариотических
организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов -
вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе.
Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.
Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов»
1. Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки,
дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки.
2. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней
среды.
Лабораторная работа № 2«Модификационная изменчивость»
1. Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев).
2. Построение вариативной кривой (на примере размеровплодов).
Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на
примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).
Раздел II. Клеточный уровень организации жизни (24 ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
7. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т.
Шванн - основоположники клеточной теории. Основные положения
клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке.
Многообразие клеток и тканей.
Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части
клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции.
Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение
функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.
Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение
видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и
негомологичные хромосомы.
Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения
эукариотической клетки.
8. Клетка – генетическая единица живого. Деление клетки: митоз
и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз.
Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза.
Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и
гаплоидный набор хромосом в клетках.
Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка - основная
структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного
и многоклеточного организмов. Клетка - единица роста и развития
организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие
клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой
клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.
Лабораторная работа. № 4 «Изучение строения клетки» (на
примере одноклеточных и многоклеточных организмов)
1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, водоросли,
носток) и эукариот (растения, животного, гриба).
2. Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного
организмов (хламидомонада, листа элодеи, эпидермиса лука).
Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки»
1. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток
кончика корня.
2. Исследование проницаемости растительных и животных
клеток.
3. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса
лука.
Раздел III.. Молекулярный уровень организации жизни (27 ч)
Молекулярный уровень жизни и его особенности.
9. Химический состав живой клетки. Органические и
неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро-
и микроэлементы. Их роль в клетке. Основные биополимерные молекулы
живой материи. Особенности строения молекул органических веществ:
белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые
кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.
Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя
наследственной информации. Репликация ДНК.
10. Химические процессы в живой клетке. Биосинтез в живых
клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в
природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль
в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных
биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов
биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых
систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и
искусственных биополимеров в окружающей среде.
11. Время экологической культуры. Химическое загрязнение
окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание
человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и
благоговение перед жизнью. Экологическая культура - важная задача
человечества.
Заключение: обобщение знаний о разнообразии жизни,представленной биосистемами различных уровней сложности. Задачи биологии на ХХI век.
Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки»
1. Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида
водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных
растений.
2. Обнаружение органических веществ (крахмала, белков,
жира) в тканях растений.
Примерное поурочно-тематическое планирование курса
(11 класс)
Тема программы и количество часов | Дата | Тема урока | Параграфы учебника | Лабораторн ые работы, экскурсии | Форма проведения занятия (очно,заочно, дистанционно) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел I. Организменный уровень жизни (45 ч) (13 ч) | |||||
1 Организм как биологическая система (9 ч) 2. Введение. Общие биологические явления и методы их исследования. (8 ч) | 1. Организм как биосистема. | 1 | |||
2. Организм как открытая биосистема. | 2 | ||||
3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. | 3 | ||||
4.Свойства многоклеточных организмов. | 4 | ||||
5Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов» | отчет | 1 | |||
6.Транспорт веществ в живом организме. | 5, работа над проектами | ||||
7.Системы органов многоклеточного организма. | 6, работа над проектами | ||||
8. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | 7, подготовить проекты к защите | ||||
9.Обобщающий урок по теме «Организм как биологическая система». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 32,33 | ||||
2. Размножение и развитие организмов. (5 ч) | 10. Размножение организмов. | 8 | |||
11. Оплодотворение и его значение. | 9 | ||||
12. Индивидуальное развитие многоклеточного организма – онтогенез. | 10 | ||||
13. Рост и развитие организма. | 11 | ||||
14. Обобщающий урок по теме: «Размножение и развитие организмов». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 52-54 | ||||
3. Основные закономерности наследования признаков. (10 ч) | 15.Генетика – наука о наследовании свойств организмов. Гибридологический метод исследования наследственности. | 12,13 | |||
16. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. | 14 | ||||
17. Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании. | 15 | ||||
18. Наследование при взаимодействии генов. | 16 | ||||
19. Ген и хромосомная теория наследственности. | 17 | ||||
20. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | 18 | ||||
21. Наследственные болезни человека. | 19 | ||||
22. Этические аспекты медицинской генетики. | 20 | ||||
23. Факторы, определяющие здоровье человека. | 21 | ||||
24. Обобщающий урок по теме: «Основные закономерности наследования признаков». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 98-101 | ||||
4. Основные закономерности изменчивости. (8 ч) | 25. Изменчивость – важнейшее свойство организмов. | 22 | |||
26.Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость». | отчет | 1 | |||
27. Многообразие форм изменчивости у организмов. | 23 | ||||
28. Наследственная изменчивость и ее типы. | 24 | ||||
29. Многообразие типов мутаций. | 25 | ||||
30. Мутагены и их влияние на живую природу и человека. | 26 | ||||
31. Развитие знаний о наследственной изменчивости. | 27 | ||||
32. Обобщающий урок по теме: «Основные закономерности изменчивости». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 125-128 | ||||
5. Селекция и биотехнология на службе человечества (6 ч) | 33. Генетические основы селекции. | 28 | |||
34. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | 29 | ||||
35. Достижение селекции растений и животных. | 30, работа над проектами | ||||
36. Биотехнология, ее направление и значение. | 31, работа над проектами | ||||
37. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. | 32,подготовить проекты к защите | ||||
38. Обобщающий урок по теме: «Селекция и биотехнология на службе человечества». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 150-152 | ||||
6. Многообразие организмов в природе (7 ч) | 39. Царства прокариотических и эукариотических организмов, их разнообразие и значение в природе. | конспект | |||
40. Неклеточные организмы – вирусы. | 33 | ||||
41. Строение и свойства вирусов. | 34 | ||||
42. Вирусные заболевания. | 35 | ||||
43.Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений» | вопросы на с. 170-172 | 1 | |||
44. Обобщающий урок по теме: «Многообразие организмов в природе». | 36 | ||||
45. Контрольная работа по разделу: «Организменный уровень жизни» | Повторить понятия раздела | ||||
Раздел II. Клеточный уровень организации жизни (24 ч.) | |||||
7. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли (16 ч) | 46. Из истории развития науки о клетке. | 37 | |||
47. Клеточная теория и ее основные положения | 38 | ||||
48. Современные методы цитологических исследований. | 39 | ||||
49. Основные части клетки. | 40 | ||||
50. Поверхностный комплекс клетки. | 41 | ||||
51. Цитоплазма и ее структурные компоненты. | 42 | ||||
52. Немембранные органоиды клетки | 43 | ||||
53. Мембранные органоиды клетки. | 44 | ||||
54. Двумембранные органоиды клетки. | 45 | ||||
55. Ядерная система клетки. | 46 | ||||
56. Хромосомы, их строение и функции. | 47 | ||||
57. Особенности клеток прокариот. | 48 | ||||
58. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. | 49 | ||||
59. Клетка как этап эволюции жизни в истории Земли. | 50 | ||||
60. Лабораторная работа №4 «Изучение многообразия в строении клеток». | отчет | 1 | |||
61. Обобщающий урок по теме: «Клетка как этап эволюции живого в истории Земли». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 235-238 | ||||
8. Клетка – генетическая единица живого. (8ч) | 62. Клеточный цикл | 51 | |||
63. Деление клетки – митоз. | 52 | ||||
64. Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клетки» | 1 | ||||
65. Мейоз – редукционное деление клетки. | 53 | ||||
66. Образование мужских гамет – сперматогенез. | 54 | ||||
67. Образование женских половых клеток – оогенез. | 55,56 | ||||
68. Обобщающий урок по теме: «Клетка – генетическая единица живого». живого. | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 269-271 | ||||
69. Контрольная работа по разделу: «Клеточный уровень организации жизни». | Повторить понятия раздела | ||||
Раздел III. Молекулярный уровень организации жизни (26 ч.) | |||||
9. Химический состав живой. клетки. ( 11 ч) | 70. Основные химические соединения живой материи. | 57 | |||
71. Химические соединения в живой клетке. | 58 | ||||
72. Органические соединения клетки – углеводы. | 59 | ||||
73. Липиды и белки. | 60 | ||||
74.Лабораторная работа №6 «Органические вещества клетки». | отчет | 1 | |||
75. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. | 61 | ||||
76. Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот. | 62 | ||||
77. Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура, свойства. | 63 | ||||
78. Наследственная информация, ее хранение и передача. | 64 | ||||
79. Молекулярные основы гена и генетический код. | 65 | ||||
80. Обобщающий урок по теме: «Химический состав живой клетки». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 320-323 | ||||
10. Химические процессы в живой клетке. (10 ч) | 81. Биосинтез белков в живой клетке. | 66 | |||
82. Трансляция как этап биосинтеза белков. | 67 | ||||
83. Молекулярные процессы синтеза у растений. | 68 | ||||
84. Энергетический этап фотосинтеза у растений. | 69 | ||||
85. Пути ассимиляции углекислого газа.
| 70 | ||||
86. Бактериальный фотосинтез и хемосинтез. | 71 | ||||
87. Молекулярные энергетические процессы. | 72 | ||||
88. Кислородный этап биологического окисления. | 73 | ||||
89. Молекулярные основы обмена веществ живой клетки. | 74,75 | ||||
90. Обобщающий урок по теме: «Химические процессы в живой клетке». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 376-379 | ||||
11. Время экологической культуры (5 ч) | 91.Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов. | 76, работа над проектами | |||
92. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | 77, работа над проектами | ||||
93. Структурные уровни организации живой материи. | 78, подготовить проекты к защите | ||||
94. Урок-конференция по теме: «Время экологической культуры». | Задания из рубрики «Проверьте себя» на с. 392-393 | ||||
95.Контрольная работа по разделу: «Молекулярный уровень организации жизни» | |||||
96. Итоговое тестирование по курсу биологии 11 класса. | |||||
97-105. Резервное время и уроки повторения. | |||||
Всего: | 105ч | 6 |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана- Граф, 1997.
- Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Кириленко А.А. и др. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровень. Учебно-методическое пособие. – Легион. Ростов-на-Дону, 2012.
6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., СимоноваЛ.В. Биология 11 класс профильный уровень . Методическое пособие - Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012.
7. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
8. Скулкин И.М. Введение в биологию. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
9. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Для учащихся
Учебник «Биология» 11 класс. И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012.
1.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
2.Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3.Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
4.Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
5.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
6.Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
7.Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
8.Шумный В.К., Дымшиц Г.М., Рувинский А. О. Учебник «Общая биология» для 10-11 класса с углубленным изучением биологии в школе. - М.: Просвещение, 2004.
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
мультимедийные компакт- диски:
- « Уроки биологии Кирилла и Мефодия», 2005г.
- «Уроки биологии 10 класс», 2007г.,1С образование.
- «1С: Школа. Экология (Учебное пособие)», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....