Получение кисломолочных продуктов в домашних условиях
презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме
Отзыв
на проектную работу по биологии ученицы 5б класса МКОУСОШ №47 города Барабинска Коноплевой Виктории по теме: «Получение кисломолочных продуктов в домашних условиях».
Работа соответствует предъявляемым требованиям к структуре, оформлению. Содержание работы соответствует заявленным целям. Тема работы актуальна, так как на сегодняшний день выбор молочных продуктов в продовольственных магазинах очень большой , а по качеству и по полезности для здоровья желают быть лучше. Главная задача проекта выяснить для себя и донести до окружающих как определять полезность молочного продукта, а лучше всего как молочнокислый продукт приготовить в домашних условиях. Считаю, что Виктория очень хорошо справилась с поставленной задачей.
В ходе выполнения практической части Виктория проявляла инициативность и самостоятельность. Ответственно подходила ко всем этапам работы. В работе присутствует новизна подхода к получению конечного результата – изготовление натурального, экологически чистого, полезного кисломолочного продукта.
В работе имеются приложения, состоящие из рисунков, фотографий, видеофильма, которые тесно связаны с текстом исследования, а так же мультимедийное сопровождение. Построение исследовательской работы логично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluchenie_kislomolochnyh_produktov.pptx | 2.39 МБ |
titulnyy_list_dlya_doklada.docx | 42.98 КБ |
doklad_poluchenie_kislomolochnyh_produktov.docx | 521.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы Разобраться, как получаются кисломолочные продукты в домашних условиях. Сделать выводы на основании проведенных опытов.
Начало опыта Молочные продукты
Оператор и постановщик фильма Коноплева Ольга Александровна (моя мама)
Главный повар - консультант Безделева Татьяна Георгиевна (моя бабушка)
Зуева Алла Игоревна (учитель биологии) Руководитель проекта
Спасибо за внимание! Д Доброго, вам, здоровьица!
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС
ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
ДОКЛАД
«Получение кисломолочных продуктов
в домашних условиях»
Выполнила:
ученица 5«б» класса
МКОУСОШ №47
Коноплева Виктория
Константиновна.
Руководитель:
Зуева Алла Игоревна
учитель биологии
первой квалификационной
категории.
Барабинск-2013 год
Предварительный просмотр:
Содержание
страница | ||
1. 1 | Обоснование выбора | 2 |
1. 2 | Цель работы | 2 |
1. 3 | Задачи работы | 2 |
1. 4 | Этапы работы | 3 |
1. 5 | Необходимые ресурсы | 3 |
2. | Основная часть | 4 |
3. | Вывод | 7 |
4. | Используемая литература | 7 |
Приложение № 1 | 8 | |
Приложение № 2 | 8 | |
Приложение № 3 | 9 | |
Приложение № 4 | 9 | |
Приложение № 5 | 10 | |
Приложение № 6 | 10 | |
Приложение № 7 | 11 | |
1.1. Обоснование выбора
Я очень люблю молочные продукты: молоко, сметану, кефир, ряженку, сыры и меня заинтересовали вопросы возможности получения густых кисломолочных продуктов в домашних условиях. Это и послужило толчком для написания данной проектно-исследовательской работы.
1.2. Цель работы
- Разобраться, как получаются кисломолочные продукты в домашних условиях.
- Сделать выводы на основании проведенных опытов.
1.3. Задачи работы
- Проведение опытов по получению кисломолочных продуктов в домашних условиях.
- Изучение влияния состава молока на свойства кисломолочных продуктов, полученных в домашних условиях.
- Сравнение свойств кисломолочных продуктов, полученных в домашних условиях и продаваемых в магазинах.
- Проанализировать и обработать собранную информацию.
- Создать видеофильм «Технология изготовления варенца в домашних условиях»
- Оформить материал.
- Представить результаты проектно-исследовательской работы.
I.4. Этапы работы
№ п/п | Этапы | Сроки | Примечание |
Подготовка | 01-07.11.11 | Выполнено | |
а) консультация с учителем | 01-07.11.11 | Выполнено | |
б) консультация с родителями | 01-07.11.11 | Выполнено | |
Проведение опытов над молочными продуктами | 08-25.11.11 | Приложение (видео) | |
Консультация с родителями | 26-30.11.11 | Выполнено | |
Консультация с учителем | 01-07.12.11 | Выполнено | |
Прочтение учебного пособия И.А. Ереминой "Микробиология молока и молочных продуктов" | 08-25.12.11 | Выполнено | |
Отбор фотографий для презентации | 25-30.12.11 | Выполнено | |
Консультация с учителем | 11-18.01.12 | Выполнено | |
Оформление работы | 19-31.01.02 | Выполнено | |
Создание презентации для защиты проекта в среде Microsoft Power Point | 01-02.15.02 | Выполнено | |
Защита проекта на " Школьном конкурсе творческих исследовательских работ» | 20.02 |
1.5. Необходимые ресурсы:
- Молочные продукты: 4 вида молочных продуктов с различными сроками хранения.
- Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, принтер, бумага, емкости.
- Специализированная литература, помощь родителей.
2. Основная часть
Я очень люблю молочные продукты: молоко, сметану, кефир, ряженку, сыры. По телевидению очень часто рекламируют кисломолочные продукты и их пользу. Однажды я спросила у мамы: как из жидкого молока получаются твердый сыр, ряженку, варенец, йогурт? Мама мне ответила, что все дело в бактериях. Я все время считала, что бактерии наряду с вирусами являются вредными организмами, которые вызывают различные болезни: чуму, холеру, туберкулез, сибирскую язву и многие другие. Я решила разобраться, как же получаются кисломолочные продукты.
Для начала я взяла четыре вида молочных продуктов: парное молоко от домашней коровы, молоко "Для всей семьи" со сроком хранения 12 суток, молоко «Простоквашино» со сроком хранения 9 месяцев и питьевые сливки "Простоквашино" со сроком хранения 6 месяцев (приложение 1). Налила их в четыре тщательно вымытые емкости и поставила на стол в кухне при комнатной температуре 23°С, присвоив им номера от 1 до 4: №1 – молоко от домашней коровы, №2 «Простоквашино», №3 - молоко " Для всей семьи" и №4 - питьевые сливки " Простоквашино " (приложение 2,3). Уже на следующий день, что-то стало происходить с домашним молоком и молоком " Для всей семьи ". Они стали более пористыми, выделив водянистую жидкость (приложение 4). Мама сказала мне, что они заквасились. У домашнего молока жидкость была более желтоватого цвета, а у молока " Для всей семьи " - более прозрачная. При этом объем домашнего молока сильно увеличился в объеме за счет пористой структуры. Еще через сутки сливки приобрели густую консистенцию. Молоко превратилось в простоквашу, а сливки – в сметану, отличающуюся по вкусу от той, что мы покупаем в магазине. С молоком «Простоквашино» и питьевыми сливками очень долго ничего не происходило. Лишь через неделю оно выделило водянистую жидкость желтовато-прозрачного цвета, при этом, практически не увеличившись в объеме, и приобрело горьковатый привкус (приложение 5). Еще через двое суток на нем появилась плесень, которая с каждым днем продолжала расти (приложение 6).
Мне стало интересно, почему так произошло. Почему молоко превратилось в простоквашу, а не в кефир? Почему у загустевших сливок вкус отличался от сметаны, продаваемой в магазине? Почему парное молоко от домашней коровы и молоко " Для всей семьи " быстро превратились в простоквашу, а молоко «Простоквашино» еще на протяжении целой недели оставалось в жидком виде? Почему после того, как оно заквасилось, приобрело горьковатый вкус?
На все эти вопросы я и попыталась найти ответы!
Сначала обратилась к своим детским энциклопедиям, но в них ничего не нашла. Учитель биологии посоветовала найти ответы на эти вопросы в учебном пособии И.А. Ереминой "Микробиология молока и молочных продуктов". Вот, что из этого получилось. Я выяснила, что всему виной молочнокислые бактерии рода Streptococcus, которые широко используются при производстве творога, простокваши, кефира, кумыса, сметаны, сливочного масла, сыров и других продуктов. Все молочнокислые бактерии относятся к царству прокариот. Молочнокислые стрептококки имеют клетки шаровидной формы, располагаются в зависимости от вида попарно, короткими и длинными цепочками. Молочнокислое брожение - анаэробное окисление лактозы и глюкозы, содержащихся в молоке, в молочную кислоту. Осуществляется большой группой молочнокислых бактерий, которые используются для изготовления кисломолочных продуктов [1, с. 15].
Вопрос 1. Почему молоко превратилось в простоквашу, а не в кефир?
Ответ. Оказывается для различных кисломолочных продуктов, используются различные молочнокислые бактерии. Простоквашу готовят с использованием термофильных молочнокислых бактерий при температуре 40-45°С в течение 3-5 часов, а кефир с использованием естественной симбиотической закваски – кефирного грибка при температуре 20-220С в течение 10-12 часов [1, с. 16].
Вывод. В домашних условиях невозможно получить кефир с помощью естественной закваски.
Вопрос 2. Почему у загустевших сливок вкус отличался от сметаны, продаваемой в магазине?
Ответ. При приготовлении сметаны процесс сквашивания молока проводят при температуре 300С в течение 6-8 часов. В состав микрофлоры этого продукта входят гомоферментативные стрептококки: Streptococcus lactis, Streptococcus cremoris; гетероферментативные ароматобразующие стрептококки: Streptococcus diacetylactis, Streptococcus acetoinicus и ароматобразующие лейконостоки вида Leuconostoc dextranicum, содержание которых в готовой сметане составляет 107 клеток в 1 г [1, с. 19].
Вывод. При сквашивании сливок в домашних условиях невозможно получить сметану, аналогичную продаваемой в магазине, в связи с тем, что при ее производстве используются нормализованные сливки с применением закваски.
Вопрос 3. Почему парное молоко от домашней коровы и молоко " Для всей семьи " превратились в простоквашу, а молоко «Простоквашино» еще на протяжении целой недели оставалось в жидком виде?
Ответ. Парное молоко от домашней коровы не подвергается никакой тепловой обработке. Молоко " Для всей семьи " с коротким сроком хранения подвергается пастеризации – тепловой обработки при температуре ниже 1000С. Обычно применяют следующие режимы пастеризации:
1) при температуре 63-650С в течение 30 минут;
2) при температуре 72-760С в течение 20-30 секунд;
3) при температуре 85-950С в течение нескольких секунд (мгновенная пастеризация).
Общее количество бактерий в 1 см3 молока, отобранного после секции охлаждения пастеризатора, не должно превышать 10 тыс [1, с. 45]..
Молоко «Простоквашино» и питьевые сливки подвергались процессу стерилизации – способ термической обработки молока при температуре выше 1000С с целью уничтожения вегетативных клеток и большинства спор бактерий.
В стерилизованном молоке допускается наличие небольшого количества спор бактерий, которые не размножаются и не вызывают изменений в продукте на протяжении всего срока хранения [1, с. 48]..
Вывод. Стерилизации препятствует процессу сквашивания молока за счет уничтожения большинства спор кисломолочных бактерий.
Вопрос 4. Почему после того, как оно заквасилось, приобрело горьковатый вкус?
Ответ. Прогорклый вкус появляется в результате развития анаэробных спорообразующих маслянокислых бактерий. Прогорклый вкус наблюдается также при развитии в молоке флуоресцирующих бактерий, которые окисляют жиры с образованием альдегидов и кетонов [1, с. 52]..
Вывод. Стерилизованное молоко не рекомендуется заквашивать в домашних условиях в связи с малым количеством кисломолочных бактерий и развития маслянокислых и флуоресцирующих бактерий.
Про свои эксперименты я рассказала своей бабушке и она с большой радостью поделилась своим рецептом изготовления варенца (приложение 7).
Мы с мамой решили приготовить варенец в домашних условиях. Получился очень вкусный варенец.
3. Вывод
Для себя я сделала следующий вывод: бактерии могут быть не только вредны для человеческого организма, но и полезны. Без деятельности бактерий невозможно получение многих так любимых мной молочных продуктов.
Считаю, что знания и опыт, которые я приобрела в ходе данного исследования очень пригодятся мне в жизни.
4. Используемая литература
1. И.А. Еремина "Микробиология молока и молочных продуктов": Учебное пособие. – Кемерово, 2004. – 80 с.
Приложение № 1
Материал для исследования
Приложение № 2
Начало опыта
Приложение № 3
Начало опыта
№1 – молоко от домашней коровы, №2 «Простоквашино»,
№3 - молоко "Для всей семьи",
№4 - питьевые сливки «Простоквашино»
Приложение № 4
День второй
Приложение № 5
День седьмой
Приложение № 6
День двенадцатый №2 «Простоквашино»
Приложение № 7
Рецепт:
Вскипятить 2 литра молока и сразу вылить его в термос.
Поставить на сутки, не открывая.
Через сутки молоко из термоса вылить в 2-х литровую банку.
Остудить до теплого, а потом положить 2 столовые ложки сметаны. Оставить при комнатной температуре на 6 часов.
Приятного аппетита!
Татьяна Георгиевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Микробиология кисломолочных продуктов
Раздел: Техническая микробиология.Тема: Микробиология кисломолочных продуктов. Цель:Познакомить учащихся с одним из разделов технической микробиологии- микробиологией кисломолочных продуктов;науч...
план конспекта урока "Кисломолочные продукты и блюда из них"
Открытый урок 7 класса с применением открытые образовательные мультимедиа системы (ОМС)...
Исследовательская работа по теме: «Как появляется радуга. Получение радуги в домашних условиях»(Выполнила Пономарева Вика).
Какое из природных явлений может сравниться по красоте с радугой? Возможно полярное сияние, вот только его видели совсем не много человек. А радугу, которая появляется сразу после дождя,...
Презентация у уроку 7 класс "Кисломолочные продукты. Блюда из творога"
В презентации размещен ассортимент кисломолочных продуктов с кратким описанием, технологическая последовательность приготовления сырников...
Получение эфирных масел в домашних условиях
Простые способы получения в домашних условиях эфирных масел растений...
Презентация по предмету труд(технология) по теме «Кисломолочные продукты.Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов».
В данной презентации рассмотрены следующие вопросы:Классификация кисломолочных продуктовСпособы их полученияТехнология приготовления блюд из кисломолочных продуктов....
Тест по предмету труд (технология) по теме "Классификация кисломолочных продуктов. Способы их получения.Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов".
Данный тест состоит из 10 вопросов по теме с 4 вариантами ответов на вопрос....