технологические карты уроков
рабочая программа по биологии по теме

Винникова Юлия Александровна

Предварительный просмотр:

Технологическое планирование курса.

№ блок-модуля

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Тип урока

Лабораторные работы

Экскурсии и видеоэкскурсии

*

Практические работы.

Уроки контроля

к

1

2

3

4

5

6

7

8

I

Организм человека. Общий обзор.

 

Биосоциальная природа человека.

Науки об организме человека. Строение организма человека.

2ч.

Урок – проблемно- проектная дискуссия.

*

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность. Ткани животных и человека.

2 ч.

Урок – исследования.

Л/р№1

Просмотр под микроскопом  Эпителиальных,соединительных и мышечных тканей.

*

Уровни организации организма. Органы и системы органов организма. Нервно-гуморальная регуляция.

2ч.

Урок-исследование.

Работа в группах

*

П/р№1 «Получение мигательного рефлекса и его торможения». 

Эндокринная система. Железы внешней , внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов  в обмене веществ, росте и развитии организма.

2ч.

Урок сравнения и анализа

*

Контрольно  – обобщающий урок.

Тема «Организм человека. Общий обзор».

2ч.

Контрольно  – обобщающий урок.

к

II

Основные системы организма человека.

Опорно-двигательная система. -10ч.

Строение, состав и свойства костей, типы их соединений. Скелет человека

2ч.

Урок осмысления и анализа

Л/№2 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани».

*

Первая помощь, при растяжении, вывихах, и переломах.

Мышцы, их строение и функция.

2ч.

Урок  

поиска информации.

*

Работа мышц. Управление движением. Утомление.

2ч.

Урок поиска информации. Урок – решения практических задач.

*

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.

2ч.

Урок решения проблем.

«Почему полезно двигаться»

*

П/р№2

«Определение нарушений осанки и плоскостопия».

Контрольно обобщающий урок.

Тема «Опорно-двигательная система».

2ч.

Контрольно обобщающий урок.

к

Кровь и кровообращение.-16ч.

Внутренняя среда организма. Состав и функция крови.

2ч.

Урок -  осмысления и сравнения.

Л/р.№3 «Сравнение крови человека с кровь лягушки».

*

Иммунитет. Органы иммунной системы.

2ч.

Урок – лекция. 

*

Органы кровообращения и строение сердца.

2ч.

Урок проблемно-дискуссионный.

*

Движение лимфы. Движение крови по сосудам.

2ч.

Урок -  исследования

*

П/№3 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение».

Регуляция работы сердца и кровеносных систем. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждения.

2ч.

Урок научного познания.

*

П/№4 « Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку функциональная проба».

Первая помощь при кровотечениях. Иммунитет и здоровье.

2ч.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

*

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Условия полноценного развития системы кровообращения

2ч.

Урок творческого применения знаний..

Защита творческих работ, в форме презинтации.

*

Контрольно-обобщающий урок.

 Тема. «Кровь и кровообращение».

2ч.

Контрольно-обобщающий урок.

к

Дыхательная система.-10ч.

Значение дыхания. Органы дыхания.

Строение легких.

Урок частично поисковый проблемный.

*

. Газообмен в легких и тканях.

2ч.

Комбинированный урок.

*

Регуляция дыхания Дыхательные движения.

2ч.

Урок-исследования.

Л/р№4 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

*

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Правильное дыхание.

2ч.

Урок открытых мыслей

*

П/р.№5 «Определение запыленности воздуха в зимних условиях».

Контрольно-обобщающий урок.

 Тема. «Дыхательная система».

2ч.

Контрольно-обобщающий урок

к

 

Пищеварительная система.-14ч.

Значение пищи и ее состав. Питательные вещества и природные компоненты - важный экологический фактор.

2ч.

Урок осмысления и анализа Работа в группах

Индивидуальная работа.

*

Органы пищеварения и зубы.

2ч.

Урок сравнения и анализа

Работа в группах

*

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

2ч.

Урок-исследование.

Биологический практикум.

Лр/№5 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

*

П/№6 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка».

Пищеварение в кишечнике.

2ч.

Урок  видеолекция.

*

Всасывание питательных веществ.

2ч.

Урок сравнения и анализа

Работа в группах

*

Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения. Чужеродные примеси пищи.

Профилактика вызываемых ими заболеваний.

2ч.

Урок сравнения и анализа

Составление опорных схем, учебных ситуаций.

*

Семинарское занятие по теме «Пищеварительная система».

2ч.

Семинарское занятие 

к

Обмен веществ и энергии.-6ч.

Обменные процессы в организме.

2ч.

Урок- лекция.

*

Обмен веществ и энергии в клетке.

2ч.

Урок погружения в тему.

*

Нормы питания.  Рациональное питание и культура здоровья.

Витамины.

2ч.

Урок творческого применения учебных ситуаций.

Защита творческих работ, в форме презинтации.

*

П/р№7 «Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

Мочевыделительная система.-6ч.

Строение почек.

2ч.

Проблемный урок.

*

Функции  почек.

2ч.

Контрольно учетный урок.

*

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

2ч.

Урок защита творческих работ, в форме презинтации.

*

Кожа.-8ч.

Значение кожи и ее строение.

2ч.

Проблемный урок.

*

П/р№8 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.

2ч.

Комбинированный урок

*

Роль кожи в терморегуляции. Средство и способы закаливания. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

2 ч.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

*

Рефлексивный семинар по темам: «Обмен веществ. Мочевыделительная система. Кожа».

2 ч.

Семинар дифференцированный

Групповая работа, и индивидуальная.

к

Эндокринная система.-2ч.

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

2ч.

Урок исследование

Нервная система.-14ч.

Значение, строение и функционирование нервной системы.

2ч.

Семинар-проект.

*

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

2ч.

Семинар-проект.

*

.

 Нейрогормональная регуляция

2ч.

Урок презентация.

Спинной мозг: строение и функции.

2ч.

Семинар - «деловая игра».

*

Головной мозг: строение и функции.

2ч.

Проблемно дискуссионный урок.

*

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

2ч.

Проблемно дискуссионный урок.

П/р№9 «Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи».

Семинар  по теме: «Нервная система».

2ч.

Аналитический семинар.

к

Органы чувств. Анализаторы.-12ч.

Как действуют органы чувств и анализаторы.

2ч.

Эвристический семинар.

*

Органы зрения и зрительный анализатор.

Заболевание и повреждение глаза.

2ч.

Урок погружение в новую тему.

*

Условия нормального функционирования зрительного анализатора.

2ч.

Урок дискуссия.

*

П/р№10 «Выявление функции зрачка и хрусталика».

Органы слуха и равновесия Их анализаторы.

Внешнее воздействие на органы слуха и равновесия

2ч.

Поисковый семинар.

*

П/р№11 «Определение выносливости вестибулярного аппарата».

Органы осязания, обоняния, вкуса.

2ч.

Урок практикум. 

П/р№12 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов».

Семинар по теме: «Органы чувств. Анализаторы»

2ч.

Семинар - «деловая игра».

к

III

Высшая нервная деятельность.

Поведение и психика.-16ч.

Врожденные формы поведения.

 Приобретенные формы поведения.

2ч.

Информационная лекция.

*

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Закономерности работы головного мозга

2ч.

Урок- исследования.

*

Биологические ритмы и причины их нарушений. Гигиенический режим сна - составляющая здорового образа жизни.

2ч.

Проблемно – дискуссионный урок.

*

Особенности высшей нервной деятельности человека.

2ч.

Урок – проблемно- проектная дискуссия.

Познавательные процессы.

2ч.

Проблемный урок.

Воля и эмоции. Внимание.

2ч.

Комбинированный урок.

*

П/р№13 «Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания».

Работоспособность. Режим дня.

2ч.

Урок – проблемно- проектная дискуссия.

*

П/р№14 «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения».

Семинар по теме: «Поведение и психика».

2ч.

Аналитический семинар. 

к

IV

Индивидуальное развитие человека.-16ч.

Половая система человека.

2ч.

Информационная лекция.

*

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Наследственные и врожденные заболевания.

2ч.

Урок проблемных задач.

*

Проблемы взросления и культура здоровья. Гендерные роли.

2ч.

Урок-аукцион.

*

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.

2ч.

Урок – презентация.

*

Внутриутробное развитие организма. Факторы риска внутриутробного развития.

2ч.

Семинар дифференцированный

*

Развитие после рождения.

О вреде наркогенных веществ.

Психологические особенности личности.

2ч.

Урок – презентация творческих проектов.

*

Устойчивость к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.

2ч.

Урок научного познания. Концептуальная лекция

*

Итоговая контрольная работа.

2ч.

Разноуровневая контрольная работа.

к



Предварительный просмотр:

                                 Технологическое планирование курса.

Блок-модуль

Наименование разделов и тем

Всего часов

Типы уроков.

Лабораторные работы

Экскурсии  и видеоэкскурсии

Уроки контроля

I

Введение в основы общей биологии. Структурная организация живых организмов (основы учения о клетке).

Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.

14ч.

2ч.

Урок осознания.

 

Многообразие форм живых организмов.

Входной контроль.

2ч.

Урок осмысления.

Видеоэкскурсия № 1 «Биологическое разнообразие вокруг нас».

к

Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клетки. Химический состав клетки.

2ч.

Урок – проблемно- проектная дискуссия.

Строение клетки. Основные органоиды клетки растений и животных.

2ч.

Урок-исследование.

Биологический практикум.

Л/р № 1 «Сравнение растительной и животной

 клетки»

Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков в живой клетке.

2ч.

Урок-размышление.

 

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Обеспечение клетки энергией.

2ч.

Семинар дифференцированный.

Рефлексивный семинар № 1.

Задачи: Систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, целостности клетки, об особенностях строения растительной и животной клеток, о взаимосвязях строения и функци1 частей и органоидов клетки. о разнообразии клеток прокариот и эукариот, о тканях и их значениях, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки.

Сравнивать, делать выводы, обобщать.

2ч.

Зачётное занятие № 1.

Взаимоприёмки ИОУП и индивидуальной отработки ИОУП. 

к

II 

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Типы размножения организмов.

Деление клетки (митоз).

Образование половых клеток (мейоз).

2ч.

Урок решения проблем.

Л/р № 2

« Рассмотрение препаратов делящихся клеток. Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растения».

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

Рефлексивный семинар-практикум № 2. Задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся о сущности размножения и его биологической роли. о цитологических основах полового и бесполого размножения. о митозе; об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу, об особенностях развития организмов: :эмбрионального и постэмбрионального. Сформировать гигиенические навыки на основе вредного влияния алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Сравнивать, делать выводы, обобщать.

2ч.

Урок решения проблем.

   

III

Наследственность и изменчивость.

Основы селекции.

Наука генетика.

Основные понятия генетики.

2ч.

Урок-осознание.

Генетические опыты Г. Менделя.

Дигибридное скрещивание.

2ч.

Урок -  проблемная дискуссия.

 

Л/р № 3 «Решение генетических задач».

Сцеплённое наследование генов и кроссинговер.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

2ч.

Урок формирования и совершенствования умений.

Наследование признаков. Наследственные болезни.

2ч.

Урок проблемно-дискуссионный.

 

Наследственная изменчивость и другие виды изменчивости.

2ч.

Урок осмысления. 

Л/р № 4 «Отличительные признаки у разных семян гороха, фасоли (или других растений).

Рефлексивный семинар № 3. 

Задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся о наследственности и изменчивости, как важнейших свойствах живых организмов, о генетических законах и их значениях, о взаимодействии аллельных и неаллельных генов, о разных типов и их значении. Сравнивать, обобщать, делать выводы.

Генетические основы селекции организмов.

2ч.

Рефлексивный семинар

к

Особенности селекции растений.

Центры происхождения культурных растений.

2ч.

Урок-аукцион.

Особенности селекции животных.

Основные направления селекции

микроорганизмов.

.

2ч.

Урок творческого применения.

Семинарское занятие №4 по теме: Наследственность и изменчивость.

Основы селекции.

2ч.

Семинарское занятие.

к

IV 

Развитие живой природы. Эволюция животного мира на земле.

Современное представление о возникновении жизни на Земле. Современна теория возникновения жизни на Земле.

2ч.

Урок научного познания

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Этапы развития жизни на Земле

2ч.

Урок-размышление.

Семинар-выставка № 5. «История живой природы Ставрополья.

2ч.

Видеоэкскурсия.

Урок научного познания

-  Экскурсия  №2«История живой природы Ставрополья.

к

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

2ч.

Урок анализа и синтеза. 

Результаты эволюции:

Многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Современные представления об эволюции органического мира.

 

2ч.

Урок сравнения и анализа.

Экскурсия  № 3

«Приспособленность

организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за существование в природе».

Вид. его структура и особенности. Процесс образования видов -  видообразование.

2ч.

Урок – структурная дискуссия.

Понятие и микроэволюции и макроэволюции.

Основные направления эволюции.

2ч.

Урок осмысления.

Л/р № 5 «Приспособленность

организмов к среде обитания».

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Рефлексивный семинар №6 «Основные закономерности эволюции».

 

Задачи: Систематизировать и обобщить знания о виде, популяции, движущих силах и результатах эволюции, о механизмах видообразования, о главных направлениях эволюционного процесса, о характерных признаках микроэволюции., о закономерностях эволюционного процесса. Сравнивать, делать выводы, обобщать. .

1ч.

1ч.

Урок открытых мыслей.

Рефлексивный семинар

к

Место и особенности человека в системе органического мира.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

2ч.

Урок открытых мыслей.

Этапы эволюции вида Человек разумный.

Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

2ч.

Урок анализа и синтеза.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

 

2ч.

Урок сравнения и анализа.

V

Основы экологии-12ч.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организм.

Закономерности действия факторов среды на организм.

 

2ч.

Урок-исследование.

Л/р № 6. «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места».

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

 Биотические связи в природе

2ч.

Урок-размышление.

Популяции как форма существования видов в природе.

Функционирование популяции  и динамика её численности в природе.

2ч.

Урок сравнения и анализа.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

Понятие о биоценозе и экосистеме.

2ч.

Урок-обобщение.

Развитие и смена биогеоценозов.

Основные законы устойчивости живой природы.

 

Рациональное использование природы и её охрана.

2ч.

Экскурсия  № 4

«Парк как пример искусственного биогеоценоза».

Итоговая контрольная работа

2ч.

 По КИМам ЕГЭ.

к



Предварительный просмотр:

Технологическое планирование курса.

№ блок-модуль

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Лабораторные работы и практические.

Экскурсии и видео-экскурсии

Уроки контроля

1

2

3

5

6

8


I


Введение в курс общей биологии.- 17 ч.

Биология как наука о живом.

1



Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биология.


Роль биологических знаний в формировании современной естественно научной картины мира.

2-3


Биотехнология. Бионика.

Практическая биология и ее значение.

4-5




Отрасли биологии, ее связи с другими науками. 

Э-№1 Многообразие видов.


6


Э-№1 Многообразие видов.

Входной контроль


Общие биологические явления и методы их исследования:

Основные свойства жизни.

7-8

Входной контроль




Определение понятия жизнь.

Общие свойства живых систем- биосистем Л/р№1. «Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листьев растений под влиянием факторов внешней среды».

9-

10



Л/р№1.


Структурные уровни организации жизни


11





Методы биологических исследований

Определение видов растений и животных Л/р№2. «Методика работы с определителями растений и животных; морфологическое описание и определение одного вида растений»



12-13



Л/р№2.

Зачет №1.  КИМы  по теме: Биология как наука и ее прикладное значение.

14-15

Зачет №1

Анализ  зачета №1(работы по КИМам.)


16

II

Биосферный уровень организации жизни-42ч.

Функциональная структура биосферы


Учение о биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере.


17-18



Роль живого вещества в биосфере.

Функции живого вещества в биосфере.


19-20


Семинарское занятие №1

по теме «Учение о биосфере».


21

Семинарское занятие №1



Происхождение живого вещества. 

Современные гипотезы происхождения жизни ( А.И. Опарин и Дж. Холдейн).

22-23




Предыстория происхождения живого на Земле.

Физико - химическая эволюция в развитии биосферы.      

24-25


Этапы развития жизни на Земле.

26

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы.

27-28

Хронология жизни на Земле.

29-30

Семинарское занятие№2

по теме  «Происхождение живого вещества».

31

Семинарское занятие№2

Урок отработки знаний по темам: Учение о биосфере. Происхождение живого вещества. 

32-33

Биосфера как глобальная биосистема

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема Функциональная неоднородность живого вещества.

34-35

Особенности распределения биомассы на Земле

36


Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере.

37-38


Биологический круговорот и его значение. 

Биогенная миграция атомов.

39-40

Механизмы устойчивости биосферы.

41


Семинарское занятие№3

по теме  «Биосфера как глобальная биосистема»


42-43

Семинарское занятие№3

Условия жизни в биосфере.

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле.

44-45

Экскурсия №1 «Живой мир вокруг нас».

Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

46

Экскурсия №1

Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм

Человек как житель биосферы.

Комплексное действие факторов среды на организмы. 

Л/р№3 «Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице»

47-48

Л/р№3

Особенности биосферного уровня.

Общие закономерности влияния экологических факторов на организм

49-50

Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы.

51

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

52-53

Зачет №2.  КИМы  по теме: Биосферный уровень организации жизни

54-55

Зачет №2.  

Биогеоценотический уровень организации жизни-54ч.

Биоценоз как биосистема и экосистема

56

Концепция экосистемы.

Природные сообщества в концепции биогеоценоза

57-58


Другие характеристики биогеоценоза

Трофические структуры биогеоценоза.

59-60

3

Типы пищевых цепей. 

61

Экологические пирамиды чисел

62-63

Строение и свойство биогеоценоза (экосистемы).

64-65

Экологические ниши в биогеоценозе. 

66

Зарождение и смена биогеоценозов.

67-68

Совместная жизнь видов в биогеоценозах

69-70

Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозе


71

 Л/р№4«Сравнение особенностей организмов из разных ярусов». «Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных».

72-73

Л/р№4

Условия устойчивости биогеоценозов Л/р№5 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».

74-75

Л/р№5

Зарождение и смена биогеоценозов

Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов.

76-77

Суточные и сезонные изменения  в биогеоценозе

78

Биогеоценоз как система и особый уровень организации жизни. 

79-80


Семинарское занятие №4

по теме  «Природные сообщества как биоценоз и экосистема»

81-82

с

Семинарское занятие №4


Работа по КИМам тема «Природные сообщества как биоценоз и экосистема»

83


Многообразие биогеоценозов и их значение.

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

84-85

Многообразие биогеоценозов  суши.

86-87



Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы (агробиоценозы). Л/р№6«Описание видового разнообразия растительности на территории школы».



88

Л/р№6

Сохранение разнообразия экосистем.

89-90

Природопользование в истории человечества.

91-92

Экологические законы природопользования.

Влияние деятельности человека на биогеоценозы. 

Экскурсия №2

«Антропогенное влияние на природный биогеоценоз».

93

Экскурсия №2


Зачет №3.  КИМы  по теме:  Биогеоценотический уровень организации жизни


94-95

Зачет №3.  

Анализ зачета №3 по теме:  Биогеоценотический уровень организации жизни

96-97

Популяционно-видовой уровень жизни-71 ч.

Вид и видообразование.

Вид его характеристика и структура.

Критерии вида. 

98

Л/р№7«Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных».

99-100

Л/р№7

Популяция как форма  существования вида.

101-102

Популяция структурная  единица вида.

103ч

4

Популяция как структурных компонент биогеоценозов.

104-105


Популяция как основная    единица эволюции.

 

106-107

Микроэволюция и факторы эволюции

108

Движущий и направляющий фактор эволюции

109-110


Естественный отбор-главный движущий фактор эволюции

111-112

Формы естественного отбора.

113

Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. Л/р№8«Выявление особенностей сорта у растений( на примерах сортов сенполии( узамбарской фиалки) и плодов яблони, черешни, абрикоса)».

114-115

Л/р№8

Видообразование- процесс увеличения видов на Земле.

116-117

Семинарское занятие №5

по теме  «Вид и видообразование»

118

Семинарское занятие №5

Происхождение и этапы эволюции человека.

Видообразование-путь происхождения человека.

119-120

История становления вида Гомосапин.

121-122

Особенности эволюции человека

123

Человек как уникальный вид живой природы.

124-125

Расы и гипотезы их происхождения.

126-127

Палеонтологические находки на территории России.

128

Политипический  характер вида Человек разумный.

Расселение человека по земному шару.

129-130

Зачет №4.  КИМы  по теме: «Происхождение и этапы эволюции человека».  «Вид и видообразование».

131-132

Зачет №4

Учение об эволюции и его значение

Развитие эволюционных идей в истории биологии.

Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина.

133

Теория Ч. Дарвина об эволюции.

134-135

Современное учение об эволюции.

136-137

Доказательства эволюции живой природы.

138

Роль эволюционной теории в формировании современной естественно научной картины мира.

139-140

Основные направления эволюции. Л/р№9«Выявление свойств ароморфозов на примере комнатных растений: цветкового и папоротникового( бегонии и нефролеписа или др.); « выявление свойств идиоадаптации у насекомых из коллекции) или растений ( у видов традесканции, бегонии и др.)».

141-142

Л/р№9

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация( А.Н. Северцев, И.И. Шмальгаузен).

143

Основные закономерности эволюции

Результаты эволюции.

144-145

Формирование приспособленности к среде обитания.

146-147

Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле.

148

Новая система органического мира.

149-150


Характеристика крупных групп системы эукариот:

151-152

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

153

Значение популяционно-видового уровня жизни.

154-155

Причины биологического прогресса и биологического регресса.

156-157

Семинарское занятие №6

по теме  «Учение об эволюции и его значение

».

158

Семинарское занятие №6

Зачет №5  КИМы  по теме: «Учение об эволюции и его значение».

159-160

Зачет №5  

Анализ зачета №5 по теме: «Учение об эволюции и его значение».

161-162



Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества.

Проблема сохранения биологического разнообразия.



163

Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. 

Экскурсия №3

«Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных».

164-165

Экскурсия №3

Проблема утраты биологического разнообразия.

166-167

Всемирная стратегия сохранения природных видов.

168


Зачет №6.  КИМы  по теме: Популяционно-видовой уровень жизни. 

169-170

Зачет №6

Итоговая контрольная работа за курс « Общая биология».

171-172

Итоговая контрольная работа




Итоговая контрольная работа за курс « Общая биология».



173

Итоговая контрольная

Анализ итоговой контрольной работы.

174-175.



Предварительный просмотр:

Технологическое планирование курса.

№ блок-модуль Количество часов

Наименование разделов и тем.

Лабораторные работы и практические.

Экскурсии и видео-экскурсии

Уроки контроля

1

2

5

6

8

1

Введение в курс общей биологии.- 17 ч.


Биология как наука о живом.

2

Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биология.


Роль биологических знаний в формировании современной естественно научной картины мира.

3

Биотехнология. Бионика.

Практическая биология и ее значение.

4

Отрасли биологии, ее связи с другими науками. 

Э-№1 Многообразие видов.

Э-№1 Многообразие видов

5

Входной контроль


Общие биологические явления и методы их исследования:

Основные свойства жизни.

Входной контроль

6

Определение понятия жизнь.

Общие свойства живых систем- биосистем Л/р№1. «Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листьев растений под влиянием факторов внешней среды».

Л/р№1.

7

Структурные уровни организации жизни

8

Методы биологических исследований

Определение видов растений и животных Л/р№2. «Методика работы с определителями растений и животных; морфологическое описание и определение одного вида растений»

Л/р№2

9

Зачет №1.  КИМы  по теме: Биология как наука и ее прикладное значение.

Зачет №1

10

Биосферный уровень организации жизни-42ч.

Функциональная структура биосферы

Учение о биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

11

Роль живого вещества в биосфере.

Функции живого вещества в биосфере.

12

Происхождение живого вещества. 

Современные гипотезы происхождения жизни ( А.И. Опарин и Дж. Холдейн).

13

Предыстория происхождения живого на Земле.




Физико - химическая эволюция в развитии биосферы.      



14



Этапы развития жизни на Земле.

15

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы.

16

Хронология жизни на Земле.

17

Биосфера как глобальная биосистема

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема Функциональная неоднородность живого вещества.

18

Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере.

Биологический круговорот и его значение. 

Биогенная миграция атомов.

19

Механизмы устойчивости биосферы.

20

Условия жизни в биосфере.

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле.

21

Экскурсия №2  «Живой мир вокруг нас».

Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Э-№2.

22

Человек как житель биосферы.

Комплексное действие факторов среды на организмы. 

Л/р№3 «Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице»

Л/р№3

23

Особенности биосферного уровня.

Общие закономерности влияния экологических факторов на организм

24

Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы.

25

Зачет №2.  КИМы  по теме: Биосферный уровень организации жизни

Зачет №2

26

Биогеоценотический уровень организации жизни-54ч.

Биоценоз как биосистема и экосистема

27

Концепция экосистемы.


Природные сообщества в концепции биогеоценоза

28

Другие характеристики биогеоценоза





Трофические структуры биогеоценоза.

29

Экологические пирамиды чисел


.

30

Строение и свойство биогеоценоза (экосистемы).





31

Экологические ниши в биогеоценозе. 


32

Совместная жизнь видов в биогеоценозах

33

Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозе Л/р№4«Сравнение особенностей организмов из разных ярусов». «Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных».

Л/р№4

34

Условия устойчивости биогеоценозов 

35

Зарождение и смена биогеоценозов

Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов.

36

Суточные и сезонные изменения  в биогеоценозе



37



Биогеоценоз как система и особый уровень организации жизни. 

38

Многообразие биогеоценозов и их значение.

Многообразие биогеоценозов (экосистем) Многообразие биогеоценозов  суши

39

Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы (агробиоценозы).



40



Сохранение разнообразия экосистем.

41

Природопользование в истории человечества.

42

Экологические законы природопользования.

Влияние деятельности человека на биогеоценозы. 

Экскурсия №3

«Антропогенное влияние на природный биогеоценоз».

Экскурсия №3

43

Зачет №3.  КИМы  по теме:  Биогеоценотический уровень организации жизни

Зачет №3

44

Популяционно-видовой уровень жизни-71 ч.

Вид и видообразование.

Вид его характеристика и структура.

Критерии вида. Л/р№5 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных

Л/р№5

45

Популяция как форма  существования вида.

46

Популяция структурная  единица вида.

47

Популяция как структурных компонент биогеоценозов.

48

Популяция как основная    единица эволюции.

 

49

Микроэволюция и факторы эволюции

50

Движущий и направляющий фактор эволюции

51

Естественный отбор-главный движущий фактор эволюции Формы естественного отбора.

52

Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. 

53

Видообразование- процесс увеличения видов на Земле.

54

Происхождение и этапы эволюции человека.


Видообразование-путь происхождения человека.

55

История становления вида Гомосапин.

56

Особенности эволюции человека

57

Человек как уникальный вид живой природы.

58

Расы и гипотезы их происхождения. Палеонтологические находки на территории России.

 Политипический  характер вида Человек разумный.

Расселение человека по земному шару.

59

Зачет №4.  КИМы  по теме: «Происхождение и этапы эволюции человека».  «Вид и видообразование

».

Зачет №4

60

Учение об эволюции и его значение

Развитие эволюционных идей в истории биологии.

Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина.

61

Теория Ч. Дарвина об эволюции.

62

Современное учение об эволюции. Доказательства эволюции живой природы.

63

Основные направления эволюции. Л/р№6 «Выявление свойств ароморфозов на примере комнатных растений: цветкового и папоротникового( бегонии и нефролеписа или др.); « выявление свойств идиоадаптации у насекомых из коллекции) или растений ( у видов традесканции, бегонии и др.)».

Л/р№6



64



Основные закономерности эволюции

Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания.

65

Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле.

Новая система органического мира. Характеристика крупных групп системы эукариот:

66

Особенности популяционно-видового уровня жизни. Значение популяционно-видового уровня жизни.

67

Зачет №5  КИМы  по теме: «Учение об эволюции и его значение».

Зачет №5  

68

Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества.

Проблема сохранения биологического разнообразия.

Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. 

Экскурсия №3

«Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных».

69


Проблема утраты биологического разнообразия.

Всемирная стратегия сохранения природных видов.

70

Итоговая контрольная работа за курс « Общая биология».

Итоговая контрольная работа



Предварительный просмотр:

Технологическая карта курса «Общая биология»

Дата

Разделы, тема.

Лабораторные работы  

Региональный компонент

Контроль знаний

  I

1

Урок-повторение –Биология как наука и ее прикладное значение.

Общие биологические явления и методы их исследования..

Определение видов растений и животных на территории Ставропольского края.

Урок-повторение биосферного, уровней организации жизни.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы в Ставропольском крае.

2

Урок-повторение  биогеоценотического уровней организации жизни.

Экологические законы природопользования в Ставропольском крае.

Урок-повторение  популяционно-видового уровней организации жизни.

Проблема сохранения биологического разнообразия на территории Ставропольского края.

3

Входной контроль.

+

4

Раздел I

Организменный  уровень организации жизни».- 33ч.

Тема урока-

Организм как биосистема

Тема программы -«Живой организм как биологическая система» -    

5

Организм как  открытая биосистема

  5

Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов

7

Свойства многоклеточных организмов Лабораторная работа №1 № Свойства живых организмов»

Лабораторная работа №1 № Свойства живых организмов»

8

Транспорт веществ в живом организме

9

Другие системы органов многоклеточного организма

10

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов у растений

11

Тема урока-

Размножение организмов

Тема программы-«Размножение и развитие организмов».-.

12

Оплодотворение и его значение

Центы  искусственного оплодотворения организмов в Ставропольском крае.

13

Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез.

Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя. Никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. В крае и г. Невинномысске.

14

 Рост и развитие организма

Влияние внешней среды края и города Невинномысска  на развитие организма.

15

Тема урока-

Генетика- наука о наследовании свойств организмов.

Тема программы -«Основные закономерности наследования признаков».-

16

Гибридологический метод исследования наследственности

17

Генетические закономерности , открытые Г.Менделем

18

Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании

19

Наследование при взаимодействии генов.

20

Отработка знаний

Наследование при взаимодействии генов.

21

Ген и хромосомная теория наследственности

22

Генетика пола и наследование сцепленное с полом

23

Наследственные болезни человека

24

Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье.

Среда обитания как фактор здоровья в г. Невинномысске.. Социальные факторы здоровья. Образ жизни в крае и городе.

25

Тема урока-

Изменчивость - важнейшее свойство организмов

Тема программы –

« Основные закономерности  изменчивости ».-

26

Многообразие форм изменчивости у организмов. Лабораторная работа №2

« Модификационная изменчивость».

Лабораторная работа №2

« Модификационная изменчивость».

27

Наследственная изменчивость и ее типы

28

Многообразие типов мутаций

29

Мутагены и их влияние на живую природу и человека Развитие знаний о наследственной изменчивости.

30

Тема урока-

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

Тема программы –

« Селекция и биотехнология на службе человечества »-.

Расселение культурных растений на Ставрополье

31

Достижения селекции растений животный.

Достижения селекции растений животных и микроорганизмов

 на Ставрополье.

32

Биотехнология, ее направления и значение. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований

Биотехнология на защите окружающей среды на Ставрополье.

33

Контрольный срез за 1- полугодие.

+

34

Тема  урока -Неклеточные организмы – вирусы.

Тема программы –

« Царство Вирусы , и его разнообразие и значение»..

35

Строение и свойство вирусов.

36

Вирусные заболевания. Лабораторная работа №3 « Вирусные заболевания растений». Организменный уровень жизни и его роль в природе

Лабораторная работа №3 « Вирусные заболевания растений».

37

Раздел II

Клеточный уровень организации жизни».-31 ч.

Тема  урока –

Из истории развития науки о клетке. Клеточная теория, ее основные положения.

Тема программы-

« Строение живой клетки».-

38

Современные методы цитологических исследований.

39

Основные части клетки

40

Поверхностный комплекс клетки

41

Цитоплазма и ее структурные компоненты.

42

Немембранные органоиды клетки

43

Мембранные органоиды клетки

44

Двухмембранные органоиды  клетки.

45

Ядерная система клетки

46

Хромосомы их строение и функции.

47

Особенности клеток прокариот

48

Гипотезы о происхождении эукариотической клетки Клетка как этап эволюции живого в истории Земли Лабораторная работа№4

« Изучение многообразия в строении клеток».

Лабораторная работа№4

« Изучение многообразия в строении клеток».

49

Тема  урока –

Клеточный цикл.

Тема программы-

« Процессы жизнедеятельности клетки»..

50

Деление клетки митоз. Лабораторная работа№5

« Изучение свойств клетки».

Лабораторная работа№5

« Изучение свойств клетки».

51

Мейоз – редукционное деление клетки

52

Образование мужских гамет- сперматогенез Образование женских  гамет- оогенез. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

53

Раздел III

Молекулярный уровень организации жизни».-

Тема  урока –

Основные химические соединения живой материи. Химические соединения в живой клетке.

Тема программы-

« Молекулярный состав живых клеток»-

54

Органические соединения клетки – углеводы.

55

Липиды и белки Лабораторная работа№6

«Органические вещества клетки»

Лабораторная работа№6

«Органические вещества клетки»

56

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты

57

Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.

58

Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства.

59

 Наследственная информация, ее хранение и передача. Молекулярные основы гена и генетический код.

60

Тема  урока –

Биосинтез белков в живой клетке. Трансляция как этап биосинтеза белков

Тема программы-

« Химические процессы в молекулярных системах»-

61

Молекулярные процессы синтеза у растений

62

Энергетический этап фотосинтеза у растений. Пути ассимиляции углекислого газа

63

Бактериальный фотосинтез и хемосинтез

64

Молекулярные энергетические процессы Кислородный этап биологического окисления

65

Молекулярные основы обмена веществ живой клетки. Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе

66

Тема  урока –

Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов

Тема программы-

« Время экологической культуры».-

Геохимические заболевания в Ставропольском крае.

67

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема .Структурные уровни организации живой материи.

Экологическое образование. Экологическая культура. на Ставрополье.

68

Итоговая контрольная работа по форме ЕГЭ

+



Предварительный просмотр:

Технологическая карта курса «Общая биология»

Дата

Разделы, тема.

Лабораторные работы  

Региональный компонент

Контроль знаний

  I

1

Урок-повторение –Биология как наука и ее прикладное значение.

Общие биологические явления и методы их исследования..

Определение видов растений и животных на территории Ставропольского края.

2

Урок-повторение биосферного, уровней организации жизни.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы в Ставропольском крае.

3

Урок-повторение  биогеоценотического уровней организации жизни.

Экологические законы природопользования в Ставропольском крае.

4

Урок-повторение  популяционно-видового уровней организации жизни.

Проблема сохранения биологического разнообразия на территории Ставропольского края.

5

Входной контроль.

+

6

Раздел I

Организменный  уровень организации жизни».- 80 ч.

Тема урока-

Организм как биосистема

Тема программы -«Живой организм как биологическая система» -14 ч.    

7

Организм как  открытая биосистема

  8

Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов

9

Свойства многоклеточных организмов

10

Лабораторная работа №1 № Свойства живых организмов»

Лабораторная работа №1 № Свойства живых организмов»

11

Анализ лабораторной работы

Транспорт веществ в живом организме

12

Отработка знаний Транспорт веществ в живом организме

13

Другие системы органов многоклеточного организма

14

Отработка знаний Другие системы органов многоклеточного организма

15

Отработка знаний Другие системы органов многоклеточного организма

16

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов у растений

17

Отработка знаний Регуляция процессов жизнедеятельности организмов у животных

18

Зачет №1

 теме «Живой организм как биологическая система»

+

19

Зачет №1

 теме «Живой организм как биологическая система»

+

20

Тема урока-

Размножение организмов

Тема программы-«Размножение и развитие организмов».-10 ч.

21

Отработка знаний Размножение организмов

22

Оплодотворение и его значение

Центы  искусственного оплодотворения организмов в Ставропольском крае.

23

Двойное оплодотворение у цветковых растений

24

Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез.

Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя. Никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. В крае и г. Невинномысске.

25

Отработка знаний Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез

26

 Рост и развитие организма

27

Отработка знаний

 Рост и развитие организма.

Влияние внешней среды края и города Невинномысска  на развитие организма.

28

Зачет №2

 Тема: «Размножение и развитие организмов».

+

29

Зачет №2

 Тема: «Размножение и развитие организмов».

+

30

Тема урока-

Генетика- наука о наследовании свойств организмов.

Тема программы -«Основные закономерности наследования признаков».- 28 ч. 

31

Гибридологический метод исследования наследственности

32

Генетические закономерности , открытые Г.Менделем

33

Отработка знаний

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем

34

Отработка знаний

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем

35

Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании

36

Отработка знаний

Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании

37

Отработка знаний

Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании

38

Зачетное занятие 3.1  по решению задач : моногибридное скрещивание ,дигибридном  и полигибридном скрещивании

+

39

Зачетное занятие 3.1  по решению задач : моногибридное скрещивание ,дигибридном  и полигибридном скрещивании

+

40

Наследование при взаимодействии генов.

41

Отработка знаний

Наследование при взаимодействии генов.

42

Отработка знаний

Наследование при взаимодействии генов.

43

Ген и хромосомная теория наследственности

44

Отработка знаний.

 Ген и хромосомная теория наследственности

45

Отработка знаний.

 Ген и хромосомная теория наследственности

46

Зачетное занятие 3.2  по решению задач : Наследование при взаимодействии генов. Ген и хромосомная теория наследственности

+

47

Зачетное занятие 3.2  по решению задач : Наследование при взаимодействии генов. Ген и хромосомная теория наследственности

+

48

Генетика пола и наследование сцепленное с полом

49

Отработка знаний.

Генетика пола и наследование сцепленное с полом

50

Отработка знаний.

Генетика пола и наследование сцепленное с полом

51

Наследственные болезни человека

52

Отработка знаний. Наследственные болезни человека

53

Зачетное занятие 3.3  по решению задач :

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Наследственные болезни человека

+

54

Зачетное занятие 3.3  по решению задач :

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Наследственные болезни человека

+

55

Этические аспекты медицинской генетики

56

Факторы, определяющие здоровье.

Среда обитания как фактор здоровья в г. Невинномысске.. Социальные факторы здоровья. Образ жизни в крае и городе.

57

Зачет №3 по теме «Основные закономерности наследования признаков».

+

58

Тема урока-

Изменчивость - важнейшее свойство организмов

Тема программы –

« Основные закономерности  изменчивости ».- 10 ч.

59

Многообразие форм изменчивости у организмов.

60

Отработка знаний. Многообразие форм изменчивости у организмов.

61

 Лабораторная работа №2

« Модификационная изменчивость».

Лабораторная работа №2

« Модификационная изменчивость».

62

Наследственная изменчивость и ее типы

63

Многообразие типов мутаций

64

Отработка знаний. Многообразие типов мутаций

65

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

66

Развитие знаний о наследственной изменчивости.

67

Зачет №4 « Основные закономерности изменчивости»

+

68

Тема урока-

Генетические основы селекции.

Тема программы –

« Селекция и биотехнология на службе человечества »-10ч

69

Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

Расселение культурных растений на Ставрополье

70

Достижения селекции растений

Достижения селекции растений

 на Ставрополье.

71

Достижения селекции  животный.

Достижения селекции животных и микроорганизмов

 на Ставрополье.

72

Биотехнология, ее направления и значение.

Биотехнология на защите окружающей среды на Ставрополье.

73

Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.

74

Зачет №5

по теме « Селекция и биотехнология на службе человечества».

+

75

Контрольный срез знаний за первое полугодие в форме ЕГЭ.

76

Контрольный срез знаний за первое полугодие в форме ЕГЭ.

77

Контрольный срез знаний за первое полугодие в форме ЕГЭ.

78

Тема  урока -Неклеточные организмы – вирусы.

Тема программы –

« Царство Вирусы , и его разнообразие и значение».-8 ч

79

Строение и свойство вирусов.

80

Вирусные заболевания.

81

Лабораторная работа №3 « Вирусные заболевания растений».

Лабораторная работа №3 « Вирусные заболевания растений».

82

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

83

Зачет №6 по теме « Царство Вирусы, его разнообразие и значение».

+

84

Промежуточный контроль №1 по теме « Организменный уровень жизни».

+

85

Промежуточный контроль №1  по теме « Организменный уровень жизни».

+

86

Раздел II

Клеточный уровень организации жизни».-31 ч.

Тема  урока –

Из истории развития науки о клетке.

Тема программы-

« Строение живой клетки».-19 ч.

87

Клеточная теория, ее основные положения.

88

Современные методы цитологических исследований.

89

Отработка знаний. Клеточная теория, ее основные положения. Современные методы цитологических исследований.

90

Основные части клетки

91

Поверхностный комплекс клетки

92

Цитоплазма и ее структурные компоненты.

93

Немембранные органоиды клетки

94

Мембранные органоиды клетки

95

Двухмембранные органоиды  клетки.

96

Отработка знаний. Основные части клетки

97

Ядерная система клетки

98

Хромосомы их строение и функции.

99

Особенности клеток прокариот

100

Гипотезы о происхождении эукариотической клетки

101

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

102

Лабораторная работа№4

« Изучение многообразия в строении клеток».

Лабораторная работа№4

« Изучение многообразия в строении клеток».

103

Зачет №7 по теме:

 « Строение живой клетки»

+

104

Зачет  №7 по теме:

 « Строение живой клетки»

+

105

Тема  урока –

Клеточный цикл.

Тема программы-

« Процессы жизнедеятельности клетки».- 12 ч.

106

Деление клетки митоз.

107

Лабораторная работа№5

« Изучение свойств клетки».

Лабораторная работа№5

« Изучение свойств клетки».

108

Мейоз – редукционное деление клетки -1

109

Мейоз – редукционное деление клетки.-2

110

Отработка знаний.

Деление клетки: митоз, мейоз.

111

Образование мужских гамет- сперматогенез

112

Образование женских  гамет- оогенез.

113

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

114

Зачет  № 8 по теме: « Процессы жизнедеятельности клетки».

+

115

Промежуточный контроль №2 по теме: «Клеточный уровень организации жизни».

+

116

Промежуточный контроль №2 по теме: «Клеточный уровень организации жизни».

+

117

Раздел III

Молекулярный уровень организации жизни».- 28 ч.

Тема  урока –

Основные химические соединения живой материи.

Тема программы-

« Молекулярный состав живых клеток»- 12 ч.

118

Химические соединения в живой клетке.

119

Органические соединения клетки – углеводы.

120

Липиды и белки

121

Лабораторная работа№6

«Органические вещества клетки».

Лабораторная работа№6

«Органические вещества клетки».

122

Отработка знаний. Органические вещества клетки

123

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты

124

Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.

125

Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства.

126

 Наследственная информация, ее хранение и передача.

127

Молекулярные основы гена и генетический код.

128

Зачет №9 по теме: « Молекулярный состав живых клеток»

+

129

Тема  урока –

Биосинтез белков в живой клетке.

Тема программы-

« Химические процессы в молекулярных системах»- 16 ч.

130

Трансляция как этап биосинтеза белков.

131

Молекулярные процессы синтеза у растений

132

Отработка знаний по теме: Биосинтез белков. Молекулярные процессы синтеза у растений

133

Энергетический этап фотосинтеза у растений

134

Пути ассимиляции углекислого газа

135

Отработка знаний по теме:

 Энергетический этап фотосинтеза у растений. Пути ассимиляции углекислого газа

136

Лабораторная работа№7

« Ферментативные процессы в клетке».

Лабораторная работа№7

« Ферментативные процессы в клетке».

+

137

Бактериальный фотосинтез и хемосинтез

138

Молекулярные энергетические процессы

139

Кислородный этап биологического окисления

140

Отработка знаний по теме: Молекулярные энергетические процессы .

Кислородный этап биологического окисления

141

Молекулярные основы обмена веществ живой клетки.

142

Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе.

143

Зачет № 10 по теме  « Химические процессы в молекулярных системах».

+

144

Промежуточный контроль №3 по теме: « Молекулярный уровень организации жизни».

+

145

Раздел IV- 26 ч.

Повторение курса - биосферный уровень

Тема повторение разделов курс « Биология».-22 ч.

146

Повторение курса - биосферный уровень

147

Повторение курса - биосферный уровень

148

Повторение курса - биогеоценотический уровень

149

Повторение курса - биогеоценотический уровень

150

Повторение курса - биогеоценотический уровень

151

Повторение курса - популяционно - видовой уровень

152

Повторение курса - популяционно - видовой уровень

153

Повторение курса - популяционно - видовой уровень

154

Повторение курса - организменный уровень

155

Повторение курса - организменный уровень

156

Повторение курса - организменный уровень

157

Повторение курса –клеточный уровень организации жизни.

158

Повторение курса –клеточный уровень организации жизни

159

Повторение курса –клеточный уровень организации жизни

160

Повторение курса –молекулярный уровень организации жизни.

161

Повторение курса –молекулярный уровень организации жизни

162

Повторение курса –молекулярный уровень организации жизни

163

Тема  урока –

Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов

Тема программы-

« Время экологической культуры».-4 ч.

Геохимические заболевания в Ставропольском крае.

164

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема

Экологическое образование. Экологическая культура. на Ставрополье.

165

Структурные уровни организации живой материи.

Структурно- уровневое биоразнообразие  на Ставрополье.

166

Обобщающий урок по теме: «Время экологической культуры».

167

Итоговая контрольная работа по форме ЕГЭ

+

168

Итоговая контрольная работа по форме ЕГЭ

+

169

Итоговая контрольная работа по форме ЕГЭ

+

170

Анализ итоговой контрольной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...