технологические карты уроков
рабочая программа по биологии по теме
Технологическое планирование курсов 8-11 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическое планирование курса.
№ блок-модуля | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Тип урока | Лабораторные работы | Экскурсии и видеоэкскурсии * | Практические работы. | Уроки контроля к |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | Организм человека. Общий обзор.
Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека. Строение организма человека. | 2ч. | Урок – проблемно- проектная дискуссия. | * | |||
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность. Ткани животных и человека. | 2 ч. | Урок – исследования. | Л/р№1 Просмотр под микроскопом Эпителиальных,соединительных и мышечных тканей. | * | |||
Уровни организации организма. Органы и системы органов организма. Нервно-гуморальная регуляция. | 2ч. | Урок-исследование. Работа в группах | * | П/р№1 «Получение мигательного рефлекса и его торможения». | |||
Эндокринная система. Железы внешней , внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 2ч. | Урок сравнения и анализа | * | ||||
Контрольно – обобщающий урок. Тема «Организм человека. Общий обзор». | 2ч. | Контрольно – обобщающий урок. | к | ||||
II | Основные системы организма человека. Опорно-двигательная система. -10ч. Строение, состав и свойства костей, типы их соединений. Скелет человека | 2ч. | Урок осмысления и анализа | Л/№2 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани». | * | ||
Первая помощь, при растяжении, вывихах, и переломах. Мышцы, их строение и функция. | 2ч. | Урок поиска информации. | * | ||||
Работа мышц. Управление движением. Утомление. | 2ч. | Урок поиска информации. Урок – решения практических задач. | * | ||||
Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. | 2ч. | Урок решения проблем. «Почему полезно двигаться» | * | П/р№2 «Определение нарушений осанки и плоскостопия». | |||
Контрольно обобщающий урок. Тема «Опорно-двигательная система». | 2ч. | Контрольно обобщающий урок. | к | ||||
Кровь и кровообращение.-16ч. Внутренняя среда организма. Состав и функция крови. | 2ч. | Урок - осмысления и сравнения. | Л/р.№3 «Сравнение крови человека с кровь лягушки». | * | |||
Иммунитет. Органы иммунной системы. | 2ч. | Урок – лекция. | * | ||||
Органы кровообращения и строение сердца. | 2ч. | Урок проблемно-дискуссионный. | * | ||||
Движение лимфы. Движение крови по сосудам. | 2ч. | Урок - исследования | * | П/№3 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение». | |||
Регуляция работы сердца и кровеносных систем. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждения. | 2ч. | Урок научного познания. | * | П/№4 « Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку функциональная проба». | |||
Первая помощь при кровотечениях. Иммунитет и здоровье. | 2ч. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | * | ||||
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Условия полноценного развития системы кровообращения | 2ч. | Урок творческого применения знаний.. Защита творческих работ, в форме презинтации. | * | ||||
Контрольно-обобщающий урок. Тема. «Кровь и кровообращение». | 2ч. | Контрольно-обобщающий урок. | к | ||||
Дыхательная система.-10ч. Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 2ч | Урок частично поисковый проблемный. | * | ||||
. Газообмен в легких и тканях. | 2ч. | Комбинированный урок. | * | ||||
Регуляция дыхания Дыхательные движения. | 2ч. | Урок-исследования. | Л/р№4 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | * | |||
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания. Правильное дыхание. | 2ч. | Урок открытых мыслей | * | П/р.№5 «Определение запыленности воздуха в зимних условиях». | |||
Контрольно-обобщающий урок. Тема. «Дыхательная система». | 2ч. | Контрольно-обобщающий урок | к | ||||
| Пищеварительная система.-14ч. Значение пищи и ее состав. Питательные вещества и природные компоненты - важный экологический фактор. | 2ч. | Урок осмысления и анализа Работа в группах Индивидуальная работа. | * | |||
Органы пищеварения и зубы. | 2ч. | Урок сравнения и анализа Работа в группах | * | ||||
Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 2ч. | Урок-исследование. Биологический практикум. | Лр/№5 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки» | * | П/№6 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка». | ||
Пищеварение в кишечнике. | 2ч. | Урок видеолекция. | * | ||||
Всасывание питательных веществ. | 2ч. | Урок сравнения и анализа Работа в группах | * | ||||
Регуляция пищеварения. Заболевание органов пищеварения. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. | 2ч. | Урок сравнения и анализа Составление опорных схем, учебных ситуаций. | * | ||||
Семинарское занятие по теме «Пищеварительная система». | 2ч. | Семинарское занятие | к | ||||
Обмен веществ и энергии.-6ч. Обменные процессы в организме. | 2ч. | Урок- лекция. | * | ||||
Обмен веществ и энергии в клетке. | 2ч. | Урок погружения в тему. | * | ||||
Нормы питания. Рациональное питание и культура здоровья. Витамины. | 2ч. | Урок творческого применения учебных ситуаций. Защита творческих работ, в форме презинтации. | * | П/р№7 «Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | |||
Мочевыделительная система.-6ч. Строение почек. | 2ч. | Проблемный урок. | * | ||||
Функции почек. | 2ч. | Контрольно учетный урок. | * | ||||
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 2ч. | Урок защита творческих работ, в форме презинтации. | * | ||||
Кожа.-8ч. Значение кожи и ее строение. | 2ч. | Проблемный урок. | * | П/р№8 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». | |||
Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. | 2ч. | Комбинированный урок | * | ||||
Роль кожи в терморегуляции. Средство и способы закаливания. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | 2 ч. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | * | ||||
Рефлексивный семинар по темам: «Обмен веществ. Мочевыделительная система. Кожа». | 2 ч. | Семинар дифференцированный Групповая работа, и индивидуальная. | к | ||||
Эндокринная система.-2ч. Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | 2ч. | Урок исследование | |||||
Нервная система.-14ч. Значение, строение и функционирование нервной системы. | 2ч. | Семинар-проект. | * | ||||
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. | 2ч. | Семинар-проект. | * | ||||
. Нейрогормональная регуляция | 2ч. | Урок презентация. | |||||
Спинной мозг: строение и функции. | 2ч. | Семинар - «деловая игра». | * | ||||
Головной мозг: строение и функции. | 2ч. | Проблемно дискуссионный урок. | * | ||||
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. | 2ч. | Проблемно дискуссионный урок. | П/р№9 «Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи». | ||||
Семинар по теме: «Нервная система». | 2ч. | Аналитический семинар. | к | ||||
Органы чувств. Анализаторы.-12ч. Как действуют органы чувств и анализаторы. | 2ч. | Эвристический семинар. | * | ||||
Органы зрения и зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаза. | 2ч. | Урок погружение в новую тему. | * | ||||
Условия нормального функционирования зрительного анализатора. | 2ч. | Урок дискуссия. | * | П/р№10 «Выявление функции зрачка и хрусталика». | |||
Органы слуха и равновесия Их анализаторы. Внешнее воздействие на органы слуха и равновесия | 2ч. | Поисковый семинар. | * | П/р№11 «Определение выносливости вестибулярного аппарата». | |||
Органы осязания, обоняния, вкуса. | 2ч. | Урок практикум. | П/р№12 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов». | ||||
Семинар по теме: «Органы чувств. Анализаторы» | 2ч. | Семинар - «деловая игра». | к | ||||
III | Высшая нервная деятельность. Поведение и психика.-16ч. Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. | 2ч. | Информационная лекция. | * | |||
Стресс как негативный биосоциальный фактор. Закономерности работы головного мозга | 2ч. | Урок- исследования. | * | ||||
Биологические ритмы и причины их нарушений. Гигиенический режим сна - составляющая здорового образа жизни. | 2ч. | Проблемно – дискуссионный урок. | * | ||||
Особенности высшей нервной деятельности человека. | 2ч. | Урок – проблемно- проектная дискуссия. | |||||
Познавательные процессы. | 2ч. | Проблемный урок. | |||||
Воля и эмоции. Внимание. | 2ч. | Комбинированный урок. | * | П/р№13 «Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания». | |||
Работоспособность. Режим дня. | 2ч. | Урок – проблемно- проектная дискуссия. | * | П/р№14 «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения». | |||
Семинар по теме: «Поведение и психика». | 2ч. | Аналитический семинар. | к | ||||
IV | Индивидуальное развитие человека.-16ч. Половая система человека. | 2ч. | Информационная лекция. | * | |||
Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Наследственные и врожденные заболевания. | 2ч. | Урок проблемных задач. | * | ||||
Проблемы взросления и культура здоровья. Гендерные роли. | 2ч. | Урок-аукцион. | * | ||||
Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор. | 2ч. | Урок – презентация. | * | ||||
Внутриутробное развитие организма. Факторы риска внутриутробного развития. | 2ч. | Семинар дифференцированный | * | ||||
Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности. | 2ч. | Урок – презентация творческих проектов. | * | ||||
Устойчивость к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. | 2ч. | Урок научного познания. Концептуальная лекция | * | ||||
Итоговая контрольная работа. | 2ч. | Разноуровневая контрольная работа. | к |
Предварительный просмотр:
Технологическое планирование курса.
Блок-модуль | Наименование разделов и тем | Всего часов | Типы уроков. | Лабораторные работы | Экскурсии и видеоэкскурсии | Уроки контроля | |
I | Введение в основы общей биологии. Структурная организация живых организмов (основы учения о клетке). Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. | 14ч. 2ч. | Урок осознания.
| ||||
Многообразие форм живых организмов. Входной контроль. | 2ч. | Урок осмысления. | Видеоэкскурсия № 1 «Биологическое разнообразие вокруг нас». | к | |||
Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клетки. Химический состав клетки. | 2ч. | Урок – проблемно- проектная дискуссия. | |||||
Строение клетки. Основные органоиды клетки растений и животных. | 2ч. | Урок-исследование. Биологический практикум. | Л/р № 1 «Сравнение растительной и животной клетки» | ||||
Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков в живой клетке. | 2ч. | Урок-размышление.
| |||||
Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. | 2ч. | Семинар дифференцированный. | |||||
Рефлексивный семинар № 1. Задачи: Систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, целостности клетки, об особенностях строения растительной и животной клеток, о взаимосвязях строения и функци1 частей и органоидов клетки. о разнообразии клеток прокариот и эукариот, о тканях и их значениях, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки. Сравнивать, делать выводы, обобщать. | 2ч. | Зачётное занятие № 1. Взаимоприёмки ИОУП и индивидуальной отработки ИОУП. | к | ||||
II | Размножение и индивидуальное развитие организмов. Типы размножения организмов. Деление клетки (митоз). Образование половых клеток (мейоз). | 2ч. | Урок решения проблем. | Л/р № 2 « Рассмотрение препаратов делящихся клеток. Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растения». | |||
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Рефлексивный семинар-практикум № 2. Задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся о сущности размножения и его биологической роли. о цитологических основах полового и бесполого размножения. о митозе; об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу, об особенностях развития организмов: :эмбрионального и постэмбрионального. Сформировать гигиенические навыки на основе вредного влияния алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Сравнивать, делать выводы, обобщать. | 2ч. | Урок решения проблем.
| |||||
III | Наследственность и изменчивость. Основы селекции. Наука генетика. Основные понятия генетики. | 2ч. | Урок-осознание. | ||||
Генетические опыты Г. Менделя. Дигибридное скрещивание. | 2ч. | Урок - проблемная дискуссия.
| Л/р № 3 «Решение генетических задач». | ||||
Сцеплённое наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 2ч. | Урок формирования и совершенствования умений. | |||||
Наследование признаков. Наследственные болезни. | 2ч. | Урок проблемно-дискуссионный.
| |||||
Наследственная изменчивость и другие виды изменчивости. | 2ч. | Урок осмысления. | Л/р № 4 «Отличительные признаки у разных семян гороха, фасоли (или других растений). | ||||
Рефлексивный семинар № 3. Задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся о наследственности и изменчивости, как важнейших свойствах живых организмов, о генетических законах и их значениях, о взаимодействии аллельных и неаллельных генов, о разных типов и их значении. Сравнивать, обобщать, делать выводы. Генетические основы селекции организмов. | 2ч. | Рефлексивный семинар | к | ||||
Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений. | 2ч. | Урок-аукцион. | |||||
Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. . | 2ч. | Урок творческого применения. | |||||
Семинарское занятие №4 по теме: Наследственность и изменчивость. Основы селекции. | 2ч. | Семинарское занятие. | к | ||||
IV | Развитие живой природы. Эволюция животного мира на земле. Современное представление о возникновении жизни на Земле. Современна теория возникновения жизни на Земле. | 2ч. | Урок научного познания | ||||
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле | 2ч. | Урок-размышление. | |||||
Семинар-выставка № 5. «История живой природы Ставрополья. | 2ч. | Видеоэкскурсия. Урок научного познания | - Экскурсия №2«История живой природы Ставрополья. | к | |||
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. | 2ч. | Урок анализа и синтеза. | |||||
Результаты эволюции: Многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Современные представления об эволюции органического мира.
| 2ч. | Урок сравнения и анализа. | Экскурсия № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за существование в природе». | ||||
Вид. его структура и особенности. Процесс образования видов - видообразование. | 2ч. | Урок – структурная дискуссия. | |||||
Понятие и микроэволюции и макроэволюции. Основные направления эволюции. | 2ч. | Урок осмысления. | Л/р № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания». | ||||
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Рефлексивный семинар №6 «Основные закономерности эволюции».
Задачи: Систематизировать и обобщить знания о виде, популяции, движущих силах и результатах эволюции, о механизмах видообразования, о главных направлениях эволюционного процесса, о характерных признаках микроэволюции., о закономерностях эволюционного процесса. Сравнивать, делать выводы, обобщать. . | 1ч. 1ч. | Урок открытых мыслей. Рефлексивный семинар | к | ||||
Место и особенности человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека. | 2ч. | Урок открытых мыслей. | |||||
Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | 2ч. | Урок анализа и синтеза. | |||||
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
| 2ч. | Урок сравнения и анализа. | |||||
V | Основы экологии-12ч. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организм. Закономерности действия факторов среды на организм.
| 2ч. | Урок-исследование. | Л/р № 6. «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места». | |||
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Биотические связи в природе | 2ч. | Урок-размышление. | |||||
Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика её численности в природе. | 2ч. | Урок сравнения и анализа. | |||||
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биоценозе и экосистеме. | 2ч. | Урок-обобщение. | |||||
Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы.
Рациональное использование природы и её охрана. | 2ч. | Экскурсия № 4 «Парк как пример искусственного биогеоценоза». | |||||
Итоговая контрольная работа | 2ч. | По КИМам ЕГЭ. | к |
Предварительный просмотр:
Технологическое планирование курса.
№ блок-модуль | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Лабораторные работы и практические. | Экскурсии и видео-экскурсии | Уроки контроля |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 8 |
I | Введение в курс общей биологии.- 17 ч. Биология как наука о живом. | 1 | |||
Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биология. Роль биологических знаний в формировании современной естественно научной картины мира. | 2-3 | ||||
Биотехнология. Бионика. Практическая биология и ее значение. | 4-5 | ||||
Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Э-№1 Многообразие видов. | 6 | Э-№1 Многообразие видов. | |||
Входной контроль Общие биологические явления и методы их исследования: Основные свойства жизни. | 7-8 | Входной контроль | |||
Определение понятия жизнь. Общие свойства живых систем- биосистем Л/р№1. «Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листьев растений под влиянием факторов внешней среды». | 9- 10 | Л/р№1. | |||
Структурные уровни организации жизни | 11 | ||||
Методы биологических исследований Определение видов растений и животных Л/р№2. «Методика работы с определителями растений и животных; морфологическое описание и определение одного вида растений» | 12-13 | Л/р№2. | |||
Зачет №1. КИМы по теме: Биология как наука и ее прикладное значение. | 14-15 | Зачет №1 | |||
Анализ зачета №1(работы по КИМам.) | 16 | ||||
II | Биосферный уровень организации жизни-42ч. Функциональная структура биосферы Учение о биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | 17-18 | |||
Роль живого вещества в биосфере. Функции живого вещества в биосфере. | 19-20 | ||||
Семинарское занятие №1 по теме «Учение о биосфере». | 21 | Семинарское занятие №1 | |||
Происхождение живого вещества. Современные гипотезы происхождения жизни ( А.И. Опарин и Дж. Холдейн). | 22-23 | ||||
Предыстория происхождения живого на Земле. Физико - химическая эволюция в развитии биосферы. | 24-25 | ||||
Этапы развития жизни на Земле. | 26 | ||||
Биологическая эволюция в развитии биосферы. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. | 27-28 | ||||
Хронология жизни на Земле. | 29-30 | ||||
Семинарское занятие№2 по теме «Происхождение живого вещества». | 31 | Семинарское занятие№2 | |||
Урок отработки знаний по темам: Учение о биосфере. Происхождение живого вещества. | 32-33 | ||||
Биосфера как глобальная биосистема Биосфера как глобальная биосистема и экосистема Функциональная неоднородность живого вещества. | 34-35 | ||||
Особенности распределения биомассы на Земле | 36 | ||||
Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. | 37-38 | ||||
Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. | 39-40 | ||||
Механизмы устойчивости биосферы. | 41 | ||||
Семинарское занятие№3 по теме «Биосфера как глобальная биосистема» | 42-43 | Семинарское занятие№3 | |||
Условия жизни в биосфере. Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. | 44-45 | ||||
Экскурсия №1 «Живой мир вокруг нас». Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. | 46 | Экскурсия №1 | |||
Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм Человек как житель биосферы. Комплексное действие факторов среды на организмы. Л/р№3 «Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице» | 47-48 | Л/р№3 | |||
Особенности биосферного уровня. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм | 49-50 | ||||
Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы. | 51 | ||||
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. | 52-53 | ||||
Зачет №2. КИМы по теме: Биосферный уровень организации жизни | 54-55 | Зачет №2. | |||
Биогеоценотический уровень организации жизни-54ч. Биоценоз как биосистема и экосистема | 56 | ||||
Концепция экосистемы. Природные сообщества в концепции биогеоценоза | 57-58 | ||||
Другие характеристики биогеоценоза Трофические структуры биогеоценоза. | 59-60 | ||||
3 | Типы пищевых цепей. | 61 | |||
Экологические пирамиды чисел | 62-63 | ||||
Строение и свойство биогеоценоза (экосистемы). | 64-65 | ||||
Экологические ниши в биогеоценозе. | 66 | ||||
Зарождение и смена биогеоценозов. | 67-68 | ||||
Совместная жизнь видов в биогеоценозах | 69-70 | ||||
Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозе | 71 | ||||
Л/р№4«Сравнение особенностей организмов из разных ярусов». «Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных». | 72-73 | Л/р№4 | |||
Условия устойчивости биогеоценозов Л/р№5 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях». | 74-75 | Л/р№5 | |||
Зарождение и смена биогеоценозов Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. | 76-77 | ||||
Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе | 78 | ||||
Биогеоценоз как система и особый уровень организации жизни. | 79-80 | ||||
Семинарское занятие №4 по теме «Природные сообщества как биоценоз и экосистема» | 81-82 с | Семинарское занятие №4 | |||
Работа по КИМам тема «Природные сообщества как биоценоз и экосистема» | 83 | ||||
Многообразие биогеоценозов и их значение. Многообразие биогеоценозов (экосистем) | 84-85 | ||||
Многообразие биогеоценозов суши. | 86-87 | ||||
Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы (агробиоценозы). Л/р№6«Описание видового разнообразия растительности на территории школы». | 88 | Л/р№6 | |||
Сохранение разнообразия экосистем. | 89-90 | ||||
Природопользование в истории человечества. | 91-92 | ||||
Экологические законы природопользования. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Экскурсия №2 «Антропогенное влияние на природный биогеоценоз». | 93 | Экскурсия №2 | |||
Зачет №3. КИМы по теме: Биогеоценотический уровень организации жизни | 94-95 | Зачет №3. | |||
Анализ зачета №3 по теме: Биогеоценотический уровень организации жизни | 96-97 | ||||
Популяционно-видовой уровень жизни-71 ч. Вид и видообразование. Вид его характеристика и структура. Критерии вида. | 98 | ||||
Л/р№7«Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных». | 99-100 | Л/р№7 | |||
Популяция как форма существования вида. | 101-102 | ||||
Популяция структурная единица вида. | 103ч | ||||
4 | Популяция как структурных компонент биогеоценозов. | 104-105 | |||
Популяция как основная единица эволюции.
| 106-107 | ||||
Микроэволюция и факторы эволюции | 108 | ||||
Движущий и направляющий фактор эволюции | 109-110 | ||||
Естественный отбор-главный движущий фактор эволюции | 111-112 | ||||
Формы естественного отбора. | 113 | ||||
Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. Л/р№8«Выявление особенностей сорта у растений( на примерах сортов сенполии( узамбарской фиалки) и плодов яблони, черешни, абрикоса)». | 114-115 | Л/р№8 | |||
Видообразование- процесс увеличения видов на Земле. | 116-117 | ||||
Семинарское занятие №5 по теме «Вид и видообразование» | 118 | Семинарское занятие №5 | |||
Происхождение и этапы эволюции человека. Видообразование-путь происхождения человека. | 119-120 | ||||
История становления вида Гомосапин. | 121-122 | ||||
Особенности эволюции человека | 123 | ||||
Человек как уникальный вид живой природы. | 124-125 | ||||
Расы и гипотезы их происхождения. | 126-127 | ||||
Палеонтологические находки на территории России. | 128 | ||||
Политипический характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. | 129-130 | ||||
Зачет №4. КИМы по теме: «Происхождение и этапы эволюции человека». «Вид и видообразование». | 131-132 | Зачет №4 | |||
Учение об эволюции и его значение Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. | 133 | ||||
Теория Ч. Дарвина об эволюции. | 134-135 | ||||
Современное учение об эволюции. | 136-137 | ||||
Доказательства эволюции живой природы. | 138 | ||||
Роль эволюционной теории в формировании современной естественно научной картины мира. | 139-140 | ||||
Основные направления эволюции. Л/р№9«Выявление свойств ароморфозов на примере комнатных растений: цветкового и папоротникового( бегонии и нефролеписа или др.); « выявление свойств идиоадаптации у насекомых из коллекции) или растений ( у видов традесканции, бегонии и др.)». | 141-142 | Л/р№9 | |||
Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация( А.Н. Северцев, И.И. Шмальгаузен). | 143 | ||||
Основные закономерности эволюции Результаты эволюции. | 144-145 | ||||
Формирование приспособленности к среде обитания. | 146-147 | ||||
Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле. | 148 | ||||
Новая система органического мира. | 149-150 | ||||
Характеристика крупных групп системы эукариот: | 151-152 | ||||
Особенности популяционно-видового уровня жизни. | 153 | ||||
Значение популяционно-видового уровня жизни. | 154-155 | ||||
Причины биологического прогресса и биологического регресса. | 156-157 | ||||
Семинарское занятие №6 по теме «Учение об эволюции и его значение ». | 158 | Семинарское занятие №6 | |||
Зачет №5 КИМы по теме: «Учение об эволюции и его значение». | 159-160 | Зачет №5 | |||
Анализ зачета №5 по теме: «Учение об эволюции и его значение». | 161-162 | ||||
Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества. Проблема сохранения биологического разнообразия. | 163 | ||||
Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Экскурсия №3 «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных». | 164-165 | Экскурсия №3 | |||
Проблема утраты биологического разнообразия. | 166-167 | ||||
Всемирная стратегия сохранения природных видов. | 168 | ||||
Зачет №6. КИМы по теме: Популяционно-видовой уровень жизни. | 169-170 | Зачет №6 | |||
Итоговая контрольная работа за курс « Общая биология». | 171-172 | Итоговая контрольная работа | |||
Итоговая контрольная работа за курс « Общая биология». | 173 | Итоговая контрольная | |||
Анализ итоговой контрольной работы. | 174-175. |
Предварительный просмотр:
Технологическое планирование курса.
№ блок-модуль Количество часов | Наименование разделов и тем. | Лабораторные работы и практические. | Экскурсии и видео-экскурсии | Уроки контроля |
1 | 2 | 5 | 6 | 8 |
1 | Введение в курс общей биологии.- 17 ч. Биология как наука о живом. | |||
2 | Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биология. Роль биологических знаний в формировании современной естественно научной картины мира. | |||
3 | Биотехнология. Бионика. Практическая биология и ее значение. | |||
4 | Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Э-№1 Многообразие видов. | Э-№1 Многообразие видов | ||
5 | Входной контроль Общие биологические явления и методы их исследования: Основные свойства жизни. | Входной контроль | ||
6 | Определение понятия жизнь. Общие свойства живых систем- биосистем Л/р№1. «Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листьев растений под влиянием факторов внешней среды». | Л/р№1. | ||
7 | Структурные уровни организации жизни | |||
8 | Методы биологических исследований Определение видов растений и животных Л/р№2. «Методика работы с определителями растений и животных; морфологическое описание и определение одного вида растений» | Л/р№2 | ||
9 | Зачет №1. КИМы по теме: Биология как наука и ее прикладное значение. | Зачет №1 | ||
10 | Биосферный уровень организации жизни-42ч. Функциональная структура биосферы Учение о биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | |||
11 | Роль живого вещества в биосфере. Функции живого вещества в биосфере. | |||
12 | Происхождение живого вещества. Современные гипотезы происхождения жизни ( А.И. Опарин и Дж. Холдейн). | |||
13 | Предыстория происхождения живого на Земле. Физико - химическая эволюция в развитии биосферы. | |||
14 | Этапы развития жизни на Земле. | |||
15 | Биологическая эволюция в развитии биосферы. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. | |||
16 | Хронология жизни на Земле. | |||
17 | Биосфера как глобальная биосистема Биосфера как глобальная биосистема и экосистема Функциональная неоднородность живого вещества. | |||
18 | Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. | |||
19 | Механизмы устойчивости биосферы. | |||
20 | Условия жизни в биосфере. Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. | |||
21 | Экскурсия №2 «Живой мир вокруг нас». Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. | Э-№2. | ||
22 | Человек как житель биосферы. Комплексное действие факторов среды на организмы. Л/р№3 «Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице» | Л/р№3 | ||
23 | Особенности биосферного уровня. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм | |||
24 | Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы. | |||
25 | Зачет №2. КИМы по теме: Биосферный уровень организации жизни | Зачет №2 | ||
26 | Биогеоценотический уровень организации жизни-54ч. Биоценоз как биосистема и экосистема | |||
27 | Концепция экосистемы. Природные сообщества в концепции биогеоценоза | |||
28 | Другие характеристики биогеоценоза Трофические структуры биогеоценоза. | |||
29 | Экологические пирамиды чисел | . | ||
30 | Строение и свойство биогеоценоза (экосистемы). | |||
31 | Экологические ниши в биогеоценозе. | |||
32 | Совместная жизнь видов в биогеоценозах | |||
33 | Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозе Л/р№4«Сравнение особенностей организмов из разных ярусов». «Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных». | Л/р№4 | ||
34 | Условия устойчивости биогеоценозов | |||
35 | Зарождение и смена биогеоценозов Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. | |||
36 | Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе | |||
37 | Биогеоценоз как система и особый уровень организации жизни. | |||
38 | Многообразие биогеоценозов и их значение. Многообразие биогеоценозов (экосистем) Многообразие биогеоценозов суши | |||
39 | Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы (агробиоценозы). | |||
40 | Сохранение разнообразия экосистем. | |||
41 | Природопользование в истории человечества. | |||
42 | Экологические законы природопользования. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Экскурсия №3 «Антропогенное влияние на природный биогеоценоз». | Экскурсия №3 | ||
43 | Зачет №3. КИМы по теме: Биогеоценотический уровень организации жизни | Зачет №3 | ||
44 | Популяционно-видовой уровень жизни-71 ч. Вид и видообразование. Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Л/р№5 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных | Л/р№5 | ||
45 | Популяция как форма существования вида. | |||
46 | Популяция структурная единица вида. | |||
47 | Популяция как структурных компонент биогеоценозов. | |||
48 | Популяция как основная единица эволюции.
| |||
49 | Микроэволюция и факторы эволюции | |||
50 | Движущий и направляющий фактор эволюции | |||
51 | Естественный отбор-главный движущий фактор эволюции Формы естественного отбора. | |||
52 | Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. | |||
53 | Видообразование- процесс увеличения видов на Земле. | |||
54 | Происхождение и этапы эволюции человека. Видообразование-путь происхождения человека. | |||
55 | История становления вида Гомосапин. | |||
56 | Особенности эволюции человека | |||
57 | Человек как уникальный вид живой природы. | |||
58 | Расы и гипотезы их происхождения. Палеонтологические находки на территории России. Политипический характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. | |||
59 | Зачет №4. КИМы по теме: «Происхождение и этапы эволюции человека». «Вид и видообразование ». | Зачет №4 | ||
60 | Учение об эволюции и его значение Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. | |||
61 | Теория Ч. Дарвина об эволюции. | |||
62 | Современное учение об эволюции. Доказательства эволюции живой природы. | |||
63 | Основные направления эволюции. Л/р№6 «Выявление свойств ароморфозов на примере комнатных растений: цветкового и папоротникового( бегонии и нефролеписа или др.); « выявление свойств идиоадаптации у насекомых из коллекции) или растений ( у видов традесканции, бегонии и др.)». | Л/р№6 | ||
64 | Основные закономерности эволюции Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. | |||
65 | Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле. Новая система органического мира. Характеристика крупных групп системы эукариот: | |||
66 | Особенности популяционно-видового уровня жизни. Значение популяционно-видового уровня жизни. | |||
67 | Зачет №5 КИМы по теме: «Учение об эволюции и его значение». | Зачет №5 | ||
68 | Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Экскурсия №3 «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных». | |||
69 | Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия сохранения природных видов. | |||
70 | Итоговая контрольная работа за курс « Общая биология». | Итоговая контрольная работа |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта курса «Общая биология»
№ Дата | Разделы, тема. | Лабораторные работы | Региональный компонент | Контроль знаний |
I 1 | Урок-повторение –Биология как наука и ее прикладное значение. Общие биологические явления и методы их исследования.. | Определение видов растений и животных на территории Ставропольского края. | ||
Урок-повторение биосферного, уровней организации жизни. | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы в Ставропольском крае. | |||
2 | Урок-повторение биогеоценотического уровней организации жизни. | Экологические законы природопользования в Ставропольском крае. | ||
Урок-повторение популяционно-видового уровней организации жизни. | Проблема сохранения биологического разнообразия на территории Ставропольского края. | |||
3 | Входной контроль. | + | ||
4 | Раздел I Организменный уровень организации жизни».- 33ч. Тема урока- Организм как биосистема | Тема программы -«Живой организм как биологическая система» - | ||
5 | Организм как открытая биосистема | |||
5 | Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов | |||
7 | Свойства многоклеточных организмов Лабораторная работа №1 № Свойства живых организмов» | Лабораторная работа №1 № Свойства живых организмов» | ||
8 | Транспорт веществ в живом организме | |||
9 | Другие системы органов многоклеточного организма | |||
10 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов у растений | |||
11 | Тема урока- Размножение организмов | Тема программы-«Размножение и развитие организмов».-. | ||
12 | Оплодотворение и его значение | Центы искусственного оплодотворения организмов в Ставропольском крае. | ||
13 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез. | Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя. Никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. В крае и г. Невинномысске. | ||
14 | Рост и развитие организма | Влияние внешней среды края и города Невинномысска на развитие организма. | ||
15 | Тема урока- Генетика- наука о наследовании свойств организмов. | Тема программы -«Основные закономерности наследования признаков».- | ||
16 | Гибридологический метод исследования наследственности | |||
17 | Генетические закономерности , открытые Г.Менделем | |||
18 | Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании | |||
19 | Наследование при взаимодействии генов. | |||
20 | Отработка знаний Наследование при взаимодействии генов. | |||
21 | Ген и хромосомная теория наследственности | |||
22 | Генетика пола и наследование сцепленное с полом | |||
23 | Наследственные болезни человека | |||
24 | Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье. | Среда обитания как фактор здоровья в г. Невинномысске.. Социальные факторы здоровья. Образ жизни в крае и городе. | ||
25 | Тема урока- Изменчивость - важнейшее свойство организмов | Тема программы – « Основные закономерности изменчивости ».- | ||
26 | Многообразие форм изменчивости у организмов. Лабораторная работа №2 « Модификационная изменчивость». | Лабораторная работа №2 « Модификационная изменчивость». | ||
27 | Наследственная изменчивость и ее типы | |||
28 | Многообразие типов мутаций | |||
29 | Мутагены и их влияние на живую природу и человека Развитие знаний о наследственной изменчивости. | |||
30 | Тема урока- Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | Тема программы – « Селекция и биотехнология на службе человечества »-. | Расселение культурных растений на Ставрополье | |
31 | Достижения селекции растений животный. | Достижения селекции растений животных и микроорганизмов на Ставрополье. | ||
32 | Биотехнология, ее направления и значение. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований | Биотехнология на защите окружающей среды на Ставрополье. | ||
33 | Контрольный срез за 1- полугодие. | + | ||
34 | Тема урока -Неклеточные организмы – вирусы. | Тема программы – « Царство Вирусы , и его разнообразие и значение».. | ||
35 | Строение и свойство вирусов. | |||
36 | Вирусные заболевания. Лабораторная работа №3 « Вирусные заболевания растений». Организменный уровень жизни и его роль в природе | Лабораторная работа №3 « Вирусные заболевания растений». | ||
37 | Раздел II Клеточный уровень организации жизни».-31 ч. Тема урока – Из истории развития науки о клетке. Клеточная теория, ее основные положения. | Тема программы- « Строение живой клетки».- | ||
38 | Современные методы цитологических исследований. | |||
39 | Основные части клетки | |||
40 | Поверхностный комплекс клетки | |||
41 | Цитоплазма и ее структурные компоненты. | |||
42 | Немембранные органоиды клетки | |||
43 | Мембранные органоиды клетки | |||
44 | Двухмембранные органоиды клетки. | |||
45 | Ядерная система клетки | |||
46 | Хромосомы их строение и функции. | |||
47 | Особенности клеток прокариот | |||
48 | Гипотезы о происхождении эукариотической клетки Клетка как этап эволюции живого в истории Земли Лабораторная работа№4 « Изучение многообразия в строении клеток». | Лабораторная работа№4 « Изучение многообразия в строении клеток». | ||
49 | Тема урока – Клеточный цикл. | Тема программы- « Процессы жизнедеятельности клетки».. | ||
50 | Деление клетки митоз. Лабораторная работа№5 « Изучение свойств клетки». | Лабораторная работа№5 « Изучение свойств клетки». | ||
51 | Мейоз – редукционное деление клетки | |||
52 | Образование мужских гамет- сперматогенез Образование женских гамет- оогенез. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе | |||
53 | Раздел III Молекулярный уровень организации жизни».- Тема урока – Основные химические соединения живой материи. Химические соединения в живой клетке. | Тема программы- « Молекулярный состав живых клеток»- | ||
54 | Органические соединения клетки – углеводы. | |||
55 | Липиды и белки Лабораторная работа№6 «Органические вещества клетки» | Лабораторная работа№6 «Органические вещества клетки» | ||
56 | Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты | |||
57 | Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот. | |||
58 | Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства. | |||
59 | Наследственная информация, ее хранение и передача. Молекулярные основы гена и генетический код. | |||
60 | Тема урока – Биосинтез белков в живой клетке. Трансляция как этап биосинтеза белков | Тема программы- « Химические процессы в молекулярных системах»- | ||
61 | Молекулярные процессы синтеза у растений | |||
62 | Энергетический этап фотосинтеза у растений. Пути ассимиляции углекислого газа | |||
63 | Бактериальный фотосинтез и хемосинтез | |||
64 | Молекулярные энергетические процессы Кислородный этап биологического окисления | |||
65 | Молекулярные основы обмена веществ живой клетки. Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе | |||
66 | Тема урока – Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов | Тема программы- « Время экологической культуры».- | Геохимические заболевания в Ставропольском крае. | |
67 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема .Структурные уровни организации живой материи. | Экологическое образование. Экологическая культура. на Ставрополье. | ||
68 | Итоговая контрольная работа по форме ЕГЭ | + |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта курса «Общая биология»
№ Дата | Разделы, тема. | Лабораторные работы | Региональный компонент | Контроль знаний |
I 1 | Урок-повторение –Биология как наука и ее прикладное значение. Общие биологические явления и методы их исследования.. | Определение видов растений и животных на территории Ставропольского края. | ||
2 | Урок-повторение биосферного, уровней организации жизни. | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы в Ставропольском крае. | ||
3 | Урок-повторение биогеоценотического уровней организации жизни. | Экологические законы природопользования в Ставропольском крае. | ||
4 | Урок-повторение популяционно-видового уровней организации жизни. | Проблема сохранения биологического разнообразия на территории Ставропольского края. | ||
5 | Входной контроль. | + | ||
6 | Раздел I Организменный уровень организации жизни».- 80 ч. Тема урока- Организм как биосистема | Тема программы -«Живой организм как биологическая система» -14 ч. | ||
7 | Организм как открытая биосистема | |||
8 | Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов | |||
9 | Свойства многоклеточных организмов | |||
10 | Лабораторная работа №1 № Свойства живых организмов» | Лабораторная работа №1 № Свойства живых организмов» | ||
11 | Анализ лабораторной работы Транспорт веществ в живом организме | |||
12 | Отработка знаний Транспорт веществ в живом организме | |||
13 | Другие системы органов многоклеточного организма | |||
14 | Отработка знаний Другие системы органов многоклеточного организма | |||
15 | Отработка знаний Другие системы органов многоклеточного организма | |||
16 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов у растений | |||
17 | Отработка знаний Регуляция процессов жизнедеятельности организмов у животных | |||
18 | Зачет №1 теме «Живой организм как биологическая система» | + | ||
19 | Зачет №1 теме «Живой организм как биологическая система» | + | ||
20 | Тема урока- Размножение организмов | Тема программы-«Размножение и развитие организмов».-10 ч. | ||
21 | Отработка знаний Размножение организмов | |||
22 | Оплодотворение и его значение | Центы искусственного оплодотворения организмов в Ставропольском крае. | ||
23 | Двойное оплодотворение у цветковых растений | |||
24 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез. | Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя. Никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. В крае и г. Невинномысске. | ||
25 | Отработка знаний Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез | |||
26 | Рост и развитие организма | |||
27 | Отработка знаний Рост и развитие организма. | Влияние внешней среды края и города Невинномысска на развитие организма. | ||
28 | Зачет №2 Тема: «Размножение и развитие организмов». | + | ||
29 | Зачет №2 Тема: «Размножение и развитие организмов». | + | ||
30 | Тема урока- Генетика- наука о наследовании свойств организмов. | Тема программы -«Основные закономерности наследования признаков».- 28 ч. | ||
31 | Гибридологический метод исследования наследственности | |||
32 | Генетические закономерности , открытые Г.Менделем | |||
33 | Отработка знаний Генетические закономерности, открытые Г.Менделем | |||
34 | Отработка знаний Генетические закономерности, открытые Г.Менделем | |||
35 | Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании | |||
36 | Отработка знаний Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании | |||
37 | Отработка знаний Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании | |||
38 | Зачетное занятие 3.1 по решению задач : моногибридное скрещивание ,дигибридном и полигибридном скрещивании | + | ||
39 | Зачетное занятие 3.1 по решению задач : моногибридное скрещивание ,дигибридном и полигибридном скрещивании | + | ||
40 | Наследование при взаимодействии генов. | |||
41 | Отработка знаний Наследование при взаимодействии генов. | |||
42 | Отработка знаний Наследование при взаимодействии генов. | |||
43 | Ген и хромосомная теория наследственности | |||
44 | Отработка знаний. Ген и хромосомная теория наследственности | |||
45 | Отработка знаний. Ген и хромосомная теория наследственности | |||
46 | Зачетное занятие 3.2 по решению задач : Наследование при взаимодействии генов. Ген и хромосомная теория наследственности | + | ||
47 | Зачетное занятие 3.2 по решению задач : Наследование при взаимодействии генов. Ген и хромосомная теория наследственности | + | ||
48 | Генетика пола и наследование сцепленное с полом | |||
49 | Отработка знаний. Генетика пола и наследование сцепленное с полом | |||
50 | Отработка знаний. Генетика пола и наследование сцепленное с полом | |||
51 | Наследственные болезни человека | |||
52 | Отработка знаний. Наследственные болезни человека | |||
53 | Зачетное занятие 3.3 по решению задач : Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Наследственные болезни человека | + | ||
54 | Зачетное занятие 3.3 по решению задач : Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Наследственные болезни человека | + | ||
55 | Этические аспекты медицинской генетики | |||
56 | Факторы, определяющие здоровье. | Среда обитания как фактор здоровья в г. Невинномысске.. Социальные факторы здоровья. Образ жизни в крае и городе. | ||
57 | Зачет №3 по теме «Основные закономерности наследования признаков». | + | ||
58 | Тема урока- Изменчивость - важнейшее свойство организмов | Тема программы – « Основные закономерности изменчивости ».- 10 ч. | ||
59 | Многообразие форм изменчивости у организмов. | |||
60 | Отработка знаний. Многообразие форм изменчивости у организмов. | |||
61 | Лабораторная работа №2 « Модификационная изменчивость». | Лабораторная работа №2 « Модификационная изменчивость». | ||
62 | Наследственная изменчивость и ее типы | |||
63 | Многообразие типов мутаций | |||
64 | Отработка знаний. Многообразие типов мутаций | |||
65 | Мутагены и их влияние на живую природу и человека | |||
66 | Развитие знаний о наследственной изменчивости. | |||
67 | Зачет №4 « Основные закономерности изменчивости» | + | ||
68 | Тема урока- Генетические основы селекции. | Тема программы – « Селекция и биотехнология на службе человечества »-10ч | ||
69 | Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | Расселение культурных растений на Ставрополье | ||
70 | Достижения селекции растений | Достижения селекции растений на Ставрополье. | ||
71 | Достижения селекции животный. | Достижения селекции животных и микроорганизмов на Ставрополье. | ||
72 | Биотехнология, ее направления и значение. | Биотехнология на защите окружающей среды на Ставрополье. | ||
73 | Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. | |||
74 | Зачет №5 по теме « Селекция и биотехнология на службе человечества». | + | ||
75 | Контрольный срез знаний за первое полугодие в форме ЕГЭ. | |||
76 | Контрольный срез знаний за первое полугодие в форме ЕГЭ. | |||
77 | Контрольный срез знаний за первое полугодие в форме ЕГЭ. | |||
78 | Тема урока -Неклеточные организмы – вирусы. | Тема программы – « Царство Вирусы , и его разнообразие и значение».-8 ч | ||
79 | Строение и свойство вирусов. | |||
80 | Вирусные заболевания. | |||
81 | Лабораторная работа №3 « Вирусные заболевания растений». | Лабораторная работа №3 « Вирусные заболевания растений». | ||
82 | Организменный уровень жизни и его роль в природе. | |||
83 | Зачет №6 по теме « Царство Вирусы, его разнообразие и значение». | + | ||
84 | Промежуточный контроль №1 по теме « Организменный уровень жизни». | + | ||
85 | Промежуточный контроль №1 по теме « Организменный уровень жизни». | + | ||
86 | Раздел II Клеточный уровень организации жизни».-31 ч. Тема урока – Из истории развития науки о клетке. | Тема программы- « Строение живой клетки».-19 ч. | ||
87 | Клеточная теория, ее основные положения. | |||
88 | Современные методы цитологических исследований. | |||
89 | Отработка знаний. Клеточная теория, ее основные положения. Современные методы цитологических исследований. | |||
90 | Основные части клетки | |||
91 | Поверхностный комплекс клетки | |||
92 | Цитоплазма и ее структурные компоненты. | |||
93 | Немембранные органоиды клетки | |||
94 | Мембранные органоиды клетки | |||
95 | Двухмембранные органоиды клетки. | |||
96 | Отработка знаний. Основные части клетки | |||
97 | Ядерная система клетки | |||
98 | Хромосомы их строение и функции. | |||
99 | Особенности клеток прокариот | |||
100 | Гипотезы о происхождении эукариотической клетки | |||
101 | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли | |||
102 | Лабораторная работа№4 « Изучение многообразия в строении клеток». | Лабораторная работа№4 « Изучение многообразия в строении клеток». | ||
103 | Зачет №7 по теме: « Строение живой клетки» | + | ||
104 | Зачет №7 по теме: « Строение живой клетки» | + | ||
105 | Тема урока – Клеточный цикл. | Тема программы- « Процессы жизнедеятельности клетки».- 12 ч. | ||
106 | Деление клетки митоз. | |||
107 | Лабораторная работа№5 « Изучение свойств клетки». | Лабораторная работа№5 « Изучение свойств клетки». | ||
108 | Мейоз – редукционное деление клетки -1 | |||
109 | Мейоз – редукционное деление клетки.-2 | |||
110 | Отработка знаний. Деление клетки: митоз, мейоз. | |||
111 | Образование мужских гамет- сперматогенез | |||
112 | Образование женских гамет- оогенез. | |||
113 | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе | |||
114 | Зачет № 8 по теме: « Процессы жизнедеятельности клетки». | + | ||
115 | Промежуточный контроль №2 по теме: «Клеточный уровень организации жизни». | + | ||
116 | Промежуточный контроль №2 по теме: «Клеточный уровень организации жизни». | + | ||
117 | Раздел III Молекулярный уровень организации жизни».- 28 ч. Тема урока – Основные химические соединения живой материи. | Тема программы- « Молекулярный состав живых клеток»- 12 ч. | ||
118 | Химические соединения в живой клетке. | |||
119 | Органические соединения клетки – углеводы. | |||
120 | Липиды и белки | |||
121 | Лабораторная работа№6 «Органические вещества клетки». | Лабораторная работа№6 «Органические вещества клетки». | ||
122 | Отработка знаний. Органические вещества клетки | |||
123 | Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты | |||
124 | Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот. | |||
125 | Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства. | |||
126 | Наследственная информация, ее хранение и передача. | |||
127 | Молекулярные основы гена и генетический код. | |||
128 | Зачет №9 по теме: « Молекулярный состав живых клеток» | + | ||
129 | Тема урока – Биосинтез белков в живой клетке. | Тема программы- « Химические процессы в молекулярных системах»- 16 ч. | ||
130 | Трансляция как этап биосинтеза белков. | |||
131 | Молекулярные процессы синтеза у растений | |||
132 | Отработка знаний по теме: Биосинтез белков. Молекулярные процессы синтеза у растений | |||
133 | Энергетический этап фотосинтеза у растений | |||
134 | Пути ассимиляции углекислого газа | |||
135 | Отработка знаний по теме: Энергетический этап фотосинтеза у растений. Пути ассимиляции углекислого газа | |||
136 | Лабораторная работа№7 « Ферментативные процессы в клетке». | Лабораторная работа№7 « Ферментативные процессы в клетке». | + | |
137 | Бактериальный фотосинтез и хемосинтез | |||
138 | Молекулярные энергетические процессы | |||
139 | Кислородный этап биологического окисления | |||
140 | Отработка знаний по теме: Молекулярные энергетические процессы . Кислородный этап биологического окисления | |||
141 | Молекулярные основы обмена веществ живой клетки. | |||
142 | Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе. | |||
143 | Зачет № 10 по теме « Химические процессы в молекулярных системах». | + | ||
144 | Промежуточный контроль №3 по теме: « Молекулярный уровень организации жизни». | + | ||
145 | Раздел IV- 26 ч. Повторение курса - биосферный уровень | Тема повторение разделов курс « Биология».-22 ч. | ||
146 | Повторение курса - биосферный уровень | |||
147 | Повторение курса - биосферный уровень | |||
148 | Повторение курса - биогеоценотический уровень | |||
149 | Повторение курса - биогеоценотический уровень | |||
150 | Повторение курса - биогеоценотический уровень | |||
151 | Повторение курса - популяционно - видовой уровень | |||
152 | Повторение курса - популяционно - видовой уровень | |||
153 | Повторение курса - популяционно - видовой уровень | |||
154 | Повторение курса - организменный уровень | |||
155 | Повторение курса - организменный уровень | |||
156 | Повторение курса - организменный уровень | |||
157 | Повторение курса –клеточный уровень организации жизни. | |||
158 | Повторение курса –клеточный уровень организации жизни | |||
159 | Повторение курса –клеточный уровень организации жизни | |||
160 | Повторение курса –молекулярный уровень организации жизни. | |||
161 | Повторение курса –молекулярный уровень организации жизни | |||
162 | Повторение курса –молекулярный уровень организации жизни | |||
163 | Тема урока – Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов | Тема программы- « Время экологической культуры».-4 ч. | Геохимические заболевания в Ставропольском крае. | |
164 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема | Экологическое образование. Экологическая культура. на Ставрополье. | ||
165 | Структурные уровни организации живой материи. | Структурно- уровневое биоразнообразие на Ставрополье. | ||
166 | Обобщающий урок по теме: «Время экологической культуры». | |||
167 | Итоговая контрольная работа по форме ЕГЭ | + | ||
168 | Итоговая контрольная работа по форме ЕГЭ | + | ||
169 | Итоговая контрольная работа по форме ЕГЭ | + | ||
170 | Анализ итоговой контрольной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...