Получение кисломолочных продуктов в домашних условиях
презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме
Отзыв
на проектную работу по биологии ученицы 5б класса МКОУСОШ №47 города Барабинска Коноплевой Виктории по теме: «Получение кисломолочных продуктов в домашних условиях».
Работа соответствует предъявляемым требованиям к структуре, оформлению. Содержание работы соответствует заявленным целям. Тема работы актуальна, так как на сегодняшний день выбор молочных продуктов в продовольственных магазинах очень большой , а по качеству и по полезности для здоровья желают быть лучше. Главная задача проекта выяснить для себя и донести до окружающих как определять полезность молочного продукта, а лучше всего как молочнокислый продукт приготовить в домашних условиях. Считаю, что Виктория очень хорошо справилась с поставленной задачей.
В ходе выполнения практической части Виктория проявляла инициативность и самостоятельность. Ответственно подходила ко всем этапам работы. В работе присутствует новизна подхода к получению конечного результата – изготовление натурального, экологически чистого, полезного кисломолочного продукта.
В работе имеются приложения, состоящие из рисунков, фотографий, видеофильма, которые тесно связаны с текстом исследования, а так же мультимедийное сопровождение. Построение исследовательской работы логично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluchenie_kislomolochnyh_produktov.pptx | 2.39 МБ |
titulnyy_list_dlya_doklada.docx | 42.98 КБ |
doklad_poluchenie_kislomolochnyh_produktov.docx | 521.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы Разобраться, как получаются кисломолочные продукты в домашних условиях. Сделать выводы на основании проведенных опытов.
Начало опыта Молочные продукты
Оператор и постановщик фильма Коноплева Ольга Александровна (моя мама)
Главный повар - консультант Безделева Татьяна Георгиевна (моя бабушка)
Зуева Алла Игоревна (учитель биологии) Руководитель проекта
Спасибо за внимание! Д Доброго, вам, здоровьица!
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС
ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
ДОКЛАД
«Получение кисломолочных продуктов
в домашних условиях»
Выполнила:
ученица 5«б» класса
МКОУСОШ №47
Коноплева Виктория
Константиновна.
Руководитель:
Зуева Алла Игоревна
учитель биологии
первой квалификационной
категории.
Барабинск-2013 год
Предварительный просмотр:
Содержание
страница | ||
1. 1 | Обоснование выбора | 2 |
1. 2 | Цель работы | 2 |
1. 3 | Задачи работы | 2 |
1. 4 | Этапы работы | 3 |
1. 5 | Необходимые ресурсы | 3 |
2. | Основная часть | 4 |
3. | Вывод | 7 |
4. | Используемая литература | 7 |
Приложение № 1 | 8 | |
Приложение № 2 | 8 | |
Приложение № 3 | 9 | |
Приложение № 4 | 9 | |
Приложение № 5 | 10 | |
Приложение № 6 | 10 | |
Приложение № 7 | 11 | |
1.1. Обоснование выбора
Я очень люблю молочные продукты: молоко, сметану, кефир, ряженку, сыры и меня заинтересовали вопросы возможности получения густых кисломолочных продуктов в домашних условиях. Это и послужило толчком для написания данной проектно-исследовательской работы.
1.2. Цель работы
- Разобраться, как получаются кисломолочные продукты в домашних условиях.
- Сделать выводы на основании проведенных опытов.
1.3. Задачи работы
- Проведение опытов по получению кисломолочных продуктов в домашних условиях.
- Изучение влияния состава молока на свойства кисломолочных продуктов, полученных в домашних условиях.
- Сравнение свойств кисломолочных продуктов, полученных в домашних условиях и продаваемых в магазинах.
- Проанализировать и обработать собранную информацию.
- Создать видеофильм «Технология изготовления варенца в домашних условиях»
- Оформить материал.
- Представить результаты проектно-исследовательской работы.
I.4. Этапы работы
№ п/п | Этапы | Сроки | Примечание |
Подготовка | 01-07.11.11 | Выполнено | |
а) консультация с учителем | 01-07.11.11 | Выполнено | |
б) консультация с родителями | 01-07.11.11 | Выполнено | |
Проведение опытов над молочными продуктами | 08-25.11.11 | Приложение (видео) | |
Консультация с родителями | 26-30.11.11 | Выполнено | |
Консультация с учителем | 01-07.12.11 | Выполнено | |
Прочтение учебного пособия И.А. Ереминой "Микробиология молока и молочных продуктов" | 08-25.12.11 | Выполнено | |
Отбор фотографий для презентации | 25-30.12.11 | Выполнено | |
Консультация с учителем | 11-18.01.12 | Выполнено | |
Оформление работы | 19-31.01.02 | Выполнено | |
Создание презентации для защиты проекта в среде Microsoft Power Point | 01-02.15.02 | Выполнено | |
Защита проекта на " Школьном конкурсе творческих исследовательских работ» | 20.02 |
1.5. Необходимые ресурсы:
- Молочные продукты: 4 вида молочных продуктов с различными сроками хранения.
- Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, принтер, бумага, емкости.
- Специализированная литература, помощь родителей.
2. Основная часть
Я очень люблю молочные продукты: молоко, сметану, кефир, ряженку, сыры. По телевидению очень часто рекламируют кисломолочные продукты и их пользу. Однажды я спросила у мамы: как из жидкого молока получаются твердый сыр, ряженку, варенец, йогурт? Мама мне ответила, что все дело в бактериях. Я все время считала, что бактерии наряду с вирусами являются вредными организмами, которые вызывают различные болезни: чуму, холеру, туберкулез, сибирскую язву и многие другие. Я решила разобраться, как же получаются кисломолочные продукты.
Для начала я взяла четыре вида молочных продуктов: парное молоко от домашней коровы, молоко "Для всей семьи" со сроком хранения 12 суток, молоко «Простоквашино» со сроком хранения 9 месяцев и питьевые сливки "Простоквашино" со сроком хранения 6 месяцев (приложение 1). Налила их в четыре тщательно вымытые емкости и поставила на стол в кухне при комнатной температуре 23°С, присвоив им номера от 1 до 4: №1 – молоко от домашней коровы, №2 «Простоквашино», №3 - молоко " Для всей семьи" и №4 - питьевые сливки " Простоквашино " (приложение 2,3). Уже на следующий день, что-то стало происходить с домашним молоком и молоком " Для всей семьи ". Они стали более пористыми, выделив водянистую жидкость (приложение 4). Мама сказала мне, что они заквасились. У домашнего молока жидкость была более желтоватого цвета, а у молока " Для всей семьи " - более прозрачная. При этом объем домашнего молока сильно увеличился в объеме за счет пористой структуры. Еще через сутки сливки приобрели густую консистенцию. Молоко превратилось в простоквашу, а сливки – в сметану, отличающуюся по вкусу от той, что мы покупаем в магазине. С молоком «Простоквашино» и питьевыми сливками очень долго ничего не происходило. Лишь через неделю оно выделило водянистую жидкость желтовато-прозрачного цвета, при этом, практически не увеличившись в объеме, и приобрело горьковатый привкус (приложение 5). Еще через двое суток на нем появилась плесень, которая с каждым днем продолжала расти (приложение 6).
Мне стало интересно, почему так произошло. Почему молоко превратилось в простоквашу, а не в кефир? Почему у загустевших сливок вкус отличался от сметаны, продаваемой в магазине? Почему парное молоко от домашней коровы и молоко " Для всей семьи " быстро превратились в простоквашу, а молоко «Простоквашино» еще на протяжении целой недели оставалось в жидком виде? Почему после того, как оно заквасилось, приобрело горьковатый вкус?
На все эти вопросы я и попыталась найти ответы!
Сначала обратилась к своим детским энциклопедиям, но в них ничего не нашла. Учитель биологии посоветовала найти ответы на эти вопросы в учебном пособии И.А. Ереминой "Микробиология молока и молочных продуктов". Вот, что из этого получилось. Я выяснила, что всему виной молочнокислые бактерии рода Streptococcus, которые широко используются при производстве творога, простокваши, кефира, кумыса, сметаны, сливочного масла, сыров и других продуктов. Все молочнокислые бактерии относятся к царству прокариот. Молочнокислые стрептококки имеют клетки шаровидной формы, располагаются в зависимости от вида попарно, короткими и длинными цепочками. Молочнокислое брожение - анаэробное окисление лактозы и глюкозы, содержащихся в молоке, в молочную кислоту. Осуществляется большой группой молочнокислых бактерий, которые используются для изготовления кисломолочных продуктов [1, с. 15].
Вопрос 1. Почему молоко превратилось в простоквашу, а не в кефир?
Ответ. Оказывается для различных кисломолочных продуктов, используются различные молочнокислые бактерии. Простоквашу готовят с использованием термофильных молочнокислых бактерий при температуре 40-45°С в течение 3-5 часов, а кефир с использованием естественной симбиотической закваски – кефирного грибка при температуре 20-220С в течение 10-12 часов [1, с. 16].
Вывод. В домашних условиях невозможно получить кефир с помощью естественной закваски.
Вопрос 2. Почему у загустевших сливок вкус отличался от сметаны, продаваемой в магазине?
Ответ. При приготовлении сметаны процесс сквашивания молока проводят при температуре 300С в течение 6-8 часов. В состав микрофлоры этого продукта входят гомоферментативные стрептококки: Streptococcus lactis, Streptococcus cremoris; гетероферментативные ароматобразующие стрептококки: Streptococcus diacetylactis, Streptococcus acetoinicus и ароматобразующие лейконостоки вида Leuconostoc dextranicum, содержание которых в готовой сметане составляет 107 клеток в 1 г [1, с. 19].
Вывод. При сквашивании сливок в домашних условиях невозможно получить сметану, аналогичную продаваемой в магазине, в связи с тем, что при ее производстве используются нормализованные сливки с применением закваски.
Вопрос 3. Почему парное молоко от домашней коровы и молоко " Для всей семьи " превратились в простоквашу, а молоко «Простоквашино» еще на протяжении целой недели оставалось в жидком виде?
Ответ. Парное молоко от домашней коровы не подвергается никакой тепловой обработке. Молоко " Для всей семьи " с коротким сроком хранения подвергается пастеризации – тепловой обработки при температуре ниже 1000С. Обычно применяют следующие режимы пастеризации:
1) при температуре 63-650С в течение 30 минут;
2) при температуре 72-760С в течение 20-30 секунд;
3) при температуре 85-950С в течение нескольких секунд (мгновенная пастеризация).
Общее количество бактерий в 1 см3 молока, отобранного после секции охлаждения пастеризатора, не должно превышать 10 тыс [1, с. 45]..
Молоко «Простоквашино» и питьевые сливки подвергались процессу стерилизации – способ термической обработки молока при температуре выше 1000С с целью уничтожения вегетативных клеток и большинства спор бактерий.
В стерилизованном молоке допускается наличие небольшого количества спор бактерий, которые не размножаются и не вызывают изменений в продукте на протяжении всего срока хранения [1, с. 48]..
Вывод. Стерилизации препятствует процессу сквашивания молока за счет уничтожения большинства спор кисломолочных бактерий.
Вопрос 4. Почему после того, как оно заквасилось, приобрело горьковатый вкус?
Ответ. Прогорклый вкус появляется в результате развития анаэробных спорообразующих маслянокислых бактерий. Прогорклый вкус наблюдается также при развитии в молоке флуоресцирующих бактерий, которые окисляют жиры с образованием альдегидов и кетонов [1, с. 52]..
Вывод. Стерилизованное молоко не рекомендуется заквашивать в домашних условиях в связи с малым количеством кисломолочных бактерий и развития маслянокислых и флуоресцирующих бактерий.
Про свои эксперименты я рассказала своей бабушке и она с большой радостью поделилась своим рецептом изготовления варенца (приложение 7).
Мы с мамой решили приготовить варенец в домашних условиях. Получился очень вкусный варенец.
3. Вывод
Для себя я сделала следующий вывод: бактерии могут быть не только вредны для человеческого организма, но и полезны. Без деятельности бактерий невозможно получение многих так любимых мной молочных продуктов.
Считаю, что знания и опыт, которые я приобрела в ходе данного исследования очень пригодятся мне в жизни.
4. Используемая литература
1. И.А. Еремина "Микробиология молока и молочных продуктов": Учебное пособие. – Кемерово, 2004. – 80 с.
Приложение № 1
Материал для исследования
Приложение № 2
Начало опыта
Приложение № 3
Начало опыта
№1 – молоко от домашней коровы, №2 «Простоквашино»,
№3 - молоко "Для всей семьи",
№4 - питьевые сливки «Простоквашино»
Приложение № 4
День второй
Приложение № 5
День седьмой
Приложение № 6
День двенадцатый №2 «Простоквашино»
Приложение № 7
Рецепт:
Вскипятить 2 литра молока и сразу вылить его в термос.
Поставить на сутки, не открывая.
Через сутки молоко из термоса вылить в 2-х литровую банку.
Остудить до теплого, а потом положить 2 столовые ложки сметаны. Оставить при комнатной температуре на 6 часов.
Приятного аппетита!
Татьяна Георгиевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Микробиология кисломолочных продуктов
Раздел: Техническая микробиология.Тема: Микробиология кисломолочных продуктов. Цель:Познакомить учащихся с одним из разделов технической микробиологии- микробиологией кисломолочных продуктов;науч...
план конспекта урока "Кисломолочные продукты и блюда из них"
Открытый урок 7 класса с применением открытые образовательные мультимедиа системы (ОМС)...
Исследовательская работа по теме: «Как появляется радуга. Получение радуги в домашних условиях»(Выполнила Пономарева Вика).
Какое из природных явлений может сравниться по красоте с радугой? Возможно полярное сияние, вот только его видели совсем не много человек. А радугу, которая появляется сразу после дождя,...
Презентация у уроку 7 класс "Кисломолочные продукты. Блюда из творога"
В презентации размещен ассортимент кисломолочных продуктов с кратким описанием, технологическая последовательность приготовления сырников...
"Определение содержания молочнокислых бактерий в кисломолочных продуктах"
Исследовательская работа, в которой исследуется содержание кисломолочных бактерий с помощью индикатора бромтимоловый синий....
Тема: Кисломолочные продукты и блюда из них.
Цели: ознакомить учащихся с ассортиментом кисломолочных продуктов, их пищевой ценностью; учить приготовлению кисломолочных продуктов в домашних условиях, блюд из кисломолочных продуктов; прививать нав...
Получение эфирных масел в домашних условиях
Простые способы получения в домашних условиях эфирных масел растений...