ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Внутренняя среда организма. Кровь».
план-конспект урока по биологии (8 класс)
8.Цель урока: изучить внутреннюю среду организма, форменные элементы крови, создать условия для формирования представления о составе и функциях крови.
9. Задачи:
- обучающие
формирование специальных умений:
- умение сформулировать понятие внутренней среды организма, крови , состава крови , антигена , антитела , компонентов внутренней среды организма , форменных элементов крови , гомеостаза , лейкоцита , тромбоцита , эритроцита
- умение применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма - свертывания крови , фагоцитоза
- развитие общенаучных знаний.
- умение выделять главное и существенное при работе с учебником.
- уметь сопоставить приобретенные знания при выполнении практических работ
-развивающие
- развитие речи в ходе устных ответов и объяснений.
- развитие биологической речи путем введения в активный словарь таких понятий как гомеостаз, лимфа, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
- коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.
- умения использовать имеющиеся знания при выполнении лабораторных работ.
- ориентация во времени
- восприятие устной речи.
- развитие интеллектуальных способностей , логического мышления
-воспитательные
- умение слушать товарища
- сопереживать их успехам и неудачам
- умение культурно общаться с одноклассниками
- трудолюбие, дисциплинированность
- стремление добиваться наилучших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Внутренняя среда организма. Кровь».
ФИО (полностью) | Фидарова З.Ш. | |
Место работы | МБОУ «СОШ №1 с.Камбилеевское» | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Биология | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме. | «Внутренняя среда организма. Кровь». №18 | |
Базовый учебник | Учебник «Биология. Человек».8 Д.И.Колесов,Р.Д.Маш издательство «Дрофа», 2009год. |
8.Цель урока: изучить внутреннюю среду организма, форменные элементы крови, создать условия для формирования представления о составе и функциях крови.
9. Задачи:
- обучающие
формирование специальных умений:
- умение сформулировать понятие внутренней среды организма, крови , состава крови , антигена , антитела , компонентов внутренней среды организма , форменных элементов крови , гомеостаза , лейкоцита , тромбоцита , эритроцита
- умение применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма - свертывания крови , фагоцитоза
- развитие общенаучных знаний.
- умение выделять главное и существенное при работе с учебником.
- уметь сопоставить приобретенные знания при выполнении практических работ
-развивающие
- развитие речи в ходе устных ответов и объяснений.
- развитие биологической речи путем введения в активный словарь таких понятий как гомеостаз, лимфа, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
- коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.
- умения использовать имеющиеся знания при выполнении лабораторных работ.
- ориентация во времени
- восприятие устной речи.
- развитие интеллектуальных способностей , логического мышления
-воспитательные
- умение слушать товарища
- сопереживать их успехам и неудачам
- умение культурно общаться с одноклассниками
- трудолюбие, дисциплинированность
- стремление добиваться наилучших результатов.
10.Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая , компьютерное тестирование.
12.Необходимое техническое оборудование: проектор , интерактивная доска , компьютер, микроскопы, микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки».
13.Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организа-ционный момент | Приветствует учащихся. Объявляет тему, цели урока. | Прослушивают информацию и записывают в тетради тему урока. | 1 мин |
2 | Актуализация знаний | Учитель рассказывает об удивительных свойствах крови, дает понятие «гомеостаз» | 1.Учащиеся слушают учителя и просматривают слайды презентации. | 2 мин |
3 | Изучение нового материала | 1.Актуализация знаний 2.Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма. 3.Функции крови. 4.Состав крови. 5.Функции клеток крови. | 2.Учащиеся записывают основные моменты в тетради. Отвечают на проблемные вопросы учителя. 3.Учащиеся просматривают слайды презентации о функции крови и записывают в тетрадь. 4.Учащиеся просматривают слайд-шоу о составе крови и записывают в таблицу. 5. Учащиеся просматривают слайды о функциях клеток крови. | 20 мин |
4 | Закрепление изученного материала | Фронтальный опрос. Наблюдение и контроль за деятельностью учащихся. Помощь. | 6.Выполнение тестов по теме "Кровь". | 5 мин |
5 | Проведение лабораторной работы | Сравнить строение эритроцитов человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода. | 7.Учащиеся рассматривают под микроскопом микропрепараты крови человека и лягушки и делают выводы по лаб. работе | 12 мин |
6 | Домашнее задание | стр.82-88, отв. на вопросы на стр. 88-89 , составить кроссворд по теме «Кровь» | 8.Анализируют полученную на уроке информацию. Оценивают её качество. Записывают домашнее задание. | 1 мин |
7 | Рефлексия | Какие новые термины вы узнали? На каком этапе урока возникли трудности? Какие есть вопросы по пройденной теме? Мы говорили о составе крови. Внесли в свой биологический словарь такие понятия как гомеостаз, лимфа, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. | 9.Анализируют полученную на уроке информацию. | 2 мин |
Физкультминутка | Ребята, наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. Повторяем движения за мной: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу. Теперь быстро поморгаем в течение 1 минуты. | 2 мин |
1.Организационный момент . Девизом нашего урока я выбрала слова Сократа «Познай самого себя». Ведь сегодня мы начинаем изучать загадочную и интересную систему органов человека, мы продолжаем изучать свой организм.
Если представит себе организм человека – государством, то реки, озера, ручейки в нем – это и есть эта система, т.е мы начинаем с вами изучать какую систему органов? – кровеносную , которую можно назвать красным царством (демонстрация слайда презентации )
- Зачем она нужна человеку?
- Из каких органов состоит?
- Что за жидкость течет по ее руслам?
Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим в теме «Кровь и кровообращение», которая включает в себя 10 уроков.
Я хоч , чтобы после нашего урока у вас сохранился светлый образ крови. Ведь кровь – это уникальная ткань человеческого организма. Ее скрепляли священные клятвы, брачные союзы. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно даже поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».
Сегодня мы изучив тему: «Внутренняя среда организма , кровь»
должны также познакомиться с понятиями :
Внутренняя среда
Гомеостаз
Кровь
Лимфа
Тканевая жидкость
Плазма
Форменные элементы крови
(клетки крови):
Эритроциты , тромбоциты , лейкоциты
2. Актуализация знаний . Прежде чем перейти к новой теме нам надо вспомнить:
Блиц-опрос , работа в парах
- у каких животных впервые появилась кровеносная система?
- Какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных?
- Как вы думаете, сохранятся ли эти функции кровеносной системы у человека?
Учитель: Клод Бернар: “Я первый стал настаивать на той идее, что для животных есть собственно 2 среды: одна среда – внешняя, в которой помещён организм, а другая среда – внутренняя, в которой живут элементы тканей .
3.Изучение нового материала .
- Ребята, а вы знаете, где впервые зародилась жизнь?
Существует много данных в пользу того, что первые организмы обитали в море. Из морской воды они черпали питательные вещества и кислород и туда же выделяли продукты обмена. Океан обеспечивал также постоянную температуру тела и необходимую влажность. Вода для них была внешней и внутренней средой.
А что собой представляет внешняя и внутренняя среда человека? Внешняя среда, в которой находиться тело человека какая? – газообразная. А внутренняя? Что собой представляет внутренняя среда организма?
Ответить на этот вопрос поможет нам учебник (стр.82) , задание : нарисовать схему внутренней среды организма (по слайду проверка правильности схемы )
Работа в парах и ответы на следующие вопросы
- Что такое внутренняя среда организма?
- Почему внутренняя среда жидкая?
- Каким образом будет осуществляться обмен веществ?
- Что такое гомеостаз? (опыт с яблоком)
- Что собой представляет тканевая жидкость и лимфа?
Учитель : Часто кровь и другие жидкости тела высших животных называют «плененным морем». Почему?
Эти жидкости, находясь внутри организма, выполняют те же функции, которая морская вода выполняет для одноклеточных обитателей моря. Обратите внимание на таблицу, в которой мы видим, что элементный состав воды и крови одинаков. (слайд)
Химические элементы и соединения | Морская вода | Кровь |
Na Mg K Ca Cl CO2 Другие элементы | 30,5 3,8 1,2 1,8 55,2 0,5 7,0 | 39,0 0,5 1,0 2,6 45,0 11,0 0,9 |
Итого | 100% | 100% |
- А какие функции выполняет кровь, помимо тех, которые мы уже назвали? (демонстрация слайда «Функции крови» )
Значение
-Транспортная - Защитная
-Поддержание постоянства - Гуморальная
внутренней среды регуляция
-Поддержание
постоянства
температуры
Учитель : Как я сказала , кровь – это ткань. Блиц-опрос , работа в группах
- А какому типу тканей она относится?
- Если к соединительной ткани, то какое она должна иметь строение?
Мы разделимся сейчас на группы, которые должны выполнить следующее задание.
Задание:
- прочитать § 18 стр.83 – состав крови
- составить опорную схему прочитанного с помощью символов, слов, знаков
- презентовать свой конспект
Кровь
Межклеточное вещество Клетки
Плазма Форменные элементы
Органические Неорганические эритроциты
вещества вещества лейкоциты
Б. Ж. У. Н2О Минер. тромбоцит
7% 0,8% 0,12% 90% соли 0,9%
Учитель :
- Плазма состоит из
- белков: альбумины - 4% - задерживают воду в плазме, поддерживают давление
глобулины - 1,7-3,5 % - основа антител (иммунитет)
фибриноген - 0,4% - свертываемость крови
- углеводов – глюкоза – основной энергетический источник
Повышение уровня судороги, потеря сознания
- жиров – питательные вещества
Ученикам задание : работа с учебником и составление таблицы «Клетки крови»
Название клеток | строение | функция | Их количество в 1 мм . куб |
Клетки крови: (слайд) для проверки правильности заполнения таблицы
- - эритроциты
- S всех эритроцитов 3800м.кв
- в 1мм3 - 5 млн. эритроцитов (у ♀ - 3,9 – 4,7 млн.)
- нет ядра
- двояковогнутый диск
- белок-гемоглобин- присоединяет кислород-кровь артериальная
- обедненный кислородом кровь-венозная
- продолжительность жизни -4 месяца
- образование в красном костном мозге
- разрушение в селезенке и печени
- открыты А.Левенгуком
-лейкоциты
- 4-9 тысячи в 1мм.куб
- Разновидности-фагоциты, лимфоциты
- Имеют ядро, не имеют цвет и форму , характерно передвижение
- Функция- защита организма от микробов, чужеродных клеток
- Характерно явление фагоцитоза , открытый И.И. Мечниковым
- Образование в красном костном мозге , селезенке , лимфоузлах
- Жизнь с нескольких минут до до нескольких десятков лет
-тромбоциты
- Кровяные пластинки
- Малые размеры-2-4 микрон
- Нет ядра
- В 1 мм . куб 150-400 тысячи
- Функция – свертывание крови
Учитель : объяснение механизма свёртывания крови.
Свёртывание крови
Тромбопластин + Са2+ + протромбин = тромбин
Тромбин + фибриноген = фибрин
Тромбопластин – белок-фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.
Са2+ - ионы кальция, присутствующие в плазме крови.
Протромбин – не активный белок-фермент плазмы крови.
Тромбин - активный белок-фермент.
Фибриноген – белок, растворённый в плазме крови.
Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб)
Работа в парах и выяснение сущности явления фагоцитоза и его значения для человеческого организма , составление опорного конспекта по фагоцитозу
Закрепление изученного материала- решение тестов по теме «Кровь»
Вариант 1
1.Где вырабатываются эритроциты?
а) печень
б) красный костный мозг
в) селезёнка
2.Где разрушаются эритроциты?
а) печень
б) красный костный мозг
в) селезёнка
3.Где образуются лейкоциты?
а) печень
б) красный костный мозг
в) селезёнка
г) лимфатические узлы
4.Какие форменные элементы крови имеют в клетках ядро?
а) эритроциты
б) лейкоциты
в) тромбоциты
5. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании?
а) эритроциты
б) тромбоциты
в) лейкоциты
Вариант 2
Найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их:
1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость.
2. Эритроциты – это красные кровяные клетки, имеющие ядро.
3. Лейкоциты участвуют в защитных реакциях организма, имеют амёбовидную форму и ядро.
4. Тромбоциты имеют ядро.
5. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.
Ситуация для развития мышления : по рассказу учителя выяснить и решить вопрос «Кто главнее?» (слайд)
Однажды в красном царстве возник спор между лейкоцитом, эритроцитом и тромбоцитом . Эритроцит похвастался , что без меня люди могут прожить всего лишь несколько минут .А лейкоцит воскликнул, что вокруг нас очень много микробов , поэтому все люди заболели бы разными болезнями и умерли бы от болезней . Тромбоцит закричал , если бы меня не было , то люди умерли бы от кровотечений… Давай те поможем им решить этот вопрос «Кто главнее?»(Групповая работа)
Понятийный опрос
1. Белок, находящийся внутри эритроцита (ГЕМОГЛОБИН)
2. Клетка крови, участвующая в ее свертывании (ТРОМБОЦИТ).
3. Составная часть внутренней среды организма, образующая за счет тканевой жидкости (ЛИМФА)
4. Белые клетки крови (ЛЕЙКОЦИТЫ).
5. Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов (КРОВЬ).
6. Физический процесс, с помощью которого осуществляется обмен веществ (ОСМОС)
7. Красные кровяные тельца (ЭРИТРОЦИТЫ)
8.Явление уничтожения микробов и чужеродных тел (ФАГОЦИТОЗ)
9. Составная часть крови (ПЛАЗМА)
10.Эритроцит открыл ученый (ЛЕВЕНГУК)
Практическая часть урока.
Учитель: Задание №1
Исследовать кровь под микроскопом. Описать эритроциты. Определить, может ли эта кровь принадлежать человеку.
Учащимся для анализа предлагают кровь лягушки.
В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:
1.Какую окраску имею эритроциты?
Ответ: Цитоплазма розовая, ядро окрашено ядерными красками в синий цвет. Окрашивание даёт возможность не только лучше различить клеточные структуры, но и узнать их химические свойства.
2. Какой величины эритроциты?
Ответ: Довольно крупные, однако, в поле зрения их немного.
3.Может ли эта кровь принадлежать человеку?
Ответ: Не может. Человек относится к млекопитающим, а эритроциты млекопитающих ядра не имеют.
Учитель: Задание №2
Сравните эритроциты человека и лягушки.
При сравнении отмечают следующее. Эритроциты человека значительно мельче эритроцитов лягушки. В поле зрения микроскопа эритроцитов человека значительно больше, чем эритроцитов лягушки. Отсутствия ядра повышает полезную ёмкость эритроцита. Из этих сопоставлений делают вывод, что кровь человека способна связывать больше кислорода, чем кровь лягушки.
Рефлексия: Ребята, поднимите руки те, кому было комфортно и уютно сегодня на уроке.
- Как вы считаете, достигли мы цели урока?
- Что вам понравилось больше всего на уроке?
- Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
Домашняя работа : 82-88 стр., ответы на вопросы на стр.88-89 , составить одну головоломку ( кроссворд, ребус , чайнворд) по теме « Внутренняя среда организма, кровь»
Директор школы: Кудзиева З.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...
Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...
Тема урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"
Открытый урок в 8 классе....
Презентация к уроку " Внутренняя среда организма. Кровь."
Необходимый материал для урока " Внутренняя среда организма"...
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...
Тема учебного занятия «Внутренняя среда организма. Кровь - компонент внутренней среды организма»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С МЭШ...