Рабочая программа по биологии в 6 классе
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Мамеева Любовь Николаевна

Развернутая рабочая программа  по биологии в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по биологии

Класс  6

Учитель Мамеева Л.Н.

Количество часов:

Всего- 35 часов

В неделю- 1 час

Плановых контрольных уроков-

Зачетов-

Тестов-

Планирование составлено  на основе примерной  программы по биологии составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

         Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме
1 часа в неделю.

Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме
1 часа в неделю.
        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа для 6 классов предусматривает обучение в объёме
1 часа в неделю (всего за год 35 часов).
На основании примерных программ МОиН РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базисный уровень.
       Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 80с.:ил.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно

Тип программы: модифицированная, концентрическая, базового уровня.

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

ВВЕДЕНИЕ

1 час

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ 

3 часа

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ 

2 часа

ЦАРСТВО ГРИБЫ 

3 часа

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ 

5 часов

МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ 

4 часа

СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 

6 часов

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ 

9 часов

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 

2 часа

Итого

35 часов

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 272с.;
а также методических пособий для учителя:

  1. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
  3. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;

дополнительной литературы для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

для учащихся:

  1. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80с.: ил.;
  2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
  3. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
  4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  5. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
  6. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
  7. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  8. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
  9. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
  10. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
  2. Интернет-ресурсы. 

Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.

  1. Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
  2. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
  3. Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
  4. Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
  5.  Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
  6. Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
  7. Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.

Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.

  1. Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников,  энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
  2. Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа  рисунков, натуральных биологических объектов.
  3. Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
  4. Делают сообщения объемом 2-3 листа.

Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

  1. наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
  1. объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России,
  2. изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  4. приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
  5. сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  7. давать характеристику растениям различных систематических групп;
  8. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
  9. оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
  10. формулировать выводы на основе собранного материала;
  11. прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Волгоградской области;
  12. применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
  13. использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников.

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Информационно-методическое обеспечение

Хар-ка деятельности уч-ся и виды учеб. деят-ти

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Практическая работа

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт

Примеч.

Введение (1 час)

1

Биология- наука о живой природе.

Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таблицы, фотографии, электронное пособие

Групповая, индивидуальная (рабочая тетрадь, наблюдение) работа

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос

Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений
Приводить примеры значения биологических знаний
Давать определение термину «биология»
Наблюдать за сезонными изменениями растений

Введение, задание 1 в рабочей тетради.

Оформить отчет по экскурсии, выполнить задание на с.12.

Клеточное строение организмов (3 часа)

2

Устройство увеличительных приборов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таблица, микроскопы, лаб. оборудование

Работа в малых группах

Фронтальный опрос, тест

Называть клеточные структуры и их значения
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа

Л.р.№ 1 «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними»

Л.р. № 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

§ 1, выучить правила работы с микроскопом.

3

Строение и жизнедеятельность клетки.

Комбинированный урок.

Таблицы, модели клетки, электронный вариант лаб. практикума

Индивидуальная работа, работа в парах (взаимопроверка)

Индивидуальный контроль, фронтальный опрос, работа по карточкам

Называть:

  1. структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом  

Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки. Отличать старую клетку от молодой клетки

Л.р. № 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Л.Р.№ 3 «Рассматривание пластид под микроскопом»

§  2-3, задание  9,13 в рабочей тетради.

4

Ткани.

Комбинированный урок.

Таблицы, рисунки на стр. учебника.

Индивидуальная и групповая работа

Взаимоопрос, индивидуальный опрос

Давать определение термину – «ткань»
Приводить примеры разных видов тканей
Распознавать и описывать строение тканей растения
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани

§ 4, задание 17-20 в рабочей тетради.

Царства Бактерии и Грибы (3 часа)

5

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника.

Групповая работа

Индивидуальный контроль, фронтальный опрос, работа по карточкам

Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки
Выделять отличительные особенности бактерий
Объяснять, что бактерии живые организмы
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

§ 5-6, задание 24-26 в рабочей тетради.

6

Общая характеристика грибов.

Шляпочные грибы.

Комбинированный урок.

Таблицы, муляжи шляпочных грибов, плодовые тела трутовиков, гербарные экземпляры грибов-паразитов (спорынья, головня)

Групповая работа

Взаимоопрос, индивидуальный опрос

Давать определение терминам «мицелий», «микориза», «паразиты»
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Волгоградской области
Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов и грибов-паразитов и описывать строение шляпочных грибов
Различать ядовитые и съедобные грибы
Объяснять пути заражения грибами-паразитами
Выявлять влияние грибов –паразитов на растения

Л.р. № 4 «Изучение строения тел шляпочных грибов»

§ 7,8 вопросы и задания

7

Плесневые грибы и дрожжи.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

Таблица, микроскопы, лаб. оборудование

Индивидуальная и групповая работа

Фронтальный опрос, тест

Контрольная работа по теме

Давать определение терминам сапрофиты, паразиты
Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла
Выделять признаки царства грибов
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека 
Сравнивать грибы с растениями и животными

Л.р. № 5 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

§ 9-10, вопросы.

Подготовка к обобщению.

Царство Растения (4 часа)

8

Разнообразие, распространение и значение растений.

Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты

Индивидуальная и групповая работа

Давать определение термину «ботаника»
Перечислять основные группы растений приводить примеры основных групп растений
Объяснять происхождение высших растений
Выделять особенности строения низших и высших растений

Л.р. № 6 «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей»

§ 11-12, задание 38,40,42 в рабочей тетради, задания после § 11.

Повторить  материал о строении грибов.

9

Лишайники.

Мхи.

Комбинированный урок.

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

Индивидуальная и групповая работа

фронтальный опрос, индивидуальный контроль, работа с натуральным материалом

Давать определение термину«низшие растения»
Распознавать водоросли различных отделов
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей
Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям
Сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека

Л.р. № 7 «Изучение строения мха»

§ 13-14, задание 43-46, 48 в рабочей тетради.

подготовить сообщение о добыче торфа.

10

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Комбинированный урок.

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

Индивидуальная работа, работа в парах (взаимопроверка)

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос

Давать определение термину «высшие растения»
Распознавать и описывать внешнее строение мхов
Распознавать растения отдела Моховидные
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

Л.р. № 8 «Изучение строения спороносящего папоротника»

§ 15

11

Голосеменные растения.

Покрытосеменные растения.

Комбинированный урок.

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума

Индивидуальная и групповая работа

Индивидуальный контроль, работа с натуральными объектами, тест,

Давать определение термину голосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения
Распознавать и описывать наиболее представителей голосеменных Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

Л.р. № 9 «Изучение строения хвои и шишек хвойных (сосны)»

§ 16-17, ответить на вопросы, задание 56 в рабочей тетради,

Строение и многообразие покрытосеменных растений (9 часов)

12

Строение семян.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лабораторное оборудование, семена фасоли

Индивидуальная работа, работа в парах (взаимопроверка)

Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений
Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка

Л.р. № 10 «Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений»

§ 18, задание 61 в рабочей тетради.

13

Виды корней и типы корневых систем.

Зоны (участки) корня.

Комбинированный урок.

Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые Таблицы, микроскоп, микропрепараты объекты,

Индивидуальная и групповая работа

Работа по карточкам, фронтальный опрос,

Индивидуальный контроль, работа с материалом

Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией
Распознавать и описывать зоны корня
Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями 
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

Л.р. № 11 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

Л.р. № 12 «Изучение внешнего и внутреннего строения корня»

§ 19-20, задание 64,68 в рабочей тетради.

14

Видоизменение корней.

Побег и почки.

Комбинированный урок.

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений электронное пособие

Индивидуальная работа

Фронтальный опрос, Индивидуальный контроль, работа с натуральными объектами.

Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией
Распознавать и описывать зоны корня
Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями 
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

Л.р. № 13 «Изучение строения почек и расположение их на стебле»

§ 21-22, вопросы и задания.

15

Внешнее строение листа.

Клеточное строение листа.

Комбинированный урок.

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений

Индивидуальная, парная работа

Фронтальный опрос, письменный опрос, индивидуальный контроль

Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок
Распознавать и описывать строение листа

Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений

Л.р. № 14 «Изучение строения листа»

§ 23, повторить

§ 4.

§ 24, задание 80 в рабочей тетради, заполнить таблицу.

16

Влияние экологических факторов на строение листа. Видоизменение листьев.

Строение стебля.

Комбинированный урок.

Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты

Индивидуальная, парная работа

Фронтальный опрос, работа по карточкам,

работа с натуральными объектами.

Приводить примеры тканей, расположенных в стебле
Называть функции слоев стебля Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля
Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину

Л.р. № 15 «Изучение макро- и микростроения стебля»

§ 25, повторить § 4.

§ 26, задание 88 в рабочей тетради.

17

Видоизменения побегов.

Комбинированный урок

Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты

Индивидуальная, групповая работа

Фронтальный опрос, письменный опрос, индивидуальный контроль

Приводить примеры тканей, расположенных в стебле
Называть функции слоев стебля Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля
Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину

Л.р. № 16 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»

§ 27, задание 92 в рабочей тетради, прочитать басню «Листы и корни» И.А. Крылова.

18

Цветок.

Соцветия.

Комбинированный урок

Таблицы, микроскоп, микропрепараты

Индивидуальная, групповая работа

Взаимоопрос, письменный опрос индивидуальный контроль,

Распознавать и описывать по рисунку: строение цветка; типы соцветий
Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия
Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана
Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий

Л.р. № 17 «Изучение строения цветка»

Л.р. № 18 «Ознакомление с различными видами соцветий»

§ 28-29, задание 96-97 в рабочей тетради, зарисовать соцветия по рис.103 в учебнике.

19

Плоды

Распространение плодов и семян.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Таблица, коллекцияплодов, рисунки

Индивидуальная работа

Взаимоопрос,  

Называть функции плодов; способы их распространения
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов
Выделять приспособления к распространению плодов и семян

Л.р. № 19 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Плоды

Распространение плодов и семян.

Жизнь растений (8 часов)

20

Химический состав растений.

Минеральное питание растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таблица, коллекция древесных спилов, рисунки

Индивидуальная, парная работа

Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине
Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями
Выделять особенности минерального питания растений

§ 32, повторить

 § 20.

§ 33, задание 115 в рабочей тетради.

21

Фотосинтез.

Дыхание растений.

Комбинированный урок

Таблицы, электронный лабораторный практикум

Индивидуальная, групповая работа

Тест, работа по карточкам, индивидуальный контроль

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ
Объяснять космическую роль зеленых растений

§ 34-35, задания 116-118 , 123-125 в рабочей тетради.

22

Испарение воды растениями. Листопад.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Комбинированный урок

Таблицы, электронный лабораторный практикум

Индивидуальная, групповая работа

работа по карточкам, взаимоопрос опрос,

Выделять приспособления растений для дыхания
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

Л.р. № 20 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

§ 36-37, задания 129-134 в рабочей тетради, повторить

§ 26.

23

Прорастание семян.

Растительный организм как единое целое.

Комбинированный урок

Таблицы, электронное пособие

Индивидуальная, групповая работа

Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Описывать условия прорастания семян
Объяснять целесообразность использования правил посева семян
Определять сроки посева семян различных растений
Рассчитывать потребность в воде семян различных растений
Устанавливать соответствие между размерами семян. Сроками посева и глубиной посева

Практическая работа «Определение всхожести семян растений и их посев»

§ 38-39, задания 139-140 в рабочей тетради, подготовиться к обобщению знаний

24

Обобщение знаний по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Индивидуальная работа, работа в парах

Тест, работа по карточкам, индивидуальный контроль

25

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».

Способы размножения растений.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа, работа в парах

 работа по карточкам,

Называть стадии развития растения
Объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания
Наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно

§40, задания 151-152 в рабочей тетради.

26

Размножение споровых растений.

Размножение голосеменных растений.

Комбинированный урок

Таблица «Размножение растений»

Индивидуальная работа, работа в парах

Фронтальный опрос,

Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка» 
Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников
Объяснять условия размножения

§ 41-42, ответить на вопросы 1-3, зарисовать рисунок 153.

27

Вегетативное и половое размножение покрытосеменных растений.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Индивидуальная работа

Фронтальный опрос,

Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка»
Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно
Объяснять биологическое значение вегетативного, размножения
Выделять особенности полового типов размножения у растений

Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

§ 43, задания 154-157 в рабочей тетради

Классификация растений (3 часа)

28

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы.

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дикорастущие и культурные растения, лупы.

Гербарные и живые экземпляры растений семейства Крестоцветных.

Индивидуальная, групповая работа

Распознавать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; сельскохозяйственные растения
Определять принадлежность растений к классу Двудольные

Л.р. № 21 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

§ 45-47, задания 167-168,169-170 в рабочей тетради, просистематизировать сурепку обыкновенную.

29

Семейства Розоцветные и Пасленовые.

Класс Однодольные. Семейства Злаков и Лилейных.

Комбинированный урок

Гербарные и живые экземпляры растений семейства Розоцветные и Пасленовые, таблицы.

Таблицы, живые и гербарные экземпляры представителей семейства Злаков и Лилейных.

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Индивидуальный контроль,

Распознавать растения семейств: лилейные, злаки; сельскохозяйственные растения Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений
Сравнивать семейства растений класса однодольных по заданным критериям
Определять принадлежность растений к классу Однодольные

§ 48-49,§ 52-53, задание на с.217, 171-172,177-179 в рабочей тетради, просистематизировать яблоню обыкновенную.

30

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-сельскохозяйственное значение.

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Карта «Центры происхождения культурных растений»

Карандаши, блокноты для записей.

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Зачет по теме

§ 46-53, задания 177-179 в рабочей тетради.

Природные сообщества (4 часа)

31

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Характеристика основных экологических групп растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Комнатные растения, гербарий растений различных зон, карты растительного мира и растительных зон, открытки, картины.

Таблицы, живые и гербарные экземпляры растений.

Индивидуальная, групповая работа

Приводить примеры растительных сообществ
Описывать видовой состав растений лесного сообщества
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества

Л.р. № 22 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

§ 54-55, вопросы и задания после параграфа, задание на с.248.

32

Растительные сообщества.

Взаимосвязь растений в сообществе.

Комбинированный урок

Живые растения различных экологических групп, гербарий растений леса, луга, культурных растений.

Живые растения различных экологических групп, гербарий растений леса, луга, культурных растений.

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Индивидуальный контроль,

Приводить примеры растительных сообществ
Описывать видовой состав растений лесного сообщества
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества

§ 56-57,

§ 59, задание 189 в рабочей тетради.

33

Экскурсия: «Природное сообщество и человек»

Комбинированный урок

Индивидуальная, парная работа

Взаимоопрос, письменный опрос

Приводить примеры растительных сообществ
Описывать видовой состав растений лесного сообщества
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества

Подготовиться к обощению

34

Обобщение знаний по теме «Природные сообщества»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Зачет по теме

Развитие растительного мира на Земле (1 час)

35

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Стенд «Развитие растительного мира», гербарные экземпляры представителей высших и низших растений.

Рисунки учащихся, плакаты по защите окружающей среды.

Индивидуальная, групповая работа

Фронтальный опрос,

Создание презентаций

§ 58, задание 190-183 в рабочих тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....