Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. С этой целью предлагается сценарий урока с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнении лабораторного практикума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»
Задачи:
образовательные: изучить состав внутренней среды организма, ее роль в организме, значение ее постоянства; сформулировать знания о составе крови и ее функциях; изучить особенности строения эритроцитов в связи с выполняемыми ими функциями;
развивающие: совершенствовать навыки учащихся работать с микроскопом и микропрепаратами, продолжать работу над развитием умений устанавливать причинно-следственные связи и проводить системный анализ, совершенствовать механизм проведения мозгового штурма;
воспитательные: воспитывать толерантность, аккуратность при работе с биологическим оборудованием; формировать потребность здорового образа жизни.
Тип урока: изучение новых знаний
Методы обучения: эвристический, проблемный
Формы организации учебной деятельности: групповая
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и крови человека
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
Учитель. Для поддержания жизни многоклеточного организма нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клеточку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникли специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Работа с учебником стр. 116, в процессе которой учащиеся заполняют таблицу «Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме»
Компоненты внутренней среды | Местонахождение в организме |
1. Кровь | Сердце и кровеносные сосуды |
2. Тканевая (межклеточная) жидкость | Между клетками тканей |
3. Лимфа | Лимфатические сосуды |
Учитель. «Каким образом взаимосвязаны эти компоненты внутренней среды?» С клетками тела жидким компонентом крови – плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5% от массы тела. Через нее осуществляется непосредственный обмен с цитоплазмой клеток и для них служит средой существования.
Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10% жидкости не попадает в сосуды.
В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лимфатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав – в ней значительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам вновь переносится в кровяное русло.
При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда организма остается относительно постоянной. В 1857 г. французский ученый Клод Бернар справедливо заметил: «Постоянство внутренней среды организма – залог его свободной и независимой жизни».
В 1929 г. американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды организма ввел понятие – гомеостаз ( от греч. «гомеос» - «подобный» и «стазиз» - «состояние»).
В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показатели, как кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора, водорода. Очень важной особенностью внутренней среды является то, что содержание веществ в ней не абсолютно одинаково, а изменяется в определенных пределах, т.е. для содержания каждого вещества нормой является не одна цифра, а определенный диапазон. Например, содержание ионов калия в крови здорового человека - 16-20 мг в 100 мл ( 16-20 %).
Сопоставьте два факта:
1. Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
2. Переливание крови другого человека раненному спасает его от смерти. Подумайте на эти фактами и объясните:
А) почему человек без крови погибает?
Б) какое значение крови в жизни организма человека? ( это задание выполняется в группах методом мозгового штурма, затем ответы обсуждаются фронтально)
В ходе беседы делаются выводы о том, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции: разносит кислород, питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности организма, выполняет защитные функции.
Но, что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют «носительницей жизни»? Далее следует краткое сообщение ученика, у которого прикреплена эмблема «Кровь».
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% его веса, по объему это около 5-6 л у взрослого человека и около 3 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови и нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой жидкую соединительную ткань.
Самостоятельная работа детей с учебником ( стр. 117-119) в микрогруппах ( «плазма крови», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты»). Итоги своей работы дети на альбомных листах заполняют по предложенной на доска схеме:
Вопросы | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
1. Количество | |||
2. Образование | |||
3. Строение | |||
4. Продолжительность жизни | |||
5. Значение |
Ученик с эмблемой «Кровь» приглашает для выступления поочередно одного из группы. Представитель группы имеет свою эмблемы и выходит к доске с заполненной на альбомном листе таблицей. Дети на местах заполняют сводную таблицу в тетрадь.
ПЛАЗМА КРОВИ
Состав | Функции |
60% объема крови; 90-92% воды; Минеральные соли: хлорид натрия, хлорид кальция; Органические вещества: белки, глюкоза | Транспорт питательных веществ; Поступление кислорода в каждую клетку; Удаление углекислого газа, удаление других продуктов распада |
ЭРИТРОЦИТЫ
1. Количество в 1 мм | 4,5 – 5,5 млн |
2. Строение | Двояковогнутые, красные, содержат гемоглобин |
3. Образование | Красный костный мозг |
4. Продолжительность жизни | 100-120 дней, разрушаются в селезенке, печени, хранятся в селезенке |
5. Значение | Транспорт кислорода и углекислого газа |
ТРОМБОЦИТЫ
1. Количество в 1 мм | 400 000 |
2. Строение | Не клетки кровяные пластинки |
3. Образование | Красный костный мозг |
4. Продолжительность жизни | 5-7 дней |
5. Значение | Свертывание крови при наличии хлорида кальция |
ЛЕЙКОЦИТЫ
1. Количество в 1 мм | 6000 - 8000 |
2. Строение | Бесформенные клетки, ядерные, бесцветные, меняют форму |
3. Образование | Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка |
4. Продолжительность жизни | От нескольких суток до нескольких десятков лет |
5. Значение | Защита от инфекции |
Каким же образом эритроциты приспособлены к выполнению функции по транспортировке кислорода и углекислого газа по организму человека? Чтобы ответить на этот вопросов, необходимо выполнить лабораторную работу. Работа выполняется в группах по инструктивной карточке. Прежде чем сделать вывод, учащиеся должны провести сравнительный анализ.
Лабораторная работа
1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепараты крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.
2. Изучить микропрепараты крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на их размеры и форму.
3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений запишите в таблицу.
4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных?
Эритроциты | Диаметр клетки, мкм | Форма клетки | Наличие ядра | Окраска цитоплазмы |
Человека | 7 - 8 | двояковогнутая | нет | Светло-розовая |
Лягушки | 21-24 | овальная | есть | Ярко-красная |
Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800 м. Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела. Огромная общая поверхность эритроцитов помогает им захватывать и переносить такое количество кислорода, которое полностью обеспечивает жизнедеятельность всех органов и тканей.
Эритроциты напоминают тончайшую губку, все поры которой заполнены особым веществом - гемоглобином. Перенос кислорода настолько важная задача, что для наиболее полноценного ее выполнения эритроциты человека в процессе развития лишились своего клеточного ядра. Но зато место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватить больше кислорода, чем эритроциты части животных, например, лягушки. Так, на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки «приносят себя в жертву» всему живому организму.
При недостатке гемоглобина в крови человек приобретает заболевание - анемию. Анемия по-другому называется малокровие. Это заболевание связано с понижением гемоглобина в крови(норма гемоглобина в крови человека 120-130единиц). Методом системного анализа в группах выявите:
1. Причины анемии 2. Профилактические приемы анемии
Затем следует обобщение работы. Анемия может иметь следующие причины: а) понижение содержания гемоглобина в эритроцитах, б) уменьшение числа эритроцитов в крови, в) иногда имеют место обе причины. Анемия приобретается человеком при недостаточном питании, большой потери крови, нарушении функций красного мозга, некоторых инфекционных заболеваниях. Анемия излечима. Больному необходимо полноценное витаминизированное питание, пребывание в достаточной степени на свежем воздухе. Очень полезно употреблять пищу богатую витаминами А, К, пищу, содержащую железо: мясо, рыбу, печень, яблоко, гранаты, киви, молочные продукты.
III. Закрепление знаний
Вопросы для учащихся:
1. Какая жидкость выступает при ссадинах на коже в виде светлых капель?
2. Изобразите схему образования внутренней среды организма, обозначьте стрелками движение ее составных частей и подпишите их.
3. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и « гаванями»?
IV. Домашнее задание стр. 116-119, подготовить реферат о творческой биографии Л.Пастера и И.И. Мечникова ( задание давалось раньше).
ВОПРОСЫ, ДЛЯ КОТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»
Тест по теме «Внутренняя среда организма»
Из перечня (А-К) выберите ответы на вопросы (I-XIV) и зашифруйте их.
А. Лимфа Е. Межклеточная жидкость
Б. Кровяная плазма Ж. Вода, соли
В. Кровяные клетки З. Кровь
Г. Кислород И. Питательные вещества
Д. Углекислый газ К. Продукты жизнедеятельности клетки
Вопросы:
I. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?
II. Что содержится в составе крови?
III. Что содержится в плазме крови?
IV. Что содержится в лимфе?
V. Какие вещества выходят из крови в межклеточную жидкость?
VI. Какие вещества поглощаются из межклеточной жидкости клетками тела?
VII. Какие вещества выделяются из тканевых клеток в межклеточную жидкость?
VIII. Что содержится в составе плазмы?
IX. Что останется, если из крови удалить клетки?
X. Из чего образуется лимфа?
XI. Как называется жидкая часть крови?
XII. Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада органических веществ?
XIII. Какие компоненты внутренней среды образуются в крови?
XIV. Куда поступают гормоны и другие биологически активные вещества из клеток тела?
Тест по теме «Строение крови»
Из перечня (А-К) выберите ответы на вопросы (I-XIII) и закодируйте их.
А. Кровяная сыворотка Е. Цитоплазма
Б. Фибриноген Ж. Лейкоциты
В. Соли кальция З. Фибрин
Г. Эритроциты И. Гемоглобин
Д. Плазма К. Тромбоциты
Вопросы:
I. Транспортируют кислород
II. Борются с бактериями, инородными телами
III. Участвуют в свертывании крови
IV. Содержатся в плазме
V. Растворимый белок в плазме
VI. Нерастворимый белок в тромбе
VII. Белок, придающий крови красный цвет
VIII. Жидкая часть крови
IX. Жидкий остаток свернувшейся крови в посуде после удаления из нее сгустка
X. Жидкая часть клетки
XI. Красные безъядерные клетки
XII. Белые ядерные клетки крови
XIII. Входят в состав тромба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и значение крови"
Материал будет полезен молодым специалистам при подготовке урока....
Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...
Урок биологии 8 класс "Внутренняя среда организма ее значение. Плазма крови"
Урок биологии с использованием ЭОР по программе Н.И. Сонина....
Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»
Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...
Тема урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"
Открытый урок в 8 классе....
Презентация к уроку " Внутренняя среда организма. Кровь."
Необходимый материал для урока " Внутренняя среда организма"...
Презентация к уроку по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"
Данная презентация может быть использована при проведении урока биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"...