Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.
Практическая цель – изготовление кормушек и подкормка птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival_otkrytykh_urokov.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль открытых уроков.
Проект урока
«Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
Девиз: Знать, уметь, действовать.
Проект предназначен для учащихся 7 класса.
- Обзор проекта.
- Обоснование проекта.
Принять участие в фестивале открытых уроков. Птицы имеют огромное значение в природе и в жизни человека – необходимо наиболее полно донести эту информацию до школьников.
- Актуальность проекта.
Изучение значения птиц в природе и жизни человека – необходимое условие
регулирования накопившихся социальных, экологических и культурных проблем нашего общества. Сегодня, когда государство уделяет этой проблеме недостаточное внимание, желательно организовать подобную деятельность и силами детских коллективов при непременном руководстве со стороны учителя.
Изучение экологии птиц помогает:
понять, как человек осваивал природное окружение и взаимодействовал с ним, какие связи устанавливались между человеком и птицами;
увидеть преемственность эстетических эталонов окультуривания природы и экологически целесообразное размещение искусственных сооружений в преобразованных ландшафтах.
- Цель проекта.
Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.
Практическая цель – изготовление кормушек и подкормка птиц.
- Сроки выполнения проекта:
Вся работа согласно проекту осуществляется в течение трёх недель.
- Формы работы учащихся.
Беседы, семинары, Знакомство с научной экологической, культурологической, исторической, художественной и другой литературой, экскурсии в природу, самостоятельные исследования, теоретические и практические изыскания. Совместный труд с родителями дома по изготовлению кормушек для птиц, экскурсии в природу.
- Реализация проекта.
- Критерии при выборе птиц:
- Птицы должны быть хорошо известны учащимся.
- Осуществлять дифференцированный подход и учитывать индивидуальные особенности учащихся
- Информация должна быть доступной учащимся
- Нагрузка должна быть посильной
- Задачи деятельности.
1. Достижение понимания школьниками значимости птиц в природе и жизни человека посредством изучения их экологии
2. Привлечение внимания к проблеме сохранения и привлечения птиц.
3. Повышение уровня становления экологической культуры школьников путем активизации природоохранительного воспитания.
- Условия реализации проекта.
Педагогическое влияние на личность школьников в процессе развития видов деятельности, которые воздействовали бы на её интеллектуальную, духовную, эстетическую, нравственную, эмоциональную, волевую и другие сферы.
- Этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный. Его начало приурочивается к изучению многообразия птиц. В этот период организуется учебно- исследовательская деятельность школьников по овладению ими:
- Подготовительными теоретическими знаниями по изучению экологии птиц.
- Навыками и умениями работы с дополнительной литературой.
- Практическими умениями – определение птиц по силуэту, изготовление кормушек, выбор корма для птиц.
Преследует цель обобщения, углубления знаний и применение знаний на практике.
Второй этап – основной.
Он заключается в проведении конференции в рамках урока по биологии в седьмом классе согласно программе «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
Уроки-конференции
как правило вызывают живой интерес у учащихся. Эта форма обучения позволяет повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор. Однако для проведения такого урока необходима тщательная подготовка. На подготовку урока-конференции требуется несколько недель. В течение этого времени учащиеся совместно с учителем выполняют большую работу:
- Готовят экспонаты
- Разрабатывают сценарий урока
- Знакомятся с нужной литературой
- Определяют объём материала и примерное содержание выступлений
- Встречаются со специалистами
- Привлекают к организации урока библиотекаря.
Третий этап – пропагандистский. Он включает:
- Выпуск экологической газеты, листовок, лозунгов, аншлагов в защиту птиц.
- Подготовку и проведение устного журнала для младших школьников «Птицы – наши друзья».
- Ожидаемые результаты
1 этап – сбор информации об экологии наиболее распространенных птиц, их значении в природе и жизни человека. Этот материал используется в дальнейшем при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
2 этап – конкретный вклад в дело охраны природы в виде подкармливания птиц.
3 этап – приобщение учеников 8 класса к осуществлению экологических проектов.
К планируемым результатам учебно-исследовательской и практической деятельности можно отнести знания и умения, которые школьники приобрели во время различных видов деятельности. По ним можно представить, что и как усвоили учащиеся в целом, а также выявить, в каких видах деятельности проявляются у разных детей те или иные знания, умения и качества личности.
Заканчивается проект викториной для учащихся на занятии кружка «Охрана природы».
- Оценка проекта.
Успехи проекта оцениваются по степени активности школьников в деятельности по сбору информации и практической природоохранной работе. Таким образом, целенаправленный процесс формирования и развития экологической культуры во всех видах и формах общения с объектами природы составляет сущность данного проекта, который конкретизирует и углубляет цели экологического образования и воспитания школьников (мало знать – нужно действовать).
- Информация о проекте.
Для распространения информации о проекте используется сменный стенд в кабинете биологии «Природа».
ПЛАН—КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
Цель урока:
- Обобщение знаний учащихся по теме « Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
- Воспитание экологической культуры.
Планируемые результаты:
- Учащиеся обобщают, закрепляют и углубляют знания по экологии птиц;
- Осознание необходимости охраны и привлечения птиц;
Личностная значимость изучаемого материала для школьника.
Сохранять природу, все биоразнообразие—гражданский долг каждого человека, его конституционная обязанность.
Методы обучения: проблемный. Какую роль играют птицы на планете Земля?
Формы организации учебной деятельности: конференция.
Приемы деятельности учителя:
- Организация помощи учащимся в подготовке и проведении урока;
- Постановка нерешенных проблем;
- Беседа о роли птиц на Земле;
- Демонстрация кодопозитивов, фотографий и других материалов.
Познавательные задания:
- Какую роль играют птицы в природе?
- Значение птиц в жизни человека.
- Что необходимо делать человеку, чтобы сохранить птиц?
- Ваше личное участие в охране и привлечении птиц.
Организация деятельности учащихся:
Выступают с сообщениями, решают экологические задачи, вступают в дискуссии,
обобщают факты и делают выводы.
Развитие умений учащихся:
- Работать с дополнительной литературой;
- Использовать имеющиеся знания;
- Проводить наблюдения в природе;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Развивать опыт эмоционального значения;
- Обобщать материал.
Основные понятия и термины урока: экология, среда обитания, природные сообщества, биогеоценоз, искусственные экосистемы, ООПТ, биоразнообразие, цепи питания, устойчивое равновесие, экологическая ниша.
Источники информации: учебники «Биология» 7-8 класс, дополнительная литература, исследовательские работы учащихся, телевизионные программы, экологические газеты «Зеленый парус» и «Берегиня».
Оборудование: Компьютер, диски, презентация, книги о птицах, таблицы и картины с изображениями птиц, фотографии, карточки с заданиями, карта заповедников России, исследовательские работы учащихся.
Ход урока:
|--Оргмомент и постановка учебных задач.
||--Проведение конференции.
- Вступительное слово учителя. (Тихо звучит музыка и птичьи голоса). Послушайте, посмотрите, почувствуйте сколь удивителен мир птиц! Появились птицы на нашей планете более 100 миллионов лет назад. Общее количество птиц около 100 миллиардов, а вот количество видов около 9000 видов. Птицы наряду с другими позвоночными составляют один из важных природных компонентов. Пернатые многообразны как в видовом отношении, так и по общей численности, поэтому роль их в природе и жизни человека существенна. Этому вопросу и посвящена наша конференция.
Если бы у нас была возможность, мы пригласили бы специалистов и людей самых разных профессий. Кто же примет участие в работе нашей конференции? (Участники получают таблички с обозначением профессий: эколог, биолог, агроном, лесовод, охотовед, инженер –конструктор, поэт, художник, врач и т. д.)
Позвольте конференцию, посвященную значению птиц в природе и жизни человека, считать открытой.
Мы приступаем к обсуждению сообщений, в ходе которого должны обобщить материал по теме, сделать выводы и принять резолюцию по данному вопросу. Для этого вы получите рабочие заготовки, заполните их и сдадите в конце урока на проверку.
Учащиеся получают листы с подготовленной таблицей:
Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.
Значение птиц в природе. | Значение птиц для человека. |
Система мероприятий по охране птиц:
1.
2.
3.
4.
5.
Выводы:
2.Выступление учащихся с сообщениями по темам, предложенным заранее.
Птицы—потребители готовых органических веществ, создаваемых растениями.
Значение птиц в жизни растений.
Решаем экологическую задачу (использование графопректора и кодопозитивов «Биогеоценоз дубрава»). Почему деревья, посаженные вдоль поля (лесополоса), сильно повреждались вредителями. (Необходимо вместе с деревьями сажать кустарники, на которых насекомоядные птицы строят свои гнёзда)
Взаимоотношения птиц и других животных.
Прослушав сообщение и записав соответствующие выводы в таблицу, выполняем задание на магнитной доске: составить пищевую цепь с помощью магнитных знаков.
(Зеленое растение, насекомое, насекомоядная птица, хищная птица).
Выполнение задания проверяется и обсуждается в ходе конференции.
Учащимся предлагается фотозагадка: кого съели и кто съел? (На фотографии пёрышки голубя, съеденного ястребом).
Влияние на численность птиц паразитирующих на них беспозвоночных животных.
Учащиеся приводят примеры (паразитические черви, вши, клещи).
Роль птиц в жизни человека.
Заслушивается сообщение учащегося.
Решается экологическая задача. В Китае обычного воробья объявили врагом народа и уничтожили во всей стране. Увеличилось количество вредителей, что привело к снижению урожая риса. Пришлось китайцам закупать воробьёв за границей. (Воробей питается семенами растений, но птенцов своих выкармливает животной пищей).
Беседа с участниками конференции об эстетическом значении птиц.
Учащиеся вспоминают картины известных художников, читают стихи, вспоминают имена известных писателей и их произведения, цитируют строки популярных песен, посвященных птицам. Каждый старается вспомнить свою любимую птицу.
Влияние деятельности человека на численность птиц в природе.
Заслушивается сообщение учащегося по данному вопросу, проводится обсуждение с использованием записей на доске.
9000 видов
1200 видов в угрожающем состоянии
650 видов близки к этому
123 вида занесены в Красную книгу России
За 20 веков исчезло 70 видов птиц, за один только 21 век может исчезнуть 1200 видов!!!
Птицей 2005 года объявлена сова.
Система мероприятий по охране и привлечению птиц.
Учащиеся в процессе беседы высказывают свои предложения и делают соответствующие записи. Учитель дает небольшую информацию о Союзе охраны птиц России и предлагает принять участие в работе по учету птиц во время весеннего пролета.
2. Учитель делает краткий анализ проделанной работе. Учащиеся сдают листы с таблицей.
3. Задание на дом: приготовить вопросы с ответами по экологии и охране птиц (10 вопросов) для викторины.
4. Учитель выставляет оценки за работу учащихся на уроке.
5. Если позволяет время, можно провести рефлексию—ребята делятся своими впечатлениями об уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.
Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль птиц в природныхсообществах...
Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...
Презентация к уроку "Роль кислорода в природе и жизни человека"
Материал можно использовать в курсе химии 8 класса в теме "Кислород"...
Значение птиц в природе и жизни человека. 7 класс
Птицы – одно из замечательных проявлений жизни на нашей планете. Они украшают и оживляют наши сады и парки, наполняя их звуками и красками. Птиц можно встретить повсюду: и в холодной тундре, степях, л...
Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"
Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...
Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.
Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...
презентация "Птицы символы" К уроку "Значение птиц в природе и жизни человека"
презентация к уроку "Значение птиц в природе и жизни человека"...