Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Тип занятия: лекция с элементами практической работы
Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки
Задачи:
- обобщение изученного материала по теме «Клетка – основная структурно-функциональная единица всех живых организмов»
- формирование познавательной и информационной компетенций через самостоятельную работу студентов по выполнению практической работы
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация «Клетка», раздаточный материал: 1) практическая работа «Строение и функционирование клетки», 2) справочные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Усть-Илимский филиал ОГБОУ СПО
«Иркутский энергетический колледж»
Занятие по биологии
Тема: «Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых организмов»
Составитель: преподаватель биологии Е.И.Панов
Тип занятия: лекция с элементами практической работы
Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки
Задачи:
- обобщение изученного материала по теме «Клетка – основная структурно-функциональная единица всех живых организмов»
- формирование познавательной и информационной компетенций через самостоятельную работу студентов по выполнению практической работы
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация «Клетка», раздаточный материал: 1) практическая работа «Строение и функционирование клетки», 2) справочные материалы
Ход занятия
- Лекция (с показом презентации «Клетка») – 30 мин.
Возникновение клеточной теории
- 1838г. Т.Шлейден (сформулировал вывод: ткани растений состоят из клеток),
- 1839г. М.Шванн (ткани животных состоят из клеток. Обобщил знания о клетке, сформулировал основное положение клеточной теории: клетки представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ). (слайд 3)
Клеточная теория
- клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов;
- клетки всех организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности;
- каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;
- в многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани. Из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены системам регуляции. (слайд 4)
Общие признаки
- Единство структурных систем – цитоплазмы и ядра
- Сходство процессов обмена веществ и энергии
- Универсальное мембранное строение
- Единство химического состава
- Сходство процессов деления клеток (слайд 7)
Отличительные признаки (слайд 8)
Схема строения животной клетки (слайд 9)
Схема строения растительной клетки (слайд 10)
Органоиды клетки:
- Состав и строение наружной плазматической мембраны (слайд 11)
- Ядро (слайд 12)
- Эндоплазматическая сеть (слайд 13)
- Аппарат Гольджи (слайд 14)
- Митохондрии (слайд 15)
- Пластиды (слайд 16)
- Лизосомы (слайд 17)
- Рибосомы (слайд 18)
- Клеточный центр (слайд 19)
- Органеллы движения (слайд 20)
Сравнение клеток растений и животных (слайд 21)
Сравнение клеток прокариот и эукариот (слайд 22)
- Практическая работа – 35 мин.
Выполните в тетрадях задания
1 задание – вклейте в тетрадь схему «Строение клетки», пронумеруйте части клетки и подпишите их.
2 задание – используя справочные материалы, ответьте на вопросы:
5. Какую роль выполняют молекулы АТФ?
6. Как происходит деление клетки?
7. Чем отличается рост от развития?
- Подведение итогов – 15 мин.
Составьте синквейн по теме нашего занятия
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
- Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
На этом наше занятие закончено! Благодарю за творческую плодотворную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия "Структурно-функциональная характеристика органов моче-выделительной системы"
Пособие для студентов и преподавателей....
Контрольный тест по теме: «Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез».
Проверочная работа в 10 классе по типу ЕГЭ, со спецификацией...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-205975-1570092131.jpg)
Естествознание. Уровни организации живых систем. Свойства жтвых систем.
В данной презентации рассмотрены уровни организации живых систем исвойства живых систем. Презентацию можно использовать при изучении биологии в 9, 10 классе, а так же при изучении предмета естествозни...
Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"
В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551114-1418655680.jpg)
«Создание структурно- функциональной модели реализации личностно – ориентированного подхода к преподаванию предмета биологии в средней школе.»
Первый методический анализ работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620274-1428411739.jpg)
Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки....
Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»
Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»...