Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).
Цель урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и их приспособленность к жизни в этих средах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_5_klass.docx | 192.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Заславская СОШ
Методическая разработка открытого урока биологии
Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
5 класс
(в рамках ФГОС)
Разработал:
учитель биологии
Кривошеева Алена Сергеевна
2022 год
Цели урока:
Обучающие:
• закрепить знания о многообразии живых организмов, о
значении благоприятных природных условий для жизни организма;
• сформировать представление об отличительных особенностях
разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни
в этих средах.
Развивающие:
• учить систематизировать, выделять главное и существенное,
устанавливать причинно-следственные связи развивать
воображение учащихся;
• развивать поисково-информационные умения: работать с
конспектом урока.
Воспитательные:
• формировать познавательный интерес к предмету через
использование нестандартных форм обучения и создание ситуации
успеха;
• прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое
положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с различными средами обитания
организмов.
2. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде
обитания.
3. Определить уровень усвоения школьниками учебного
материала по теме урока.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).
Цель урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и их приспособленность к жизни в этих средах.
Планируемые результаты:
Предметные:
-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
-сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Метапредметные:
-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;
-развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Личностные:
-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация “Среды обитания организмов”, картинки с изображением растений, животных.
- Организационный момент
Ребята, здравствуйте! У нас сегодня необычный урок, к нам сегодня пришли гости. Это наши уважаемые учителя, давайте дружно поприветствуем их. Присаживайтесь.
1 слайд. Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
- Актуализация опорных знаний (фронтальная работа)
Посмотрите , вас на партах лежит задание «Пятый лишний». Ваша задача –вычеркнуть лишнее из каждой строчки, и объяснить почему. Работаем в парах.
Волк , акула, окунь, карась, сом
Ромашка, сом, рак, краб, медуза
Карп, осьминог, дельфин, олень, морской конек.
Ответы в устной форме
Что объединяет живые организмы, которые остались? (водная среда
обитания)
А что такое среда обитания, давайте вспомним из прошлого урока? (Среда обитания – это все, что окружает любой живой организм).
- Что общего между лишними организмами?
- Каким двум средам обитания будет посвящена тема урока? Приведите свои примеры.
- Кто готов сформулировать тему урока? (запись темы урока в тетради)
2 слайд (тема урока)
- А что мы сегодня должны с вами узнать? Какова же у нас с вами цель?
3 слайд (цель урока)
Мы с вами знаем, что на всей нашей планете можно выделить четыре среды обитания всех живых организмов. Внутри каждой среды обитания те или иные живые организмы распространены не повсеместно, а лишь там , где условия для их жизни благоприятны.
По ходу изучения нового материала, мы с вами будем запонять таблицу, которая так же лежит у каждого на столе.
Название среды | Условия обитания | Приспособления | Представители |
Водная среда | |||
Наземно - воздушная среда обитания |
4 слайд.
В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Из воды они получают все, что необходимо для жизни: пищу, воду, кислород и углекислый газ. Здесь живые организмы размножаются, растут, выводят потомство.
Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. Часто не хватает света. Поэтому животные заселили всю толщу воды, а вот растения обитают только до глубины 200 м., то есть водные растения встречаются только том, где достаточно света. Кислорода в воде, как и света тоже зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованны льдом, может наступить замор рыб. Т.е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки.
5 слайд. У обитателей водной среды выработались специальные приспособления к жизни в воде.
На самом деле вода обладает большей плотностью чем воздух. Это свойство воды позволяет мелким обитателям парить в толще воды. Активные пловцы – рыбы, дельфины, киты, тюлени – имеют вытянутую, обтекаемую форму тела, конечности у многих превращены в плавники или ласты.
6 слайд Например. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей и моржей – ласты. 7 слайд У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.
Многим водным обитателям необходим кислород, дыхание у них может осуществляться всей поверхностью тела или с помощью специальных органов – это жабры или лёгкие. 8 слайд
Работа с таблицей. 9 слайд Давайте мы свами заполним первую строку таблицы. Из вышесказанного о водной среде вы укажете условия среды, приспособления организмов и в крайней графе укажите несколько представителей водной среды, которые вам известны.
10 слайд. Проверка таблицы.
11 слайд .Наземно – воздушная среда – это среда в которой мы свами живем. Она нам хорошо известна. Здесь мы можем наблюдать изменение температуры, влажность воздуха, направление и силу ветра. Можно сказать, что условия для жизни очень разнообразны.
А теперь поработаем с текстом учебника на стр. 27 – 29 и заполним вторую строку в нашей табличке самостоятельно.
12 слайд проверка задания, проверка таблицы
В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. Вспомните хотя бы кактус, запасающий влагу в своем теле. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники жарких стран крыланы достигают в размахе крыльев 170 см.
Чемпион по скорости полета среди птиц – стриж. 120 км/ч – обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Комары – до 600 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки – 2 км/ч, у комнатной мухи – 7 км/ч, у майского жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у бабочки-бражника – 54 км/ч. Крупные стрекозы могут развивать скорость до 90 км/ч.
Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров, а иногда и до 12 м. Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км в час. Страус может бежать со скоростью до 70 км в час, делая шаги по 4-5 м.
Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Вообще полет несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно в двое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.
4. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
-Ребята! Ответьте пожалуйста, о каких среды обитания мы узнали?
-Как организмы приспосабливаются к этим средам?
-Что мы узнали об особенностях живых организмов, обитающих в различных средах?
-Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?
Подводит учащихся к выводу:
1. Живые организмы обитают в различных средах: на-земно-воздушной, почвенной, водной, организменной.
2. Все среды отличаются по плотности, освещенности, количеству кислорода.
3. Все организмы приспособлены к той среде обитания, в которой они живут
У вас на парте лежат разноцветные бумажные смайлики. Поднимите пожалуйста каждый тот смайлик, который вам сегодня подходит больше.
5. Постановка домашнего задания.
Параграф 5 стр. 25- 29, вопросы 1-5 устно,
Работа с моделями
Составить модель – аппликацию «Обитатели водной среды»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...
Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"
Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....
Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"
Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Технологическая карта открытого урока "Среды обитания организмов"
Урок в 5 классе на тему "Среды обитания организмо" , технологическая карта , которого представленва Вашему вниманию, проводился в рамках проведения серии открытых уроков для учителей биологи...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....