Кровь
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Журавлева Ирина Сергеевна

презентация к урокам "Внутренняя среда организма. Форменные элементы крови.Донорство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon plazma_krovi_ee_sostav.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. Составил: учитель биологии МОУ СОШ с/п Снежный Журавлёва И.С.

Слайд 2

Цель: 1.Познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови 2.Расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; совместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей

Слайд 3

Оборудование: Таблицы «Кровь», микропрепараты крови лягушки и человека, микроскопы, интерактивная доска

Слайд 4

«Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме». Н.А. Кассирский

Слайд 5

Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здорового человека, считая, что в крови здоровых людей – здоровая душа. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма . Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма.

Слайд 6

Кровь — основная транспортная система внутри организма, осуществляющая перенос различных веществ Функции крови Питательная —за счет транспорта растворенных питательных веществ от пищеварительного тракта к тканям, местам резервных запасов и от них; дыхательная — путем транспорта газов (кислорода и углекислого газа) от дыхательных органов к тканям и в обратном направлении; транспорт гормонов от желез внутренней секреции к органам (гуморальная регуляция); транспорт конечных продуктов метаболизма из тканей к органам выделения; защитная — обеспечение клеточного и гуморального иммунитета, свертывания крови; терморегуляторная — перераспределение тепла между органами, регуляцию теплоотдачи через кожу; механическая — придание тургорного напряжения органам за счет прилива к ним крови, а также обеспечения ультрафильтрации в капиллярах капсул нефрона почек и др.; гомеостатическая — поддержание постоянства внутренней среды организма, пригодной для клеток в отношении ионного состава, концентрации водородных ионов и др.

Слайд 7

Кровь форменные элементы лейкоциты эритроциты тромбоциты

Слайд 8

Задание Изучите данные, приведенные в таблице. Сравните состав морской воды и сыворотки крови человека. Почему кровь называют «плененным морем»

Слайд 9

Химический элемент Морская вода Сыворотка крови Na 30 , 5 39,0 Mg 3 , 8 0,5 Ca 1 , 2 1,0 R 1 , 8 2,6 Cl 55 , 2 45,0 CO 2 0 , 5 11,0 Другие элементы 7,0 0,9

Слайд 10

Плазма Плазма – это жидкая часть крови, в которой находятся её форменные элементы. В теле взрослого человека находится около 5л крови; 55%(2,75л) из них занимает плазма.Плазма представляет собой слегка желтоватую полупрозрачную жидкость с удельным весом 1,020-1,028 (удельный вес крови 1,054-1,066) и состоит из воды, органических соединений и неорганических солей. 90-92% составляет вода, 7-8% - белки, 0,1% - глюкоза и 0,9% - соли

Слайд 11

взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой; механическая (придаёт органам упругость за счёт прилива); питательная (доставка питательных веществ); выделительная (выведение продуктов диссимиляции, СО2 из организма); защитная (иммунитет, свертывание); терморегулирующая; регуляторная (гуморальная). Функции плазмы

Слайд 12

В плазме крови взвешены красные кровяные тельца, или эритроциты. Эритроциты многих млекопитающих и человека представляют двояковогнутые диски, не имеющие ядер. Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге, в процессе созревания они теряют ядра, а затем поступают в кровь. Средняя продолжительность жизни одного эритроцита составляет примерно 127 дней, затем эритроцит разрушается (преимущественно в селезенке). Эритроциты У взрослого мужчины в 1 мм3 крови содержится около 5 400 000 эритроцитов, а у взрослой женщины - 4 500 000 - 5 000 000. У новорожденных детей эритроцитов больше - от 6 до 7 млн в 1 мм3. Каждый эритроцит содержит около 265 млн молекул гемоглобина - красного пигмента, переносящего кислород и углекислоту. Подсчитано, что ежесекундно образуется около 2,5 млн эритроцитов и столько же разрушается

Слайд 13

Если все эритроциты одного человека можно было бы уложить в ряд, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору Если считать эритроциты со скоростью 100 тыс. штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобилось бы 450 тыс. лет. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но зато число их в 1 куб мм крови в 13 раз больше. Подумать только...

Слайд 14

Кислород из легких доставляется в клетки В капиллярах легких кислород диффундирует из плазмы в эритроциты и соединяется с гемоглобином , образуя оксигемоглобин. В капиллярах тканей в условиях низкого парциального давления кислорода комплекс распадается. Гемоглобин, соединенный с кислородом, называется оксигемоглобином, а гемоглобин, отдавший кислород - восстановленным гемоглобином

Слайд 15

Лабораторная работа Тема. Изучение строения эритроцита человека и лягушки. Цель: найти отличительные особенности эритроцита человека и лягушки, связать строение с выполняемыми функциями. Ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода кровь человека или лягушки? Почему?» Оборудование: микроскопы, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека, штатив для микропрепаратов Ход урока Приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличение. Просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении. Зарисуйте эритроцит, опишите его форму и форму ядра. Рассмотрите препарат крови человека, найдите в поле зрения микроскопа эритроциты Зарисуйте эти кровяные тельца в своих тетрадях. Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки. Чья кровь, человека или лягушки, перенесёт в единицу времени больше кислорода? Почему?

Слайд 16

Эритроциты лягушки и человека Эритроцит лягушки Эритроцит человека в 3 раза меньше

Слайд 17

Вывод: Эритроциты человека, в отличии от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму. Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода. Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.

Слайд 18

Лейкоциты Кровь содержит пять видов белых кровяных телец, или лейкоцитов, - бесцветных клеток, содержащих ядро и цитоплазму. Они образуются в красном костном мозгу, лимфатических узлах и селезенке. Лейкоциты лишены гемоглобина и способны к активному амебоидному движению. Лейкоцитов меньше, чем эритроцитов - в среднем около 7 000 на 1 мм3, но число их колеблется в пределах от 5 000 до 9 000 (или 10 000) у разных людей и даже у одного и того же человека в разное время суток: меньше всего их рано утром, а больше всего - после полудня . Функция - защитная

Слайд 19

Органы, в которых образуются лейкоциты

Слайд 20

Лейкоциты

Слайд 21

Лейкоциты зернистые незернистые нейтрофилы эозинофилы базофилы моноциты лимфоциты Лейкоциты способны выходить из кровяного русла и накапливаться в местах поражения тканей организма. Специальные лейкоциты образуют особые белки антитела, участвующие в обезвреживании чужеродных веществ.

Слайд 22

Уничтожение микроба фагоцитом Лейкоциты способны к амебойдному движению. Они приближаются к клетке микроба, фагоцитарным способом поглощают её и переваривают. Часто сама клетка лейкоцита при этом погибает 1 -фагоциты, выходящие из сосуда; 2 -защитный вал; 3 -микробы, занесённые занозой; 4 -нервы; 5 -эритроциты

Слайд 23

Тромбоциты, или кровяные пластинки, - наименьшие из всех клеток крови. Они образуются в костном мозгу. Количество их в 1 мм3 крови колеблется от 300 000 до 400 000. Они играют важную роль в начале процесса свертывания крови. Тромбоциты

Слайд 24

Свёртывание крови (образование тромба) Рана Тромбоциты разрушаются Тромбопластин Соли Са 2+ Ферменты плазмы (глобулины) Протромбин Тромбин (в плазме) Фибриноген (растворимый) Фибрин (в виде нитей) Тромб Клетки крови

Слайд 25

Свертывание крови имеет большое биологическое значение, предохраняя организм от значительной потери крови. При ранениях кровь свертывается в течение 3-4 минут. Свертывание обусловлено превращением находящегося в плазме растворимого белка фибриногена в нерастворимый фибрин и образованием сгустка, закупоривающего поврежденный сосуд.

Слайд 27

Группы крови. Все люди на земле имеют одну из четырех групп крови: А( II ), В( III ), АВ( IV ) или О( I ). Группа крови человека определяется содержанием специфических белков в плазме и в эритроцитах. Кровь людей I (0) группы можно переливать всем людям, поэтому людей с кровью I (0) группы называют универсальными донорами. При переливании крови необходимо, чтобы группа крови донора соответствовала группе крови реципиента. В среднем I (0) группу крови имеют 40% людей, II (А) - 39%, III (В) - 15% и IV (АВ) - 6%. Карта распространения обладателей 0(1) группы крови в процентах

Слайд 28

Кровь II (А) группы можно переливать людям с II (А) и IV (АВ) группами крови; кровь III (В) группы может быть перелита людям с III (В) и IV (АВ) группам крови и кровь IV (АВ) группы - только людям с IV (АВ) группой крови. Из схемы видно, что людям, имеющим IV группу крови, можно переливать кровь любой группы (она не содержит агглютининов), таких людей называют универсальными реципиентами.

Слайд 29

Если группы крови подобраны неправильно, то существует опасность склеивания и разрушения эритроцитов(агглютинации). Причина этого явления заключается в следующем: в плазме крови находится агглютинирующее (склеивающее) вещество - агглютинин, а в эритроцитах - агглютинируемое склеиваемое) вещество - агглютиноген. Агглютинация

Слайд 30

При переливании крови необходимо учитывать ещё один фактор. Это так называемый резус-фактор, который также представляет собой молекулу белка. Люди, в крови которых его нет, называется резус отрицательным ( Rh-) . И кровь они могут получать только от резус отрицательных (Rh-) доноров. Перед переливанием крови проводится обязательный тест на групповую несовместимость крови донора и реципиента. Переливание крови, несовместимой по группе и резус-фактору, может вызвать тяжёлые осложнения у реципиента и даже привести к смерти. Резус-фактор

Слайд 31

Агглютинация

Слайд 32

Работа с терминами. 1 . Красные кровяные клетки. 2.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. 3.Белые кровяные клетки. 4.Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. 5.Вещество, входящее в состав эритроцитов. 6.Жидкая часть крови. 7.Группа крови универсального донора. 8.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный бе­лок или организм. Закрепление

Слайд 33

Работа с терминами. 1. Красные кровяные клетки (Эритроциты) 2.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.) 3.Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты.) 4.Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.) 5.Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.) 6.Жидкая часть крови. (Плазма.) 7.Группа крови универсального донора. (1 или 00.) 8.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный бе­лок или организм. ( Антитело.) Ответы

Слайд 34

Угодай ребус 1 2 4 3

Слайд 35

1 Кровь 2 Лимфа Донор 3 Лейкоцит Ответы 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Кровь.Переливание крови."

Урок-презентация проводится в курсе биологии 8 класса....

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

«Плазма крови. Её состав. Форменные элементы крови» . урок биологии

Урок позволит изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями....

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

изучение состава, строения и функций крови...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок разработан в рамках эксперимента по гуманитарному образованию....

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....