Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kletka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ачинеровская СОШ»
Республики Калмыкия
Обобщающий урок по теме
«Клетка –структурно-функциональная единица живого»
Учитель биологии: Лукшанова Нюдля Григорьевна
1квалификационная категория
Обобщающий урок по теме
«Клетка –структурно-функциональная единица живого»
Задачи: Обобщить и систематизировать материал данной темы:
– основные положения клеточной теории.
– строение и функции клеток прокариот и эукариот;
– закрепить умение находить на таблицах органоиды, сравнивать их в растительной и животной клетке.
– уметь применять полученные знания для доказательства единства живой и неживой природы, единства органического мира.
Оборудование: таблица “Cтроение животной и растительной клетки”, “Строение митохондрий”, “Строение хлоропластов”, мультимедийная презентация «Строение клетки»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Обобщение знаний.
1. Государство клетка (инсценировка).
Учитель:
В царстве, что ни дать, ни взять,
В микроскопе лишь видать,
Приключилась небольшая
Раз история такая.
Слух прошел, что государь,
Той сторонки малой царь
У себя собрал совет
И потребовал ответ:
Кто в его сторонке малой
(Не сказать, что захудалой)
Самый главный из вельмож?
И на что тот франт похож?
Кто бы что ни говорил,
Царь подумал и решил –
Не жалеючи наград,
Оценить сей важный вклад.
Все газеты запестрели:
“Пусть докажут все на деле –
Кто для маленького царства,
Не жалея своих сил,
Так работал, что, конечно,
Много пользы приносил”.
Вместе с письменным отчетом
Всем собраться на крыльце,
Да не где-нибудь, а прямо
В царском, сказочном дворце.
Все вокруг засуетилось –
Каждый хочет доказать:
Вся работа в государстве
Без него враз может встать.
И к назначенному сроку
Во дворце среди зевак
Разместились конкуренты
С целой кипою бумаг.
Ядро:
Станьте все по алфавиту,
Начиная с буквы “А”.
До чего же вас здесь много,
Просто кругом голова.
Эй, ребята, поживее,
В два часа у нас обед,
Я сейчас вопрос задам вам,
Дайте на него ответ!
Что для пользы государства
Сделал каждый конкурсант?
Отчего такое рвение?
И к чему у вас талант?
Учитель.
Тут, от важности великой,
Увеличившись стократ,
Пред ядром предстал вельможа –
Важный Гольджи Аппарат.
Развернул свой длинный свиток,
И неспешно молвил он.
В свою значимость всецело
Аппарат был погружен.
Аппарат Гольджи:
Всех вокруг я заверяю,
Роль я важную играю,
У меня есть свой завод.
Ежегодный оборот
Составляет много тонн.
В государстве важен он.
Я в мембранные структуры
Упакую всякий хлам,
Позже от него избавлюсь,
Если повезет – продам.
Хоть и проданы отходы,
Может быть, за полцены,
На полученные деньги
Улучшаю быт страны.
Запасаюсь всем, чем надо,
Забиваю свой же склад,
И за это я имею
Очень скромненький оклад.
Извиненья приношу,
Больше я и не прошу.
Я на благо государства
С удовольствием служу.
Ядро.
Что ж похвально. Браво! Браво!
Это очень важно, право, –
С помощью своих заводов
Избавлять нас от отходов.
Очень вами восхищен.
Но немножечко смущен
Тем, что нужно продолжать
О заслугах узнавать.
Мембрана.
Заявляю без обмана –
Всех важнее я – мембрана!
Я на страже государства
День и ночь стою без сна
И его оберегаю, без прикрас скажу –
Одна!
Чтобы не иссякла влага,
Чтобы не пробрался враг,
И поэтому сегодня
Не представлю я бумаг!
Здесь и так уже все ясно,
Что с мембраной все прекрасно,
И пока на страже я,
Спит спокойно вся страна.
Стоит мне покинуть службу,
Я замечу вам, что тут же
Просочится контрабанда
Или вдруг нагрянет банда.
Ядро.
Ну! Не надо так пугать.
Ясно! Каждый должен знать,
Что без клеточной мембраны
Государство, скажем прямо,
(раз границ не охранять)
Государством не назвать.
Продолжаем по порядку,
К, Л, М…
Там слышно всем?
Извините, на зарядку
(ставит мобильный телефон на подзарядку)
Разрядился он совсем.
Митохондрия:
Вот пример, для нас важна
Лишь энергия одна.
Без энергии заводы – ерунда,
Ни дать, ни взять.
И мембране без нее же
Как задачу выполнять?
Ядро.
Ну-ка, ну-ка. Это кто же?
Кто так громко выступает?
Митохондрия!! А как же!
Нас энергией снабжает.
Учитель.
Митохондрия ступила на дворцовое крыльцо.
Митохондрия.
Так-то вот, скажу вам братцы, –
Наших надо знать в лицо.
Обесточить государство –
И ему придет конец!
Кто тут главный? Что, ребята,
Уяснили, наконец?
Кто вас делает сильнее?
Кто вам в дом тепло дает?
Митохондрия, конечно, –
Это знает весь народ.
Лизосома.
Возразить хочу Вам, сударь.
Митохондрия.
Э-э-э.
Лизосома.
Я вас не перебивал.
Про заслуги однозначно
Я бы так не утверждал.
Митохондрия.
Э-э-э.
Лизосома.
Без энергии, конечно,
Наступила бы беда,
Но завод переработки –
Это разве ерунда?!
Сия важная заслуга
В целом мне принадлежит,
Безусловно, государству
В целом упрощает жизнь.
Без следа уничтожает
Все утильсырье завод,
Что осталось, запускает
Снова в дело, в оборот.
Митохондрия.
О-о-о.
Кто же этот гражданин,
Что избавит нас от лома?
Лизосома.
Называют меня просто –
Мое имя – Лизосома.
Ядро.
Браво! Браво! Это дело!
Продвигайтесь дальше смело!
Вам, наверное, очень рад
Славный Гольджи Аппарат.
Я заслуг веду учет.
Вам заслуженный почет
Рибосома.
Я уже здесь всем знакома.
Мое имя – Рибосома.
Я представляю огромную фирму,
Со мной прибыла делегация,
Вместе мы лучшая в мире
Строительная корпорация.
2-я Рибосома.
Мы производим белок для строительства
И строим. Для жителей и для правительства.
Вклад в дела государства
Мы вносим весомый –
Все здания в клетке
Построены Рибосомой.
Учитель.
Такая пламенная речь
Заслуживает, право,
Чтоб мы вскричали
Дружно все – браво!
1-й Хлоропласт.
Здравствуйте, здравствуйте, господа!
Узнали? Узнали! Конечно же, да.
Нас не узнать почти невозможно,
Без нас государство почти безнадежно.
Не только страна, но в целом планета –
Без нас никуда! Все знают об этом.
2-й Хлоропласт.
Мы производим, без всяких хлопот
Важный для всех газ – кислород.
И углеводы, что, скажем заранее,
Важные очень продукты питания.
Источник энергии, “камень строительный”.
1-й Хлоропласт.
Вот аргумент весьма убедительный.
2-й Хлоропласт.
Наша эмблема всем здесь знакома?
Демонстрирует эмблему фирмы.
Цвет наша эмблема имеет зеленый.
Ядро.
Да, весьма серьезный вклад.
Я, признаюсь, очень рад.
Фирма сбоя не дает –
Поставляет кислород.
Учитель.
Есть еще один участник,
Тоже прибыл к нам с докладом.
Может быть, ему придется
Государева награда?
Выступить должна успеть
Эндоплазматическая сеть.
Э П С.
Я буду краткой, все устали,
Но я хочу, чтоб вы узнали,
Что все перевозки от двери до двери
Мы осуществляем совсем без потери.
Заказ доставят в срок специалисты,
Сработают четко, красиво и быстро.
Ядро.
Мы спорили долго и совещались,
И, надо признаться, совсем растерялись.
Выглядит каждый вполне убедительно,
И список заслуг имеет внушительный.
Время пришло награждать победителя.
Может быть, в этом помогут нам зрители?
Кто самый важный? Скажите скорее.
Без вас разобраться мы не сумеем.
Зрители дают советы.
Учитель.
Мне кажется, к выводу вместе пришли мы:
Все очень важны и незаменимы.
Ядро.
Главное, чтобы работа была согласованной,
Четко была организованной.
Учитель.
Здесь свою лепту вносит правительство,
Оно же ядро по совместительству.
Учитель.
Что ж, сделаем вывод краткий и строгий:
Нет главных! Вот так получилось в итоге.
Пусть каждый на месте своем постарается.
Большое всегда из крупинок слагается.
Спасибо актерам, что здесь выступали,
Мы нового много сегодня узнали,
Спасибо за чудные эти моменты,
Им дружные наши аплодисменты.
2. Учитель. Клеточная организация возникла на заре жизни и прошла длительный путь эволюции от безъядерных (прокариот) к ядерным (эукариотам), от предклеточных организмов к одно– и многоклеточным.
Новые клетки образуются путем деления ранее существовавших.
Клетка является микроскопической живой системой, состоящей из цитоплазмы и ядра, окруженных мембраной (за исключением прокариот).
В клетке осуществляются: а) метаболизм – обмен веществ; б) обратимые физиологические процессы – дыхание, поступление и выделение веществ, раздражимость, движение; в) необратимые процессы – рост и развитие.
Клетка может быть самостоятельным организмом (прокариоты и простейшие, одноклеточные водоросли и грибы). Все многоклеточные организмы также состоят из клеток и их производных. Рост, развитие и размножение многоклеточного организма – следствие жизнедеятельности одной (зигота) или нескольких клеток (культура тканей).
3. Задания для учащихся.
Задание № 1
Из приведенных утверждений выберете положения клеточной теории.
а) зигота образуется в процессе оплодотворения, слияния мужской и женской гамет.
б) в процессе мейоза образуется четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом.
в) клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют в многоклеточном организме ткани, из которых состоят органы, системы органов.
г) клетки растений и животных сходны по строению.
Вопрос: Какие еще положения клеточной теории вы знаете? Сформулируйте их.
Задание № 2
Вопросы для блиц-опроса по теме
Как называется жидкая часть цитоплазмы?
Как называются постоянные образования клетки?
Перечислите 1-мембранные органоиды.
Перечислите 2-мембраннные органоиды.
Сколько слоев липидов входит в состав мембраны?
У какой группы живых организмов нет клеточной стенки?
Из какого вещества состоит клеточная стенка растений?
Из какого вещества состоит клеточная стенка грибов?
Из какого вещества состоит клеточная стенка бактерий?
Какие группы живых организмов относятся к эукариотам?
Какие группы живых организмов относятся к прокариотам?
Какие органоиды есть у прокариотов?
Каких органоидов нет у прокариотов?
Назовите функции ядра.
Назовите функции митохондрий.
Что общего в строении у митохондрий и ядра?
Чем различаются по строению митохондрии и ядро?
Назовите функции ЭПС?
Назовите функции лизосом?
Назовите функции рибосом?
Что такое шероховатая ЭПС?
Назовите функции комплекса Гольджи?
Задание № 3
Групповое задание:
1. Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). (10 баллов)
ЭПС – это часть комплекса Гольджи.
Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.
Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.
Цитоскелет выполняет защитную функцию.
Включения – это непостоянные образования клетки.
Клеточная стенка есть только у растений.
У растений нет клеточного центра.
2. Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). (10 баллов)
Комплекс Гольджи – это часть ЭПС.
Рибосомы образуются в ядре.
ЭПС всегда покрыта рибосомами.
Цитоскелет состоит из сократительных белков.
Включения – это постоянные образования клетки.
Клеточной стенки нет только у животных.
У растений нет клеточного центра.
3. Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). (10 баллов)
Рибосома состоит из двух субъединиц.
Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов – фотосинтез.
Бактерии и грибы относятся к прокариотам.
Молекула ДНК прокариотов имеет форму кольца.
Органоиды – это непостоянные образования клетки.
Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.
У прокариотов нет оформленного ядра.
4. Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). (10 баллов)
Клетки животных не имеют клеточной стенки.
Клеточная стенка бактерии состоит из целлюлозы.
Растения, животные и грибы относятся к эукариотам.
Органоиды – это постоянные образования.
Пиноцитоз – это вид фагоцитоза.
Плазмалемма состоит из двух слоев липидов.
Рибосома клетки крупнее рибосом митохондрии.
5. Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). (10 баллов)
Цитоскелет выполняет защитную функцию.
Клеточная стенка есть только у растений.
Включения – это постоянные образования клетки.
Канальные белки обеспечивают активный транспорт.
Рибосома состоит из двух субъединиц.
Митохондрии сходны с пластидами наличием собственных рибосом.
Клеточная стенка бактерии состоит из целлюлозы.
4. Карта контроля знаний учащихся по теме “Клетка”.
Часть А.
Выберите по одному правильному ответу для каждого задания.
А1 Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о…
а) происхождении живого из неживой природы
б) едином происхождении всего живого
в) способности клеток к фотосинтезу
г) сходных процессах обмена веществ
А2 Основоположниками клеточной теории являются: а) Реди и Спалланцани
б) Шванн и Шлейден
в) Пастер и Кох
г) Мальпиги и Левенгук
А3 Транспорт веществ в клетку и обратно осуществляется: а) пластидами
б) митохондриями
в) клеточной мембраной
г) лизосомами
А4 Комплекс Гольджи отсутствует в клетках: а) грибов
б) растений
в) животных
г) бактерий
А5 К двумембранным органоидам клетки относится: а) рибосома
б) митохондрия
в) эндоплазматическая сеть
г) лизосома
А6 Все органоиды клетки связаны между собой с помощью: а) клеточной стенки
б) эндоплазматической сети
в) цитоплазмы
г) вакуолей
Часть В.
Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки:
1. Система канальцев, пронизывающих цитоплазму. А. Комплекс Гольджи
2. Система уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков.
3. Обеспечивает накопление веществ в клетке.
4. На мембранах могут размещаться рибосомы. Б. Эндоплазматическая сеть
5. Участвует в формировании лизосом.
6 Обеспечивает перемещение органических веществ в клетке.
Часть С.
1. Чем растительная клетка отличается то клетки животного?
6. Подведение итогов урока, формулировка выводов.
Воспроизведите логическую последовательность текста, являющегося ключевой фразой этого урока.
Клетка является основной
состоят из клеток, жизнь
взаимодействием составляющих его клеток.
единицей жизни. Все организмы
структурной и функциональной
организма в целом обусловлена
6. Домашнее задание. Повторить §§ (Каменский Общая биология)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия "Структурно-функциональная характеристика органов моче-выделительной системы"
Пособие для студентов и преподавателей....
Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"
Тип занятия: лекция с элементами практической работы Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки Задачи:- обобщение изученного материала по теме «Клетка...
Урок по теме "Клетка - элементарная единица живого" 6 класс
Урок изучения нового материала, усвоения навыков и умений по учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". Технология - развитие критического мышления....
Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»
Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»...
Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»
Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...
Технологическая карта к уроку по теме: " Клетка — элементарная единица живого."
Данная разработка по теме Клетка - элементарная единица живого.Составлена для УМК Сонин Н.И...
6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»
Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...