«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».
план-конспект урока по биологии по теме
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок разработан в рамках эксперимента по гуманитарному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanit_urok_vnutr._sredakrov.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
городского округа г. Урюпинск
ОТКРЫТЫЙ УРОК
В РАМКАХ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА БАЗЕ МБОУ СОШ №4
ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УРЮПИНСК
НА ТЕМУ:
«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».
Учитель биологии: Бондарева Н.Н.
Г. Урюпинск 2013 г.
Тема урока: Внутренняя среда организма. Кровь, состав крови.
Данный урок был проведен в 8а классе. В классе 16 человек , 9 мальчиков и 7 девочек. Половина класса- 7 человек учатся на «4» и одна девочка на «5». У учащихся хорошо развита речь, память, они умеют извлекать информацию из текста. Вторая половина представлена учащимися, которых в пед. среде называют «слабыми», но и у тех и у других, хотя и в разной степени, недостаточно развит опыт самосознания, рефлексии («присутствие» на уроке), диалогичность, самостоятельность в творчестве. Некоторые не могут выслушать новый материал до конца, признаются , что оказываются далеко от жизни класса на уроке, не слышат и не чувствуют других учащихся.
Цель: Создать организационные и содержательные условия для формирования у учащихся опыта самосознания, рефлексии, диалогичности, самостоятельности в творчестве и развития интереса к себе, серьезного и ответственного отношения к своему здоровью, важного общего понятия о внутренней среде организма, значении постоянства внутренней среды и дать первоначальное понятие о составе крови, ее функции, свертывании крови .
Задачи урока:
- Формировать контекстное видение предметного материала.
-Формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.
- Сформировать знания о составе крови и её функциях, роли свёртывания в предохранении организма от потерь крови, значении переливания крови;
-раскрыть материал о необходимости сохранения постоянного солевого состава плазмы крови.
-Научить осмысленно излагать материал, работать с лабораторным оборудованием ,понимать сущность биологических процессов (свертывания крови) .
-Сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь.
-Пробудить интерес к анализу биологического объекта, к себе как биологическому объекту и личности.
-Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью.
-Развивать умения правильно проводить и оформлять результаты лабораторной работы, работать индивидуально, анализировать ответы товарищей, делать выводы.
Учитель: На ваших столах лежат листочки с изображением смешных рожиц ,разного настроения. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, рабочему состоянию. Напишите на нем, что вы ждете от сегодняшнего урока, чему бы вы хотели научиться, какие качества своей личности развить в себе? В заключение урока вы на обратной стороне листочков напишите свое мнение о том ,как реализовались на самом деле ваши стремления, ожидания.
Тема нашего урока записана на доске. Прочитайте. С понятием среды мы с вами уже встречались при изучении зоологии. Что же такое среда для животного организма? (Все , что его окружает ). А для человека? ( Можно сказать, то же самое.) Но ведь человек существо социальное и может приобрести черты человека и ощутить себя человеком только находясь в человеческом обществе , наверно недостаточно отнести к среде его жизни только наземно - воздушную и указать влияющие на него компоненты этой среды тела живой и неживой природы вокруг него. Есть еще что- то, что является значимым именно для него. А что значит среда обитания для тебя, Илькин? ( Моя жизнь проходит в спортзале или в классе).
Я предлагаю вам нарисовать среду своего обитания. Где обитаете вы? В какой среде вы живете? Какая среда для вас самая важная, самая комфортная? ( Ответы: дом, двор, класс, лес). Какова среда вашего окружения? (Хорошая, напряженная, комфортная).
Как же мы назовем наш урок? О чем сегодня речь?
Ответ: «Среда моей жизни».
Мы все очень благодарны тем учащимся, которые поделились с нами своим личным жизненным опытом, своим видением среды. Скажите, а среда может влиять на жизнь человека, его мировоззрение, его дальнейшую жизнь? (Может). В какой среде растут творческие люди? ( В той, где царят взаимоуважение, взаимопонимание, есть люди, на которых можно равняться, где все вместе решают какие- то вопросы, творчески подходят к делам, которые вместе делают). В какой среде растут нарушители? (Называют противоположные качества, указывают на значение вредных привычек тех, кто рядом.)
Мы все время говорили о среде, в которой живет организм, а что является средой для клеток, из которых этот организм состоит? С чем граничат клетки, от чего зависит их жизнь? (Они тоже имеют свою среду, но только внутри организма. Это внутренняя среда)
Что мы можем отнести к внутренне среде организма? (Уч-ся назвали кровь).
Покуда кровь течет свободно в ней,
Не слишком торопливо, в меру пылко,
Становится она лишь голубей.
Но если в хрупком голубом сосуде,
Ей станет тесно, крови,
Рвет она его в клочки,
Тогда лишь видят люди,
Кровь тяжела, тревожна и красна.
( М. Алигер)
Учитель биологии: Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с нечистой силой, говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь, как в нечто таинственное. За кровью признавали могучую и исключительную силу. Кровью скрепляли священные клятвы. Жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью», древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что в крови здоровых людей здоровая душа.
Сопоставьте два факта:
- Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
- Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните:
А) почему человек без крови погибает; А если сравнить свои ощущения
Б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека? Вспомните , какие органы относятся к кровеносной системе млекопитающих, какова их функция? Какова роль крови? Что вы знаете об этом?
Вопрос к учащимся:
А что значит кровь для вас, с чем ассоциируется это понятие?
(некоторые учащиеся высказались, что кровь – это жизнь. Кровь среда для клетки . Она приносит кислород и углекислый газ, уносит продукты распада и углекислый газ.)
Представьте себя клеткой своей среды. Как вы в ней себя чувствуете? Рома, скажи пожалуйста, а как ты себя чувствуешь в своей среде? (Хорошо). А можешь сравнить свои ощущения с теми, которые были перед твоим отъездом 2 года назад и после возвращения в этом году? Что - то изменилось? ( До отъезда наши 2 класса объединили , а сейчас все опять как в начальной школе. Мне здесь лучше.) Значит ты, как клетка организма , чувствуещь себя хорошо только в среде с определенным составом? Как же чувствует себя настоящая клетка, зависит ли ее жизнь от состава крови? С чем ей еще приходится контактировать ? Что еще, кроме крови относится к внутренней среде организма?
Что бы вы хотели сегодня узнать о крови, что вы еще не знаете?
Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Объясните, зачем?
Изучение нового материала.
Для решения этих задач нужно выяснить, что такое кровь. Из чего она состоит, какие несет ф-ции, какова ее роль в поддержании здоровья человека?
План объяснения нового материала учителем : организм человека имеет клеточное строение, клетки могут жить только в жидкой среде, из которой они получают питательные вещества, кислород и куда выделяют продукты жизнедеятельности; клетки очень чувствительны к температуре, постоянству химической среды, концентрации солей, газов. Поэтому клетки должны соприкасаться с жидкой средой, а эта среда должна иметь сравнительно постоянный состав, в ней не должно быть резких колебаний. В организме работают механизмы, поддерживающие постоянство. Внутреннюю жидкую среду организма составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Взаимосвязь между этими тремя жидкостями.
В ходе беседы учащиеся приходят к выводу о том, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, т.к. она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов и т.д.
Но что мы знаем об этом веществе темно-красного цвета? Из чего состоит кровь?
Действительно, кровь – самая удивительная жидкость , нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови. Существует выражение: «Лицо – зеркало души». А вот некоторые медики называют кровь зеркалом здоровья человека.
Почему? (Ответ: Кровь содержит 6-8 %от массы тела, а также форменные элементы и плазму с органическими и неорганическими веществами)
Состав крови.
В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её процентов приходится на сухой остаток. Но как разнообразен её состав. Каждое из этих веществ имеет определенное и важное значение.
Белки – «строительный материал» нашего организма, участвуют в процессах свертывания крови, поддерживают постоянство реакции крови (слабощелочная), образуют иммуноглобулины, антитела, участвующие в защитных реакциях организма.
Высокомолекулярные белки, не проникающие через стенки кровеносных капилляров, удерживают в плазме определенное количество воды, обеспечивают вязкость крови, постоянство ее давления в сосудах, препятствуют оседанию эритроцитов.
Жиры и углеводы – источники энергии.
Соли, щёлочи, кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменение которой опасно для жизни.
Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем. Для нормальной деятельности организма важно не только количественное содержание солей, но и чрезвычайно важен и качественный состав этих солей. Сердце, например, остановится, если из протекающей через него жидкости полностью исключить соли кальция, или увеличить концентрацию солей калия.
Суммарная концентрация компонентов плазмы создает осмотическое давление, благодаря которому происходит проникновение жидкости через клеточные оболочки, что обеспечивает обмен воды между кровью и тканью. (Демонстрация опыта картофель в пресной и соленой воде). Концентрация различных солей в плазме крови относительно постоянна. Водный раствор солей, который по концентрации соответствует содержанию солей в плазме крови, называется физиологическим раствором. Он используется в медицине для выполнения недостающей в организме жидкости. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,9 % раствор поваренной соли, называемой физиологическим раствором
Что же такое форменные элементы? Это эритроцит, лейкоцит, тромбоцит. Далее учащиеся знакомятся с таблицей на доске, где указаны названия клеток, форма клеток, где они образуются и утилизируются сколько их в 1 мл крови, какую функцию выполняют в организме человека, слушают сообщение подготовленного ученика о переливании крови.
Вопрос к учащимся: К какому типу тканей относится кровь и почему вы так считаете?
Лабораторная работа: Сравнение строения эритроцитов лягушки и человека.
А теперь вернитесь к листочкам на ваших столах со смайликами . Выберите тот, который соответствует вашему настроению, рабочему состоянию в данный момент. Напишите свое мнение о том, как реализовались на самом деле ваши стремления, ожидания.
Что нового вы узнали о себе? Какие новые знания получили для себя? Каково практическое значение полученных знаний?
Инструктивная карточка
Лабораторная работа
«Изучение препарата крови человека и лягушки» (5мин.)
Цель работы: закрепить полученные на уроке первичные знания об особенности строения эритроцитов. Сравнить эритроциты человека и лягушки.
Ход работы:
- Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека и лягушки Сравнить их размеры, рассмотреть есть ли в них ядра.
- Зарисовать 1-2 клетки.
- Ответьте на вопрос: чья кровь в одном объеме за единицу времени переносит больше кислорода и почему?